Проект урока информатики по теме «Информатизация общества» с применением технологии развития критического мышления (СПО и старшие классы)
Проект урока информатики по теме «Информатизация общества» с применением технологии развития критического мышления
|
Подготовила преподаватель Острецова Е.Е. |
г. Самара, 2017 г.
ГАПОУ «Самарский государственный колледж»
ГАПОУ «Самарский государственный колледж»
Паспорт урока Информатики для студентов I курса СПО
Учитель: |
Острецова Екатерина Евгеньевна |
Тема урока: |
Информатизация общества |
Образовательная цель |
Формирование информационной культуры личности, развитие критического мышления первокурсников через осмысление роли информатизации в развитии современного общества |
Планируемые образовательные результаты |
По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость информатизации для каждого человека и общества в целом; ЛР-2: проявляет познавательный интерес при выполнении каждого учебного задания; ЛР-3: дает собственную оценку процессу, явлению; ПУД-1: устанавливает причинно-следственные связи; ПУД-2: определяет достоинства и недостатки развития информационных технологий в современном обществе; ПУД-3: использует интернет-источники для поиска информации; КУД-1: выполняет учебные задания индивидуально или в сотрудничестве с одногруппниками; КУД-2: отстаивает собственную точку зрения, обосновывая её; РУД-1: планирует предстоящую деятельность на уроке; РУД-2: определяет пути и способы достижения цели урока; РУД-3: самостоятельно формулирует тему урока; РУД-4: находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице; РУД-5: проводит рефлексию и самооценку деятельности на уроке; ПР-1: называет признаки информационного общества; ПР-2: выполняет построение графиков по табличным данным MS Excel |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Телекоммуникационные технологии» |
- Осознание своего места в информационном обществе; чувство гордости и уважения к истории развития информационных технологий; - готовность и способность к самостоятельной деятельности с использованием ИКТ; - умение выстраивать взаимоотношения в командной работе при решении общих задач; - умение критически оценивать и анализировать информацию; - умение публично представлять результаты своей деятельности, вести дискуссии; - сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; - соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете |
Программное содержание |
Значение процесса информатизации в развитии современного общества |
Мировоззренческая идея |
Информационные технологии определяют положение человека в обществе. |
Ценностно-смысловые ориентиры |
Познание окружающего мира |
План изучения учебного материала |
1. Сущность информации 2. Последствия информационных революций 3. Понятие информационного общества 4. Характерные черты информатизации |
Основные понятия |
Информация, информационные процессы, информационное общество, информационные ресурсы, информационные технологии, информатизация, «информационная революция» |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Форма урока |
Урок-дискуссия |
Образовательная технология |
Технология развития критического мышления |
Оснащение урока |
Раздаточные материалы (кластер, статья) |
Мизансцена урока |
Компьютерный кабинет |
Предварительная подготовка к уроку учащихся |
Просмотр документального фильма «Большой брат следит за тобой» |
Домашнее задание |
Ответить на вопрос: Какой вклад в развитие концепции информационного общества внесли следующие учёные? а) Глушков В.М. б) Масуда Е. в) Ясперс К. г) Тоффлер О. |
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
ПОР урока |
||||||||
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 мин.) |
||||||||||
Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок |
||||||||||
II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» (10 мин.) |
||||||||||
Задание: Прочитайте эпиграф к уроку «Информированный человек – царь общества, неинформированный – раб его» Вводная беседа: - Согласны ли вы с данным высказыванием? - Чем сейчас является информация для человека? - Какое общество складывается на основе этого? - Какие признаки такого общества вы можете назвать? - Какой процесс происходит в обществе, где информация является главным ресурсом? Задание: Сформулируйте и запишите тему урока - Что мы знаем об информатизации общества? Практическая работа: составление кластера: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: понятия, признаки, причины, последствия Задание: Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы на уроке? - Чего мы не знаем об информатизации общества? Работа с таблицей
Проверка |
Слайд 1 1 ученик с места вслух Фронтально Запись темы в тетрадь Раздаточный материал (Приложение 1) Фронтальный опрос Работа в парах: письменно в тетрадях Фронтально |
РУД-4 КУД-2 РУД-3 ПР-1 ПУД-3 РУД-1 КУД-1 ЛР-2 РУД-2 КУД-1 ПУД-1 |
||||||||
III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (12 мин.) |
||||||||||
- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы? Чтение текста «Концепция формирования информационного общества в России» с маркировкой (приём «ИНСЕРТ»: «v» – уже знал; «-» - думал иначе; «+» - новое; «?» - не понял, есть вопросы) Аналитическая беседа по тексту: - Что мы уже знаем о процессе информатизации? - В чём наши знания и информация в тексте совпали? - Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем теперь ответить? - Какие наши знания оказались ошибочными? - Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации? Практическая работа «Численность интернет-аудитории в России» Проверка |
самостоятельное чтение текста Раздаточный материал (Приложение 2) По ходу чтения карандашом Фронтально Раздаточный материал (Приложение 3) По 2 человека за компьютером |
РУД-2 КУД-1 ПУД-1 КУД-2 РУД-2 ЛР-2 ПУД-3 КУД-1 ПР-2 |
||||||||
IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» (12 мин.) |
||||||||||
- Что мы можем изменить в кластере «Информатизация общества»? Практическая работа: заполнение кластера: Обобщающая беседа: - Каковы положительные последствия процесса информатизации? - Какую роль играют информационные технологии в становлении информационного общества? - Интернет-пользователи какого возраста больше времени проводят в виртуальном пространстве? - Изменилась ли культура общения в современном обществе? - Какими свойствами обладает информация на данном этапе информатизации? - Преступления какого характера появились с развитием информационных технологий? Практическая работа: составление синквейна Информатизация общества Глобальная, современная Развивает, охватывает, применяет Единое информационное пространство Прогресс Проверка - О чём заставил задуматься урок? - Что было особенно интересно на уроке? - Где и когда мы сможем использовать наши новые знания? |
самостоятельно письменно в тетрадях фронтально письменно в тетрадях фронтально |
ЛР-1 ЛР-3 ПУД-1 ПУД-2 ПУД-3 КУД-2 ЛР-3 ЛР-1 ЛР-3 |
||||||||
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.) |
||||||||||
Содержательная оценка и самооценка |
Лист самооценки (Приложение 4) |
РУД-5 |
Приложение 2
Статья «Концепция формирования информационного общества в России»
Стратегической целью перехода к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.
В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания вокруг непреходящих гуманистических ценностей и национально-исторических традиций народов России, наконец, как инструмент укрепления федеративного государства и социально-экономического выравнивания уровня жизни в регионах страны.
Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития -формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.
Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу.
В условиях отсутствия у государства мощных финансовых рычагов, способных обеспечить процессы перехода к информационному обществу, основными средствами государственного регулирования и контроля за процессами перехода остаются законодательная и нормативно-правовая базы, регулирующие информационные отношения в обществе.
На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.)государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка, При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг и услуг связи.
Государство выступает катализатором происходящих перемен в интересах развития общества и личности. С этой целью оно:
ведет борьбу с монополизмом и осуществляет контроль за концентрацией собственности в СМИ и телекоммуникационном бизнесе;
юридически и технологически обеспечивает права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональных данных, гарантирует гражданам предоставление постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.);
гарантирует свободу слова независимо от технологической среды распространения информации;
принимает меры по укреплению многонациональной культуры, русского и национальных языков, противостоит информационно-культурной экспансии других стран, осуществляемой через СМИ и открытые информационные сети, способствует сохранению языковой и культурной самобытности, вырабатывает государственную политику по развитию российской части Интернета;
обеспечивает широкое использование телемедицины для населения отдаленных регионов;
осуществляет и целенаправленное использование информационных и коммуникационных технологий для расширения диалога власти и граждан.
Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная, первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчет характер ее использования потребителем.
Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.
Нельзя не отвечать на новые вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля за распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и моральной здоровье людей.
Стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в общественном мнении. Ее основные положения и программные мероприятия должны быть понятны населению, социальная направленность перехода должна быть разъяснена, необходимость движения к информационному обществу должна быть обоснована и доведена через СМИ до граждан страны.
Основные направления процесса перехода связаны с созданием развитой информационной среды общества, рассматриваемой как совокупность технико-технологических, социально-политических, экономических и социально-культурных компонентов, факторов и условий, при которых информация и знания становятся реальным и эффективным ресурсом социально-экономического и духовного развития России.
Для формирования развитой информационной среды общества должны рассматриваться решения, связанные с:
развитием и модернизацией существующей технико-технологической базы перехода - информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации, индустрии производства и распространения информационных продуктов и услуг;
разработкой и реализацией комплекса мер по политическому, экономическому и социально-культурному обеспечению процесса перехода к информационному обществу.
Переход к информационному обществу - это длительный процесс последовательного приближения к некоторому среднемировому уровню, которое может быть оценено изменением (приращением) системы индикаторов на макро- и микроуровнях, характеризующих динамику развития тех или иных составляющих информационной среды.
Приложение 3
Лист самооценки
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой я доволен/недоволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Мое настроение стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был:
Домашнее задание:
Достигли ли мы цели?___________________________________________
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
-
понятен/непонятен;
полезен/бесполезен;
интересен/неинтересен.
легкое/трудное;
интересное/неинтересное;
полезное/бесполезное.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________