Проблемы, подходы и решения при разработке современного занятия
учителя МОУ Среднетимерсянской средней школы
имени Героя Советского Союза Е. Т. Воробьёва
Пироговой Людмилы Петровны.
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Сегодняшняя ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи школы. Новый социально - образовательный заказ общества ориентирует нас на главный результат образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Поэтому главная цель образования ХХI века – создание условий для самореализации ученика, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути.
Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Актуальным является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии со своими ценностными ориентирами.
Появилось много учителей, которые были не удовлетворены положением дел в старой системе образования. Раньше учитель должен был знать, какой объем информации усвоил ученик. Но учителя чаще всего не интересовала собственная точка зрения ученика. Отношения учителя и ученика в основном были авторитарными. Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы педагогов, ученых, родителей и самих учащихся. Основным вопросом также остается проблема учителя, который будет преподавать по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, не "вбивать" знания, а развивать личность ученика. Что меняется в содержании образования сегодня? Им становится деятельность (учителя и ученика). Меняется и основная функция учителя: он из передатчика информации превращается в менеджера. Главное для учителя в новой системе образования - управлять процессом обучения. Меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника учителя - в субъекто-объект обучения, т. е. становится активной личностью. Ученик тоже должен давать обратную связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли. Итак, новый тип обучения - деятельностный.
Современный урок - это урок формирования УУД . Проектирование такого урока - дело непростое, но сегодня – это требование времени. Учитель должен идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика. К.Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Современный учитель должен:
диагностировать, т.е. изучать, исследовать свою и чужую деятельность, явления, факты;
ставить цель деятельности;
прогнозировать и планировать деятельность в соответствии с целями;
организовывать достижение цели по плану;
контролировать выполнение цели, то есть: управлять процессом деятельности; корректировать процесс деятельности;
анализировать и рефлексировать результаты деятельности других людей и собственные;
адаптировать (приспосабливать к себе, к обстоятельствам);
моделировать (пробовать разные варианты деятельности);
экспериментировать и вводить новое в свою деятельность.
Новый государственный стандарт предусматривает создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся. Прописаны требования к условиям обучения, то есть к обстановке, в которой ведутся уроки. Создается модель экологически комфортной образовательной среды, большое внимание уделяется организационным формам урока и рациональному распределению нагрузок в течение дня. Одну из таких охранительных функций процесса обучения выполняют интерактивные формы работы с детьми
Характерными признаками интерактивного обучения являются:
активность ученика;
постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля;
индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности;
гибкое управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, переходящее в самоуправление;
использование рефлексивного подхода к процессу обучения;
максимальная индивидуализация продвижения в учебе.
Интерактивное обучение в переводе с английского означает научение (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. В процессе такого обучения учащиеся выступают не пассивными обучаемыми, а активными деятелями, полноправными участниками процесса. Каждому ученику предоставляется возможность найти свой способ решения. Дети - соавторы учителя в создании урока. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Педагог выполняет функцию помощника в работе. Именно такой подход не "прессует" личность, а помогает ей развиться в творческом плане.
Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности присутствуют на уроке: физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят , пишут, слушают, рисуют и т.д.; социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.; познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д. Традиционный авторитарный стиль меняется - учитель выступает в роли консультанта. А его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных. Среди форм организации учебной работы преобладает парная, групповая , коллективная. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес.
Интерактивные технологии позволяют каждому конкретному ученику включиться в общую работу, в активную деятельность, развивают личностную рефлексию. Работая в микрогруппе учащиеся развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе. Ученики приобщаются к смене социальных ролей в зависимости от ситуации, принимают нравственные нормы и правила совместной деятельности. В классе в процессе групповой рефлексии развиваются навыки анализа и самоанализа, повышается познавательная активность, происходит формирование класса как групповой общности.
Интерактивное обучение решает задачи: формирования потребности в самообразовании; воспитании креативных качеств личности; развития познавательной самостоятельности. Интерактивное обучение активизирует самостоятельную познавательную деятельность учеников и, следовательно, положительно влияет на личностный рост школьников.
Перечислим этапы технологии конструирования интерактивного обучения:
1. Формулируется цель задания, в которой указывается, какой учебный элемент подлежит изучению, устанавливается необходимый, для изучения, объем знаний об учебном элементе и перечень компонентов знаний о данном учебном элементе.
2. Определяются базовые знания, необходимые для использования их в качестве опорных при усвоении новых знаний.
3. На основе ранее приобретённых ребёнком знаний создается учебная компонента интерактивного обучения. Она имеет конкретный характер (выполнение теста, упражнения, разбор предложений, составление плана пересказа и т.д.).
4. Планируются возможные действия учащихся по выполнению познавательной компоненты.
5. Выбираются предполагаемые пути достижения цели ( информационный подход, моделирование, имитация, демонстрация, анимация, таблица).
6. Создается познавательная компонента интерактивного обучения. Понятие структурируется и строится модель. Строится алгоритм действий.
7. Планируется организация помощи, проверки, анализа результатов выполнения познавательной компоненты задания.
8. Разрабатывается система промежуточного и конечного контроля знаний и способов деятельности в форме тестов, задач упражнений и т.д.
9. Готовится банк информационной поддержки и помощи (справочная и специальная информация к выполнению задания). Содержит краткие сведения конкретной предметной области (например, в математике: сведения о геометрических величинах и единицах их измерения, формулы, определения), примеры выполнения заданий (применение знаний по образцу), краткие указания к выполнению задания (подсказки).
10. Выбирается система программирования и составляется программа. При составлении алгоритма необходимо соблюдать следующие правила. Алгоритм должен быть: определенным и понятным; вариативным (позволяет выполнять не одно, а серию похожих заданий); результативным.
Разделение действий учащихся на отдельные операции, их поэтапное выполнение, и усвоение делают познавательную деятельность учащихся контролируемой и управляемой. Многократное применение алгоритмов создает условия для формирования таких мыслительных операций, как систематизация, сравнение, обобщение, развивает логику.
Интерактивное обучение - интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики и этот подход полностью соответствует направлениям развития отечественной системы образования. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Литература.
Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 2015. - № 7.
Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. http://www.vita-centr.ru/Other/343.doc
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие / авт.сост: С.В.Фаттахова. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 89 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».