12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Геннадьевна1100
Преподаватель художественного отделения МОУ ДО «Обуховская ДШИ» (Высшая квалификационная категория). Преподаватель «Живописи» в КГПК, факультет дизайна. Образование высшее , профессиональное, КГПК ХГФ, НТГСПА,ХГФ.
Россия, Свердловская обл., Камышлов
Материал размещён в группе «Детское творчество»






Проект

Научно- исследовательская работа

На тему: Творчество в нашей семье.





Выполнила: Лабазина М.Г.,

Лабазина В.В.




г. Камышлов. 2019 г.



                                  Содержание



Введение……………………………………………………………………….3 ст.



1.Творчество. Творческий процесс…………………………………………..4ст.


1.1.Виды творчества………………..………………………………. ………..5ст


2 Эволюция творческого потенциала в нашей семье….…………………..8ст


3 Систематизация творческого потенциала семьи в «Семейном древе».....10ст



Заключение……………………………………………………………………11ст


Список литературы.……………………………………………………….....12ст.


Введениеие

Творчество есть самый загадочный, непостигаемый и волнующий феномен человеческого бытия, предмет исследования многих философов, социологов, психологов и учёных во все времена. Творчество, пишет русский философ

Н. Бердяев своей работе «О назначении человека», выдаёт гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создаёт гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальность — это, прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчеству. Люди всегда задумывались над вопросом: откуда берется новое? Новая мысль, новая идея. Можно многое знать, но ничего нового не создать. Творчество — это образ жизни…,»В нашем окружении также много творческих людей, бабушек, дедушек, сестер. Анализируя их творчество, мы выдвинули следующую гипотезу: что некоторые виды творческой деятельности переходят по наследству. В связи с чем, возникла необходимость в создании данного проекта по теме: «Творчество в нашей семье.» Таким образом- цель работы: изучение и анализ генеалогического развития творчества в нашей семье.

Основными Задачами работы являются:

1 Раскрыть понятие творчества и творческого процесса, на основе анализа психолого – педагогической литературы.

2 Собрать информацию о творческих родственниках нашей семьи, и их творческом наследии, пользуясь семейным архивом.

3 Систематизировать собранную информацию, соотнося её с фотографиями из семейных альбомов.

4 Создание семейного древа творчества.

5 Создание презентации творческих результатов семьи.

Объектом исследования является процесс развития творчества в семейной родословной. Предметом исследования: - являются отдельные виды творчества перешедшие по наследству к некоторым членам семьи.

Творчество. Творческий процесс


Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества.

(Жюль Ренар)

Творчество - это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С.Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б.Эльконин, А.И.Леонтьев).

В современном философском словаре дано следующее определение. Творчество — высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового — путём перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного. Человеческое творчество суть интегральная совокупность фантазии, предвидения и интуиции. Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Исследователи настаивают на том, что необходимо отличать творчество от изготовления. При этом можно выявить критерий такого отличия.

Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства) является уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Виды творчества


Несомненно, что творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Это приводит к выделению современными философами разных видов творчества:

производственно-техническое


изобретательское


научное


политическое


организаторское


философское


художественное


мифологическое


религиозное


повседневно-бытовое и т.п.


Можно сказать, что виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции

В. Тепикин выделяет в качестве самостоятельных видов: художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество. Автор представляет в виде таблицы.

Вид творчества

Функция (цель)

Объект (результат)

Художественное

Создание новых эмоций

произведения (искусства)

Научное

Создание новых знаний

Открытия, изобретения

Техническое

Создание новых средств труда

Процессы, механизмы

Спортивное

Создание новых результатов

Сила, Скорость, Выносливость


С. Л. Рубинштейн указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения.

Процесс творчества — весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку «внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию». Тем не менее эта одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых. Так, попытка обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году американским психологом Г. Уоллесом.

Г. Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:

1.Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения.

2.Инкубация (вызревание) — отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения; при этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами.

3.Озарение — возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием-толчком.

4.Проверка правильности решения: испытание и (или) реализация

идеи.

Творческий процесс — «процесс создания художественного произведения; основные этапы творческого процесса заключаются в возникновении и вынашивании замысла, в поисках идейно тематической основы произведения, в разработке образной системы ее воплощения» (Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.

Творческий процесс в искусстве — духовно практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание художественного произведения. Ее содержание обусловливается теми же идейно - эстетическими факторами, что и художественного творчества в целом. (Эстетика. Словарь)

«Способность к творчеству (креативность) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта.» ( Большой психологический словарь. — Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.)



Эволюция творческого потенциала в нашей семье.


Анализируя семейные источники, выяснилось, что в нашей семье много талантливых людей, наверное, как и в любой другой. Однако, именно в нашей семье, можно выделить следующие виды творчества: Художественный, научный, технический(если основываться на выше приведенной таблице)

Ананий Васильевич Потапов – Прапрадед, казак, отлично владел холодным оружием(саблей), а также со своими сыновьями был мастером кузнечного дела.

Петр Ананьевич Потапов – (прадед) первый изобретатель в своей деревне, создал аэросани, велосипед с мотором, и многое другое.

Степан Ананьевич Потапов – (прадед) гармонист.

Мария Ананьевна Потапова - (прабабушка) занималась разными видами творчества: сочиняла частушки, играла на балалайке и гитаре, вышивала, ткала ковры и многое др.
Александр Федорович Пульников –(прадед) мастер в военном деле.
Год рождения: 1918

место рождения: Свердловская обл., Камышловский р-н, д. Квашнино

наградного документа: 89

дата наградного документа: 06.04.1985

записи: 1517777912

Орден Отечественной войны II степени

Приказ подразделения

: 28/н от: 20.04.1945

Издан: 18 сд /

Архив: ЦАМО

Информация ограниченного доступа, предусмотренная законодательством Российской Федерации, в составе ОБД «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» не публикуется.

Версия от 17:33 23.12.2015


Геннадий Александрович Пульников - (дедушка) в молодости танцевал в ансамбле, занимался изобразительным творчеством, сейчас сочиняет стихи и песни, владеет игрой на двух инструментах (гитара, фортепиано).

Леонид Александрович Пульников - (дед) известный в России архитектор, один из его проектов - станция метро в горде Екатеринбург, и новый железнодорожный вокзал в в городе Тюмень.

Екатерина Дмитриевна Пульникова - (бабушка) замечательный пекарь-кондитер, а в молодости занималась цирковым искусством.

Елена Борисовна Смолина - (бабушка) отлично владеет видами декоративно прикладного творчества: вышивание, ткачество и вязание.

Марина Геннадьвна Лабазина (Пульникова) - (мама) художница, автор и участник многих городских, областных, международных выставок. Получила профессиональное художественное образование в художественной академии ( НТГСПА).Участница выставки в Непале, ее работы вошли во многие художественные сборники. Моя мама практикующий преподаватель, автор 10 авторских программ. А еще она играет на гитаре, сочиняет стихи, увлекается компьютерной графикой, анимацией, монтажом.

Вячеслав Сергеевич Лабазин – (папа) с детства занимается фотоискусством, строитель.

Алена Владимировна Голендухина – (тетя) профессиональный танцор, преподаватель, автор множества педагогических программ, внесена в книгу лучших педагогов России. Так же владеет искусством вышивания бисером.

Евгенний Юрьевич Голендухин – (дядя) изобретатель, создатель авторского фрезерного станка.

Мария Евгеньевна Голендухина –(тетя) занимается фотоискусством, полиглот, переводчик ,востоковед, в совершенстве владеет китайским, английским, языками.

Игорь Леонидович Пульников (дядя) – художник аниматор, автор анимационных фильмов на телевизионном канале. Увлекается декоративно прикладным творчеством.

Василиса Вячеславовна Лабазина (соавтор)- начинающая художница, участница и победительница различных конкурсов, пишет стихи, увлекается фотоискусством, декоративно прикладным творчеством.

Систематизация творческого потенциала семьи в «Семейном древе»



Заключение

Творчество — безусловно одно из наиболее ярких проявлений деятельности человеческого разума. Не будет ошибкой утверждать, что именно творчество (а не просто труд) создало человека.

И в наши дни творческий труд является одним из важнейших условий роста человеческой личности, условием ее осмысленной и полноценной жизни. Однако, как и любое психологическое явление, творчество не является чем-то однородным, раз и навсегда данным. Творческая деятельность неизбежно сопровождается взлетами и падениями, победами и поражениями, мучительными исканиями и ослепительными откровениями. Более того, именно творческий склад личности часто и обусловливает подобную контрастность состояний. Посредственность неизменна или, во всяком случае, стремится к покою. (Имеется в виду покой бездеятельности, леность и т.п.) Творец никогда не стоит на месте.

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

И можно считать, что наш проект, стал маленьким вкладом в изучение данной проблемы. А именно одного из аспектов творческой деятельности – передача по наследству способностей к творческому восприятию мира, что является подтверждением нашей гипотезы.



Список литературы.


1 Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

2 https://psychology.academic.ru / Большая психологическая энциклопедия

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

3 https://otherreferats.allbest.ru/psychology Понятие творчества

4 http://www.psihdocs.ru/lekciya-tvorchestvo-ponyatie-vidi-i-tipi.html

5 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии).

6 Басин Е. Я. Психология художественного творчества. —

http://www.i- u.ru/biblio/archive/basin_psi /

7 Басин Е. Я. Творческий потенциал художественной личности. — http://www.i- u.ru/BIBLIO/archive/basin_tvo /

8 Боно де Э. Шесть фигур мышления. —

http://fstud.ru/205163-edvard-de-bono-shest-figur-myshleniya.html

9 Гаврюшин Н.К. К.Э.Циолковский о научном и художественном творчестве. — http://www.humanities.edu.ru/db/msg/25565

10 Гераимчук И. М. Философия творчества. — http://www.koob.ru/geraimchuk/philosophy_creation

11 Коджаспирова – Педагогический словарь, М; -Академия, 2000

12 Сокольникова Н. М. – Основы рисунка. – М; Титул. –1996

13 Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968.





Опубликовано в группе «Детское творчество»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.