12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Публикова Светлана Вячеславна28
Россия, Татарстан респ.
1

«Проектирование ситуационных заданий для обеспечения формирования и оценки функциональной грамотности младших школьников»

МБОУ «Черемуховская средняя общеобразовательная школа

Новошешминского муниципального района РТ







«Проектирование ситуационных заданий для обеспечения формирования

и оценки функциональной грамотности младших школьников»



















Подготовила:

Учитель 1 квалификационной категории

Публикова С.В.

2024 г




Изменения в современном мире задают новые нам новые требования к процессам обучения и воспитания. Чтобы ориентироваться в современном мире, который не стоит на месте, а каждый день предлагает на что-то новое. Чтобы идти в ногу со временем нужно пересмотреть цели, результаты образования, традиционные методы обучения, а также систему оценки достигнутых результатов.

Какие же знания и умения необходимы современному человеку?

Человек должен быть функционально грамотным и это одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность включает:

математическую грамотность

естественно-научную грамотность

глобальные компетенции

финансовую грамотность

креативное мышление

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места.

Результаты участия России  в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания. Но мало обращают внимания на применение этих знаний в реальных, жизненных ситуациях. 

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку.

  ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

В 4 классе по всем предметам ВПР   включены задания, выявляющие функциональную грамотность.

Сегодня наши дети каждый день сталкиваются с огромным количеством задач, требующих нестандартного решения. К тому же к ним нужно найти рациональный подход.  Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в применении на уроках новых педагогических технологий, а также активных методов  и приемов обучения.

Основы грамотности, как известно, закладываются в начальной школе. Здесь дети обучаются различным видам речевой деятельности – письму, чтению, рассказыванию, слушанию, счёту. Поэтому развитие общеучебных умений - путь к функциональной грамотной личности.

Отсутствие таковых ведёт к неумению применять и переносить полученные знания по предмету в повседневной жизни. Для того, чтобы решить данные проблемы не нужно увеличивать объём учебного материала. Более эффективным может стать формирование навыков применения предметных знаний к новым проблемам, т.е. изменение содержания знаний и типов работы. Данные проблемы на уроках позволяет решать именно такая форма работы как ситуационная задача.

Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:

1.Название ситуационной задачи. Она должна иметь не традиционный номер, а красивое и привлекательное название, отражающее её смысл.

2.Личностно – значимый познавательный вопрос. Этот вопрос формулируется вначале задачи и обращен непосредственно к личности ученика.

3.Набор текстов. Предназначен для ответа на личностно – значимый познавательный вопрос. Информация по данному вопросу может быть представлены в разнообразном виде: фрагмент текста, выдержка из статьи в газете, таблица, график, схема, рисунок и т.д.

4.Задания к работе с данной информацией. Эти задания составлены согласно таксономии целей полного усвоения знаний Б. Блума (ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка).

Они выполняют роль «лестницы», поднимаясь по которой учащиеся должны ответить на личностно – значимый познавательный вопрос (главный при решении ситуационной задачи).

Ситуационные задания могут выполняться индивидуально, в паре или в группе. В группе роли распределяются следующим образом: спикер (лидер), генератор идей, секретарь, оппонент, информатор.

Эти задачи можно использовать на различных этапах урока: первичное усвоение знаний, применение и закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний. Однако следует понимать, что ситуационная задача не может быть ежедневным, даже еженедельным инструментом обучения. В рамках одного предмета в течение учебного года таких задач может быть от 3 до 5 и лучше в следующем порядке: первая – мотивационная (в начале года), которая привлечёт интерес к предмету; вторая, третья, четвертая - обучающая (в течение года), которая обучает методу решения ситуационных задач и базируется на «основных» темах курса; пятая – оценочная (в конце года), которая показывает способность школьника самостоятельно решать проблемы в реальной жизненной ситуации.

Дается сплошной текст.

«Поможем птицам вместе»

Что для птиц страшнее: холод или голод? Околдованный чарами зимнего сна стоит лес. Ни шелеста, ни звука. Деревья, покрытые снежными кружевами, оцепенели в зимнем сне. Кажется, что нет никого во всём лесе... Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом и пролетают синицы. Свое название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить несколько видов птиц: лазоревку, большую синицу, черную синицу. Они отличаются величиной, окраской перьев. Синица уничтожает вредителей не только летом, но и зимой. Они добывают насекомых из укрытий, недоступных более крупным птицам. Синица очень прожорлива: за сутки она поедает столько, сколько весит сама. Поедая вредных насекомых, они приносят большую пользу, а в зимний солнечный денек радует нас весёлой песенкой. С приходом зимы синицы держатся ближе к жилью человека. Зимой птицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду, где есть кормушки, синицы посещают их. Зимой птицам не так крашен холод, как голод. В течение всего холодного дня синицы ищут себе корм. Птицам очень нелегко найти корм. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Много птиц погибает зимой от голода. Мы должны им помочь. Птицы будут обеспечены кормом, если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку.


Выполняем задания к тексту.

Ознакомление

1.Прочитайте самостоятельно текст.

Понимание

2. Расскажите, как назвали синицу, объясни, почему ее так назвали?

3.Предположите, как люди могут помочь зимующим птицам и почему?

Применение

4.Изготовьте кормушки:

-придумай модель кормушки,

- сделай чертеж:

-проведи измерения:

-выберите материал;

-рассчитай стоимость кормушки

-узнайте в магазине стоимость расходных материалов;

-рассчитайте стоимость каждой кормушки;

-выберите наиболее удобный для птиц и недорогой вариант.

- презентуй свою работу в классе.

Анализ

6необходимо изучить , чем питаются зимующие птицы (наблюдения, энциклопедию , интернет источники).

7.Узнайте, какие птицы остаются зимовать ? (спросите у родителей, понаблюдайте сами, прочитайте в справочнике).

Синтез

8.Разработайте план спасения птиц. Объясните родителям:

-как трудно приходится птицам зимой;

-как вы можете помочь птицам;

-убеди родителей помочь материально.

9.Если родители дали 500 руб., подсчитайте, сколько кормушек можно изготовить, не выходя за пределы данной суммы.

Оценка

10.Объясните, что страшнее птицам зимой: голод или холод?

11.Ознакомьтесь с информацией в приложениях 1,2 и заполните следующую таблицу расходов

Таблица расходов на изготовление кормушки




доска

1 шт

560 руб

ДВП

50х50

320 руб

рейка

1 шт

25 руб

гвозди

100 гр

60 руб

Саморез средний

100 гр

15 руб

Саморез малый

100 гр

10 руб

Шнур капроновый

1 шт

80 руб

Веревка

1 шт

25 руб





Очень интересна работа с несплошными тексами. К несплошным текстам относится, например, работа с билетом на театрализованное представление, билетом на автобус или цирк.

Для работы нужно сформулировать задания:

1.Задания умение найти и извлечь информацию.

Где находится театр? (адрес)

Найти время начала представления.

Какова цена билета?

Найти свой ряд и место

2. Умение интерпретировать и интегрировать информацию

Когда человек купил этот билет?

Как давно он был в Казани?

3. Умение осмыслить и оценить информацию

Когда лучше прийти в театр: перед представлением или раньше и почему?

Например, на уроках математики я предлагаю детям задачи такого типа:

Наталья Петровна решила купить новые электроприборы – утюг и электрочайник. В таблице указаны цены в рублях на разные модели этих товаров.

Электроприбор

Samsung

Philips

Tefal

Delta

Утюг

2015 руб.

1354 руб.

4312 руб.

2689 руб.

Чайник

2419 руб.

1440 руб.

2990 руб.

1349 руб.

Вопросы: Утюг какой модели самый дорогой? Самый дешёвый?

Сравни цены на электрочайники. Какой электрочайник самый дешёвый? Самый дорогой? Как вы думаете, от чего зависит цена товара?

Какой утюг и электрочайник может купить Наталья Петровна, имея 1500 рублей? Рассмотри несколько вариантов.

Прикладными для детей младшего школьного возраста могут быть не только задачи по математике про скорость поезда, оплату покупок в магазине, аптеке и расчеты материалов для ремонта. Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и так далее. Они наглядно покажут применение математики в жизни.

Примеры заданий по математической грамотности

Примером задания по математической грамотности для младших школьников можно считать задачу про девочку, которая по пути на экскурсию хочет посчитать своих выстроившихся парами одноклассников. Сзади четыре пары, впереди – три, и нужно еще не забыть про себя и подружку. Эта ситуация знакома детям, каждый ребенок попадал в похожую ситуацию, поэтому точно знает, о чем речь.

Другое задание по математической грамотности – определить путем вычисления, на каком этаже находится квартира №112, если в доме всего 6 подъездов и 250 квартир? Такие задания приближены к обыденным ситуациям, с которыми ребенок может столкнуться в повседневной жизни. Так что если ребенок забудет, на каком этаже живет его друг или бабушка, математика поможет.

Существует пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности , которая является одним из главных компонентов функциональной грамотности в начальной школе.

1. Объясняйте математические понятия с помощью предметных действий

Удачный выход – перекладывать простейшие математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, геометрическую фигуру, например, прямоугольник. У ребенка не получится сконструировать фигуру из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять заучивать формулу.

2. Играйте в математические игры

Можно проводить уроки в форме деловой игры. Для этого нужно разделить детей на группы. Цель: показать, что соревнуясь между собой можно достичь успеха в реализации конкретно поставленной практической задачи. Задания важно сделать по разным тематикам, но они должны быть привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Семейный бюджет» или «Коммунальные платежи» и предложить командам рассчитать бюджет своей семьи, состоящей из четырёх человек на месяц. Либо произвести оплату счетов за электроэнергию, связь, воду, используя тарифы своего региона. Задание можно дать заранее, чтобы дети могли поинтересоваться у родителей, по каким расценкам производится расчет (киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды).

Другая идея – прямо на уроке устроить групповой конкурс на лучший проект игровой площадки, параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумают. Можно рассчитать и стоимость такого проекта.

3. Давайте жизненные задания

С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 6 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира № 87 , если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата. Посчитать стоимость билетов в зоопарк на 5 человек. Также можно рассчитать стоимость поездки на общественном транспорте для всех членов семьи.

Таким образом, мы заинтересовываем детей обычными знакомыми для них ситуациями, тем самым показывая, что в них тоже содержатся задачи по математике.

На образовательной системе учи.ру есть множество интересных заданий по формированию функциональной грамотности. Эта система удобна, интересна. Интерактивные задания сопровождаются яркими картинками. Они моделируют ситуации из жизни, которые знакомы каждому ребенку.

4. Подключаем родителей.

Работа по формированию математической грамотности не ограничивается только стенами школы. Для этой работы нужно привлекать и родителей, так как детям будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого взрослого (папы, мамы, бабушки). Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии. Особенно интересно было бы пообщаться с представителями таких профессий как инженер, строитель, агроном и т.д. В последнее время актуальны технические профессии, а также профессии связанные с компьютерными технологиями.

Не менее актуальной будет и беседа с представителями гуманитарных профессий. Как применяют математику в сферах, где, казалось бы, она не нужна? Например, как рассчитывают продюсеры бюджет фильма исходя из количества съемочных дней и актеров, задействованных в съемках. Дизайнеры применяют в интерьере геометрические фигуры, маляры рассчитывают количество краски для покраски стен, зоотехники рассчитывают нормы кормов и молока для скота. Математика повсюду в нашей жизни и ребенок должен ориентироваться в этом пространстве. Наша задача как учителей, так и родителей помочь им в этом.

5. Используйте цифровые платформы

Учащимся 3-4 классов, которые к этому времени уже знакомы с основами работы в графическом и текстовом редакторах, можно предложить следующие ситуационные задания:

«Представьте себя взрослыми. Кем вы работаете? Создайте и предложите свою визитную карточку, чтобы другие могли к вам обратиться».

Обучение с ситуационных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности.

Применение ситуационных задач в образовательном процессе помогает решить следующие проблемы:

мотивация учебной деятельности; актуализация предметных знаний и умений;

интеграция знаний по различным предметам;

интеграция школьных и внешкольных знаний; достижение метапредметных результатов;

развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса; «проблемное» планирование образовательного процесса;

подготовка к профессиональному выбору;

ориентация в ключевых проблемах современной жизни, умение активно и творчески пользоваться своими знаниями.



















Список использованной литературы


Медеубаева, К. Т. Педагогические условия формирования функциональной

грамотности учащихся / К. Т. Медеубаева // Социально-педагогическая поддержка лиц с

ограниченными возможностями здоровья: терия и практика : сборник статей по

материалам III Международной научно-практической конференции: в 2 частях.

Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

им. В. И. Вернадского». - 2019. - С. 63-66

2. Карачевцева, А. П.Формирование функциональной математической грамотности

младшего школьника средствами интерактивной образовательной платформы

"учи.ру" / А. П. Карачевцева // Педагогический поиск. - 2019. - № 5. - С. 6-9.

3. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость

современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного

учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125

4. Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством

повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научно-

методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - № 1 (9). - С. 56-59.

5. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.




















доска

1 шт

560 руб

ДВП

50х50

320 руб

рейка

1 шт

25 руб

гвозди

100 гр

60 руб

Саморез средний

100 гр

15 руб

Саморез малый

100 гр

10 руб

Шнур капроновый

1 шт

80 руб

Веревка

1 шт

25 руб







11



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.