Статья на тему «Проектная деятельность на уроках русского языка и чтения»
 
                                Овчинникова Елена Владимировна, учитель русского языка и чтения
МБОУ «Школа № 154 для обучающихся с ОВЗ» г.Перми
Проектная деятельность на уроках русского языка и чтения
В основу Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы.
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Главными целями введения этого метода являются:
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной
аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Проекты бывают разными и по форме, и по содержанию, и по другим критериям. Педагог выбирает и организует проектную деятельность, учитывая возможности и способности обучающихся. Представляю краткое содержание проектов на уроках русского языка и чтения (5 класс, дети с интеллектуальными нарушениями).
Учебный проект
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
| предмет | русский язык | 
| проект | «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» в рамках изучения темы «Имя существительное» | 
| целевая аудитория | 5 класс По характеру контактов проект является внутриклассным | 
| по количеству участников | весь класс | 
| по продолжительности | краткосрочный (2 занятия) | 
| тип деятельности | творческий с элементами поисково-исследовательской работой | 
| цели проекта | формирование интереса к родному языку, к слову. | 
| задачи проекта | приобретать навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы; формировать компетентность в сфере познавательной деятельности; развивать творческие способности | 
| I этап | формулировка проблемы, план по поиску её разрешения | 
| II этап | исследовательская деятельность (практические упражнения) | 
| III этап | выводы по исследовательской деятельности, планирование творческого задания | 
| IV этап | выполнение творческого задания | 
| V этап | презентация продуктов творческого задания | 
| VI этап | использование творческих продуктов на занятиях по русскому языку | 
Творческие работы проекта по учебному предмету






Проект по чтению «Иллюстраторы»
| Предметная деятельность | Урок чтения по теме Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» | 
| проект | «Иллюстраторы» | 
| целевая аудитория | 5 класс По характеру контактов проект является внутриклассным | 
| по количеству участников | весь класс | 
| по продолжительности | краткосрочный (2 занятия) | 
| тип деятельности | творческая работа | 
| цели проекта | формирование интереса к текстам прозаического характера, раскрытие творческих способностей | 
| задачи проекта | Способствовать читательской компетенции, раскрыть индивидуальные творческие способности, развивать воображение, фантазию, чувства вкуса. | 
| I этап | формулировка темы проблемы (отсутствие иллюстраций к сказке, неполное восприятие произведения без них), составление плана по её разрешению и выполнению | 
| II этап | аналитическая деятельность (составление плана сказки, составление характеристик действующих лиц) | 
| III этап | выводы по аналитической деятельности, выделение главных эпизодов | 
| IV этап | выполнение творческого задания (иллюстрирование сказки) | 
| V этап | представление творческого задания с объяснениями на уроке | 
| VI этап | участие с результатами творческого задания в международном детском фестивале творчества «Южный полюс» на сайте http://ujp.ru/index.php | 
Творческие работы проекта по учебному предмету





« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Метод проектов позволяет идти по пути, ведущему к знаниям!
 
                                     
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                        
Панов Егор Игоревич
Овчинникова Елена Владимировна