12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Тинникова Лариса Ивановна93
Работаю учителем хакасского языка. Руковожу школьным центром хакасской культуры "Артым" ("Водопад"). На сайте нашего лицея размещается виртуальный кабинет хакасского языка.
Россия, Хакасия респ., Абакан

Тинникова Л.И., учитель хакасского языка МБОУ г. Абакана «Лицей»

Развитие активной поликультурной личности учащегося

в рамках деятельности школьного центра хакасской культуры «Артым»

Актуальность и необходимость приобщения учащихся к основам хакасской культуры заключается в том, что обучение языку без знаний культуры своего народа невозможно. Язык - есть отражение культуры народа. Традиционная народная культура – это сплав языка и этнокультурных традиций. Не случайно, сохранение и развитие традиционной народной культуры и языка рассматриваются исследователями как двуединая задача современного российского общества.

В лицее создаются условия для приобщения учащихся к основам хакасской культуры, воспитания национального самосознания учащихся. Более 10 лет успешно реализуется проект Центра хакасской культуры «Артым», что в переводе с хакасского означает «водопад», для нас же это: водопад идей, творческой инициативы, находок и открытий; неиссякаемый источник народной культуры, чистый и звонкий; мерило нравственности и путеводная звезда в мире знаний и творчества. Целью центра является приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям хакасского народа, воспитание любви к родному краю.

Задачи, реализующиеся через деятельность Центра хакасской культуры: обучение хакасскому языку; развитие творческих способностей учащихся, активной поликультурной личности; воспитание национального самосознания учащихся, любви к родной земле, культуре хакасского народа.

Деятельность центра хакасской культуры реализуется в системе, основными направлениями которой являются проведение Месячника тюркской письменности и культуры в первом полугодии, предметная Неделя хакасского языка и культуры - во втором. В рамках деятельности Центра проводятся мероприятия: школьные олимпиады по хакасскому языку, творческие встречи, конкурсы, викторины. Учащиеся выпускают стенгазеты по различным темам, выполняют и защищают проекты. Участвуют в конкурсах различных уровней, викторинах, театрализованных представлениях.

Центр хакасской культуры успешно «встроен» в деятельность по программе «Развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников», принимает участие в реализации задач республиканского эксперимента по внедрению интеркультурной модели «Многоязычие и поликультурность», где объединились деятельности учителей немецкого, французского, английского и хакасского языков.

Около 10 лет МБОУ «Лицей» осуществляет международное сотрудничество со школой Германии, города Теннингена, а также является активным участником Международного проекта «Австралия – Россия». К участию в данном проекте привлекаются и учащиеся хакасского языка. На встречах Международного уровня я с учащимися хакасского языка представляю деятельность школьного центра хакасской культуры «Артым». Учащиеся исполняют песни, тахпахи на хакасском языке, рассказывают стихотворения, показывают инсценировки сказок на хакасском языке.

Деятельность Центра хакасской культуры «Артым представляет собой систему различных направлений, целью которых является воспитание национального самосознания учащихся через приобщение к основам духовно-нравственной культуры хакасского народа. О результативности системы работы Центра «Артым» свидетельствует успешное участие учащихся в мероприятиях различного уровня: ежегодные городские интеллектуальные марафоны на хакасском языке «Хыйғаҷахтар марии», «Чурта, тöреен тíлíм!» («Живи, родной язык!»), городское научное общество младших школьников (ГНОМ) на хакасском языке; различные межрегиональные конкурсы и фестивали.

Список литературы:

1. Гладилина И.П., Королёва Г.М. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества//Армия и общество №4/2012.

2. Громова Е. «Развитие этнической толерантности в школе»//Воспитание школьников №1/2006.

3. Рагозинская Н.В. Этнокультурные мотивы на уроках изобразительной деятельности как средство обогащения общей культуры младшего школьника//Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14-16 мая 2008). Ч. 2.

4. Швеммер В. «Этнокультурная школа как открытая воспитательная система»//Воспитание школьников №4/2003.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.