Проектная деятельность, как эффективная форма привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения
Проектная деятельность , как эффективная форма привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения
" Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы,
которые надо решить”.
Роджер Левин
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. ФГОС дошкольного образования уделяет большое внимание социализации дошкольников, а проектная деятельность отражает аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста. Проектная деятельность в дошкольном учреждении – это одно из перспективных направлений организации образовательной деятельности, способствующее формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции у детей дошкольного возраста.
Проектная деятельность помогает активизировать познавательную деятельность детей в освоении окружающей действительности и всестороннем ее изучении, развивать творческие способности детей, воображение, внимание, память, речь, мыслительные операции, помогает увидеть изучаемую проблему с разных сторон.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Проектная деятельность предполагает применение метода проектов, который описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Проект – это «Модель трёх вопросов»
Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Проект в образовательной деятельности предполагает наличие пяти «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация, которые объединяются в портфолио проекта.
Родителям - выступать не только как источник информации, а также стать непосредственным участником образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт и получить удовольствие от своих успехов и успехов детей.
В нашем детском саду, на протяжении нескольких лет, «Организация работы по внедрению проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных и творческих способностей» является приоритетным и инновационным направлением развития детского сада.
В разделе «семья» мной были реализованы три проекта «Мое имя» ,
«Один день моей семьи» и «Семейные традиции»
«МОЕ ИМЯ»
Целью данного проекта является формирование у детей понятия «мое имя», получение знаний о праве на имя, закрепленное законом РФ, формирование позитивного отношения к имени, помощи детям в самосознании и самопринятии. Дети узнавали о том, кто им выбрал это имя, как можно назвать этим именем ласково, КТО ИЗ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ НОСИЛ ТАКОЕ ИМЯ, с родителями сочиняли небольшие стихотворения о себе, интересные истории из жизни, что способствовало развитию творческого потенциала ,как у детей так и у родителей. Проведение проекта помогло не только глубоко изучить поставленный вопрос, но и сплотить коллектив воспитанников и родителей, решить задачи самопринятия детей. Полученную информацию оформляли в буклеты, а в группе выступали –учились презентовать себя…
Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. За время реализации проекта «Один день моей семьи»и «Традиции моей семьи» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. В процессе работы над проектом я, как и дети, более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Семейные традиции — это атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех жителей дома. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: это летний отдых, воскресные прогулки, совместный обед, вечернее чаепитие. и т. д. Некоторые семьи хранят традиции еще своих предков.
А у других семей нет никаких традиций, участвуя в проекте , родители задумываются над этой проблемой и естественно, придумывают свои традиции, которые, быть может в будущем, сохранятся в их семье. Традиция это ведь что-то закономерное, повторяющееся, запоминающееся.
Проект “Мой питомец” был направлен на расширение и закрепление знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, на воспитание любви сострадания к братьям нашим меньшим, на желание завести себе питомца и ухаживать за ним.
Данный проект открыл удивительный мир домашних животных, от кошечки и собачки, до гигантских улиток и аквариумных рыбок. Он поспособствовал к размышлению о взаимоотношениях людей и животных, то есть мы для них или они для нас. Помог ответить на вопросы: Какое место в нашей жизни занимают домашние животные? Что домашние питомцы приносят в нашу жизнь? Что мы можем дать домашним животным? Дети с таким увлечением рассказывали и показывали на фото своих питомцев, что их было не остановить.
Участников проекта ждала интересная работа: они узнали, сколько семей в их группе имеет домашних животных и каких; какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях; что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо.
У меня , как у воспитателя ,появилось больше тем для дружеских бесед с ребенком, ведь вспоминая о своем друге ,ребенок оживляется и охотно делится со мной своими впечатлениями от общения с питомцем.
Проект «Такие разные птицы». Кого мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно же птиц. Пернатые живут рядом с нами , радуют нас своим пением, окрасом и не только….Так и возникло желание и необходимость поближе познакомиться с миром птиц!
Цель: формирование представлений детей о мире пернатых друзей, привлечение родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, решать задачи не только в рамках НОД , но и при проведении режимных моментов.
Планируя формы работы проекта, мной были определенны шесть направлений деятельности. Это:
1.Деятельность воспитателя (д/и, создание презентации)
2.Совместная деятельность педагога и детей(беседы,рассматривание,наблюдение,рисование,аппликация,лепка,составление описательного рассказа по схеме, викторина)
3.Совместная деятельность детей друг с другом(п/и, с/р игры)
4.Самостоятельная деятельность детей (развитие мелкой моторики, рассматривание сюжетных картин и плакатов, д/и и п/и)
5.Совместная деятельность ребенка с родителями(загадывание загадок, рассматривание журналов и энциклопедий)
6.Деятельность родителей (создание книги «Интересные факты из жизни птиц», «Мой питомец»)
Отдельно хотелось бы отметить взаимодействие с родителями…а вернее с представителями более старшего поколения, которые с удовольствием заинтересовались этой темой, в домашней библиотеке , почти у всех имелись книги и энциклопедии о птицах. Самые интересные факты о них дети со взрослыми оформили небольшими книжками, которые мы в группе собрали в одну …под названием «Интересные факты из жизни птиц»
Меня , как педагога , привлекает проектная деятельность еще в тем, что здесь идет непосредственное взаимодействие с родителями, они включаются в деятельность, сами того не замечая порой…выполнив одну просьбу педагога, а где то и своего ребенка, родитель вливается в этот процесс, получает от этого колоссальное удовольствие и видя результаты своего труда, с удовольствием готов это повторить, еще и еще раз..
В ходе проведения проектной деятельности мы стараемся участвовать в различных конкурсах и олимпиадах ,как в городских ,так и в международных, используя различные интернет порталы.
Наши дети занимают призовые места- это очень почетно и стимулирует в дальнейшей работе в этой области, не только меня как педагога, но и родителей.
Результатом моей работы по этому инновационному направлению стало участие моего воспитанника в г.Ульяновске на базе МБДОУ № 186 «Волгарик» в Межрегиональном конкурсе «Мой проект»,где мы заняли почетное призовое место .Хотелось добавить, что мальчика и его родителей настолько увлекла эта деятельность, что пойдя на следующий год в школу, он с большим удовольствием участвовал в подобных конкурсах.
Спасибо за внимание!
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
2. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
4. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
5.Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с
6.Семенова Н.В., Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников спо-
собам работы с проблемами. Методическое пособие для педагогов. –
АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ
ПЕЧАТИ», 2021. – 160 с.
Проектная деятельность в ДОУ,инновационный опыт.
PPTX / 22.02 Мб