Проект «Мы –друзья и защитники природы» для старшего дошкольного возраста
Муниципально казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №3»
р.п. Таловая
Проект «Мы –друзья и защитники природы»
для старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Асеева Елена Ивановна,
воспитатель, ВКК
2019 г.
Оглавление
1.Введение.............................................................................................2
2. Основное содержание........................................................................5
3. Выводы и практические рекомендации...........................................16
4. Заключение........................................................................................18
5. Список литературы...........................................................................19
Проект «Мы – друзья и защитники природы»
для старшего дошкольного возраста
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
В. Чижов
Актуальность темы. Дошкольное детство — это период игры. Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает возможность активно действовать. «Ребенок до десятилетнего возраста, — писал М. Горький, — требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, и прежде всего и легче всего в игре и игрой».
Существует довольно много разных игр, в том числе игры с природным содержанием. Мы, взрослые, должны помнить о том, «что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезней» (В. А. Алексеев). С помощью игр с природными материалами дети не только обучаются, но и развивают тактильно-кинетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируются у них такие черты характера, как инициативность, умение решать проблемные ситуации, развиваются воображение, речь.
В ходе опытной работы в детском саду была выявлена роль детского экспериментирования, которое важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, постановки цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Участие детей в проекте «Мы- друзья и защитники природы» позволит максимально обогатить знания и представления детей о бережном отношении к нашему «Зеленому дому», развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения.
Тип: исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Задачи:
• Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное отношения к ней.
• Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
• Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.
• Формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.
• Развивать мышление, воображение, связную речь детей.
• Развивать эмоционально-доброжелательное и положительное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
• Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
• Воспитывать уважительное отношение ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию самоценности природы.
• Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Ожидаемый результат для детей:
• Создание на территории ДОУ «Площади Эколят».
• Повышение уровня сформированности экологических знаний детей.
• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, развитие познавательной активности детей.
• Участие воспитанников в акциях, тематических мероприятиях, конкурсах рисунков, фотоконкурсах.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ по благоустройству и озеленению территории «Площади Эколят».
• Обобщение и распространение результатов работы по теме проекта среди педагогических работников детского сада.
• Создание пособий и методического материала.
Сроки реализации:
1. Подготовительный с 25.03.2019г по 29.03.2019г;
2. Внедренческий с 01.04.2019г по 11.04.2019г;
3. Завершающий с 12.04.2019г по 10.05.2019г.
I этап. Подготовительный
Предварительная работа:
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Природа, которая нас окружает»; загадок; поговорок; стихотворений по теме «Месяцы года».
• Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
• Слушание музыки Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля», С. Прокофьев. "Детская музыка" - №7 "Шествие кузнечиков", Р. Шуман «Бабочки».
• Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.
• Чтение произведений художественной литературы по теме:
«Золотой луг» М. Пришвин; «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке» Н. Павлова; Бианки В. В. «Синичкин календарь»; М. Горький «Воробьишко»; Чарушин Е. И. «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Никита-доктор»; Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»; Куприн А. А. «Медведи»; Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»; В. Степанов «Животный мир России», «Родная природа»; русские народные
сказки о животных.
• Чтение стихов о природе, явлениях природы, отгадывание загадок.
• Проведение подвижных игр: «С какого дерева листочек», «Найди это дерево».
• Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай дерево по его признаку», «Скажи наоборот», «Кто назовет больше качеств», «Что лишнее», «Без чего не бывает леса», «Что ты знаешь о…», «Чтобы не болеть надо…», «Что было бы, если бы…», «Что за птица или зверь».
• Игры «Репка», «Кот и мыши». «Что общего»
• Работа с детьми по ознакомлению с природой родного края.
• Экскурсии, наблюдения в природе.
II этап. Внедренческий
План реализации проекта:
В ходе реализации проекта с детьми старшей группы были проведены следующие мероприятия: беседы «Дикие животные – друзья человека». «Как звери в лесу зимуют?», «Как в саду- садочке». «Жизнь птиц летом», «Кто главный в лесу? Живые цепочки», «Птицы - наши друзья». «Что такое красная книга», «Насекомые - польза и вред».
|
|
- Продуктивная деятельность: «Одуванчики», «Птица на дереве», «Бабочки на лугу», «Цветы», «Деревья», «Подводный мир», «Природа – это сказка»;
- Игра «Что, где, когда» на тему: «Природа и мы».
- Исследовательская деятельность по выявлению свойств почвы, воды, песка.
- Викторина между детьми: «Знатоки цветов», «Экологическая», «Земля живая планета».
- Проведение фотосъемки на тему: «Я и природа».
- Исследовательская деятельность. Вредители сада и огорода : бабочка- капустница.
- Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с Природой»
- Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций с природой России.
|
|
- Акция «Первоцветы».
- Создание папки-передвижки «О пользе овощей и фруктов» или «Витамины в саду и на грядке».
- Консультация для родителей Тема: «Играя познаем природу»
- Подготовить Консультации «Наблюдения в природе весной», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас».
- Создание «Площади Эколят». Выращивание цветов и растений на опытных и экспериментальных участках.
|
|
|
|
- Наблюдение за развитием и цветением растений
III этап. Итог
Продукт проектной деятельности:
- НОД на тему «Час Земли» (рассказы детей о планете Земля, о природе России;
-
- альбом «Экологические опыты»;
- презентация «Мы – друзья и защитники природы»;
- собрали «Гербарий поселка Таловая»;
- победители конкурса рисунков «Природа – это сказка»
- фотовыставка «Сохраним это чудо!»;
- огород на подоконнике;
- дидактические игры и пособия о природе родного края;
- акция «Скворечники для птиц»
|
|
|
|
-Развлечение: «В гостях у фокусника»
- Сотрудничество с драмкружком из ДЮЦ им. Титова и инсценировка сказки о животных.
|
|
«Площадь Эколят»:
- Создана «Экологическая тропа Эколят»
- альбом «Цветы на участке» (фотосъемка).
- Разметка и посадка фруктового сада
Выводы:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Заключение
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Список литературы
1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф
2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988
3. Бондаренко Т.М. Организация НОД в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012
4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Вместе с детьми)
5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Автор-составитель Поваляева М.А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005
9. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000 : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.:
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)