12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
8718777360829
учитель истории и права в казахстанской школе, люблю творчество, уважаю критику, ведь в ней познается истина
Казахстан, Павлодарская область, Павлодарский район, Экибастуз


 

ВВЕДЕНИЕ.

Современное казахстанское образование стоит на пороге новых открытий, идей, которые позволят нашим детям легко адоптироваться в современном мире. Новые подходы в обучении, активные методы и формы работы позволяют развивать у учащихся когнетивные и метокогнитивные способности, критическое мышление, самостоятельную работу. Все это позволяет креативно мыслить, анализировать деятельность, находить правильные решения в любой ситуации, критично оценивать не только деятельность окружающих, но и свою.

Тему для самообразования выбрала «Развитие самостоятельной деятельности на уроках истории с использованием новых подходов в обучении». Для ее изучения нужно для себя определиться , что же такое самостоятельная работа. В разных источниках определения этому методическому словосочетанию разное :

1. Самостоятельная работа - это деятельность учеников, направленная на овладение знаниями, умениями и способами их применения на практике.

2. Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий .

3. Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Исходя из выше изложенного , я для себя сделала вывод, что самостоятельная работа – это развитие навыков у учащихся, умения их адоптировать под себя и применять их в повседневной жизни, т.е самостоятельная работа – это функциональная грамотность.

Современная политика государства направлена на повышения качества образования в Республики. На сегодняшний день перед учителями стоит задача сформировать у учащихся функциональную грамотность . Современный социум требует от образования не только знающего человека, а личность, которая будет креативно мыслить и ориентироваться в современном мире, т.е обладать определенной функциональной грамотностью.

К СВЕТУ ПО СТОПАМ ПРАВДИВЫХ.

«Счастье не в том, чтобы делать всегда,

что хочешь, а в том, чтобы

всегда хотеть того, что делаешь»

(Лев Толстой).

Тему самообразования я выбрала не случайно. В 2015 году я прошла уровневые курсы – второй ( основной ) уровень. Нас обучали, как проводить процесс lesson study, исследование в действии, процесс менторинг, проведения коучинг - занятий. Но как проводить уроки? Какие использовать формы ,методы ,приемы? Для этого я решила изучать литературу самостоятельно.

Изучая литературу я выявила следующее, что существует несколько уровней самостоятельной работы на уроках истории:

Первый уровень предполагает копирующие действия обучающихся по заданному образцу - характеристика исторического героя. Например, учащимся предлагается дать характеристику императора Николая I в 8 классе по образцу или без него, учитывая индивидуальные особенности обучающихся.

1.   Биографические сведения: когда родился, система воспитания, наиболее важные моменты в детстве, этапы жизни, карьера.

 2.   Личностная психологическая характеристика: темперамент, характер, познавательные способности, одарённость, потребности, направленность. Интеллектуальные, волевые, эстетические качества человека.

3.   Социальная деятельность личности: мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё.

Первый уровень также предполагает составление схемы ( в 6 классе можно с обучающимися составить схему «Управление Новгородской республикой», а в 8 классе обучающиеся уже без помощи учителя могут самостоятельно выполнять такую работу), узнавание явлений выделение главных мыслей. Работы по образцу предполагают обычно решение типовых примеров и задач. Они практикуются на уроках истории в 5-9 классах. Деятельность обучающихся на данном уровне не совсем самостоятельна, так как самостоятельность заключается в простом воспроизведении действий по образцу. Для лучшей отработки действий на данном этапе использую большое количество всевозможных памяток (правила конспектирования, составление плана при работе с текстом, оценка исторического события и т.д.) Задания данного уровня позволяют приобретать основные опорные знания, которые обучающиеся должны получить при изучении данной темы.

Второй уровень - репродуктивный связан с обобщением приемов и методов познавательной деятельности, их переносом на решение более сложных, но типовых заданий. Задания второго уровня способствуют формированию учебных познавательных действий, создают условия для развития мышления обучающихся. Ему соответствует самостоятельная работа репродуктивно типа. Самостоятельные работы этого типа содержат задания в измененной ситуации на систематизацию и упорядочение раннее изученного материала, проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. Преобразующее воспроизведение знаний лежит в основе реконструктивных самостоятельных работ. Я их практикую в 8-9 классах. К ним отношу:

устное или письменное изложение содержания источника в краткой форме;

составление хронологических и тематических таблиц (события Первой мировой войны; события Второй мировой войны; сопоставление итогов двух мировых войн; коллективизация в Казахстане и России.)

составление плана (простого и развернутого), конспекта, тезисов;

работа с картой, составление диаграмм и графиков ( Освоение целины, индустриализация)

Третий уровень - продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных раннее знаний, которая требует применения приемов мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения, способности к индуктивным и дедуктивным выводам. Данному уровню соответствуют задания познавательно-поискового (эвристического) типа. На данном уровне начинает формироваться творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщения и систематизации полученных знаний, делают знания обучающихся, более гибкими, вырабатывают интерес к изучаемому процессу и желание продолжить самостоятельное изучение. Творческая познавательная деятельность предполагает поиск нового знания с помощью самостоятельно выбранных или придуманных способов. Наиболее распространенной разновидностью творческой самостоятельной работы является решение познавательных, проблемных задач. В своей работе я использую различные сборники познавательных заданий на всех этапах обучения в качестве контрольных и проверочных заданий, проблемных задач, домашних работ поискового и творческого характера, стимулируя активную познавательную деятельность, укрепляя их интерес к изучению прошлого. При многообразии познавательных заданий использую оценочный инструментарий, позволяющий определить критерии оценки в каждом конкретном задании. В объектив проверки попадают способность школьников применять эффективные приемы учебной работы, предложенные в задании или найденные самостоятельно; умение отобрать в историческом материале самое главное, существенное, необходимое и достаточное для доказательства сформулированного вывода или обоснования собственной версии, оценки или отношения к фактам прошлого; умение оперировать соответствующими понятиями; умение выстроить свой ответ в логической последовательности, облечь его в адекватную форму.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Через общение в паре происходит обучение истории. У обучающихся есть потребность в общении, но мы не умеем им управлять. Не учим владению словом, а, следовательно, не учим мыслить, так как сознание основано на речи и развивается вместе с речью. Поэтому любой вид парной работы предполагает диалог. И начать обучению диалогу следует с работы с текстом учебника.

Путь к четвертому уровню мышления лежит через три уровня. Дать сложное задание обучающемуся, пропустив один из уровней, это потеря времени на уроке, непонимание обучающегося и как следствие не усвоение материала. Четвертый уровень предполагает задания, чтобы обучающиеся, опираясь на богатство понятий и связей, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создавали нечто новое, оригинальное, в той или иной мере их индивидуальные склонности. Это могут быть эссе: “Каким я вижу процветание России в XXI веке» сочинение - рассуждение на тему « Роль Павла I в Российской истории».

Так же я выявила , что самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. Опираясь на гос.стандарт , инструктивно-методическое письмо я поняла, что ученик должен обучаться не только в учебных организациях, но и заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Так же применять полученные навыки в школе чв своей повседневной жизни, т.е. быть функционально грамотным.

А что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность –это степень  подготовленности  человека  к выполнению  возложенных  на  него  или  добровольно  взятых  на  себя  функций. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, самовыражаться, готовность обучаться в течение всей жизни. Согласно иерархии потребностей А. Маслоу самовыражение стоит на самой вершине.

Прежде всего, каждый человек стремиться удовлетворить свои приоритетные (первичные) потребности. Как только ему удается это сделать, такая потребность перестает быть движущим мотивом поведения человека. На первый план выдвигается следующая по важности потребность. Поэтому развитие и формирование функциональной грамотности в образовании стоит на первом месте. Сравнивая таксономию Блума с пирамидой Маслоу на первых уровнях простейшее понимание мира , на высоких ступенях оценивание, то есть миропонимание .

Таксаномия Блума способствует развитию и формированию у учащихся метакогнитивных способностей, которые учат учащихся не принимать мир таким, какой он есть, а рассматривать и менять его через призму собственного опыта и миропонимания. Ученик не должен останавливаться на эмпирическом уровне познания, а стремиться к общелогическим методам познания , таким как анализ и синтез. Но что бы эффективно развивать функциональную грамотность ученик должен осознать значимость данного процесса. Способность человека думать о своих собственных мыслях, чувствах ,желаниях, оценивать на сколько они верны или уместны, означает, что его сознание отражает не только объективную действительность ,но и самое себя, то есть самопознание. Без зоны ближайшего развития учащийся самостоятельно не сможет выйти на высокий уровень познания. Для этого ему нужна помощь из вне.

. Изучаю литературу я пришла к мысли, что историю можно изучать по основным вопросам , которые раскрывают суть исторического события, то есть скелет. Выдвинула такую гипотезу, что если ученик владеет основными знаниями, то сможет анализировать и оценивать исторические события .Я разработала следующие вопросы:

Основа истории, как говорится , стоит на трех китах –это историческое время(когда?), историческое пространство(где?), историческое действие (что?, кто?). Любое историческое событие всегда происходит, по какой то - либо причине (почему?), которая позволяет глубже узнать об историческом процессе. Соответственно выстраивается причинно- следственная связь, позволяющая предположить дальнейшие события (как?). И в итоге предоставляется результат, итог и значение исторического события (для чего?). Данная пирамида, как я уже говорила, - это скелет (нижний уровень), то есть основы знания и понимания (таксономия Блума).

Применительно к организации самостоятельной работы как преподавателю, так и студентам полезно знать сформулированные крупнейшим русским ученым Н. А. Введенским (1852–1922) правила рациональной организации умственной работы.

1. Входить в работу нужно не сразу, не рывком, а постепенно втягиваясь в нее. Физиологически это обосновывается тем, что в основу всякой деятельности положено образование динамического стереотипа – относительно устойчивой системы условно-рефлекторных связей, образующихся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды на органы чувств.

2. Необходимо выработать ритм труда, равномерное распределение работы на протяжении всего дня, недели, месяца и года. Ритм служит средством психического побуждения человека и играет в его жизни исключительно высокую роль.

3. Нужно соблюдать последовательность в решении всяких дел.

4. Разумно сочетать чередование труда и отдыха.

5. Наконец, важным правилом плодотворной умственной деятельности является общественное значение труда.


 

НОВОЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПОНИМАНИЯ.

Изучив литературу, я стала применять знания на практике. Проводила уроки с использованием новых подходов в обучении, так же и активные формы и методы обучения. Для выявления влияния данных форм работы на учащихся ,я проводила action research в аутентичных классах.

Составила план серии уроков и провела исследование в действии, где выявила следующие результаты:

2015-2016 год 8 «А» класс

Тема урока . Цель урока

Деятельность ученика "А"

Деятельность ученика "В"

Деятельность ученика "С"

Укрепление Казахского государства в период правления Касым хана.

Раскрыть историческое значение правления хана Касыма (1511-1518гг) в Казахском ханстве

На мозговом штурме ответила на вопросы высокого порядка. Предлагала идеи, но учащиеся ее идеей не воспользовались, составляла кластер, защищала кластер с одноклассниками. Активно делала вывод по второму заданию. На рефлексии сделала вывод по теме.

Работая в группе постоянно пререкалась с одноклассниками, была не довольно работой.

На мозговом штурме была пассивна. Обсуждала идеи по кластеру, но в оформлении не участвовала. Защищала кластер с учащимися.Работая в группе была пассивна.

Не мозговом штурме не отвечал на вопросы. В работу группы не включался, отвлекался. При составлении кластера смотрел , как работают другие группы и помогал составлять кластер. Выходил с учащимися защищать кластер ,но не принимал участие.

Дальнейшее укрепление Казахского государства при Хакназар хане.

Создать общую картину исторического периода.

Написала тест на "4".Активно работала в группе давала идеи. При защите кластера сделала вывод. По диаграмме Венна сделала объемный вывод .

Написала тест на "3". составляла кластер по своей идеи, но при защите кластере не могла выразить свои мысли. приводила аргументы при заполнении диаграммы Венна.

Написал тест на "2". Не изучал информацию по теме. При защите кластера участвовал в защите. Аргументы по диаграмме Венна привести не мог.

Внутреннее положение ханства при хане Тауекеле.

Оценить внутреннюю политику Казахского ханства во время правления Таукель хана.

Таблицу по прошлому уроку выполнила на "5".Активно и быстро проработала информацию используя метод помет. Дала идею для кластера(" метод грозди") и участвовала в оформлении. Отвечала на дополнительные вопросы сама от всей группы. Задавала дополнительные вопросу(были вопросы высокого порядка) учащимся других групп. Активно оценивала одноклассников комментирую баллы. В рефлексии одна из первых сделала вывод и аргументировала его.

Таблицу по прошлому уроку выполнила на "4". Информацию изучала не хотя, но использовала метод помет. Активно задавала вопросы другим группам. Выдвинула идею для кластера, участвовала в защите кластера. Отвечала на дополнительные вопросы. Свой вывод по рефлексии аргументировать не смогла.

Таблицу по прошлому уроку выполнил на "3". Информацию изучал не охотно, работал очень медленно, но использовал метод помет. В составлении кластера не участвовал, но задавал вопросы другим группам.

Внутренняя и внешняя политика хана Есима.

Исследовать , как ханы Казахского ханства повлияли на дальнейшее развитие государства

Активно отвечала на вопросы мозгового штурма. Давала идеи по составлению кластера. Активно предлагала аргументы по второму заданию. В рефлексии одна сделала правильный вывод.

Отвечала на вопросы мозгового штурма. активно участвовала в оформлении кластера. выдвигала аргументы в пользу своего хана. на рефлексии сделал свой вывод.

В мозговом штурме не участвовал, составлял кластер.

Таблица оценивания деятельности на уроках учащихся уровня "А","В","С".

Деятельность

"А"

"В"

"С"

Тест по теме "Укрепление Казахского государства при правлении Касым ханом"

4

3

2

Таблица по теме"Дальнейшее укрепление Казахского ханства при правлении Хакназар ханом"

5

4

3

Взаимооценивание работы учащегося в группе

5

4

3

Оценка класса за дом.задание синквейн

5

5

4

Самооценивание работы на уроке по теме"Внутренняя и внешняя политика хана Есима"

4

4

4

Анализируя деятельность учащихся на уроке и результаты оценивания я могу сказать , что учащиеся уровней:

"А" -деятельность направлена на работу в группе, то есть помощь одноклассникам, формируются навыки отвечать и задавать вопросы высокого порядка, аргументировать свои идеи, развивать критическое мышление

"В" - добывать и использовать информацию, аргументировать свои ответы, анализировать, составлять вопросы низкого порядка, развивать критическое мышление

"С"- добывать и использовать информацию, задавать вопросы низкого порядка, без стеснений выступать на аудиторию, самоуважение(значимость в коллективе) , развивать критическое мышление.

2016-2017 год 8 «б» класс

Провела серию уроков, использовала методики критического мышления, которые были направлены на развитие навыков мышления на высоком уровне. Результаты получились следующие(средний балл у всего класса) :

группа

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

5 урок

6 урок

7 урок

итого

методы

вопросы высокого порядка

ЭССЕ

Диаграмма Венна

6 шляп дэ Бона

дискуссионная карта

Т- таблица

фишбоун

 

№1

2

1

2

3

2

2

3

2,14

№2

1

2

3

4

2

3

3

2,57

№3

2

2

2

1

4

4

4

2,71

№4

1

1

3

2

2

3

3

2,14

№5

2

3

2

5

2

5

2

3,00

итого

1,67

1,67

2,50

3,00

2,67

3,33

3,17

2,57

 

Критерии

       

1. Умение аргументировано излагать материал

   

2. Умение защищать свою точку зрения

     

3.Умение оперировать исторически терминами

   

4. Анализировать исторические процессы, свою деятельность

 

5. Оценивать исторические события

     

 

2017-2018 год 9 «Б» класс

Тема исследования: Как групповая работа влияет на мотивацию учащихся?.

Исследование проводилось в течение года . Тема была разбита на под темы :

1 ,2четверти: Коллаборативная среда или умение работать в команде.

3 -4 четверти: Повышение мотивации через взаимооценивание на уроке.

4 четверть: Как влияют знаки зодиака на продуктивность работы группы.

Проводя исследования в действии, я выбрала учащихся 7 «Б» класса:

А – Шубин Егор - ответвленный, любознательный, все открыт для новых идей, может анализировать и синтезировать информацию, применять ее на практике;

В - Головин А.- знания посредственные, любознательный, но человек настроения, может обу3чаться на «хорошо»,но нуждается в постоянной мотивации

С - Лобадина О.- замкнутая, не общительная, скромная. После изучения личного дела является ребенком с ограниченными возможностями. В результате исследования были применены следующие методы : анкетирование, наблюдение, беседы.

В первой и второй четвертях для создания коллаборативной среды мной на уроках применялись следующие активные методы и формы работы.

Учащиеся

Навыки

Начальный этап

(1 четверть)

Промежуточный этап

( 2 четверть)

Итоговый этап

(4 четверть)

А

 

 

Работа в группе (коллаборативная среда)

Ориентировался в группе, являлся лидером, но идеи других не принимал

Активная работа в группе, восприятия других учащихся на своем уровне

Работает активно в группе, принимает идеи других и реализовывает их

Мышление (таксономия Блума)

Знание, пони мание

Знание, понимание, применение

Знание, понимание,

применение, анализ, синтез.

Усвоение знаний (По Александеру)

Механическое запоминание, декламация

Механическое запоминание, декламация, диалог

Механическое запоминание, декламация, диалог

В

Работа в группе(коллаборативная среда)

Не внимательность, не сформированный лидер

Активно работает в группе, инициатор идей

Толерантный ко всем членам группы, активно обсуждает идеи не только свои.

Мышление (таксономия Блума)

Знание

Знание, пони мание, зачатки применения

Знание, понимание, применение, анализ

Усвоение знаний (По Александеру)

Механическое запоминание

Декламация

Механическое запоминание, декламация, диалог

С

Работа в группе(коллаборативная среда)

Скованность, отрешенность от деятельности, не понимания процесса обучения

Активно работает, но не со всеми участниками процесса ,выдает идеи

Активно работает, толерантна ко всем членам группы

Мышление (таксономия Блума)

Знание (память слабая)

Знание

Знание, пони мание, не которые темы даже применение

Усвоение знаний (По Александеру)

Механическое запоминание

Механическое запоминание

Механическое запоминание

 

Анализируя подтему за первое полугодие «Коллаборативная среда или умение работать в команде» я пришла к выводу, что учащиеся выработали навыки командной работы. Сами составили правила работы в группе, оформлении кластеров и постеров, научились распределять роли в группе и исполнять возложенную работу. В течение года постоянно менялся состав группы. Деление происходило по желанию учащихся, с вмешательством учителя (распределяла сама группы для того, что бы в каждой группе были лидеры и слабые дети), по знакам зодиака, случайное деление .

результатам четвертных оценок вышли следующие :

Ученик

Средняя оценка в течении четверти

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

А

4,6

4,6

4,7

4,75

В

2,8

3

3,6

3,6

С

2,7

3

3,25

3,3

До и после исследование подтемы «Повышение мотивации через взаимооценивание на уроке» с учениками А,В,С было проведено анкетирование (Приложение № 3):

Ученики

Период

Чему ты научился на уроках истории

Чему бы ты еще хотел научиться на уроках истории (что не получается)

А

1 четверть

Работать в группе

Объективно оценивать учащихся, не до конца освоил фишбоун, работать в группе с учащимися, которые не охотно работают

 

2 четверть

Работать в группе, оформлять кластеры- постеры, появилось взаимопонимание, фишбоун, 6 шляп, оценивать

Научиться высказываться

В

1 четверть

Оформлять кластеры, бортовой журнал и многое

Получается все

2 четверть

Быть спикером, оформлять по правилам кластеры,6 шляп, работать в группе, ставить оценки

Работать в одиночку, уметь составлять сложные вопросы

С

1 четверть

Работать и отвечать в группе, выступать и защищать кластеры

Хочу , что бы одноклассники слушали

2 четверть

Работать в группе, рассуждать, отвечать на сложные вопросы,6 шляп, горячий мяч

Научиться делать фишбоун

В течение всего учебного года проводилась обратная связь. В результате, которой прослеживалась желание и стремление учащихся к обучению, корректировке уроков.

В конце четвертой четверти, изучая литературу, я решила узнать: Как влияют знаки зодиака на продуктивность работы группы? Я составила таблицу совместимости знаков зодиака и распределила в ней детей 9 «Б» класса. ( Приложение № 4)

Сначала детей посадила по совместимости. Учащиеся так сидели в течении двух недель. После провела анкетирование:

Вопрос

Да

Нет

Устраивает ли вас состав группы

18

1

Сильная ли у вас группа ( результатам работы)

15

4

Все ли члены группы принимают участие в работе

17

2

Как бы вы оценили работу вашей группы

2балл – отлично

1 балл – удовлетворительно

0 баллов - неудовлетворительно

14

5

0

 

Следующие две недели учащиеся сидели с отрицательной совместимостью. Провела повторное анкетирование:

Вопрос

Да

Нет

Устраивает ли вас состав группы

8

12

Сильная ли у вас группа (результатам работы)

5

15

Все ли члены группы принимают участие в работе

8

12

Как бы вы оценили работу вашей группы

2балл – отлично

1 балл – удовлетворительно

0 баллов- неудовлетворительно

0

5

15

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВОЕЙ ПРАКТИКИ

 

Задумываясь над проблемой низкой познавательной деятельностью на уроке учащимися я поняла, что современный ученик не может развиваться без "ситуации успехa".A "ситуация успехa" приводит к интересу, чувству удовлетворения, стремлению к деятельности, самовыражению. В процессе деятельности у учащегося появляется потребности, мотивы, усвоение предметa, появляются способности, социальный опыт. Подобная обстановка невозможна без мотивации, a мотивация не может формироваться и развиваться без аспектов(руководство для учителя второго (основного)уровня стр.38):

аффективного- ученик должен понимать, осознавать и ощущать тебя в процессе обучения , кaк целостную личность;

социального- ученик должен уметь сотрудничать с учащимися, анализировать свою деятельность, критически ее оценивать;

когнитивного- ученик должен обучаться , тому кaк учиться и применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях;

самоуважения- ученик должен оценивать свою значимость для окружающих;

самоконтроля- ученик должен уметь мотивировать свою познавательную деятельность.

Учитель-лидер должен развивать у учащихся на уроке как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация -это личностный результат познавательной деятельности. Внешняя мотивация - это побуждение к действию используя, какие либо "инструменты". Для развития мотивации учитель должен создать условия для формирования личности учащихся , сделать их мыслящими субъектами обучения, которые смогут использовать свои знания и умения в жизненных ситуациях. А создать такие условия можно только работая в группе, то есть создать коллаборативную среду, которая, в первую очередь ,развивaет социальное взаимодействие со всем классом, во вторую, обучает решению проблем, способствует развитию лидерских способностей, умению выслушивать и высказывать идеи. Работая совместно, учащиеся находят пути решения проблем, распределяют роли каждого членa группы, воспитывают уважение к друг другу, обучаются при помощи сотрудничествa. Для совершенствования учебного процессa современный ученик должен уметь самостоятельно оценивать свою познавательную деятельность и оценивать деятельность своих одноклассников. В результате чего ученик критически осмысливает и оценивает себя и окружающих.Для повышения качества знаний ,мотивации учащихся мы провели процесс LS в 8 «В» классе. Что бы провести эффективно процесс LS каждый учитель – исследователь должен знать шаги реализации данного процесса.

Совместно с учителями фокус – группы составлен план проведения LS.Учителя сами вышли на проблемы и цель проведения процесса LS 2016-2017уч.года:

Проблема для исследования: Снижение мотивации учащихся.

Цель : «Выявить, как групповая форма работы влияет на эффективность урока».

Первое анкетирование учащихся было проведено до проведения серии уроков по методике Л.В. Байбородовой "Изучения мотивов участия подростков в деятельности". Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия подростков в деятельности:

По результат анкетирования ученик "А" направлен на достижения престижных мотивов, то есть для реализации только своего авторитета, лидерских способностей. Ученик "В" ориентирован на реализацию личных мотивов, то есть развивать только нужные для себя аспекты. Ученик "С" направлен для реализации личных мотивов, здесь для ученика играет роль общение с учащимися.

Чтобы определить уровень толерантности класса, для определения готовности работать в сотрудничестве с одноклассниками было проведено анкетирование.

По итогам анкетирования был сделан вывод, что в классе создана допустимая доброжелательная обстановка для групповой работы. Учащиеся готовы к сотрудничеству с одноклассниками:

  1.Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.

33%

2.      Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.

45%

3.      Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.

34%

4.      Готовность принять и дать совет, предложение.

56%

5.      Умение хвалить, соглашаться, утешать.

43%

6.      Доброжелательность.

78%

Первый урок исследования был выбран урок алгебры. Учитель Жампеисова Р.Т. не проходила уровневые курсы, но стремиться к новшеству.

Ученик А – в течение урока вела активную работ у. На каждом этапе занимала лидирующее положение. На первом этапе отвечала на поставленные вопросы, организовала работу в группе на этапе выхода на новую тему. На втором этапе урока во время «каруселей» сама решала данные уравнения, не организовав работу группы. В итоге часть группы просто сидели и наблюдали . На заключающем этапе меня удивило, что при оценивании своих знаний полученных во время урока поставила себе 4 балла из 5 баллов.

Ученик В – Работал на всех этапах урока, но была не внимательна. Часто отвлекалась в результате тема была усвоена , но не до конца. Уравнения другого типа затруднялась решать. На первом этапе знала ответ на вопросы , но учитель не спрашивала. Была организатором работы группы при решении уравнений и разделения на виды. Так же и на втором этапе организовала работу всей группы распределив задания. На последнем этапе заполняя «ЗПИ» указала, что не до конца поняла тему, но при оценивании поставила себе 5 баллов.

Ученик С – не активно работал на уроке, не стремился к пониманию темы, занимался списыванием. На пером этапе не ответил на вопрос учителя, но пытался найти ответ в учебнике (открыл книгу). На втором этапе читал ресурс, но не мог поделиться с учащимися своей информацией. На последнем этапе урока узнал что такое «КФ», но применить знания на практике не смог. Оценил себя самокритично поставив 3 балла.

Результат после проведенного урока:

После проведенного урока алгебры с учащимися класса проведено анкетирование по пройденному уроку: 3- полностью согласен с утверждением, 2 – не вполне согласен, 1 – не согласен с утверждением.

Анализируя анкетирование можно сделать вывод, что учащимся нравиться работать в группах, но они не до конца осознают свою ответственность за поставленные им задачи. Опираясь на опыт прошлого урока и анкетирование учащихся, второй урок составлялся уже с изменениями.

Второй урок проводила Иванова С.В. учитель русского языка ,прошедшая третий уровень. Результаты наблюдений за учащимися:

А- на уроке была спокойна, активна . Отлично работала в первой группе. Во второй всю работу взяла на себя при оформлении фишбоун. Та к как в ее группе находились мальчики с низкой мотивацией. Она не смогла ,вернее не стала их подключать к работе. Результаты работы учащиеся оценили хорошо. Выполняла все задания на протяжении всех этапов урока. Показала хороший результат на рефлексии. Совет написала одноклассникам.

В- в первой части урока не работала в группе ,так как по разделению оказалась без пары. Но при этом активно общалась с другими группами , участвовала в обсуждении заданий. На второй части урока при оформлении фишбоун организовала работу группы –один отвечал за информацию, другая оформляла кластер, ну а сама отдыхала. Иногда помогая с информацией. Делая вывод могу точно сказать, что ученица организатор отличный! Совет написала одноклассникам.

С- на этом уроке конечно был на много активней чем на первом уроке LS.На первой част и урока адаптировался д\з выполни л на 3. В обсуждении группы не участвовал. На втором этапе учащиеся опять поменяли группы и в этой группе уже работал: искал информацию ,подсказывал ,как правильно оформить кластер (как рисовать рыбку).На рефлексии нашел только 2 слова из 6 (вводные слова). Совет написал тоже одноклассникам, а конкретно Нади , потому что она ему тоже написала совет быть внимательным.

После проведенного урока я провела анкетирование по пройденному уроку:

По результатам можно сделать вывод , что учащимся нравиться работать сообща, повышается их активность, но и есть не понимание в групповой работе и полученных заданиях.

Обсуждая третий урок –урок истории Казахстана учителю по рекомендовали определить каждому члену группы роль.

Проведен урок истории Казахстана по теме «Националь но –освободительное восстание на Мангыстау». Ученица «А» отсутствовала по болезни поэтому ее деятельность описать не можем.

В – работала на всех этапах урока. На первом этапе получила роль оформителя и отлично ее исполняла, при этом являлась еще и поисковиком информации. На втором этапе с лидером группы обсуждала диаграмму Венна . Выступала со своей точкой зрения по сравнению. Группа оценила работу на каждом этапе по 1б..

С- на первом этапе пытался работать с группой, но члены группы не желали этого кроме Алишера. Поэтому Диме приходилось выполнять роль оформителя и поисковика. На втором этапе вся группа не участвовала в сравнении данных восстаний. Первый этап оценили 1б, второй –об.. При самооценки своих знаний Дима оценил себя , что не понял тему. На вопрос объясни причину он не смог ответить. Но изучая обратную связь указал, что не хочет работать с такой группой. Если сравнивать с другими уроками , то можно сказать , что есть прорыв в деятельности Димы.

После уроков провела интервью с учащимися :

По итогам можно сделать заключение : LS позволяет учащимся и учителям работать в сотрудничестве, помогает задуматься о своей деятельности, увидеть результаты своей работы. Позволяет реально оценить значимость используемых методик и приемов на уроках, так как их логичность позволяет учащимся улучшить свой результат обучения.

После серии уроков я вновь провела анкетирование по методике Л.Бaйбородовой и получилa результаты:

Подведя итоги анкетирования у учащихся "А","В","С" появилось много коллективных мотивов в деятельности. Что позволяет сделать вывод : групповая форма работы влияет на социальную, эмоциональную и когнетивную деятельность учащихся побуждая их к действию, то есть к мотивации.

SWOT –анализ проведенного процесса LS

Данный процесс положительно влияет не только на учащихся , но и учителей. Стремясь повысить компетентность учащиеся учитель ,не замечая того, сам повышает свой профессионализм.

Рекомендации по итогам проведенного LS :

А- развивать умения быть координатор, уметь разделять работу на членов группы.

В- постоянно мотивировать, делать акцент на деятельность на протяжении всего урока.

С- чаще хвалить , поручать не сложную работу, но с результатом деятельности, мотивировать обращать внимание даже на мелкие изменения в деятельности.

 

Процесс LS проведен был и в 2017-2018 у. году в 9 «В» классе. Обсуждая проведения процесса LS на заседании фокус- группы было решено остановиться на данном классе:

в этом классе уже не однократно проводился процесс LS;

процент обученности учащихся в данном классе на критическом уровне 26%;

анализируя предыдущие проведенные LS мы можем сказать, что были решены не все проблемы в данном классе . Поэтому при обсуждении LS члены фокус – группы выбрали тему исследования :Как коллаборативная среда влияет на мотивацию?. Выбрали учащихся для исследования :

Смагулова Ж. – учится на четыре и пять. Мобильная, коммуникабельная, активная ответственная , по характеру лидер. Не нуждается в мотивации, сама ищет пути преодоления проблем. Имеет хронический диагноз. Легко утомляется. В семье легкие ,доверительные отношения, является старшей сестрой.

Задорин М. – учится на четыре и три. Постоянно нуждается в мотивации, человек настроения. Активный, но не лидер, умеет работать в коллективе, может легко сотрудничать. В семье первый ребенок (старший брат), семья неполная, но дружная. Ответственно относится к семейным обязанностям. Вне школы посещает секцию «туризм».

Кельплер Д.- учится на тройки, нуждается, как и во внутренней, так и во внешней мотивации. Скромный, не решительный, немного замкнутый. Семья полная ,но отец не родной. Два года Дима проживал в дет.доме. В данный момент отношения в семье лояльные, открытые. Является старшим братом в семье.

Для реализации процесса был составлен план и график проведения:

Перед проведением процесса было проведено анкетирование учащихся для оценки уровня школьной мотивации Лускановой Н.. В результате чего было выявлено по классу с 1 уровнем высокой мотивации нет учащихся, 2 уровень хорошая мотивация – 2 учащихся, 3 уровень – положительная мотивация – 8 учащихся, 4 уровень – низкая мотивация -6 учащихся

Результаты за наблюдающими учащимися:

«А» - до LS – 3 уровень, после LS -3 уровень;

«В» - до LS – 4 уровень, после LS -3 уровень;

«С» - до LS – 4 уровень, после LS -4 уровень;

Многие ученные из разных стран проводят научные исследования чтобы ответить на один вопрос : «Почему одни рождаются талантливыми , а другие аутсайдерами?». Но увы нет ни каких закономерностей в рождении гениев. Каждый человек может стать им – вы , я и мой сосед. Но для этого нужно какое-то действие, побудитель – мотивация. Мотивация главный двигатель работоспособности ребенка, ученика, гения. И это подтверждается не только словами , но и исследованиями учеников в процессе LS. Чтобы определить какая мотивация у учащихся ярче выражена внутренняя или внешняя я провела анкетирование по тесту Х.Зиверта. Результаты по классу :

 

Высокая

Низкая

Внутренняя мотивация

2(13%)

14(87%)

Внешняя мотивация

4(25%)

12(75%)

Результаты наблюдаемых учащихся:

«А» - внешняя мотивация выражена высоко 3,5 б. Руководят внешние побудители. Внутренняя 2,4 балла –внутренняя мотивация слабая.

«В» - внешняя мотивация выражена очень ярко 4,2 балла, а внутренняя на низком уровне 2,1балла

«С» -внутренняя и внешняя мотивация очень слабые 2,1балла и 2,3балла.

Первый урок провела учитель географии Катенова Г.Б.

После проведенного урока было проведено интервью с учащимися:

 

А

В

С

Что на уроке у тебя получилось? Почему?

Выполнить работу полностью и помочь другим

Работать в группе, потому что я дружный

Кластер и карта, тема легкая

Что не получилось? Почему?

Ничего все доступно

Писать на кластере, не люблю их

-

Какой этап урока понравился? Почему?

Понравилось выступать с группой и слушать других

Когда я выступал, я наконец показал , что я делал на уроке

Весь урок. Я понял тему

Какой этап урока не понравился ? Почему ?

Все понравилось

Н какой все устраивало

-

Нуждался (лась) ли ты в помощи? Почему?

Нет, я работала в группе и мы все успели

Нет, я все смог сам

Нет, урок был легким

Возникает ли у тебя беспокойство, если ты не можешь самостоятельно выполнить задание?

Да, потому что хочу сделать все правильно и до конца

Да

Нет

Что повлияло на твою мотивацию (желание работать)на уроке?

Понимание того, что мне это нужно

Мне самому было интересно

Получить хорошую отметку

Так же интервью было проведено и с учителем:

   

Удался ли урок? Почему?

Не полностью удался, так время потеряли на проверки д\з

С каким вы столкнулись затруднениями при составлении плана урока?

Не было

Что на уроке получилось?

Получилась групповая работа

Что не получилось? Почему?

Не уложились по времени, не все учащиеся работали активно, как хотелось бы

Вы бы хотели , что – то изменить в проведенном уроке? Почему?

нет

Рекомендации учителям при составлении уроков в процессе LS:

- при составлении урока продумать оценивание работы учащихся на всех этапах урока.

Второй урок был урок казахского языка Каирбаева С.Ж.- учитель- стажист, не проходила уровневые курсы.

Отзыв об уроке Дыба Ю.А.: «Урок прошел в не принужденной обстановке, дети работали все. Но не все работали с энтузиазмом. Я наблюдала за ученицей «А». Девочка активна, лидер в группе. На протяжении всех этапов урока показывала свою работоспособность как индивидуальную, так и групповую. Единственный момент ,когда не оправдала мои ожидания при написании теста. Я посчитала , что ученица ответит на все тестовые вопросы , но она допустила одну ошибку. Наблюдая за работой ученицы «А» я увидела, что ее лидерские способности нужно развивать и развивать умения работать в коллективе, то есть коллаборативной среде. Так как ученица «А» работу которую должна выполнить группа выполняет сама» .

Отзыв от наблюдателя Леоновой М.И.: «Ученик «В»

Текущий уровень: средний

Что ожидала?

1. Усвоит лексику по теме

2. Будет участвовать в работе группы.

3. Проведёт рефлексию своей деятельности на уроке

Что получилось?

1.Усвоил лексику по теме.

2.Участвовал в работе группы.

3.Провел рефлексию своей деятельности на уроке

Что удивило?

Несмотря на прочно усвоенные знания по теме урока, наблюдалась низкая активность, недостаточно проявлял себя в обсуждении проблемы в группе.»

После урока было проведено анкетирование:

 

А

В

С

Что на уроке у тебя получилось? Почему?

Получить хорошую оценку и узнать много нового

Понимать каз.язык

-

Что не получилось? Почему?

Все получилось

Решить тест, потому что недопонял вопрос

Я не владею казахским языком

Какой этап урока понравился? Почему?

Понравилось заполнять анкету и узнавать о Сатпаеве

Когда мы приветствовали учителя , а он нас

Весь урок, потому что я не знаю казахский язык

Какой этап урока не понравился ? Почему ?

Урок прошел интересно и хорошо

Когда был тест , не понял вопрос

-

Нуждался (лась)ли ты в помощи? Почему?

Во время теста , нуждалась видимо плохо подготовилась

Да, потому что не понял вопроса в тесте

Да

Возникает ли у тебя беспокойство, если ты не можешь самостоятельно выполнить задание?

Да, потому что хочу выполнить полностью и правильно

Немного

Да

Что повлияло на твою мотивацию (желание работать)на уроке?

Понимание того что это не обходимо , как в жизни , так и при поступлении.

Потому что я должен знать государственный язык

Не потел подвести группу

Интервью с учителем:

Вопрос

Ответ

Удался ли урок? Почему?

Да. Все этапы урока почти отработали Вов время

С каким вы столкнулись затруднениями при составлении плана урока?

Определение целей урока в соответствие с этапами урока, оценивание на каждом этапе урока

Что на уроке получилось?

Повторение, выполнение грамматического задания

Что не получилось? Почему?

Все получилось

Вы бы хотели , что – то изменить в проведенном уроке? Почему?

Закрепление материала, так как не уложилась Во времени

Рекомендации :

- на уроке учителю не комплектовать, не стесняться, четко объяснять задания на уроке.

Третий урок был урок ИВТ Иматуллина Г.К.- учитель первой категории, уровневые курсы не проходила.

Отзыв наблюдателя Дыба Ю.А.:

««А» - на уроке была активна весь урок сотрудничала с членами своей группы и другими группами ,оказывая помощь в выполнении работы. А при защите кластера сама его защищала.

«В»- попал в группу с ученицей «А» на первом этапе при оформлении кластера работал активно по поиску информации, но при выполнении практической части потерял интерес. Потом не торопясь выполнил задание , так учитель проинформировал об оценивании данного этапа урока. При защите кластера ни как себя не проявил.

«С» -попал в группу со слабыми учащимися. Очень долго искал информацию по теме ,но нашел ее . при выполнении практики не мог ее выполнить. После того как ученица «А» на примере показала суть работы. «С» выполнил поставленную задачу. При защите кластера молчал , защищали другие члены группы.»

Интервью учащихся:

 

А

В

С

Что на уроке у тебя получилось? Почему?

Выполнить всю работу и помочь другим учащимся

Работать в группе с информацией

Кластер, я нашел информацию

Что не получилось? Почему?

Все было понятно и доступно

Все получилось

Практика, я не понял полностью тему урока

Какой этап урока понравился? Почему?

Понравилась практика, потому что это интересно и понятно

Когда пошли за компьютер, потому что с Пк работать удобней

Работа с компьютером

Какой этап урока не понравился ? Почему ?

Выступление некоторых групп с кластером, потому что не могли донести смысл темы и раскрыть ее

Когда защищали кластре, потому что не все учащиеся меня слушали

Практика ,потому что без помощи ни чего не получалось

Нуждался (лась)ли ты в помощи? Почему?

Да, потому что все стараюсь выполнить задание верно и до конца

Да не много , потому что не все умею

Да, и нам Жасмин показала ,как делать работу

Возникает ли у тебя беспокойство, если ты не можешь самостоятельно выполнить задание?

Нет

Да

Да

Что повлияло на твою мотивацию (желание работать)на уроке?

Мне это нужно

Мне самому было интересно

Урок нравиться

Рекомендации:

- продумывать урок так, что бы, оценивание не западало на последнем этапе урока.

В этот раз решили LS провести на серии состоящих из 4 уроков. Четвертый урок- урок биологии учитель Кожан М.- молодой специалист.

Отзыв наблюдателя Леоновой М.И.:

Что ожидала?

Ученик А

Текущий уровень: высокий

1. Сформулирует задачи урока.

2. Полностью усвоит

изученную информацию.

3. Выступит модератором и спикером группы,

выполнит построение смысловой связи по предложенному заданию

4. Сумеет провести самоанализ своей деятельности

на уроке

Ученик В

Текущий уровень: средний

1. Усвоит новую тему

2. Выскажет личное мнение при обсуждении проблемы

 

3. Проведёт рефлексию своей деятельности на уроке

Ученик С

Текущий уровень: низкий

1. Частично усвоит тему

2. С помощью группы выполняет

самостоятельную работу.

3. Может попробовать высказать

предположение на поставленные вопросы

4. Внимательно слушает учителя

5. Справится с рефлексией своей учебной деятельности

Что получилось?

Ученик А

Текущий уровень: высокий

1. Сформулировала задачи урока.

2. Полностью усвоила

изученную информацию.

3. Выступила модератором и спикером группы,

выполнила построение смысловой связи по предложенному заданию

4. Сумела провести самоанализ своей деятельности

на уроке

Ученик В

Текущий уровень: средний

1. Усвоил новую тему

2. Высказал личное мнение при обсуждении проблемы

 

3. Провёл рефлексию своей деятельности на уроке

Ученик С

Текущий уровень: низкий

1. Частично усвоил тему

2. С помощью группы выполнял

самостоятельную работу.

3. Не смог высказать

предположение на поставленные вопросы

4. Внимательно слушал учителя

5. Справился с рефлексией своей учебной деятельности при помощи группы.

Что удивило?

Ученик В при проведении рефлексии на уроке занизил оценку своей деятельности.

Несмотря на поддержку группы, ученик С не смог высказать предположения на поставленные вопросы».

Результаты проведенного интервью.

 

А

В

С

Что на уроке у тебя получилось? Почему?

Получилось выполнить задание потому, что я прочитала параграф

Выполнять задания, мне было интересно

Ни чего, не читал

Что не получилось? Почему?

Ничего

Все вышло

Не мог ответить на вопросы, не слушал

Какой этап урока понравился? Почему?

Понравилось решать задачи так, как я их поняла

Решать задачи, мы их первый раз решаем

Все понравилось, все работали

Какой этап урока не понравился ? Почему ?

-

Все хорошо

Весь урок нормальный

Нуждался (лась)ли ты в помощи? Почему?

По началу да , тема сложная

Нет я все понял сразу

Да

Возникает ли у тебя беспокойство, если ты не можешь самостоятельно выполнить задание?

Да

Нет

Ну ,да

Что повлияло на твою мотивацию (желание работать) на уроке?

В зависимости от выполнения задания получу оценку

Получить оценку, присутствие других учителей

Ни чего ,не было настроения

Интервью с учителем:

Вопрос

Ответ

Удался ли урок? Почему?

Да удался, дети были готовы

С каким вы столкнулись затруднениями при составлении плана урока?

Не было

Что на уроке получилось?

Почти все получилось

Что не получилось? Почему?

Были затруднения при решении задач

Вы бы хотели , что – то изменить в проведенном уроке? Почему?

Да, хотела бы сначала объяснить, как решать правильно задачи

Рекомендации для молодого педагога (учителя биологии):

- повысить квалификацию и самообразование через участие в семинарах, школьных курсах, участие в профессиональных конкурсах разного уровня и характера.

- посещать уроки опытных педагогов, участвовать в системе взамопосещения уроков.

Тема нашего исследования была «Как коллаборативная среда влияет на мотивацию?». Проведя серию уроков наблюдая за учащимися «А», «В», «С», проведя интервью, беседы, анкетирования можно сделать вывод, что коллаборативная среда влияет на мотивацию учащихся.. Но это единовременный эффект. Проводя беседу с учащимися поле проведенных уроков учащиеся отвечали на вопрос Почему активно работали на этих уроках? :« Что не хотели подводить учителя, подводить одноклассников, потому что присутствовали гости» . На вопрос «Почему не можете работать на всех уроках так активно?» ответили : «Что не хочется , не бывает настроения, нет зрителей –оценщиков, учителя не всегда в хорошем настроение».

Анализ класса я попробую сделать при помощи PESTLE:

P (политические) – на сегодняшний день , наше государство стабильно стоит на своих ногах, но международная политика зарубежных стран волнует граждан республики -наших родителей , что проявляется в их проекциях –детях. Данное волнение естественно отражается на учебной деятельности учащихся и общественном поведении

E (экономическое) – в 9 «В» классе из 6 семей один из родителей не работает(по разным обстоятельствам) , что составляет 30 % от класса,4 родителей не имеют постоянного заработка, поэтому меняют место работы. Двое учащихся получают соц.защиту от государства (малообеспеченный Задорин М., ОБПР – Фащилина А.), что составляет 1%.

S (социально- культурное) -23 родителя имеют среднетехническое, среднеспециальное образование (75,5%),2 –высшее(1 %), 8 –среднее (окончили школу(23%)), 1 – не полное среднее (не окончил школу 0,5 %). Уровень воспитанности в классе имеет следующий показатель : высокий – 5 учащихся ,средний -11 , низкий -4. Данный фактор тоже влияет на активность учащихся в жизни школы, учебной деятельности , посещение внеклассных секций и кружков (посещают 45% учащихся).Старшими из детей в семье 6 учащихся, младшие -8 , один ребенок в семье -4.

T (технологическое) – на сегодняшний день наша школа оснащена на ***% техникой. 9 «В» посещает следующие учебные занятия с использованием ИКТ на каждом уроке : русский язык, русская литература ,физика, химия, ИВТ(33%) частично используется на уроках – истории, биологии, самопознании, английский язык(33%). Опрос учащихся о потом, что они хотят видеть на каждом уроке - использовать компьютер, технические средства. Что на сегодняшний день школа не может себе позволить. Это не только причина в не полной технической оснащенности школы , а в профилактике ЗОЖ, так как использовать интердоску, компьютер, ноутбуки, планшеты на каждом уроке пагубно влияет на здоровье учащихся и учителей. Поэтому учитель должен составлять уроки так, что бы учащийся был заинтересован на уроке без ИКТ

L (правовое) – в нашем государстве , как и в нашей школе не ущемляются права учащихся и учителей. Что способствует развитию и формированию функциональной грамотности, правовой культуре учащихся, понижает социальную не стабильность в семье. Так как постоянно ведутся внешкольные правовые и патриотические мероприятия, воспитательная работа с использованием программы «Рухани жаңғыру», "Мәңгілік Ел" инспектора школ ведут разъяснительную беседу по законодательству Р.К. не только среди учащихся, но и родителей.

E (экологическое) – экология района сильно влияет на здоровье населения. В нашем регионе большой процент онкологических и аллергических заболеваний, неблагополучная беременность у многих женщин, больные дети, высокая смертность людей работоспособного возраста. Например, за последние годы рождаемость уменьшилась на 15 человек на тысячу жителей, смертность возросла в два с лишним раза. В 9 «В» классе50% больных детей с хроническими заболеваниями (скалеоз, ожирение, ВСД и т.д.). Сентябрь болело 75% учащихся , октябрь -50 % ,ноябрь – 75%. Болеют в основном простудными заболеваниями, заболеваниями дыхательных путей, лор.

Подводя итог изложенной информации, я считаю, что данные проблемы в образовании решаемые и решать мы их должны сообща ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Мы - учителя ясно видим проблемы наших учащихся , но их сложно решать так , как учителю не достаточно времени на изучение каждого ребенка, его социального положения, здоровья. Не хватка материальной базы школы. Чтобы качественно подготовить урок нужна распечатка материала, критериев оценивания и.д.р. средств для реализации урока. Для учителя не создана эмоциональная среда так, как постоянно учитель находится в эмоциональном напряжение – это связано с проверками, переутомляемостью, большой общественной нагрузкой, не достаточными материальными благами и т.д.. Учитель должен себя чувствовать значимой личностью для ребенка. Для формирования положительной мотивации учителей, нужно создать благоприятный эмоциональный тонус в профессиональной деятельности педагога. Что бы решать данные проблемы сложившиеся у учащихся учитель должен обладать и личным профессиональным опытом.

Без внимания нельзя оставлять семейное воспитание учащихся. Ведь семья – главный инструмент формирования личности ребенка. На сегодняшний день государство, общество повесило воспитание и обучение учащихся, его нравственное развитие на школу, т.е. учителя, а родитель не принимает в данных процессах, ни какого участия, так как отстраняется от воспитания ребенка, а больше направляет свою деятельность на материальные блага семьи. Хотя одно из составляющих внутренней и внешней мотивации является социальное стимулирование – побуждение подрожать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, сотрудничество, заинтересованность в результате обучения .

Рекомендации для учителей:

- проводить психологические тренинги для повышения волевой, социальной внутренней мотивации учащихся;

- побуждение к поиску, самооценку своей деятельности на каждом уроке с аргументацией, рефлексия поведения и деятельности на уроке, создавать ситуации взаимопомощи;

- формировать ответственное отношение к обучению через создания эмоционального комфорта, создания ситуации успеха;

- четко сформулировать смарт-цель каждого урока для развития эмоциональной, познавательной внутренней мотивации учащихся;

- применять увлекательные формы и методы подачи материала, давать право выбора учащимся;

- применение полученных знаний на практике, связь с современной жизнью, с выбором профессии.

Рекомендации родителям :

- В общении с ребенком применять аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;

- Самовнушение  – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;

- Сравнивать своего ребенка, свою семью с биографиями выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;

-Развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;

-Визуализация деятельности ребенка– действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

SWOT –анализ изученной темы самообразования.

Сильные стороны

Слабые стороны

-Учащиеся под моим руководством овладевают умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

-Наработка методического и дидактического материала.(ССП для 7,8 классов и частично собраны КСП для 8 классов)

-Совместная работа с педагогами –лидерами.

-Умение ставить смартцели ( Изучив литературу ,применяя советы на практике получается ставить точечные цели)

-Знакомство с новыми формами и приемами работы, внедрение их на практике.

- Учащиеся выходят на высокий уровень понимания предмета, умеют применять на практике приемы и адаптировать их на свой лад. Отстаивают свою точку зрения, имеют свое мнение, активно вступают в дискуссии, при этом соблюдают правила группы.

- LS позволяет посещать уроки других учителей, что позволяет видеть детей с другой стороны, видеть урок другого учителя, снижает эмоциональное волнение пер открытым уроком, позволяет общение с учителями других предметов .

-Учащиеся усваивают методы, приемы новых подходов в обучении, но если систематически эти приемы не применять на уроках, то они быстро забываются, становятся не понятны. Теряется суть проведения уроков .

-Постановка смартцелей урока для более эффективного результата урока, так как предоставлен большой материал в параграфах (9 класс)

-Нехватка времени для глубокого изучения литературы для самообразования.

- Лень.

-Не все уроки проходят, как запланировано

-Сложно составлять ССП на четверть вперед, так как не возможно глубоко продумать урок заранее, поэтому в течение четверти редактируется ССП

- Постоянно нужно находить новые формы , методы приемы преподавания, так как учащиеся усвоив прием быстро теряют мотивацию.

-Учащимся с низкой мотивацией сложно адаптироваться к новым подходам в обучении, поэтому они часто отстраняются от деятельности класса. Поэтому нужна помощь специалиста – психолога.

- Низкая материальная база.

- Тратиться много времени на исследования класса, каждого ребенка. Что в последствие ведет не к качественной работе ( анкетирование не подобранно, урок не до конца продуман и т.д.)

Угроза

Возможность

-Сложно составлять вопросы по таксономии Блума , что может привести к непониманию учащимися сути поставленных вопросов.

-Не смогу выйти на поставленный результат : Рецензирование ССП ,КСП, обобщение опыта

- Учитель может глубоко войти в изучение данной темы , что не позволит учащимся усваивать знания , а вот навыки будут развиваться.

-Учащиеся постоянно нуждаются в зрителе , поэтому если их не будет мотивация на уроках будет низкая. Поэтому хочу предложить поставить видеокамеры во всех классах.

Практический этап самообразования позволил мне:

-Продвинуть понимание изучаемого вопроса

-Осуществить поиск новых идей, методов

-Найти требуемый вариант, ориентир в повышении качества преподаваемого предмета

-Определиться с особенностями преподавания с использованием новых подходов в обучении

-Совершенствовать собственные наработки по предмету

- Составить и выпустить сборник по приемам и методам активных форм преподавания.

Литература :

1.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004.-352 с

3. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.

4. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.

Интернет сайт:

http://onlinetestpad.com /

http://www.ecoloclub.ru/ecenops-625-2.html

https://studopedia.su/19_66890_test-vneshney-i-vnutrenney-motivatsii-hzivert.html

http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/motivatsiya/motivatsiya-istochnik-sil-dlya-dejstvij.html

http://gigabaza.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.