12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коробкова Маргарита Эрнысовна34

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области

________________________________________________________________





t1648651973aa.gif











t1648651973ab.jpg

Автор:

Коробкова Маргарита Эрнысовна,

учитель русского языка

и литературы

Омской области













- Кейзес-

Обоснование проблемы, её актуальность


Что такое школа для ребёнка? Это уроки, перемены, учителя, одноклассники, друзья, оценки, дневники, тетрадки, учебники… и, конечно же, каникулы! Такие долгожданные, особенно летние!

Что такое школьные каникулы для родителя? Это, в большинстве своём, свободный ребёнок, не соблюдающий режим дня, отбросивший все книжки и тетрадки, часто без надзора взрослых (так как родителям не положены такие же длительные отпуска на работе), не всегда знающий, чем заняться, поэтому праздно слоняющийся по улицам села.

Что такое летние каникулы для учителя? Это долгожданный отпуск. Может быть, где-нибудь на юге или в других интересных местах. А чаще всего – на своём приусадебном участке или по уши в ремонте.

Живя в селе, учитель постоянно наблюдает одну и ту же картину: ученики, которых он учит на протяжении трёх сезонов, всё лето предоставлены сами себе: безвылазно пропадают в Интернете, увлечены компьютерными играми, не всегда помогают родителям. Вечерами встречаются с друзьями, чтобы бесцельно потолкаться у местного Дома культуры или где-то ещё, подальше от взрослых.

А если у учителя ещё свои дети не выросли и тоже являются школьниками? Ему хочется, чтобы ребята хоть чуть-чуть изменили свой летний «отдых».

Вспомните, еще совсем недавно, лет 15-20 назад у детей были другие развлечения, другие игры. Подвижные, спортивные, интеллектуальные… игры. А сейчас сплошь компьютерные, сидячие, агрессивные…

В сложившейся ситуации необходимо искать пути решения проблемы летней занятости детей. Думаю, что в этих условиях очень актуальна одна из форм летней занятости детей – внедрение и реализация проекта «Летняя игровая площадка».

Новизна состоит в том, что реализация проекта предполагает привлечение детей разного возраста, родителей и педагогов, проживающих вблизи территории МКОУ «Кейзесская СОШ», где расположена школьная игровая площадка, для активного культурного отдыха, во время которого все являются участниками каких-то игр разных народов мира.

Основные идеи программы:

1. Организовать активный летний отдых детей, проживающих вблизи территории детской площадки МКОУ «Кейзесская СОШ».

2. Не оставить без внимания ни одного ребёнка, вовлечь их в игровую деятельность. Ребёнок чувствует внимание взрослых и ровесников, заводит новых друзей.

3. Через проведение массовых игр – развивать у детей физические качества, выносливость, стремление к победе, чувство взаимной поддержки и гордости за себя и за свою команду.

4. Привлекать к реализации проекта родителей для увеличения времени, проведённого с детьми.

5. В процессе участия в массовых играх дать детям и родителям новые знания о подвижных играх народов мира.


Цель: создать условия и психологический климат, обеспечивающие активный отдых детей, их оздоровление и физическое развитие.


Задачи:

организовать систематическое проведение коллективных подвижных игр в период летних каникул на территории детской площадки МКОУ «Кейзесская СОШ»;

разбудить у детей живой и здоровый интерес к подвижным играм разных народов мира;

научить самостоятельно мыслить, принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми;

зарядить ребят духовной и физической энергией.


Механизм реализации программы:

Проект реализуется в три основных этапа.

Первый этап – подготовительный (май-июнь)

планирование деятельности;

подбор взрослых участников проекта;

распределение обязанностей между педагогами;

привлечение детей и родителей.

Второй этап – основной (июль или август)

реализация плана работы «Летней игровой площадки» (смотри приложения)

Третий этап – заключительный (сентябрь-октябрь)

анализ и оценка результативности и эффективности проекта;

определение перспектив работы «Летней игровой площадки»;

составление отчёта и материалов для публикации;

награждение активных участников проекта памятными дипломами на школьной линейке, посвящённой Дню знаний.





Содержание и формы реализации

Ежедневно на школьной игровой площадке можно увидеть детей, которые собрались здесь, но не знают, чем заняться. Реализация цели и задач проекта состоит в том, чтобы организовать их, детей разного возраста, в одну дружную компанию в каникулярное послеобеденное время и предложить принять участие в коллективных играх разных народов мира. Руководителем этого проекта ежедневно является учитель, возможно, будет несколько педагогов, меняющих друг друга. Учитель призывает себе в помощники, если это необходимо, кого-то из детей или родителей.

Проект рассчитан на 1 летний месяц, июль или август, то есть на 31 день. За несколько дней до начала реализации проекта на территории школы и вокруг неё вывешиваются объявления, информирующие о начале реализации проекта и о времени и месте первой встречи. В дальнейшем время сборов останется неизменным на протяжении всего игрового периода.

Ежедневно ребятам, проживающим вблизи школы, будет предложено три игры, которые ни разу не повторяются. За месяц дети узнают 93 игры, в которые играют их сверстники в разных уголках мира.

Игры для ребят подобраны таким образом, чтобы исключить лишние проблемы, связанные с отсутствием денежных средств на приобретение игрового инвентаря. Иногда для игры необходимы вещи, которые ребята могут принести из дома или найти здесь же, на игровой площадке, например, мячи, платки, верёвки, палки, камни и т.п. Для некоторых игр учитель сам заранее приготовит несложный игровой инвентарь. В большинстве случаев ничего не требуется.

В начале каждой встречи педагог объявляет ребятам названия игр, в которые будут играть в этот день. Далее поочерёдно объясняются правила каждой из них, и предлагается поиграть. Взрослые (и учителя, и родители) тоже являются активными участниками. В каждую игру ребята играют столько, сколько сами этого желают. По окончанию всех игр дети могут сами предложить те, которые они знают, и поиграть в них. Планируемое время игр с детьми – 1,5 часа.

Уникальность проекта состоит в раскрытии перед детьми безграничных возможностей игровой деятельности, прелести общения друг с другом в процессе всё той же игры.

По активности детей, по их посещению «Летней игровой площадки» можно будет судить, насколько интересна ребятам такая форма их летней занятости.

В завершении проекта планируется отметить каждого ребёнка наградной бумажной медалью за активность, находчивость, смелость, ловкость и т.п., проявленные в течение прошедшего месяца.

После завершения летних каникул на первой школьной линейке, посвящённой Дню знаний, тем учителям и родителям, кто принимал участие в реализации проекта, тоже вручат дипломы.

Таким образом, в процессе реализации проекта планируется достигнуть следующих результатов:

Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

Укрепление здоровья воспитанников.

Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

Профилактика безнадзорности детей.

Профилактика ДТП и несчастных случаев на воде.

Создание и пополнение копилки подвижных игр разных народов мира для дальнейшего использования в работе с детьми.



Результаты реализации проекта по летнему оздоровлению детей можно посмотреть на нескольких уровнях:

Результаты для ребёнка: позитивное изменение самооценки и ценностных ориентаций, степень удовлетворенности ребенком своих потребностей, интересов, активность ребенка в реализации проекта и совершенствовании собственной личности, объективная оценка ребенком собственных действий и способность ответить за свои поступки; укрепление здоровья; рациональная организация свободного времени.


Результаты для детского коллектива: умение принимать совместные решения, планировать свою работу, анализировать результаты своей деятельности, общаться в группе.



Результаты для педагогов: знание форм и методов работы, направленных на самосовершенствование личности, умение планировать воспитательную работу в разновозрастном коллективе, навыки проведения подвижных игр.



Результаты для социума: удовлетворенность участников качеством организации каникулярной занятости, предупреждение наркомании, курения, профилактика ДТП, несчастных случаев на воде, безнадзорности.



Критерии и способы изучения эффективности программы

Для исследования эффективности программы мы используем следующие критерии:


Активность детей

Сформированность физических и нравственных качеств личности

Удовлетворенность детей коллективной деятельностью на «Летней игровой площадке»

Рациональная занятость детей во время каникул



Для изучения эффективности программы используются такие методики:

Наблюдение за коллективом

Индивидуальное наблюдение

Беседы с детьми и родителями



























Приложение

«Игры народов мира»












t1648651973ac.jpg

























День 1


Дед Мороз

(Белоруссия)

Для проведения игры необходима белая накидка для Деда Мороза.

Вспомните любую считалочку и выберите Деда Мороза. Ему надевают накидку.

По команде все врассыпную разбегаются с площадки, а Дед Мороз пытается догнать и «заморозить» кого-нибудь. «Замороженный» застывает на месте.

Когда Дед Мороз «заморозит» всех участников игры, выбирают нового Деда, и игра начинается вновь.


Петухи

(Россия)

Начерти на полу линию мелом (её можно потом легко стереть тряпочкой). Встаньте с другом по обеим сторонам линии на одну ногу. Согните руки в локтях и тесно прижмите их к телу. Упритесь друг в друга плечом, не переходя линию!

А теперь по команде «Раз, два, три!» с силой стараетесь сдвинуть противника с места. Победа у того, кто заставит противника опустить ногу или окажется на его стороне.

То же самое можно делать в кругу. Побеждает тот, кто вытолкнет второго «петуха» за границу круга.


Серсо

(Северная Америка)

Одна из игр индейцев Северной Америки знакома многим ребятам – это накидывание колец на палку с определённого расстояния. Это тренирует меткость и глазомер. Попробуйте играть с другом – кто из вас более меткий?


























День 2


Защита крепости

(Россия)

Приготовьте для игры 3 палки и мяч. Начертите большой круг – не менее 5 метров в диаметре, а если игроков много, можно начертить круг в 2 раза больше. В центре круга строится «крепость».

Крепость готова, пора выбирать её защитника. Он встаёт в центр. защищая крепость руками, ногами – чем сможет. Все остальные – нападающие – встают по краю черты и стараются «сбить крепость» мячом (одним на всех). Надо помнить, что нападающим нельзя заходить внутрь круга, а защитнику – держать крепость руками.

Игрок, которому удастся разрушить крепость, встаёт на место защитника.

Вместо палок для игры можно взять 1 полено.


Автогонки

(Германия)

Для игры тебе нужны 2 любимые игрушечные машинки – твоя и твоего друга, 2 верёвки длиной около 5 метров (если нет верёвки, можно воспользоваться шнурками, связав их друг с другом – но для этого необходимо разрешение кого-то из взрослых!), 2 деревянных палочки.

Привяжите свою верёвку к палочке. За другой конец верёвки привяжите машинку. Если вы работали дружно, то всё готово к игре!

А теперь по команде «Раз, два, три!» начинаем накручивать верёвку на палочку.

«Раз, два, три!» На-ча-ли!

Кто быстрее подтянул машинку к себе – победил!

В эту игру можно играть и по-другому.

Возьмите две палочки и одну верёвку длиной около 10 метров. Посередине верёвки привяжите машинку (или что-то другое, например, большую конфету). Встаньте друг напротив друга и наматывайте верёвку на палочку. Кто первый подошёл к машинке (или достал до конфеты), тот и победил.


Чёрный ящик

(Китай)

Участвуют все гости. Ведущий вносит ящик, в котором лежит определённый предмет (например, рис). Гости могут задать 10 вопросов. Ведущий отвечает только «Да» или «Нет». После этого гости угадывают, что находится в чёрном ящике. В такую игру можно играть, разделив гостей на 2 команды.















День 3


Пантомима

(Китай)

На сценическую площадку приглашают поочерёдно гостей праздника. Ребятам раздаются карточки с персонажами сказки. Ведущий читает сказку, а участники должны изобразить героев при помощи мимики, жестов, звуков.

Побеждает тот, кто наиболее точно, артистично и эмоционально сыграет сказку.


Томбама

(Эстония)

В эту игру лучше играть летом на траве – в деревне, в парке. Для игры вам нужна крепкая палка – не длиннее 1 метра. Садитесь на траву и упритесь ступнями друг в друга. Крепко держитесь двумя руками за палку.

А теперь по команде «Раз, два, три!» начинайте тянуть друг друга за палку на себя. Победа у того. Кто оторвёт соперника от пола или повалит его на себя.


Ярки

(Россия)

Девочки копают в ряд несколько ямок по числу играющих. Расстояние между ямками около 10 см. в конце ряда ямок делают большую ямку.

Одна девочка катит мячик через ямки в большую. Если мячик попал в одну из маленьких ямок, ей приходится встать на колени и «выслушать» наказание. Девочки ей ерошат волосы, поют песенку (ярку):

Ярка, не ярка,

Баран – не баранка,

Старая овечка, да не ярочка,

Вотитель, вотитель!

Выше города плетень!

А на том плетне кузнецы куют,

Кузнецы куют, мячиком бьют.

Запятнав мячиком девочку, все разбегаются, а та, которую запятнали, должна схватить мячик и запятнать кого-нибудь. Если ей это удалось, запятнанная катит мяч, игра повторяется.


















День 4


Беляк

(Белоруссия)

Игроки делают снежный ком или рисуют мелом круг в диаметре около 1 м, становятся вокруг него, взявшись за руки. По команде начинают тянуть друг друга в центр – к шару. Кто коснётся шара, выбывает из игры. Последние игроки стараются «затянуть» друг друга на снежный ком.


Тяни за голову

(Америка)

Для игры тебе нужен длинный шарф (или длинный кусок материи). Завяжите концы шарфа на голове друг у друга. Теперь можно стать на четвереньки, плотно прижав колени и ладони к полу или к земле (играть можно и дома, и на лужайке).

По команде начинайте тянуть противника головой на себя, пятясь назад. Проигрывает тот, у которого руки и колени оторвались от пола, кого перетянул на свою сторону друг, у которого с головы упал шарф.


Капитан, улыбнитесь!

(Китай)

Участвуют 2 человека. Им по очереди задают вопросы «Веришь ли ты?»

Например:

Веришь ли ты, что корова является священным животным в Китае?

Веришь ли ты, что китайцы умываются так: мокрое полотенце прикладывают к лицу?




























День 5


Прятки

(Голландия)

Это одна из самых древних игр, варианты которой есть у всех народов мира. В Голландии считают, что она происходит от древних обычаев, когда дети отправлялись в лес, в поле, чтобы искать птиц, жуков, собирать цветы. Дети должны были убедиться, что пришла весна, пора возрождения всего живого в природе. В Голландии игроки подражают птицам, бегут от охотника, махая крыльями. А если водящий не находит игрока, он свистит как птица, чтобы подать знак, где он находится.


Китайский бадминтон

Для игры из толстого картона вырезают круг – это мяч.

Красят его красками, втыкают в центр перья и закрепляют их. Игрок подбрасывает мяч и бьёт по нему ногой, чтобы он взлетел как можно выше. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не упал на землю.


Крестики-нолики

(Китай)

В игре участвуют 2 команды по 8-10 человек. Оценивают ход игры взрослые или группа детей более старшего возраста.

Участники делятся на 2 команды по 8-10 человек. Одна из них – «крестики», другая – «нолики». Чтобы записать свой знак в табло, надо успешно выполнить задание, которое участники выбирают по желанию команды-соперницы. Если команда выполняет задание неправильно, то свой знак на этом поле имеет право поставить другая команда.

Часть заданий выполняется только одной из команд, другая часть – соревнование между двумя командами. Выигрывает та команда, которая первая поставит три знака в одну линию.

Капитаны команд разыгрывают право первого хода-выбора.
























День 6


Зелёная веточка

(Колумбия)

У ведущего в руках зелёная веточка. Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий остаётся за кругом.

- Зелёная веточка! – кричат дети.

- Липа! – выкрикивает ведущий, стоя у первого игрока.

- Зелёная веточка! – кричат дети.

- Ясень! – выкрикивает ведущий, стоя у второго игрока.

Так ведущий обходит всех игроков по кругу, называя около каждого какое-нибудь дерево.

Затем ведущий быстро кладёт веточку у кого-то из игроков, выкрикивает название его дерева и убегает. Игрок должен поймать ведущего прежде, чем ведущий встанет на его место.


Игра в палочки

(Северная Америка)

Очень распространена была в XVII-XIX веке в индейских племенах игра в палочки.

На палочки наносились различные значки. У тлинкитов, например. Это были изображения тотема. Палочка с тотемом – козырная. У каждого тлинкита была своя колода палочек. Он носил её в украшенном кожаном футляре, привязывал к поясу или привязывал на верёвочку и надевал на шею.

Палочки одной колоды делились между игроками. Игра заключалась в отгадывании – у кого козырная палочка. Это делал ведущий игрок. Ведущий тот, чьи палочки в игре. Если ведущий отгадывал (с трёх раз) – все палочки переходили ему. Если нет – увы… Он становился простым игроком – без палочек (его палочки – в «копилке» у других игроков). Игроки брали следующую колоду, принадлежащую другому игроку (он теперь ведущий), и начинали игру снова. Играть можно было очень долго. Выигрывал тот, кто собирал все палочки.


Конкурс «Кубик»

В руках ведущего – обычный пластмассовый кубик, на сторонах которого изображены части тела: глаз, ухо, щека, губы, нос, рука. Ведущий выбирает три пары. Девушки садятся на стулья, а юноши поочередно кидают кубик. Если у молодого человека выпадает, к примеру, изображение глаза, он тут же подбегает к своей девушке, та задевает его за руку, если на кубике выпадает изображение щеки, к примеру, то девушка задевает юношу за щёку и так далее. Побеждает та пара, которая первой выбросит все возможные комбинации.
















День 7


Вытащи платок

(Азербайджан)

У каждого играющего, кроме судьи, за пояс сзади заткнут платок.

Игроки делятся на 2 команды и встают около черты друг против друга. Одна команда водит. По команде судьи неводящая команда двигается вперёд и пересекает линию. Судья кричит: «Огонь!» команда разворачивается и убегает.

Водящая команда старается вытащить у убегающих платок. Потом команды меняются ролями. У победителя платков больше!


Украинская игра: аисты

В игре участвуют 6-8 человек. Они изображают аистов. Все аисты становятся в один общий круг. Каждый аист очерчивает вокруг себя круг диаметром в один метр - гнездо. У водящего нет гнезда, он стоит в центре круга.
По сигналу водящего все аисты поднимают правую ногу и стоят на одной левой.
Водящий прыгает по кругу на одной ноге, выбирает себе любое гнездо и запрыгивает в него.
Как только в гнезде окажется два аиста, оба они должны выскочить из гнезда и, прыгая на одной ноге, обогнуть общий круг - один справа, другой слева; ногу разрешается менять.
Остальные аисты могут в это время опустить ногу. Тот, кто вернется в гнездо первым, занимает его, опоздавший становится водящим.


Латышская игра: балтени

В эту игру лучше всего играть летом на лесной полянке или в парке.
Все участники ложатся на траву вниз лицом и закрывают глаза. Водящий как можно дальше забрасывает биту (балтени) в кусты или заросли травы, чтобы ее сложно было найти.
По сигналу водящего игроки встают и бегут искать балтени. Нашедший ее становится ведущим.
























День 8


В лягушки

(Россия)

Девочка-лягушка садится в центр круга. Играющие подходят к ней и дразнят: «Я в лягушачьем дому и делаю, что хочу». Лягушка встаёт и бежит, пытаясь догнать кого-нибудь из игроков. А игроки пытаются добраться до своего дома. Если успевают, говорят: «Я в дому!». Если нет – становятся лягушкой.


Конкурс «Модные тенденции»

Для проведения этого конкурса вам понадобятся участницы. Например, человека три. Их задача за несколько минут собрать из зала предметы на букву «п».(повторять их нельзя) Побеждает та, у которой предметов больше. В ход дела пойдут пиджаки, пакеты, пачки сигарет, подносы и т. д. Затем, можно попросить продемонстрировать все это. То есть устроить показ мод. Кто выполнит задание лучше всех, станет победителем.


Русская народная игра:

У медведя во бору

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в ле­су. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во.бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из бер­логи только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

























День 9


Скачка

(Киргизия)

Для игры нужен платок. По считалке выбираем водящего – у него платок. Все участники игры танцуют, скачут под музыку (барабан, бубен) по кругу. Выигрывает тот, кто схватит платок, брошенный в центр круга по окончании музыки.


Литовская игра: квинта

В игре участвуют пять человек. На земле или асфальте вычерчивают прямоугольный квадрат со стороной 10 м. Четверо участников становятся в углы квадрата. В центре квадрата чертят круг диаметром 1,5 м, в него становится пятый игрок - квинта.
Угловые игроки бросают в него мячом, а квинта старается увернуться от мяча, не выходя за пределы круга. Попавший в квинту игрок занимает его место.


Туркменская игра: аксак - таук («хромая курица»)

Играющие делятся на команды по три человека и становятся вдоль линии старта. Стоящие с краю в каждой тройке берутся за руки, а стоящий между ними закидывает левую ногу на их соединенные руки и свои руки кладет им на плечи.
По сигналу каждая тройка на пяти ногах направляется к финишной черте, которая находится на расстоянии 20-30 м от старта.
Побеждает тройка, пришедшая к финишу первой.






























День 10


Круговая верёвочка – заморожу!

(Россия)

Нам нужна верёвочка такой длины, чтобы на каждого участника игры приходилось по 40 см.

Верёвочку связываем кольцом. Все берутся двумя руками за верёвочку. В центр встаёт ведущий – Дед Мороз. Он старается ударить по пальцам играющих – «заморозить» их. Тот, кого хочет «заморозить» Дед Мороз, должен успеть быстро отпустить верёвочку и быстро схватить её снова руками.

Тот, до кого успел дотронуться Дед Мороз – кого «заморозили» - меняется с ведущим местами.


Два друга

(Камерун)

Играет нечётное количество игроков: один из них – водящий. Ребята встают парами, ведущий – впереди. Он кричит: «Я ищу друга», и хлопает в ладоши. После этих слов последняя пара расцепляет руки и бежит (направо и налево) вдоль ряда игроков, стараясь подать друг другу руки раньше, чем кого-то схватит водящий. Если им это удалось, они встают впереди, и игра продолжается. Если водящий поймал «друга», то они встают в колонну, а второй – оставшийся из пары – водит.


Русская народная игра:

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Линь, динь, динь!

Кто там?

Почта!

Откуда?

Из города...

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе тан­цуют, поют, прыгают и т. д. Все играю­щие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водя­щий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рас­сказывают смешные истории, вспоминают за­гадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Правила игры. Задания могут придумы­вать и сами участники игры.














День 11


Лес, болото, озеро

(Белоруссия)

Все играющие встают группой в одно место. На равном расстоянии от него чертят три круга (лес, озеро, болото).

Ведущий называет любое животное и начинает считать вслух до условленного числа. Все бегут в тот круг, где, по их мнению, живёт животное.

Побеждают те, кто ошибся меньшее число раз. Если игрок не успел добежать до круга или прибежал последним, то он выбывает или получает штрафные очки.

В эту игру можно играть командами.


Башкирская народная игра:

Юрта (Тирмэ)

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с нацио­нальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окон­чании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), полу­чается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образо­вать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.


Русская народная игра:

Волк

Все играющие — овцы, они просят волка пус­тить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает: «Гу­ляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сна­чала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют: Шиплем, щиплем травку, Зеленую муравку, Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик, Серому волку Грязи на лопату!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойман­ный становится волком, игра возобновляется.

Правила игры. Гуляя по лесу, овцы дол­жны расходиться по всей площадке.

















День 12


Мускусные быки

(Канада)

Для игры необходимо сначала изготовить маски быков – 2 штуки. После этого выбрать площадку, где будет происходить игра, - загон для быков.

А теперь, 2 игрока надевают маски, выходят к детям и говорят: «Мускусные быки пришли, кто их боится – убегайте, кто не боится – окружайте!» После этого они убегают к своему загону, а дети стараются их догнать. Если быков до загона поймали – они водят снова. Если быки поймали других игроков – запятнали их – тогда те становятся «мускусными быками».


Русская народная игра:

Пчелки и ласточка

Играющие — пчелы — летают по поляне и на­певают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку пой­мает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играю­щий становится ласточкой, игра повто­ряется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.


Башкирская народная игра:

Стрелок (Уксы)

Проводятся две параллельные линии на рас­стоянии 10—15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.



















День 13


Паровоз

(Аргентина)

Каждый играющий – «вагончик» - строит себе депо – очерчивает круг. У водящего круга нет – он «паровоз». «Паровоз» начинает двигаться вдоль кустов – к нему прицепляются вагоны. Вдруг паровоз свистит – все бросаются занимать любое свободное депо. Кому не хватило места – становится «паровозом».


Русская народная игра:

Большой мяч

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водя­щий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, ста­новится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.


Уйди от погони

В начале игры только один игрок имеет на голове "Колпак Петрушки". Его не разрешается удерживать руками. Когда начинается погоня, играющие, догоняя партнера, пытаются снять эту шапку и надеть на себя. Каждый старается удержать колпак на голове подольше. Побеждает тот, кто будет более ловкий и продержит дольше колпак, а также большее количество раз овладеет им.


























День 14


Калабаза – по домам!

(Перу)

По кругу чертят небольшие окружности. Число окружностей на 1 меньше, чем число игроков. Окружности – это дома. Все встают в середину и 8 раз повторяют: «Калабаза!». После этого бегут, стараясь занять дом. Оставшийся игрок водит.

Он подходит поочерёдно к домам и спрашивает: «Масло продаётся?» (или что-нибудь другое). Ему отвечают: «Нет!» и указывают номер дома, где это продаётся. Он опять задаёт тот же вопрос, но и там ему отвечают также. Так он ходит между домами. Жители при этом должны меняться местами. Цель ведущего – успеть занять свободный дом. Затем ведущим становится тот, кто остался без места.


Русская народная игра:

Гуси-лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома до­вольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»


Огонь-вода

(Литва)

Все участники становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий говорит «Огонь» - все начинают приседать; «вода» - все бегут по кругу (каждый в своём темпе). Ведущий старается запутать игроков, называя подряд одну и ту же команду, иногда в разном темпе. Кто ошибся – выбывает из игры.











День 15


Бурятская народная игра:

Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или не­правильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки.

Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.


Дагестанская народная игра:

Слепой медведь (Сокъур аюв. Бецаб ци)

Играющие свободно размещаются на огра­ниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего — медведя, кото­рому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь за­пятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

Правила игры. Водящий не должен под­глядывать. Убегать за линию площадки иг­рокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.


Игра народов коми:

Стой, олень!

Играющие находятся в разных местах пло­щадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбе­гаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные от­ходят в условленное место. Салить надо осторожно.


















День 16


Русская народная игра:

Блуждающий мяч

Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водя­щий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках ко­торого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила игры. Передавая мяч, играю­щие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно пере­давать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играю­щий, уронивший мяч, становится водящим.


Бег с платком

(Мексика)

Игроки встают в круг. Ведущий берёт в руки платок и обегает игроков несколько раз. Затем дотрагивается до кого-нибудь, кладёт за ним платок и убегает. Тот, до кого дотронулись, пытается обогнать ведущего и встать на своё место. Если игрок не успел встать, он становится ведущим.


Игра народов коми:

Невод (Тыв)

Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображаю­щего невод. На расстоянии 1,5—2 м от хоро­вода устанавливают четыре украшенных лен­тами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она воз­вращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.






















День 17


Последняя пара, вперёд!

(Швеция)

Играет нечётное количество игроков: один из них – водящий. Ребята встают парами, ведущий – впереди. Он кричит: «Последняя пара, вперёд!», и хлопает в ладоши. После этих слов последняя пара расцепляет руки и бежит (направо и налево) вдоль ряда игроков, стараясь подать друг другу руки раньше, чем кого-то схватит водящий. Если им это удалось, они встают впереди, и игра продолжается. Если водящий поймал «друга», то они встают в колонну, а второй – оставшийся из пары – водит.


Дворовый гольф

Для игры понадобятся клюшки (можно использовать хоккейные, а можно сделать самодельные, из веток) и небольшой мяч. В центре площадки роют неглубокую ямку диаметром 20-30 см - котел. Вокруг котла на расстоянии 2-3 м роют лунки поменьше. У каждого игрока своя лунка, которую он будет защищать. Задача водящего загнать клюшкой мяч в котел. Остальные игроки клюшками препятствуют ему в этом, отбивая мяч от котла и охраняя свои лунки. Лунка находится в безопасности, если клюшка игрока опущена в нее. В момент, когда игрок вынимает клюшку из лунки для удара по мячу, водящий может занять лунку своей клюшкой. Игрок, потерявший лунку, становится водящим.
Лунку можно защищать только клюшкой, мяч также отбивают только клюшкой, а не ногой. Если водящий загнал мяч в котел, все остальные игроки обязаны поменяться местами. В этот момент водящий также может занять пустую лунку.

Бурятская народная игра:

Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)

Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду»,— говорит волк. «А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы... Волку нельзя отталки­вать овцу.


















День18


Три, тринадцать, тридцать

(Латвия)

Игроки встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В середину встаёт ведущий. Если ведущий говорит «Три» - все поднимают руки в стороны, «Тринадцать» руки вверх, «Тридцать» - руки на пояс. Ведущий может говорить быстро. Ошибающийся игрок выбывает из игры или меняется с ведущим местами.


Башкирская народная игра:

Палка-кидалка (Сойош таяк)

Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает пал­ку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пас­тух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавше­гося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.


Татарская народная игра: Продаем горшки

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев гор­шка и начинает разговор:

Эй, дружок, продай горшок!

Покупай.

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если on начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.












День 19


Иголочка-ниточка

(Украина)

По считалочке выбирают водящего. Он – «иголочка». К нему могут присоединиться все, кто хочет. Они – «ниточка». Остальные по площадке стоят по одному, как им хочется. «Иголочка и ниточка», взявшись за руки, бегут по площадке цепочкой. «Иголочка» делает самые неожиданные повороты. «Ниточка» повторяет. Те, кто оторвался от цепочки, платит фанты, а в конце игры выполняет разные задания: поёт, читает стихи, разыгрывает сценки.


Копье

Для игры понадобится небольшое кольцо (металлическое, резиновое - можно сделать из любого подручного материала) и небольшое копье длиной около 1 м такой толщины, чтобы оно легко проходило через кольцо. Кольцо подвешивают на дереве или перекладине на нитке полутораметровой длины. Задача участников игры - проходя быстрым шагом рядом с кольцом пронзить его копьем с первой попытки. Промахнувшиеся выбывают из игры.
Пронзившие кольцо повторяют игру, и снова промахнувшиеся выбывают. Игра продолжается до выявления самого меткого игрока, который не промахнется ни разу.


Татарская народная игра:

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (круж­ками) , прыгая на одной ноге. Водящий ста­рается занять место одного из играющих, пры­гая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.






















День 20


Листочек

(Африканские салки)

Игроки встают лицом в круг, ладони рук сзади повёрнуты наружу. За спинами игроков водящий идёт и дотрагивается листком до ладоней игроков. Затем кладёт кому-то лист в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Водящий стремится занять свободное место, а игрок становится водящим.


Достань камешек

Для игры необходимы крепкая веревка длиной 2-3 м и два небольших камешка. Соревнуются два игрока. Игроки берутся за концы веревки и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек. По сигналу каждый игрок старается перетянуть противника и достать свой камешек.


Татарская народная игра:

Лисички и курочки

На одном конце площадки находятся в ку­рятнике куры и петухи. На противополож­ном— стоит лисичка.

Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кри­чат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из иг­роков.

Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.



























День 21


Камешек

(Греция)

Игроки встают в ряд, складывая руки лодочкой. У водящего в руках камешек. Заранее оговаривается место – «дом» для игрока с камешком, где его нельзя ловить. Ведущий делает вид, что хочет положить камешек в ладони кому-то из игроков. Затем незаметно кладёт камешек кому-то – встаёт в сторону и кричит: «Беги!».

Игрок бежит в «Дом», а другие стараются его догнать. Если не догнали – игрок ещё раз водит. Если догнали – водит догнавший.

Вокруг колонны

Группа детей идет по дороге, построившись в колонну по одному или парами. Водящий выходит из колонны и идет в стороне. По сигналу руководителя начинается игра: водящий подходит к кому-либо из ребят в колонне и дотрагивается до него, а затем обегает идущую колонну в любом направлении. Осаленный игрок бежит в противоположную сторону и тоже обегает колонну. Оба стремятся занять освободившееся место. Тот, кому это удастся, останется в строю. Опоздавший водит.


Татарская народная игра:

Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он стано­вится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий де­лает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно ис­пользовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).





















День 22


Таджикская игра: сафед – чубак

Играет четное количество участников, не менее 6 человек. Игроки выстраиваются в шеренгу и рассчитываются по номерам.
Четные номера будут одной командой, нечетные - другой. Расстояние между игроками 1 м.
Игрокам каждой команды выдают небольшие палочки, окрашенные в определенный цвет. На каждой палочке стоит номер игрока.
Играющие запоминают цвет палочек своей команды и меняются ими с соседом.
По сигналу все должны забросить палочки как можно дальше, по следующему сигналу побежать за ними. Каждый должен найти и подобрать свою палочку (которую забросил сосед). Если по дороге попадаются палочки чужой команды, их можно забрасывают еще дальше.
Побеждает команда, все игроки которой раньше вернутся на место со своими палочками.


Глазомер

Во время прогулки руководитель останавливает группу на короткое время, указывает на дерево, дом или другой объект и предлагает угадать, сколько до него шагов. Для проверки ответов выбирают одного (самого рослого) из ребят, он направляется к дереву и считает шаги.


Удмуртская народная игра:

Водяной (By мурт)

Очерчивают круг — это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий — водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.






















День 23


Армянская игра: берд («крепость»)

Берд по-армянски означает «крепость». Игра предназначена для большого количества участников, в нее можно играть во дворе или на спортивной площадке.
Участвуют две команды. Одна из них - защитники крепости, другая -нападающие. Защитники располагаются вокруг большого камня или пенька, можно использовать деревянную чурку - это и будет крепость. Нападающие рассредоточиваются по всей площадке.По сигналу нападающие стремятся проникнуть в «крепость» и захватить ее. Крепость считается взятой, если нападающий коснулся ее рукой или наступил ногой. За это команда нападающих получает очко. Защитники крепости стремятся осалить нападающих.
Осаленный нападающий выбывает из игры. Нападающие могут брать защитников в плен. Для этого нужно увести защитника подальше от крепости, а затем пробежать между крепостью и защитником.
Если нападающему удалось сделать такую пробежку, то защитник считается пленным и выбывает из игры.
Если осталось мало защитников, им разрешается сомкнуться в более плотный круг, если нападающих осталось мало, командам предлагают поменяться ролями, начислив защитникам одно очко.
Выигрывает команда, раньше других набравшая 5 очков.


Флажки

На небольшой поляне или участке парка (лучше выбрать участок, где много кустов, скамеек, деревьев) прячут несколько флажков в таких местах, где их трудно обнаружить, но не маскируя. На поиски флажков отводится 10-15 мин, затем подается сигнал, по которому дети должны отдать найденные флажки. Побеждает тот, у кого их больше.


Удмуртская народная игра:

Серый зайка

На площадке чертится квадрат (6X6 м) — это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) распола­гаются полукругом в 3—5 м у противополож­ной стороны забора. Участвующие в игре говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?» На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.

Правила игры. Заяц считается пойман­ным при полном смыкании круга. Выбе­гать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.
















День 24


Венгерская игра: один в кругу

Игроки образуют круг, диаметром не превышающий 10 м. В центр круга становится водящий. Игроки кидают друг другу маленький мячик. Водящий старается его перехватить. В удобный момент любой из игроков может бросить мяч в водящего.
Если водящему не удалось увернуться от мяча, он остается в центре круга.
Если удалось, он покидает круг, а его место занимает игрок, бросавший мяч.
Если водящему удалось перехватить мяч, брошенный в него, или во время передачи от игрока к игроку, он может бросить мяч в любого игрока.
Если попадет - игрок займет его место, если нет - остается водить дальше.


Невидимки

Водящему завязывают глаза на 5 мин. За это время остальные участники должны спрятаться в пределах полянки. Водящий пытается обнаружить спрятавшихся. В конце игры по сигналу все необнаруженные игроки выходят из своих укрытий.


Эстонская народная игра:

Птицы (Линнумянг)

Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба, остальные — птицы. Хозяйка тай­ком от ястреба дает название каждой птице: кукушка, ласточка и т. д. Прилетает ястреб. У него с хозяйкой начинается перекличка:

За чем пришел?

За птицей.

За какой?

Ястреб называет, например, кукушку. Она выбегает, ястреб ее ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птиц.

Правила игры. Выбегать и ловить можно только угаданную птицу.























День 25


Белорусская игра: шпень

В центре поля устанавливают деревянный брусок-шпень, рядом с ним становится водящий, а вокруг остальные игроки с битами в руках.
Их задача - бросить биту и попасть ей в шпень так, чтобы он укатился как можно дальше от центра. Если кому-то из игроков это удалось и шпень откатился далеко, водящий должен подбежать, взять его и снова установить в центре поля. В это время игроки бегут за своими битами и подбирают их.
Водящий, установив шпень, должен попытаться захватить любую из бит, опередив ее хозяина. Если ему это удается, он становится игроком, а игрок, не успевший вернуть свою биту, - водящим. (Палки, летящие в шпень, могут задеть водящего, поэтому ему нужно быть внимательным, чтобы не попасть под удар биты).


Дружок, одолжи дубок

Необходима полянка с деревьями по окружности. Участники игры -белки. Каждая стоит у своего дерева. У игрока, выполняющей роль водящего, дерева нет. Он ходит по полянке, выбирает дерево любой белки и говорит: «Дружок, одолжи дубок». После этого белка бежит вокруг полянки вправо, а ведущий - влево. Сделав круг, они оба стремятся занять освободившееся дерево. Тот, кто не успел, становится водящим.


Азербайджанская народная игра:

Белый мяч и черный мяч

Для игры нужны два мяча из войлока или шерсти белого и черного цвета. Играющие делятся на две равные команды. В каждой команде выбирается ведущий. Одному веду­щему дают мяч белого цвета, другому — черного цвета.

По сигналу ведущие бросают свои мячи как можно дальше. По второму сигналу по од­ному игроку из каждой команды бегут за своим мячом. Победитель, т. е. тот, кто бы­стрее принес мяч своему ведущему, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила игры. Бросать мяч и бежать за ним можно только по команде. Мяч бросать надо как можно дальше.




















День 26


Горелки

Участники становятся парами, держась за руки, друг за другом -образуют колонну.
Впереди колонны - водящий. По команде водящего последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один по правую, другой по левую сторону колонны.
Задача игроков - увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удается поймать одного из игроков, то он вместе с пойманным становится первой парой колонны. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки - они становятся в голову колонны, а водящий начинает игру сначала.


Дворовый гольф

Играющие разбиваются на пары. Перед каждой парой на фанерный щит высыпают ведро песка и выдают по литровой банке и мешочку (можно использовать пластиковый пакет). Пустые ведра ставят на расстоянии 10-15 м от играющих. Один из игроков в паре держит мешочек, а другой наполняет его песком с помощью банки. Затем игрок с наполненным мешочком бежит к пустому ведру, высыпает в него песок и возвращается. После этого меняется с партнером предметами - насыпает песок, а тот, в свою очередь, держит мешочек и бежит с ним к ведру. Побеждает пара, которая первой наполнит песком ведро.


Белорусская народная игра:

Ежик и мыши

Все дети вместе с игроками-мышами стано­вятся в круг. Ежик—в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж — влево. Игроки произносят слова: Бежит ежик тупу-туп, Весь колючий, остер зуб! Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?

После этих слов все останавливаются. По сиг­налу к ежу подходит один игрок и говорит: Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик всюду тишь, Чу!.. Скребется в листьях мышь! Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит: Беги, беги, ежик, Не жалей ты ножек, Ты лови себе мышей, Не лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро при­седают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повто­ряется несколько раз.

Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.

















День 27


Штандер

Водящему вручается мяч. Игроки собираются вокруг водящего. Водящий подбрасывает мяч вверх и выкрикивает имя одного из играющих.
Названный игрок ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из разбегающихся в стороны остальных игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» Тогда все участники должны замереть, а игрок с мячом может спокойно прицелиться и запятнать мячом любого.
Пойманный в воздухе мяч дает также право сразу бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.
Если тот, кого пытались запятнать, сумеет поймать брошенный в него мяч, он получает право запятнать им другого игрока. Запятнанный выбывает из игры.
Правила игры разрешают замиравшим игрокам, в которых целятся мячом, приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.


Зарубки

Играющие выбирают полянку, на которой растет несколько деревьев - 10-15 стволов. У каждого дерева становится сторож, он охраняет его, касаясь ствола рукой. 3-4 дерева остаются без сторожей, но сторожа должны охранять их тоже. Водящему нужно поставить мелом пять меток на стволах деревьев.
Поскольку некоторые из деревьев остались без «сторожей», играющим приходится перебегать от дерева к дереву. Водящий должен опередить сторожа и поставить метку прежде, чем тот коснется рукой охраняемого дерева. За один раз можно поставить только одну метку.
Если за определенный срок водящему не удалось поставить все метки, его заменяют другим.


Белорусская народная игра:

Иванка

На земле чертят круг диаметром 5—10 м. Это лес, а в середине квадратик — дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные — лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иван­ку, а лесовик— поймать лебедей рукой или до­тронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам стано­вится лесовиком, и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.














День 28


Рыбки

Игра напоминает салки, но у нее есть интересная особенность. Участники игры привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача играющих - наловить побольше рыбок, т. е. оборвать побольше волочащихся по земле палочек, наступая на них и, сохранить свою. Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры.
Побеждает тот, кто сумел собрать большее количество рыбок, сохранив свою.


Классики

С наступлением весны, как только сходит с асфальта снег, во дворах и на детских t1648651973ad.jpg площадках появляются классики. Вспомним некоторые варианты этой старой игры.
На асфальте мелом расчерчиваем прямоугольник шириной 1,5 м и длиной 2,5 м. Прямоугольник можно расчертить разными способами.
Участники игры определяют очередность по договору или жребием. Первый играющий становится перед классиками и бросает в первый прямоугольник (1 класс) плоскую круглую биту (бита может быть выточена из бруска железа, можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов и т. д.). Затем прыгает на одной ноге в класс и ударом ноги выбивает биту в следующий класс.
Таким образом можно пройти все классы. Можно добавить к прямоугольникам полукруг или другую фигуру (дом, рай, огонь), в которой по условию можно будет встать на обе ноги (например, дом или рай), или напротив, перепрыгнуть ее, не оставляя в ней биту (огонь).
Если бита улетела не в тот класс или игрок наступил на черту, он уступает место следующему игроку. Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков.


Белорусская народная игра:

Иванка

На земле чертят круг диаметром 5—10 м. Это лес, а в середине квадратик — дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные — лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иван­ку, а лесовик— поймать лебедей рукой или до­тронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам стано­вится лесовиком, и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.






День 29


Белорусская народная игра:

Колечко (Пярсцёнак)

Играющие стоят по кругу, держат руки впе­реди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блес­тящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит: Вот по кругу я иду, Всем колечко вам кладу, Ручки крепче зажимайте Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Ко­лечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у которого в ладошках окажется ко­лечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.

Правила игры. После слов: «Колечко, выйди на крылечко!» — все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не вы­пустить игрока с колечком в руке из круга.


Азербайджанская народная игра:

Чья шеренга победит?

Играющие делятся на две равные команды. Два игрока, по одному из каждой команды, становятся лицом друг к другу перед на­черченной на земле линией. Держа друг друга за пояс, по сигналу стараются перетянуть противника к себе. Проигравший переходит в команду выигравшего.

Правила игры. Начинать игру следует с определенного места. Побеждает тот, кто пере­тянул соперника на свою сторону.


Латвийская народная игра:

Кольцо (Гредзенс)

Играющие становятся в. круг и держат в руках шнур или ленту, концы которой связаны. На ленту нанизано колечко. В центре круга стоит водящий. Водящему нужно найти коль­цо, которое играющие незаметно для него передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он менятся с этим игроком местами. Игру можно сопровождать народной песней.

Правила игры. По сигналу все играющие должны движениями рук имитировать пере­дачу кольца, чтобы сбить водящего с толку.


















День 30


Гнезда и ястребы

Играющие делятся на две группы певчих птиц и ястребов. Птицы идут в лес или кустарник на расстояние 40-50 шагов прятать гнезда. Каждая птица делает из травы гнездо и кладет в него камешки. Через несколько минут туда идут ястребы и ищут гнезда.
Чтобы облегчить задачу ястребам, птицы остаются на расстоянии 5-10 шагов от своих гнезд. Поиски продолжаются 10 мин. Затем подсчитывается, сколько гнезд найдено. Если найдено больше половины -побеждают ястребы. Если меньше - побеждают птицы.


Корзинка

На веревке длиной 1 м к ветке дерева подвешивают корзинку и раскачивают.Участники игры забрасывают в корзинку с расстояния 3-4 м разные плоды, собранные на прогулке: один участник шишки, другой желуди, третий каштаны и т. п. Бросают до тех пор, пока корзинка не перестанет качаться. Затем подсчитывают количество предметов.
Побеждает тот, кто забросил больше, пока корзинка качалась.


Азербайджанская народная игра:

Дети и петух

Один из игроков изображает петуха. Петух выходит из своего дома, ходит по площадке и три раза кукарекает. Игроки в ответ:

- Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка. Шелкова бородушка! Что так рано встаешь Детям спать не даешь?

После этого петух опять кукарекает, хлопает крыльями и начинает ловить детей, которые, выйдя из своего домика, бегают по площадке. Если петух не сможет поймать ребят, то он опять изображает петуха.

Правила игры. Петух начинает ловить, а дети убегать только после повторного кукаре­кания. Ловить детей в их домике нельзя.
























День 31


Казаки-разбойники

Некогда очень популярная среди детей дворовая игра. Предварительно играющим надо обговорить границы, в которых можно перемещаться, прятаться - двор, квартал, микрорайон. Затем играющие разбиваются на команды, одна из которых - казаки, а другая -разбойники.
Разбойники разбегаются прятаться, а казаки находят и отмечают место для темницы, куда будут отводить пойманных разбойников. Темницей может быть лавочка, угол двора, песочница или просто место под деревом.
Казаки будут охранять темницу, поэтому она должна быть не слишком большой, но и не тесной. Если игра происходит на сравнительно большом пространстве, разбойники должны помечать свой путь нечастыми метка ми-стрелка ми мелом на асфальте.
Казаки выходят на поиск и ловят разбойников. Их задача - найти, догнать, запятнать и отвести в темницу разбойников. Казак отводит разбойника в темницу, держа его за руку или рукав. Пойманный и запятнанный разбойник не должен по правилам игры вырываться. Но если казак случайно разжал руку, разбойник может убежать. Разбойники могут выручать своих товарищей по дороге в темницу - неожиданно подбежать и осалить казака - тогда казак должен отпустить пленного, и оба разбойника убегают. Казак, в свою очередь, может первым запятнать разбойника, пытавшегося освободить пленного. Если ему это удастся, то он приведет уже двух пленных.
Кроме того, разбойники могут освобождать своих товарищей из темницы. Но для этого им надо, миновав сторожа, запятнать самого пленного в темнице. Сторож в это время может запятнать самих освободителей. Для ловли разбойников и охраны, пленных можно разбиться на пары или на группы - это усложнит игру.
Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы и находятся в темнице. После этого казаки и разбойники могут поменяться ролями.


Азербайджанская народная игра:

День и ночь (Геджа ее гюндуз)

На некотором расстоянии друг от друга про­водятся две линии. У одной линии выстраи­ваются мальчики, у другой — девочки. Ве­дущий между ними. Команда мальчиков — «Ночь», а команда девочек — «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.

Правила игры. Осаленные переходят в команду соперника.


Таджикская народная игра:

Немая игра (Гунгакбози)

Игроки садятся в круг. Выбирается водящий. Он тоже сидит в кругу вместе с детьми. Водя­щий медленно толкает плечом игрока с правой (или левой) стороны от себя. Тот в свою очередь передает это движение соседу по кру­гу, и так продолжается до тех пор, пока дви­жение не вернется водящему. Смысл игры: заставить соседа заговорить или засмеяться. Если сосед один раз заговорил или засмеялся, то все игроки смотрят на него, а соседние игроки, т. е. сидящие по обе стороны от него, начинают гримасами сами смешить его. Если он не выдержит (засмеется или издаст какой-нибудь звук), то выходит из игры. Выигрывает тот, кто проявил большее самообладание.

Правила игры. Проигравшие должны в конце игры спеть, прочитать стихотворение или станцевать.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.