Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей «Азбука юного пешехода»
Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей | ||||||
Возрастная группа: Старшая | ||||||
Тема: «Азбука юного пешехода» | ||||||
Тип проекта: (игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный): Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой. | ||||||
Продолжительность проекта: одна неделя | ||||||
Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель. | ||||||
Актуальность реализации проекта: Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно– транспортных происшествий с участием детей. | ||||||
Цель проекта: Познакомить детей с необходимыми теоретическими знаниями по правилам дорожного движения, обучить практическим приемам. | ||||||
Задачи: • обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения; • воспитывать у детей правильность поведения в роли «пешехода» с помощью создания приближенных к естественным ситуациям. • Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делится с окружающими людьми приобретённым опытом. • Оптимизировать с помощью разнообразных методов и приёмов работу с родителями детей старшего дошкольного возраста для полноценного развития личности ребёнка и закреплению знаний о правилах дорожного движения. • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности. | ||||||
Образовательные области проекта: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» | ||||||
Формы работы с детьми: НОД, наблюдения, экскурсия, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, беседы, рассматривание картин, чтение, оформление стенгазеты, тематическое развлечение, выставка творческих работ. | ||||||
Ожидаемые результаты: - создание в группе уголка «Дорожной безопасности»; - стенгазета «Внимание! Дети!»; -выставка рисунков «Светафорик»; Макет «Наш город»; -изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций; | ||||||
Этапы работы по проекту | ||||||
I. Подготовительный | -Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения? - Определить продукт проекта: а) создание в группе уголка «Дорожной безопасности». б) знание правил дорожного движения. | |||||
II. Основной | -Изучение нормативно-правовой базы -Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта. - Составить перспективный план работы. - НОД - Изучить методическую литературу: К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Безопасность»; В. А. Добряков «Три сигнала светофора»; В. Э. Рубляк «Правила дорожного движения»; Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов «Мы по улице идем»; Э. Я. Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и другие. - Провести с детьми беседы по теме: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?», Как вести себя на улице и в транспорте?». - пополнить предметно-развивающую среду. - провести с родителями анкетирование, тестирование. - оформление папки-передвижки: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» - информация в родительский уголок: «Это надо знать», - Чтение художественной литературы: -Б. Житков «Светофор» -Дмоховский А. «Чудесный островок»; -Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»; -Кожевников В. «Светофор»; -Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»; -Маршак С. «Светофор»; -Мигунова Н. А. «Светофор»; -Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»; -Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой», -Пляцковский И. «Светофор»; -Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»; -Северный А. «Светофор»; -Серяков И. «Законы улиц и дорог»; - Дидактические игры: -«Светофор» -«Угадай-ка» -«Наша улица» -«Поставь дорожный знак» -«Это я, это я, это все мои друзья!» -«Будь внимательным» - «Доскажи словечко» -«Собери машину», -«Сложи дорожный знак», -«Узнай по описанию». -Настольно-печатные игры: -«Летит, плывёт, едет», -«Дорожные знаки», -«Дорожная азбука», -«За рулём», -«Красный, жёлтый, зелёный». - Подвижные игры: -«Пешеходы и автомобили» -«Дорожные знаки и автомобили» - «Цветные автомобили» -«Светофор» и другие. - Сюжетно - ролевые игры: -«Пешеход» -«Автосалон» -«Служба спасения» -«Поездка домой на автобусе» - Отгадывание загадок - Разучивание песен и стихотворений по теме проекта - Целевые прогулки - наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации. - Разбор ситуаций: -«Чего не должно быть» -«Как правильно перейти через дорогу?» -«Какие знаки помогают пешеходу в пути?» -«Что нужно знать, если находишься на улице один?» - Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте»; - Приглашение сотрудника ГБДД для беседы с детьми на тему: «Безопасное поведение на дорогах». - Просмотр видео фильма о правилах дорожного движения. - Совместное художественное творчество родителей и детей на тему» Безопасность на дорогах» -Оформление выставки творческих работ «Безопасность на дорогах» -Оформление уголка «Правила дорожного движения для детей» -Организация познавательно - игровой деятельности «Добрый друг – светофор» -Изготовление макета микрорайона | |||||
III. Заключительный (Аналитический) | - Анализ полученных результатов и обобщение опыта. - Выставка рисунков «Светофорик». - Обыгрывание макета «Наша улица» вместе с детьми. - Проведение развлечения «Приключения Почемучки в стране Светофории» - Презентация для детей других групп. | |||||
План | ||||||
День недели | Этап | Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Организация самостоятельной деятельности | Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами | |
Четверг | 1 | 1. Познание. Формирование целостной картины мира. Тема: «Какие бывают машины». 2. Художественное творчество. Лепка «Светофор» Цель: Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД; закрепить представления о светофоре и знании сигналов светофора (красный, желтый, зеленый). | Беседы о транспорте, о труде водителя, где и как переходить улицу» Цель: Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить их активный словарь за счет названий автомашин, рассказать о труде водителя. Заучивание загадок о транспорте, частушек Дидактическая игра «Собери машину», «Сложи дорожный знак», Цель: Развивать мышление, внимание, закреплять знание основные части машин. Наблюдение: рассматривание грузового транспорта. Сюжетно-ролевая игра «Автосалон». Рассматривание и раскрашивание изображений различных транспортных средств. Цель: расширять представление детей о многообразии транспортных средств, закрепить обобщающее понятие транспорт. Чтение: Рыжова Е. «Транспорт большого города» | Альбомы (фотографии) с изображением различных видов транспорта. Дидактическая игра «Светофор» игра «Построим улицу». Цель: закрепить знания детей о том, что дорога делится на проезжую часть, тротуар, обочину. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях) Цель: закрепить знания о правилах игры, умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя. | Информировать родителей о теме проекта. Анкетирование родителей по ПДД. Папка – передвижка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | |
Пятница | 2 | 1.Коммуникация. Чтение художественной литературы. Тема: заучивание стихотворения С.Михалкова « Велосипедист» Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад». 2.Физическая культура Цель: закреплять навыки ходьбы по уменьшенной опоре по наклонной плоскости; упражнять в прыжках с небольшой высоты; уточнять и обобщать знания о транспорте и его назначении; способствовать развивать слухового и зрительного внимания, развивать координацию движения. | Беседа: мы пешеходы, о светофоре, его назначении, значение сигналов светофора. Дидактическая игра «Светофор» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналах, представления детей о цветах (красный, зеленый) Подвижная игра: «Стоп, машина!» Цель: упражнять в быстроте реакции, закреплять название транспорта. Работа в книжном уголке: оформление выставки книг по ПДД. Цель: обучать умению отбирать книги по тематике, развивать мышление, эстетическое чувство при оформление выставки, вызвать желание сделать свою собственную книжку по ПДД. Чтение: «Правила дорожного движения» А. Тюняев, «Дорожная азбука в картинках». | Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители» Цель: совершенствовать умение объединятся в игру, распределять роли; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры. Дидактические игры: лото «Азбука дорожных знаков», «Учим дорожные знаки», домино «Транспорт», «Дорожные знаки». Цель: Закрепление знаний правил дорожного движения. | Выпуск памятки: «Ребенок и дорога», Рубрика родительского уголка «Это интересно»: «Из истории создания светофора» Конкурс в группе «Изготовление атрибутов к игре «Азбука дорожного движения» | |
Понедельник | 2 | 1.Познание. ФЭМП. Познавательно-исследовательская деятельность. 2. Физическая культура в форме игровых упражнений. | Беседа « Железная дорога не место для игр», о правилах поведения в общественном транспорте. Подвижная игра: «К своим знакам», (внимание), «Пешеходы и автомобили» (ходьба в заданном направлении) Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Цель: закрепить правила поведения в автобусе, при входе и выходе из него; уточнить представления о работе водителя, кондуктора; учить культуре общения. Строительные игры: закреплять знания элементов улицы, развивать воображение и конструктивные способности. | Самостоятельная художественная деятельность: создание иллюстраций для оформления книжки-малышки о ПДД в подарок Светофорчику. Цель: развивать у детей умение передавать свои впечатления, полученные ранее, воспитывать самостоятельность в создании образа. Просмотр мультфильмов: « Четвертый лишний», «Игра в слова», «Группы дорожных знаков», «Виды транспорта», «Теремок», «Объяснялки», «Узнай дорожный знак». Цель: с помощью мультфильмов показать ответственность за правильное поведение людей на дороге. | Индивидуальная беседа «Как воспитать примерное поведение при пользовании общественным транспортом». Привлечь родителей к созданию, совместно с детьми, схематичного изображения «Мой маршрут от дома до детского сада». | |
Вторник | 2 | 1. Музыка. Разучивание песни «По улице, по улице…» (композитор Т. Шутенко), игровые упражнения «Веселые путешественники», игры, эстафеты. Цель: познакомить детей с новыми музыкальными произведениями; развивать чувство ритма, музыкальной памяти, координации движений, создать эмоционально - радостного настроения. 2. Художественное творчество: аппликация. Тема: «Город наш любимый» (коллективная работа). Цель: продолжать формировать у детей навыки коллективной работы, отражать в аппликации свои знания и представления об элементах улицы, учить работать с шаблонами. | Беседа « Где и как переходить улицу» о дорожных знаках. Лото «Дорожные знаки». Отгадывание загадок по ПДД. Чтение: «Я – пассажир» Николаева, пересказ «Санки», заучивание частушек о дорожном движении. | Сюжетно-ролевая игра «На улицах города» Работа в книжном уголке; рассматривание плакатов, картинок, предметных картинок. Цель: продолжать знакомить детей с Правилами дорожного движения. Развивать наблюдательность, любознательность; закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт». | Консультация «Бег через дорогу – враг – особенно зимой». Памятка – рекомендация: «Безопасность детей в автомобиле». | |
Среда | 2 | 1. Речевое развитие. Заучивание стихотворений: Е. Панасова «Светофор», Г.Шалаева «Правила дорожного движения для малышей». Цель: закреплять знания детей о цвете, горящем на светофоре, воспитывать сознание о необходимости соблюдения правил, развивать память, речь. | Беседа «Где можно играть» Дидактическая игра «Правильно веди себя на улице» (мышление, память) Цель: закреплять знания детей о ПДД для пешеходов, воспитывать уважение и желание их выполнять. | Рассматривание иллюстраций, фото с видами родного города. Игры-пазлы «Машины» Цель: Развивать познавательный интерес. | Плакат «Правила движения достойны уважения». | |
Четверг | 3 | 1.Художественное творчество. Конструирование макета «Наш город» Цель: развивать потребность детей в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом; вызвать чувство восхищения своими работами, заряжать детей позитивным настроением; вызвать желание наполнять группу самодельными атрибутами для игр. 2. Рисование «Улицы нашего города» Цель: развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках. | Просмотр электронной презентации «Правила дорожного движения для детей» Цель: формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах города, закрепить знания о ПДД, практические навыки поведения на улице. | Раскраски с изображением дорожных знаков. Цель: Закрепление знания о дорожных знаках, развивать мелкую моторику рук. Игры с конструктором «Улицы нашего города» Цель: закреплять навыки взаимодействия друг с другом, выполнять не сложные конструкции, подбирать детали для постройки. | Выставка макетов на тему «Мы и дорога» (совместно с родителями). Проведение развлечения «Приключения Почемучки в стране Светофории». |
Итог: Работа по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улице, формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения не должна быть одноразовой акцией. Эту работу надо проводить планово, систематически. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх и повседневной жизни.