Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей в условиях кадетского корпуса

3
0
Материал опубликован 28 January 2022 в группе



Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей в условиях кадетского корпуса».























Автор: Полуцкая Наталья Николаевна

(Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В.Суророва

«Пермская кадетская школа №1»)









г.Пермь, 2022 г

Вводная часть.

В настоящее время, в нашем современном и быстро развивающемся обществе, одним из приоритетных и ведущих направлений является создание условий и правильное построение взаимоотношений с одаренными детьми.

Одаренность-это понятие многогранное, которое включает в себя как положительные проявления, так и отрицательные. Давайте рассмотрим положительные проявления. К ним относятся развитая когнитивная сфера, которая включает в себя отличную память, восприятие материала, нестандартное мышление, правильную речь, также к положительным аспектам относятся целеустремленность учащегося, нацеленность на результат, способность в разных видах деятельности и т.д. И на фоне положительных проявлений, как следствие, могут проявиться и отрицательные моменты, и черты характера, а именно: нервозы, замкнутость, чувство неуверенности, не понимания со стороны сверстников, заниженная самооценка и пр. Самая лучшая в данной ситуации помощь будет психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.

Целью сопровождения является создание условий для всестороннего развития личности одаренного ученика.

Задачи:

-составление портрета одаренного ребенка

-выбор методов и приемов с талантливыми детьми

-разработка средств и форм психологической поддержки детей в соответствии с их особенностями

-формирование адекватной самооценки талантливых учеников

-работа с родителями одаренный детей

-наблюдение и предотвращение нервозов, замкнутости и чувства неуверенности

-укрепление психологического и физического здоровья учащихся

Формы и методы работы с одаренными детьми: психодиагностические, занятия в форме тренинга, игры, совместная работа с родителями, экскурсии, проекты, семинары, лекции, педагогические советы.

Ожидаемые результаты:

-развитые коммуникативные навыки учащихся

-повышение уверенности учащихся в себе и в своих способностях

-слаженна работа с родителями

Дети, попадая в кадетский класс, который живет по определенному распорядку дня, отличающемуся от привычной жизни, оказываются в новом коллективе, коллективе мальчиков, где каждый хочет быть лидером приходится очень трудно как эмоционально, так и физически. В период адаптации учащихся важно увидеть в каждом ребенке потенциал, помочь адаптироваться в условиях повышенной умственной, психологической и физической нагрузке. На этом этапе как у детей, так и у родителей возникает ряд трудностей: необходимо перестроиться (как в физическом, так и в моральном плане). Перед воспитанниками кадетского корпуса ставятся «взрослые» задачи:

Выполнять условия, правила и традиции Кадетского корпуса.

Быть дисциплинированным и ответственным за свои действия, осознавать свою ответственность.

Развивать способность самостоятельно и эффективно усваивать учебный материал.

Занять достойное место в коллективе, выработать соответствующий стиль общения с одноклассниками и воспитателями.

Развивать навык потребностей в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

Находясь в новых условиях, которые требуют изменения поведения, мышления, взглядов на мир и чем быстрее ребенок переосмыслит для себя реальность, проживет конфликты, через которые, как правило проходит каждый ученик кадетского корпуса, чем быстрее и безболезненно пройдет период адаптации. Есть дети, у которых еще до поступления в корпус имелись проблемы психологического характера, и именно данные проблемы мешают учащимся включиться в учебный процесс.

Кадетский корпус должен обеспечивать высокий уровень образования, воспитывать будущую элиту российского общества, помогать детям, престарелым, которые в этом нуждаются. Ежегодно в канун нового года ученики начальной школы МАОУ ПКШ №1 принимают участие в благотворительных акциях (фонд «Дед морозим», «Пермский геронтопсихиатрический центр»), что несомненно говорит о заботе и внимание, к людям которым так необходима наша помощь и поддержка.

















Основная часть

Педагогическое наблюдение, изучение «продуктов» творчества, экскурсии, выступления на урока-конференциях, работа с родителями служат выявлению одаренных и талантливых детей. Работать с такими детьми и сложно и интересно, к таким ученикам требуется особый подход, особая форма обучения. Стоит только «выпустить» их из внимания, и мы можем их потерять. Для таких детей важен широкий охват материала, им постоянно нужно узнавать новое, находить и анализировать как можно больше информации, особенно если данная сфера деятельности им интересна. Данная черта характера таких детей говорит о том, что скорость обработки и усвоения информации очень велика.

Система, которой я придерживаюсь, по выявлению и развитию способностей одаренных и талантливых детей в различных видах деятельности (научной, интеллектуальной, культурной, творческой и пр.) состоит из следующих этапов:

1.Выявление одаренных и талантливых учащихся

2.Работа над развитием способностей учащихся в ходе самостоятельной деятельности (поиск информации).

3.Работа над развитием способностей в свободной деятельности (решение олимпиад, например, на портале Учи.ру, участие в спортивных мероприятиях).

4.Создание условий для всестороннего развития талантливых детей (участие в открытых уроках с докладом, участие в семинарах, урока-практикумах, уроках-конференции и пр.)



В начале учебного года проводится диагностика с целью выявления одаренных и талантливых учащихся (выявления начальных или скрытых способностей). Используя методику А.И.Савенкова «Карта одаренности», которая состоит из 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка, было выявлено 5 мальчиков из 28 учащихся 3 Б класса МАОУ ПКШ №1

Метод педагогического наблюдения и оценивания изделий, рисунков и других «продуктов» творческой и интеллектуальной деятельности также использую для выявления талантливых детей. В дальнейшем и по результатам диагностики, и по использованию метода педагогического наблюдения составляю индивидуальные «маршруты» психолого-педагогической поддержки детей, определяю индивидуальные задачи для развития. Проведя анализ полученных данных рекомендую родителям уделить больше внимания на тот вид деятельности, к котором имеется повышенный интерес у учащегося (например, посещение определенной секции). Раз в четверть проходят награждение и поощрение учащихся, создается совместная с детьми выставка рисунков, проектов, например, «Солнечная система», выставка «Кормушка для птиц» и многое др. Совместно с учащимися записываются видеоролики о наших проектах и проводим выставках для родителей, чтобы у них была возможность видеть реальные достижения учащихся и поддерживать в дальнейшем.

Детям очень нравится экспериментировать, проводить опыты, узнавать и исследовать окружающий мир и самым главным помощником для меня становится интерес детей. Для поддержания интереса совместно с учащимися мы провели урок-практикум «По стопам М.В.Ломоносова великого ученого и академика», посвященный празднованию 310-летия со дня рождения М. В. Ломоносова. На первом уроке дети выступали с докладами (принимали участие 6 учащихся), о детстве, становлении будущего академика, об открытиях М.В.Ломоносова, о роли учёного в жизни общества в целом. Учащихся, и не только выявленных талантливых детей, очень заинтересовал этот формат внеклассного мероприятия и уже ученики, не выявленные в диагностике, предложили продолжить работу в этом направлении. В течении двух недель все желающие готовили рассказ об опытах ученого, кто-то рисовал опыты, кто-то из детей пошел дальше и решили провести опыты в классе. В результате записали на видео данный урок-практикум (принимало участие 12 детей из 28 учеников класса) и отправили запись урока с методической разработкой на международный конкурс. Итог-победители. Тем самым, выявив способности учащегося, я создала условия для его развития и реализации его способностей, а он своим примером сподвиг других учеников на подобные выступления.

Проводя систематическую образовательную деятельность с практической направленностью, использовав метод проектов, участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, проводимых на базе учреждения, края, страны (через интернет-ресурсы). Создавая в группе, классе обстановку, которая стимулирует у учащихся чувство собственной значимости, уделяя внимание визуальной, краеведческой, экскурсионной деятельности, была создана благоприятная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность детей и развивает их.

Подобная работа проводится систематически, не разово, и идем мы совместно с детьми и родителями по нарастающей- вперед! Для поддержания интереса у учащихся я еженедельно довожу до сведения родителей информацию о достижениях их ребенка с предложением не останавливаться на достигнутом, а продолжать развивать, повторять и закреплять полученные знания, поддержать, подбодрить.

Психопрофилактическую деятельность по профилактике стрессовых ситуаций yачинать работу психологу необходимо тогда, когда еще не возникли трудности в работе с учащимися, таким образом мы имеем возможность их не допустить и предотвратить. Именно одаренный ребенок нуждается в особом подходе как со страны родителей, так и со стороны педагога и сверстника. Начинать занятия с детьми необходимо с формирования адекватной самооценки, диагностировать(выявлять) проблемы, отношение ученика к педагогам, учебному заведению, к сверстникам.







































Заключение

Одну из важных ролей с талантливыми детьми играет работа и консультирование с родителями. В виду того, что ребенок одаренный он практически всегда требует к себе неординарного подхода. И именно на данном этапе важно выяснить отношение к родителям. Если имеется конфликт, или конфликтная ситуация, необходимо выявить причину, а затем прокладывать путь к взаимопониманию и решению конструктивных способов взаимодействия между ребенком и родителями используя формы образовательной деятельности педагога-психолога. Это и консультации, и различные тренинги как для учителей, так и для родителей, беседы, семинары, выставки, проведение различных мероприятий совместно с родителями, выходы на экскурсии -все это способствует и направлено на приобщение одаренных и талантливых детей к психологическим знаниям.

Деятельность педагога-психолога в образовании направлена на формирование представления о практической значимости психологических знаний и психологической помощи талантливому ученику. Особое внимание следует обратить на его возрастные психологические особенности.

Давайте рассмотрим критерии, которые, на мой взгляд, являются основными по сохранению и укреплению психологического здоровья одаренных детей:

-формирование позитивного самовосприятия

-положительного эмоционального настроя

-позитивное восприятие окружающего мира

-успешное прохождение всех возрастных кризисов

В заключении хочется отметить-психологическая поддержка талантливых и одаренных детей-это структурированный, последовательный вид деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

Поддержка педагога-психолога будет эффективна, если:

1.Одаренность и талантливость детей рассматривается как комплекс подходов в связи с компонентами: выявление, воспитание, обучение, развитие.

2. Создана или разработана диагностика детской одаренности на различных этапах развития учащегося.

3.Определены основные принципы воспитания талантливых учеников

4.Созданы все необходимые условия для непрерывного развития талантливых и одаренных учащихся

5.Психологическая поддержка оказывается на

-индивидуальном уровне

-групповом уровне

Уделяя заботе о психологическом здоровье талантливых и одаренных учащихся предполагает внимание прежде всего к его внутреннему миру, к его чувствам и его переживаниям, его увлечениям и его интересам, способностям и интересом к знаниям, его отношение к самому себе, к одноклассникам, его отношение к взрослым и окружающему миру к происходящим семейным событиям и вообще к жизни.

Всесторонняя поддержка воспитанников на протяжении всей учебной деятельности позволяет учащимся кадетских корпусов чувствовать себя увереннее, целеустремленнее, легче справляться с жизненными трудностями и принимать участие в интеллектуальных, творческих, спортивных соревнованиях и соревнованиях.

Выпускники-кадеты успешно поступают в военные учебные заведения, хорошо адаптируются в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.



Список литературы

1.Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева - Волгоград: Учитель, 2011.

2.Бабаева Ю.Д. Идеи Л.С. Выготского о динамическом подходе к изучению одаренности и перспективы их развития. - М.: Смысл, 2001.

3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

4.Больных Е.М. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности. - Е.: Объединение «Дворец молодежи», 2002.

5.Даль В.И. Толковый словарь русского языка: соврем. версия / Владимир Даль. - М.: Эксмо, 2006.

6.Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание/ Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева. - Санкт-Петербург: Речь, 2009.

7 .Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: Эксмо, 2001.

8.Жигайлов А. В. Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного общего образования. - Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

9.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001.

10.Касперская О.В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми. - Волгоград: Учитель, 2011.

11.Клименченко О.Н. Проблема одаренности, гениальности, таланта в философии //Одаренный ребенок. - 2003.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации