Выступление «Проблемы выявления одарённой молодёжи в профессиональном образовании»
ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: в статье анализируется основное понятие: одарённость,раскрывается значение людей, обладающими различными способностями для развития современного общества и государства в целом. Перечисляются основные виды одарённости и области их применения. Раскрывается важность педагогической деятельности в выявлении и развитии одаренной молодежи. Рассматривается опыт исследования одаренных обучающихся в профессиональном образовании.
Ключевые слова: молодёжь, одарённость, развитие личности, индивидуальность, тестирование.
В России на сегодняшний день наблюдается острая заинтересованность в выявлении и развитии талантливой молодежи. Особенно остро стоит данный вопрос в связи с необходимостью развития личности в профессиональном образовании. В результате появления новых технологий отмечается резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением и способных анализировать полученную информацию, а также привносить новое содержание в развитие социума.
Большинство специалистов педагогов: Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д., Бабанский Ю. К.; психологов: Рубинштейн С. Л., Теплов Б. М., Шумакова Н. Б., Дж. Рензулли, Фримен Дж., Т. Гарднер, Б. Блум, Дж. Гилфорд; методистов: Крутецкий В. А., Горелова Г., Степанов В., Лейтеса Н.С. Матюшкина А. М., Кабанова-Меллер Е.П., исследуя феномен одаренности считают, что «одарённость» представляет собой выдающиеся способности, обладающие высоким потенциалом, что позволяет достичь наиболее значительных результатов в той или иной области деятельности [1].
Проявление способностей возможно в следующих областях, то есть их можно назвать видами одарённости. Вид одаренности трактуется согласно определению одаренности как отличительные актуальные или потенциальные возможности в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики [7].Рассмотрим подробно некоторые из них: интеллектуальные способности, дающие очень высокий потенциал к обучению, который возможно будет применить в будущей научно-исследовательской деятельности; творческие способности: художественные, музыкальные, литературное дарование, актёрский талант; технические способности, дающие возможность получения в будущем инженерной специальности; социальные способности, в процессе развития которых появляется возможность воспитать талантливого лидера.
Особенно велика важность педагогической компетенции при выявлении одарённости. Педагогу необходимо вовремя заметить, классифицировать и сориентировать обучающегося на деятельность, которая максимально соответствует его склонностям, что позволит ему в будущем правильно выбрать направленность деятельности [7].
По мнению отечественных и зарубежных исследователей, самыми надёжными характеристиками независимо от области одарённости обучающегося является высокая потребность в любимой деятельности и удовольствие, которое обучающийся получает от нее. Такая целенаправленность служит одним их точных показателей проявления одарённости.
В сегодняшней российской реальности, к сожалению, далеко не каждый молодой человек, имеющий выдающиеся задатки в различных областях деятельности в состоянии успешно адаптироваться в жизни современного общества. Обычная система профессионального образования насчитывает обучающихся с высоким уровнем способностей в среднем от 2 до 5 % . Однако общеизвестный факт, что современная система российского образования ориентирована на большинство обучающихся, имеющих средние способности. Данная система не приспособлена к выявлению и развитию одарённых обучающихся, вследствие чего они вынуждены адаптироваться к текущей ситуации. В результате этого можно выделить некоторые факторы, неблагоприятно влияющие на данную категорию молодёжи.
Во-первых, это обедневшая социальная среда, которая не способна развить одаренность молодого поколения до необходимого уровня. Во-вторых, это конфликт между проявлением индивидуальности и необходимостью вписываться в жёсткие рамки стандартов учебного заведения. В-третьих, это сохранение индивидуальности для успешного вхождения в социум с учетом недостаточной сформированности личностных качеств. Что обеспечит молодому человеку значительную поддержку на пути профессиональной реализации и социальной адаптации.[2]
При выявлении одаренных обучающихся с высокими интеллектуальными способностями наиболее серьёзным и самым распространенным препятствием являются стереотипные ожидания. Педагоги нередко ошибочно полагают, что человек с высоким интеллектом должен превышать учебные нормативы во всех сферах учебной деятельности. Если же он проявляет незаурядные способности только по одному предмету, то это может восприниматься педагогом как результат семейного влияния. Еще одна ошибка, связанная с ожиданиями, – это предположение, что молодой человек с высоким уровнем умственного развития имеет высокую мотивацию к достижениям во всех сферах обучения, стремление быть лучшим во всём, в том числе и в положительном отношении к обучению в целом. Однако на практике мы можем наблюдать совершенно противоположное явление. Высокая мотивация может быть показателем одарённости, однако её отсутствие совершенно не говорит об обратном.
Если заглянуть в историю, то наглядно можно проследить, насколько для развития общества и государства в целом важны новые идеи, открытия, изобретения, сделанные талантливыми людьми. Одарённые люди имеют особенность чувствовать изменения в общественных и политических отношениях, улавливать новые веяния в науке и технике, культуре и искусстве. Они являются прекрасными индикаторами, которые определяют развитие новых тенденций. Таким образом, можно сделать вывод, что одарённость является также и социальной категорией, а не только психолого-педагогической, так как говорим о достижениях в области человеческой деятельности, которая имеет большое значение для социума в целом. Обществу необходима организация системы, которая будет выявлять и развивать молодые таланты для потенциального развития общества. [3]
В России сейчас существуют разнообразные программы для развития одарённой молодёжи, которые являются средством дополнительного образования для молодых людей. Такие программы помогают выявить собственный потенциал, осознать его ценность и показать индивидуальный путь для его развития. Также участники подобным программ имеют возможность общения с ровесниками, у которых тоже очень высокий уровень одарённости, что предполагает совместное развитие и обмен опытом, а также удовлетворяет потребности в понимании и принятии в среде сверстников.
Анализ системы зарубежного образования показывает, что уже в течение десятилетий в большинстве стран распространена практика выявления, развития и поддержки молодёжи на самых ранних этапах её формирования. В результате такой работы мы видим формирование интеллектуальной элиты, которая занимает ведущие позиции в обществе. Внимание к этим вопросам является результатом ускоренного развития мирового сообщества в области экономики, науки, техники и культуры. Особенно явно можно наблюдать эти проявления с начала 60-х годов прошлого века, когда в Германии, Англии, Франции и США проводились исследования развития творческой личности. Именно в тот период было создано международное сотрудничество, которое до сих пор поддерживает деятельность учёных, занимающихся исследованиями проблем творчества. Изучение процессов организации образования в зарубежной средней и высшей школе показывает возрастание интереса к формированию одарённой личности, а, следовательно, и к совершенствованию методов обучения.
Таким образом, в этом вопросе можно выделить следующие аспекты: структурный, социальный, ресурсный и особенно педагогический, который осуществляет поиск нового содержания, форм и методов обучения, в результате которого проявляется высокая интеллектуальная активность учащихся.
Проведённый анализ исследований позволил учёным сделать вывод, что возможно легко отличить одарённого ученика, который в своих действиях и выводах обнаруживает глубокое знание предмета. Как показал анализ, зарубежные ученые достигли высоких результатов в решении этих проблем, что позволяет их использовать для совершенствования современной образовательной системы.
Главным из этапов жизни человека является так называемый «фундамент», который закладывается в том возрасте, когда нужно заметить индивидуальные особенности. Чем раньше начнёт формироваться эта основа, тем больше вероятности, что человек правильно сориентируется в выборе профессии и адаптируется в современных реалиях. Но также нужно учитывать социально-экономические условия, в которых происходит развитие молодого поколения.
Современная молодёжь в сегодняшней России находится в очень сложных условиях развития. Характер, темп и рост социально-экономических преобразований предъявляет очень жёсткие требования к подрастающему поколению. Это ведёт к разногласиям и дестабилизации деятельности различных институтов, которые имеют влияние на развитие молодёжи. В современных СМИ преобладают образы, идеи и стереотипы, которые крайне отрицательно действуют на формирование мировоззрения молодого поколения. Педагогам необходимо приложить огромные усилия, чтобы исключить максимальным образом негативные последствия современной пропаганды, особенно если они работают с одарённой молодёжью. Ведь это особая социально-возрастная прослойка, которая отличается возрастными рамками и статусом в обществе – это переход из детско-юношеского возраста и принятие на себя социальной ответственности. Ни в коем случае нельзя недооценивать особенности психологической и методологической работы, проводимой с одарёнными подростками, которые определяются следующими обстоятельствами.
Во-первых, нужно учитывать психологические особенности подросткового периода, когда происходит личностное развитие, возрастает его самостоятельность, выходят на качественно новый уровень его отношения со сверстниками и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. В этот же период происходит осознание себя как полноценного члена общества.[4]
Во-вторых, психологические задачи развития, такие, как преодоление инфантилизма и приобретение психологической независимости от родителей, поиск новых авторитетов среди взрослых, принятие ответственности за свои жизненные решения.
В-третьих, нужно учитывать психологические запросы подрастающего одарённого поколения и их специфику. Это высокая любознательность, нестандартность мышления, индивидуальная личностная оригинальность.
Психологическая работа с одарёнными подростками должна учитывать их индивидуальные интеллектуальные и возрастные особенности и стараться полностью удовлетворить их повышенные запросы. Это очень трудная и ответственная работа по своей специфике, но это лишь показывает, что одарённой молодёжью нужно заниматься, так как за ней стоит будущее развитие современной России. На сегодняшний день большое внимание уделяется амбициозным молодым людям, которые намереваются реализовывать социальные и законотворческие проекты и которые полны стремления изменить к лучшему социально-экономическое положение нашей страны.
Молодёжь в целом социологи определяют как самостоятельную социально-демографическую группу, которая характеризуется общественными формами и отношениями. Новое поколение современной российской молодёжи имеет некоторые социальные особенности, определяющиеся специфической позицией, которую молодежь занимает в обществе. Наряду с этим молодое поколение создает некую особую социальную структуру, а также подвергает преобразованиям уже сложившиеся социальные отношения. Подобное проявление молодежи определяется закономерностями процесса социализации в конкретных условиях современного общества.
В итоге можно сделать вывод, что при добросовестном подходе педагога к оценке одаренности молодого человека в профессиональном образовании можно увидеть её в самом обычном человеке, где раньше её просто не замечали. В результате чего появляется высокая вероятность того, что с помощью педагога и при его поддержке этот ребёнок, подросток или молодой человек сможет вовремя осознать и развить свои способности, в результате чего стать незаурядной личностью в будущем.
Молодёжь – это те люди, которые будут развивать, совершенствовать и модернизировать развитие нашего общества во всех областях. При этом она представляет собой общественное достояние, имеет большую социальную ценность и не должна рассматриваться только лишь как ресурс. Государство и общество в целом должны постоянно заботиться о восполнении и наиболее продуктивном использовании потенциала молодого поколения. [5]
Список использованных источников
1. Богоявленская Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. 2000. №4. С. 5-13.
2. Программа развития интеллектуально одаренной молодежи [Электронный ресурс] / Золотая психея // URL: http://www.psy.su/psyche/projects/241/ (дата обращения: 16.06.2014).
3. Руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися / Под.ред. Л.В. Поповой и В.И. Пановой – М.: Молодая гвардия, 1997, 137 с.
4.Психологические особенности детей подросткового возраста [Электронный ресурс] / gimnazia22 http://www.gimnazia22.ru/ (дата обращения: 10.01.2019).
5. Бальзанников М.И., Пиявский С.А., Козлов В.В. Объединенная вузовская система научного консультирования индивидуальных проектов старшеклассников // Научное обозрение. 2014. № 2. С. 161-166.
6. Мишина Л.Н. Изучение проблемы одарённой молодёжи в зарубежной педагогике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология 2011.№1. С. 117-120.
7. Никифорова Т.В. Психологическая поддержка талантливой молодёжи при развитии творческой компетенции // Сборник статей новая стратегия оценивания учебной деятельности. Самарскийгосударственныйтехническийуниверситет. 2016. С. 88-92.