Выступление «Проектная деятельность как средство патриотического воспитания обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности»

3
0
Материал опубликован 12 January 2021

Проектная деятельность

как средство патриотического воспитания обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности.


(Слайд 1) Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именно этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

(Слайд 2) Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы, а также занятия во внеурочной деятельности.

Моя педагогическая деятельность направлена на создание условий, способствующих воспитанию духовно-нравственной личности с активной гражданской позицией, патриота своей Родины, своего края.

Как добиться того, чтобы ученики выросли людьми ответственными, инициативными, горячо любили свою Родину, были истинными гражданами России?

Помочь этому, на мой взгляд, может проектная и исследовательская деятельность учащихся, связанная с краеведением, которую я использую на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

(слайд 4) В работе над данными проектами учащимся помогает

- во-первых, богатый материал, который имеется у нас в школе: стенды с биографиями участников войны, мемориальная доска, архивные документы в школьном музее;

- во-вторых, учащиеся многое узнают из рассказов старшего поколения нашего села, а также им помогают и сохранившиеся фотографии. (Слайд 5,6)

Рассмотрим конкретные примеры.

В каждом классе в учебный план входят различные интересные произведения, в том числе несколько произведений о Великой Отечественной войне, которых учащиеся читают с удовольствием. Эти произведения затрагивают самые различные проблемы, и тему войны рассматриваем с различных сторон. Но я считаю, что нужно включить задания исследовательского характера, чтобы с максимальной пользой использовать данный литературный материал.

(Слайд 7) В 9 классе анализируется прекрасное произведение М. Шолохова «Судьба человека». Главным героем является обычный солдат, который проходит через все ужасы войны, но смог найти в себе силы жить дальше. После анализа этого произведения у детей возникает вопрос: а какова роль их семьи в Великой победе? Предлагаю следующие темы проектных и исследовательских работ: «Годы Великой Отечественной войны в судьбе моего прадеда», «Великая Отечественная война в судьбе моей прабабушки», «Герои советского союза – наши земляки», «Мой прадедушка – ветеран Вов», «Подвиги моего прадедушки».

(Слайд 8) Например, одна из работ. Ученица 8 класса показала неразрывную связь истории края и человека, проследила жизнь и трудовой путь своего прадеда, Галина Зыялетдина Гаряевича, в своей исследовательской работе «Годы Великой Отечественной войны в судьбе моего прадеда». Цель данной работы заключалась в том, что на примере своего прадеда, прошедшего войну от Перми до Берлина, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Родины. (Слайд 9) Была проделана трудоемкая работа: она изучила и проанализировала семейные фото, документальные источники и Интернет - ресурсы, систематизировала и обобщила рассказ ветерана войны. Исследовательская работа заняла призовое место на муниципальном уровне. В дальнейшем она думает развить свою работу сведениями из рассказов ветеранов тыла.

(Слайд 10) После изучения лирических стихотворений учащиеся работают над проектами, продуктом которых являются альбомы различных содержаний. Например, работаем над следующими темами: «Мой дед – орденоносец», «Награды Великой Отечественной войны». (Слайд 11)Например, следует отметить работу другой моей ученицы, которая выполнила проектную работу «Мой дед – орденоносец». Ее прадед, участник Великой Отечественной войны, за доблесть и отвагу был награжден Орденом Славы 3 степени. Она собрала материал по рассказам своих родственников старшего поколения и по документам, которые бережно хранятся в семье, и оформила проектную работу. (Слайд 12) Хотя прадед ее умер 43 года тому назад, Обучающаяся открыла для себя очень много фактов о жизни своего прадеда и о войне в целом, согласилась, что подобная работа необходима для неразрывной связи поколений. Работа заняла 3 место на муниципальном уровне.

Большой потенциал патриотического воспитания заключён во внеурочной деятельности. Считаю, что чувство патриотизмаосновывается не только на любви к родному краю, но и стремлении знать и исследовать ее историю. Школьный музей – это хранитель памяти, это связь с нашими предками. Поэтому наша проектная деятельность связана с музеем. В нашей школе имеется музей «Гайнинская сторона», где хранится история жизни многих замечательных людей, имена которых значимы не только для нашего села. Его экспонаты – предметы быта, орудия труда, реликвии времен гражданской и Вов рассказывают об участии жителей села и защите Отечества, о послевоенном строительстве, о выполнении заданий, планов, о развитии села за 70 лет Советской власти. Моя ученица 8 класса, заинтересовалась историей музея, а также некоторыми его экспонатами. Под моим руководством исследует тему «История создания школьного музея «Гайнинская сторона». Работа представлена на краевом конкурсе исследовательских работ обучающихся «Отечество».

Данная работа будет иметь свое продолжение, потому что у ребят обширный интерес к экспонатам музея. Так, в нашем школьном музее хранится фотоаппарат довоенного времени, ткацкий станок 19 века, башкирское платье начала 20 века и другие. Мы решили узнать, кому они принадлежали, какова их история. Начали исследовательскую работу под названием «История одной вещи». Уже собран небольшой материал. Например, фотоаппарат принадлежал отцу педагога, который много лет проработал в нашей школе и ушел на заслуженный отдых. Именно от него узнали, что его отец ушел на войну добровольцем и не вернулся. Поэтому данная вещь особенно дорога тем, что является памятью. А ткацкий станок появился в музее примерно 20 лет назад. Старожилы села и руководитель музея (в то время являлась Искандарова Хазира Ахматсафовна) собрали по деталям, почистили его, и станок обрел новую жизнь уже в качестве экспоната.

Также мои учащиеся активно участвуют в конкурсе проектных работ «Я – гражданин России». Работают в различных направлениях, активно проявляя гражданскую позицию. Например, Ученики 7 класса, написали социальный проект «Озеленение детской площадки», целью которой было озеленение детской площадки на территории школы. Работа стала победителем на муниципальном уровне. Клумбы цветов и кустарники до сих пор радуют детей и воспитателей. Также хочется отметить социальный проект другой ученицы «Цветы ветеранам», которая победила на школьном конкурсе «Я – гражданин России» и стала участником краевого конкурса проектных и исследовательских работ «Есть идея!». Результатом данной работы было придание эстетического облика обелиску, благоустройство прилегающей территории.

(Слайд 14)Ученики под моим руководством составляют литературные композиции, собирая песни и стихи о Великой Отечественной войне, результативно выступают на районных конкурсах. Это и литературно- музыкальная композиция «О родине, о мужестве, о славе», конкурс патриотических песен (слайд 15), с инициативой участвуют на районном и краевом этапе Всероссийского конкурса «Живая классика». (слайд 16)

Таким образом, применение метода проектов создает условия, способствующие повышению уровня патриотической воспитанности обучающихся, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.

Спасибо за внимание! (Слайд 19)






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации