Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» г. Кудымкара
ПРОЕКТ
«Тренажер для дыхания»
(игровые пособия для дыхания своими руками)
Выполнила: Харина А.Ю.
воспитатель средней группы
Руководитель: Петухова О.И.,
учитель-логопед
Кудымкар - 2019
Проектная идея: | Профилактика нарушений звукопроизношения посредством формирования у детей среднего дошкольного возраста правильного речевого дыхания. Пополнение предметно-развивающей среды пособиями-тренажерами, изготовленными родителями совместно с детьми. |
Актуальность проекта | Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с обучения ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Результаты обследования речи детей группы указывают на несформированный навык дифференциации носового и ротового дыхания, недостаточную силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи. |
Цель: | Создание пособий-тренажеров для обучения детей правильному дыханию, обогащение знаний детей и родителей о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения |
Задачи: | Информировать родителей и детей о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения Формировать у детей умение управлять органами дыхания Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. Систематизировать практический материал по дыханию (оформить картотеку игр и упражнений) Подвести итоги реализации проекта путем диагностирования детей, оформления выставки и презентации пособий-тренажеров |
Тема | Речевое развитие |
Название проекта | «Тренажер для дыхания» (игровые пособия для дыхания своими руками) |
Тип проекта | Практико-ориентированный, творческий; среднесрочный (2 месяца): октябрь - ноябрь 2019 г., групповой. |
Участники: | Дети средней группы, их родители, воспитатель, учитель-логопед. |
Формы реализации проекта: | Беседы с детьми Наблюдения Игровая деятельность Совместная деятельность Работа с родителями |
План подготовки и реализации проекта:
Деятельность педагогов: | Подобрать содержание бесед с детьми о роли правильного дыхания для сохранения здоровья. Подготовить картотеку игр и игровых упражнений по формированию речевого дыхания. Оформление информационного листка о проекте в родительский уголок Оформление буклета по теме проекта Оформление папки с консультациями для родителей «Азбука дыхания», «О дыхании» |
Деятельность детей: | Участие в беседах, познавательных занятиях о ЗОЖ, о роли правильного дыхания для сохранения здоровья. Игры с пособиями-тренажерами |
Деятельность родителей: | Изготовление совместно с детьми пособий-тренажеров для проведения дыхательной гимнастики |
Результат: | Выставка результатов детско-родительского творчества в группе (презентация изготовленного оборудования) Картотека игр и игровых упражнений по формированию речевого дыхания |
Ресурсы: | Книги, журналы, иллюстрации; Интернет-ресурсы Бумага, карандаши, краски; |
Форма презентации: | Выставка детско-родительских творческих работ |
Этапы работы: | этап – Подготовительный. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания. Обсуждение целей и задач проекта с педагогом. Составление плана - схемы проекта. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажёров». 2 этап – Основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья. Творческая мастерская по изготовлению пособий-тренажеров 3 этап – Итоговый. Обработка результатов по реализации проекта. Оформление результата проекта в виде выставки |
Ожидаемые результаты: | У детей сформировано правильное речевое дыхание и направленная воздушная струя. Изготовлены пособия и создана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей, в том числе с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах профилактики и оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. |
Риски: | Несоблюдение сроков реализации проекта. Проблема привлечения родителей. |
Практический результат проекта:
Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания.
Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей.
Сформирована папка с консультациями для родителей.
Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества.
Оборудован «уголок дыхания» в зоне предметно-развивающей пространственной среды группы.
Оформлена выставка игровых пособий.
Повторная диагностика речи детей группы по окончании проекта показала положительную динамику в развитии их звукопроизносительной стороны.
Вывод:
Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее вызвать и поставить необходимые звуки.
Литература:
Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. — М.: Книголюб, 2005.
Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – Пресс», 1999.
Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М., Знание.1987.
Леонова С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями / С.В. Леонова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011.— 28 с.: ил.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. — М., 2002.
https://infourok.ru/logopedicheskiy-proekt-poslushniy-veterok-2401172.html