Проект урока информатики по теме «Информатизация общества» с применением технологии развития критического мышления (СПО и старшие классы)

9
0
Материал опубликован 18 February 2017

Проект урока информатики

по теме «Информатизация общества»

с применением технологии развития критического мышления

 

Подготовила

преподаватель

Острецова Е.Е.

 

 

г. Самара, 2017 г.

Прямоугольник 54 Прямоугольник 52 Прямоугольник 55

ГАПОУ «Самарский государственный колледж»

ГАПОУ «Самарский государственный колледж»

 

 

Паспорт урока Информатики для студентов I курса СПО

Учитель:

Острецова Екатерина Евгеньевна

Тема урока:

Информатизация общества

Образовательная цель

Формирование информационной культуры личности, развитие критического мышления первокурсников через осмысление роли информатизации в развитии современного общества

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость информатизации для каждого человека и общества в целом;

ЛР-2: проявляет познавательный интерес при выполнении каждого учебного задания;

ЛР-3: дает собственную оценку процессу, явлению;

ПУД-1: устанавливает причинно-следственные связи;

ПУД-2: определяет достоинства и недостатки развития информационных технологий в современном обществе;

ПУД-3: использует интернет-источники для поиска информации;

КУД-1: выполняет учебные задания индивидуально или в сотрудничестве с одногруппниками;

КУД-2: отстаивает собственную точку зрения, обосновывая её;

РУД-1: планирует предстоящую деятельность на уроке;

РУД-2: определяет пути и способы достижения цели урока;

РУД-3: самостоятельно формулирует тему урока;

РУД-4: находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице;

РУД-5: проводит рефлексию и самооценку деятельности на уроке;

ПР-1: называет признаки информационного общества;

ПР-2: выполняет построение графиков по табличным данным MS Excel

Программные требования к образовательным результатам раздела «Телекоммуникационные технологии»

- Осознание своего места в информационном обществе;

чувство гордости и уважения к истории развития информационных технологий;

- готовность и способность к самостоятельной деятельности с использованием ИКТ;

- умение выстраивать взаимоотношения в командной работе при решении общих задач;

- умение критически оценивать и анализировать информацию;

- умение публично представлять результаты своей деятельности, вести дискуссии;

- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

- соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете

Программное содержание

Значение процесса информатизации в развитии современного общества

Мировоззренческая идея

Информационные технологии определяют положение человека в обществе.

Ценностно-смысловые ориентиры

Познание окружающего мира

План изучения учебного материала

1. Сущность информации

2. Последствия информационных революций

3. Понятие информационного общества

4. Характерные черты информатизации

Основные понятия

Информация, информационные процессы, информационное общество, информационные ресурсы, информационные технологии, информатизация, «информационная революция»

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Урок-дискуссия

Образовательная технология

Технология развития критического мышления

Оснащение урока

Раздаточные материалы (кластер, статья)

Мизансцена урока

Компьютерный кабинет

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Просмотр документального фильма «Большой брат следит за тобой»

Домашнее задание

Ответить на вопрос: Какой вклад в развитие концепции информационного общества внесли следующие учёные?

а) Глушков В.М.

б) Масуда Е.

в) Ясперс К.

г) Тоффлер О.

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

   

II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» (10 мин.)

Задание: Прочитайте эпиграф к уроку

«Информированный человек – царь общества, неинформированный – раб его»

Вводная беседа:

- Согласны ли вы с данным высказыванием?

- Чем сейчас является информация для человека?

- Какое общество складывается на основе этого?

- Какие признаки такого общества вы можете назвать?

- Какой процесс происходит в обществе, где информация является главным ресурсом?

Задание: Сформулируйте и запишите тему урока

- Что мы знаем об информатизации общества?

Практическая работа: составление кластера:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: понятия, признаки, причины, последствия

Задание: Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы на уроке?

- Чего мы не знаем об информатизации общества?

Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Когда начался процесс информатизации? Какие этапы можно выделить?

Как можно объяснить термин «информационная война»?

С чего началась «информационная революция»?

На какие этапы можно разделить информационную революцию? Почему?

По каким критериям можно определить информационное общество?

Есть ли отрицательные последствия процесса информатизации? Какие?

Проверка

Слайд 1

1 ученик с места вслух

Фронтально

Запись темы в тетрадь

Раздаточный материал (Приложение 1)

Фронтальный опрос

Работа в парах: письменно в тетрадях

Фронтально

РУД-4

КУД-2

РУД-3

ПР-1

ПУД-3

РУД-1

КУД-1

ЛР-2

РУД-2

КУД-1

ПУД-1

III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (12 мин.)

- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Чтение текста «Концепция формирования информационного общества в России» с маркировкой (приём «ИНСЕРТ»: «v» – уже знал; «-» - думал иначе; «+» - новое; «?» - не понял, есть вопросы)

Аналитическая беседа по тексту:

- Что мы уже знаем о процессе информатизации?

- В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем теперь ответить?

- Какие наши знания оказались ошибочными?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

Практическая работа «Численность интернет-аудитории в России»

Проверка

самостоятельное чтение текста

Раздаточный материал (Приложение 2)

По ходу чтения карандашом

Фронтально

Раздаточный материал (Приложение 3)

По 2 человека за компьютером

РУД-2

КУД-1

ПУД-1

КУД-2

РУД-2

ЛР-2

ПУД-3

КУД-1

ПР-2

IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» (12 мин.)

- Что мы можем изменить в кластере «Информатизация общества»?

Практическая работа: заполнение кластера:

Обобщающая беседа:

- Каковы положительные последствия процесса информатизации?

- Какую роль играют информационные технологии в становлении информационного общества?

- Интернет-пользователи какого возраста больше времени проводят в виртуальном пространстве?

- Изменилась ли культура общения в современном обществе?

- Какими свойствами обладает информация на данном этапе информатизации?

- Преступления какого характера появились с развитием информационных технологий?

Практическая работа: составление синквейна

Информатизация общества

Глобальная, современная

Развивает, охватывает, применяет

Единое информационное пространство

Прогресс

Проверка

- О чём заставил задуматься урок?

- Что было особенно интересно на уроке?

- Где и когда мы сможем использовать наши новые знания?

самостоятельно

письменно в тетрадях

фронтально

письменно в тетрадях

фронтально

ЛР-1

ЛР-3

ПУД-1

ПУД-2

ПУД-3

КУД-2

ЛР-3

ЛР-1

ЛР-3

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Содержательная оценка и самооценка

Лист самооценки (Приложение 4)

РУД-5

Приложение 2

Статья «Концепция формирования информационного общества в России»

Стратегической целью перехода к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.

В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания вокруг непреходящих гуманистических ценностей и национально-исторических традиций народов России, наконец, как инструмент укрепления федеративного государства и социально-экономического выравнивания уровня жизни в регионах страны.

Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития -формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.

Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу.

В условиях отсутствия у государства мощных финансовых рычагов, способных обеспечить процессы перехода к информационному обществу, основными средствами государственного регулирования и контроля за процессами перехода остаются законодательная и нормативно-правовая базы, регулирующие информационные отношения в обществе.

На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.)государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка, При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг и услуг связи.

Государство выступает катализатором происходящих перемен в интересах развития общества и личности. С этой целью оно:

ведет борьбу с монополизмом и осуществляет контроль за концентрацией собственности в СМИ и телекоммуникационном бизнесе;

юридически и технологически обеспечивает права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональных данных, гарантирует гражданам предоставление постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.);

гарантирует свободу слова независимо от технологической среды распространения информации;

принимает меры по укреплению многонациональной культуры, русского и национальных языков, противостоит информационно-культурной экспансии других стран, осуществляемой через СМИ и открытые информационные сети, способствует сохранению языковой и культурной самобытности, вырабатывает государственную политику по развитию российской части Интернета;

обеспечивает широкое использование телемедицины для населения отдаленных регионов;

осуществляет и целенаправленное использование информационных и коммуникационных технологий для расширения диалога власти и граждан.

Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная, первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчет характер ее использования потребителем.

Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.

Нельзя не отвечать на новые вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля за распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и моральной здоровье людей.

Стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в общественном мнении. Ее основные положения и программные мероприятия должны быть понятны населению, социальная направленность перехода должна быть разъяснена, необходимость движения к информационному обществу должна быть обоснована и доведена через СМИ до граждан страны.

Основные направления процесса перехода связаны с созданием развитой информационной среды общества, рассматриваемой как совокупность технико-технологических, социально-политических, экономических и социально-культурных компонентов, факторов и условий, при которых информация и знания становятся реальным и эффективным ресурсом социально-экономического и духовного развития России.

Для формирования развитой информационной среды общества должны рассматриваться решения, связанные с:

развитием и модернизацией существующей технико-технологической базы перехода - информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации, индустрии производства и распространения информационных продуктов и услуг;

разработкой и реализацией комплекса мер по политическому, экономическому и социально-культурному обеспечению процесса перехода к информационному обществу.

Переход к информационному обществу - это длительный процесс последовательного приближения к некоторому среднемировому уровню, которое может быть оценено изменением (приращением) системы индикаторов на макро- и микроуровнях, характеризующих динамику развития тех или иных составляющих информационной среды.

Приложение 3

Лист самооценки

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой я доволен/недоволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я не устал/устал

Мое настроение стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был:

Домашнее задание:

Достигли ли мы цели?___________________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

  1. понятен/непонятен;

    полезен/бесполезен;

    интересен/неинтересен.

    легкое/трудное;

    интересное/неинтересное;

    полезное/бесполезное.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации