Проект для детей раннего дошкольного возраста «В огороде у Антошки»
Проект для детей раннего дошкольного возраста "В огороде у Антошки".
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский.
Тип проекта: познавательный.
Сроки реализации: среднесрочный (октябрь-май)
Вид проекта: исследовательский.
Предмет исследования: культурные растения: лук, чеснок, укроп и однолетние растения Бархатцы
Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатель группы, родители.
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
ПРОБЛЕМА Осень - период адаптации детей к детскому саду. У большинства детей она протекает тяжело и как следствие дети часто болеют, падает посещаемость. Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. По результатам анкетирования выявила, что родители не осознают важности совместного с детьми наблюдения за природой.
ГИПОТЕЗАСоздав в группе развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.
Витаминная добавка к пище будет способствовать поддержанию защитных сил организма, повысят его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогут приспособиться к новым условиям в детском саду.
Единое пространство взаимодействия педагога и родителей создаст благоприятные условия в решении воспитательно-образовательных задач.
Цель: Формировать первоначальные представления о условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнатных условиях, вовлекая родителей в совместную исследовательскую деятельность. В период адаптации повысить защитные силы организма детей в противостоянии вирусным заболеваниям.
ЗАДАЧИ:
Дать представление о том, что растения «живые», они питаются, растут.
Развивать любознательность, интерес к наблюдениям и уходу за растениями.
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Помочь детям преодолеть стрессовые состояния, снизить тревогу и агрессию благодаря благоприятной среде группы, положительно влияющей на эмоциональный настрой.
Применять лук и укроп, как витаминную добавку к пище детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУ детей будет формироваться интерес и бережное отношение к растениям.
Они смогут различать некоторые виды растений, узнают об условиях, необходимых для их роста.
Приобщаться к труду по уходу за растениями.
Пополнится словарный запас детей.
Детям легче будет адаптироваться в новых условиях.
Выращенные нами, полезные для укрепления иммунитета лук и укроп, мы будем добавлять в пищу.
Создание в группе огорода на окне.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «В огороде у Антошки»
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
Методология проектаОсновные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Организация конкурсов, развлечений, выставок.
• Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
Деятельность детей:
• Посадка семян в землю.
• Уход за растениями.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
• Работа дневником наблюдения.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
• Труд в огороде. Подведение итогов.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «В огороде у Антошки» Распространение опыта.
• Ознакомление педагогов СПДС с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое «Огород на окне»,
• «У Луки и Лукерьи»,
• «Растения – это жизнь»,
• «Семена»,
• «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Земля, какая она?»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян»,
3. Социально – коммуникативная деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Коммуникативная деятельность. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
6. Художественно-эстетическая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
• Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
• Рисование «Лук от всех недуг»
• Лепка «Овощи большие и маленькие»,
• Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
7. Речь и речевое общение. Коммуникативная деятельность.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе. Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства. Этапы реализации проекта
Подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения).
4. Разработка комплексно - тематического плана работы.
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне».
Основной этапРассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука.
Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
Подготовка почвы, посадка, полив, рыхление;
Оформление огорода на окне;
Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматриванием и фиксацией результатов.
Отражение результата через художественно - творческую деятельность.
Заключительный.Анализ полученных результатов.
Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
Презентация проекта «Огород на окошке» для родителей.
Изготовление стенгазеты «Наши будни в детском саду».
Взаимодействие с семьей.1. Привлечение родителей к созданию познавательно – развивающей среды.
2. Сбор необходимого материала для создания огорода.
3. Совместное обсуждение мероприятий по
выполнению проекта.
4. Практическая совместная работа взрослых и детей.
5. Подведение итогов по проекту «В огороде у Антошки».
Перспективы дальнейшего развития проекта.Проект «В огороде у Антошки» подтвердил, что и в дальнейшем необходимо продолжать формировать знания и совершенствовать полученные навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. Это будет способствовать проявлению интереса к исследовательской, познавательной деятельности.
Практическая значимость.Данный проект направлен на создание условий для решения задач познавательно - исследовательского, социально – личностного и эстетического развития ребёнка младшего дошкольного возраста.
Содержание работы представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
Николаева С.Н. «Воспитание экологической
культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.