Методические основы организации проектной деятельности в воспитательном пространстве начальной школы

4
0
Материал опубликован 3 June 2021

 КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
 ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное 
образовательное учреждение
«Камышинский индустриально-педагогический колледж
имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева» 

(ГБПОУ «КИПК им. А.П. Маресьева»)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПМ. 03 Классное руководство


Исполнитель:
Букша Екатерина Антоновна,
(ФИО полностью)
обучающийся гр. НК17
______________________ 
(подпись)
Руководитель:
Шиленко Дарья 
Николаевна,
(ФИО полностью)
преподаватель первой квалификационной категории
(должность)
 ______________________ 
(подпись)
 Допущена к защите:
 «___» __________202__г.
Заместитель директора 
Дубинина Наталья Валерьевна
______________________ 
(подпись)

Камышин, 2021
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …............................................................................................ 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ...............

7

1.1. Понятие метода проекта в педагогической и методической литературе
7

1.2. Типы и формы проектной деятельности……………………………….
12

1.3.Специфика организации проектного обучения в начальной школе как одного из условий воспитательного воздействия………………………….
15

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………………
24

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………….…………………  

26

2.1. Изучение опыта организации проектной деятельности в начальной школе…………………………………………………………………………..

26

2.2. Практическая работа по разработке и внедрению проекта в начальной школе…………………………………………………………………………..

32

2.3. Методические рекомендации……………………………………………
44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
 50

Список использованной литературы………………………………………..
 53

Приложения……………………………………………………………………
 56

     
  
  
  
  
  


  



  ВВЕДЕНИЕ 

       Одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований    к универсальности знаний учащихся. 
Основоположником метода проекта является американский философ и педагог Джон Дьюи, который ставил перед собой задачу поиска способов развития самостоятельного мышления ребенка, совершенствование навыков запоминания и воспроизведения знаний, умения применять их на практике [5, с.98].
Проблема включения проектной деятельности в образовательный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В этой деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. 
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося             в педагогическом процессе.
Объект исследования –  процесс организации проектной деятельности младших школьников.
 Предмет исследования –  организация проектной деятельности обучающихся начальных классов, обеспечивающей развитие творческих способностей и учебной активности школьников.
  Цель исследования  – определить педагогические условия организации проектной деятельности как один                                                  из способов формирования активно-познавательной позиции младшего школьника в педагогическом процессе.
 Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1)проанализировать понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности; 
2)раскрыть этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и опыт организации проектной деятельности младших школьников педагогами-практиками; 
3)определить значение проектной деятельности в воспитании детей      в начальных классах; 
4)проанализировать педагогический опыт классных руководителей начальной школы по внедрению проектной деятельности на уроках и           во внеурочное время; 
5)дать методические рекомендации по организации учебного проекта.  
Рабочая гипотеза: предполагаем, что использование метода проектов в педагогическом процессе способствует повышению познавательной активности и способствует развитию творческих способностей, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы. 
       В исследовательской  работе использовали следующие методы: 
анализ содержания педагогической и методической литературы по теме исследования;  
анкетирование (опрос) 
систематизация и обобщения; 
моделирование проекта. 
       Теоретическая значимость данной работы заключается                  в систематизации педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные проекты могут быть использованы в практике учителями начальных классов в воспитательном пространстве, также обучающимися по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя в разделе «Проектная деятельность обучающихся в начальной школе». 
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждения средней образовательной школы № 16 городского округа – город Камышин. Адрес: 403874 г. Камышин, Камышинский район, Волгоградская область, ул.Королева, дом 18.
Цели и задачи дипломного исследования определили  его структуру.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
Во введении обосновываются актуальность, цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследовательской работы, методы анализа исследуемого материала, характеризуются теоретическая и практическая значимость. 
В первой главе дается понятие «проект», анализируется педагогический аспект развития проекта, т.к. вошло в педагогику сравнительно недавно и понимание сущности этого явления далеко               не однозначно. Рассматриваются цели и задачи функционирования проекта         в школьной среде. 
Во второй главе обобщены результаты практической работы. Проанализирован педагогический опыт учителя базы практики на предмет применения проектов в урочное и внеурочное время, определены плюсы и минусы работы в проектной деятельности, изучены проекты, которые предлагаются в программе, описан проект для данного класса. Даны рекомендации по организации в начальных классах проектов. 
В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы.  
Список использованной литературы насчитывает. 
В приложении размещены: анкета, образцы  структуры проектов. 
  Общий объём работы составляет 54 страницы.
Ход и результаты исследования обсуждались на XV региональной студенческой научно-практической конференции «Молодёжные проектные решения в развитии Волгоградской области» , итогом которой стало получение диплома 2 степени в секции «Проекты по общеобразовательным дисциплинам».










  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Понятие метода проектов
в педагогической и методической литературе

 
     Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике [10, с.27].
Метод проектов появился в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип обучение посредством делания (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Идея научной школы заключалась в том, чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни. Ребёнок будет учиться с увлечением тогда, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить [17, с.56]. 
Джон Дьюи –  американский философ и педагог, представитель философского направления, понимал под целью воспитания – воспитание  личности, которая умеет приспосабливаться к различным ситуациям. Накопление опыта ведет к воспитанию личности. Джон Дьюи выдвинул идею создания инструментальной педагогики. Согласно данной концепции обучение сводится к трудовой и игровой деятельности, где действие ребёнка является инструментом его познания через личное открытие и является способом постижения истины. Итогом данного обучения должна была стать выработка навыков мышления. Под навыками мышления понималась способность к самообучению[14, с.40]. 
По мнению Е. Коллингса основная идея заключалась в получении знаний при работе над проектами, главным в данной работе являлась самостоятельная деятельность детей, которая заинтересовывала их. Учитывая личностные особенности каждого ребенка, создавался стимул к получению знаний через самостоятельную работу[18, с.15]. 
В первой половине XX века П. Петерсен представил педагогической общественности оригинальную концепцию школы Йен-план. Учебный материал основан на индивидуальных способностях учащихся и их интересах. В основу Йен-плана входило научить детей уважению к личности, свободе и самостоятельности детей и их взаимозависимости в жизни, учебе, труде. Классы заменялись группами, которые делились по возрасту. Учащиеся старших групп выступали помощниками для младших. Обучение строилось на индивидуальном продвижении ученика с возможностью перехода из одной группы в другую, выполнение индивидуальных и групповых проектов и заданий, сочетание самостоятельной работы и взаимопомощь в группе. Урок заменялся на различные виды учебной работы. Ученики работали над заданиями-проектами, результатом которых становились какие-либо экспозиции, модели, учебные игры и т.д. Каждую неделю в школе подводились итоги, отчетные выставки и различные общешкольные собрания и сборы[20, с.31]. 
Для советской школы метод проектов имеет огромное значение, потому что в период его зарождения начала формироваться свободная и личностно-ориентированная педагогика. Внимание концентрировалось вокруг учеников с высокой степенью самостоятельности и преобладанием практической деятельности. 
Основной идеей Л.Н. Толстой считал развитие личности ученика и его качеств, при помощи учителя или воспитателя. Вентцель К.Н. считал, что должна быть полная свобода самостоятельного развития ребенка с основой на совместный план преподавания в воспитании альтруизма, чувства гармонии человека с человеком с преобладанием ручного труда [6, с.12].
В начале XX века метод проектов привлек внимание русских педагогов. Одним из разработчиков этого метода в России был Станислав Теофилович Шацкий, который в 1905 году вместе с архитектором Александром Устиновичем Зеленко создали первые в России детские клубы. В послереволюционной России метод проектов внедрялся очень активно и широко. Видимо, тогда идеологи образования видели в нем преодоление академизма классической гимназии. 
Работа в классе происходит между учителем и одной группой, весьма небольшой, учеников. Остальные являются участниками –  наблюдателями этой работы в большей или меньшей степени. С.Т. Шацкий считал, что организация занятий в классе носит неэнергичный характер. Он предлагает организовать работу так, чтобы занятия были именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, под контролем учителя и при его непосредственной помощи[30, с.30]. 
В России в 1920-е годы появился бригадно-лабораторный метод. Особенностью метода являлось соединение коллективной работы всего класса с индивидуальной. Бригадой называли часть класса, группу, состоящую из нескольких человек. При использовании метода на общих занятиях осуществлялось обсуждение заданий, планирование работы, установление сроков выполнения и обязательный минимум. После чего каждая бригада занималась самостоятельным выполнением задания,              за которое лидер бригады - бригадир отчитывался перед учителем [10, 66].
Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК КПСС(б), с тех пор среди отечественных педагогов      при упоминании данного метода часто возникает реакция отвержения. 
Несмотря на то, что метод проектов был запрещен, некоторые его элементы были заимствованы и интерпретированы в самом начале его использования. 
Повторный интерес к методу проектов возник в 1960 –  1990-е годы XX века. Учителя вновь начинают прибегать к данному методу. Постепенно ослабевает социальная значимость проектной деятельности и возрастает индивидуализация и личностное участие в работе. В 1960-е годы метод направлен на прогрессивное воспитание, шла речь о концепции Дж.Дьюи и У. Килпатрика и введении их в образование. В конце 70-х -начале 80-х годов XX века в Великобритании начинается проективность, в которой объединяются два направления гуманитарно-художественное и научно-техническое. Проблемы возрастных особенностей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческих способностей, индивидуальный подход к каждому ученику. В 1987 году в США возникает Школа без стен, то есть прибегают к альтернативному образованию. Деятельность школы базировалась на методе проектов и предусматривала продуктивное обучение[14, с.18]. 
В России в 60-е годы XX века основной идеей Л.В. Занкова стало развивающее обучение. Целью обучения являлось достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Для организации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа в библиотеках. Все вело к тому, чтобы ребенок самостоятельно добывал информацию и учился применять ее правильно [6, с.74].
В 60-70-х годах XX века была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В основу системы легли результаты исследований детей младшего школьного и подросткового возрастов, которые провел Л.С. Выготский и его последователи. Особенностью системы развивающего обучения является: изменение предметного содержания обучения. В основу изучения дисциплин положена система научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения, переходят        к деятельностной педагогике, в которой главным является наличие теоретического мышления. Главной задачей системы является освоение обобщенных способов действия. С помощью этой задачи учащиеся учатся решать большое количество задач за короткий промежуток времени. Учителя и учащиеся переходят на коллективно-распределительный тип деятельности. Организация между учащимися творческой деятельности по их самостоятельному усвоению знаний. Стремление открытия в детях индивидуальных, интеллектуальных и личностных способностей[12, с.72]. 
В процессе работы педагоги-новаторы стремились к преодолению нерешительности школьного классного мира и не связанности обучения         с жизнью. Идеи, предложенные педагогами-новаторами, дают пользу             в процессе обучения. 
В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта. 
Понятие проекта и проектной деятельности в научной литературе. 
Проектная деятельность –  один из методов, направленных                     на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающий                        к конкретным жизненно важным проблемам [24, с.4].
Анализ понятия «проектная деятельность» показывает, что                      в современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» часто используются как синонимичные, а исследовательское обучение отождествляется с обучением по методу проектов. 
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит         в том, что исследование не педполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – это процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний [8, с.20].
Проектирование и исследование – разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Первым, кто достаточно убедительно обозначил эту разницу, был психолог Б. Хендерсон, специализирующийся            в области исследовательского поведения и обучения детей. Он предложил рассматривать применительно к образованию понятия «свободное исследование» и «проблемное исследование». 
Свободное исследование – это исследование, не предполагающее достижение определённого заранее результата, представленного в виде какой-либо практической задачи [9, с.48].
Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество            по плану в определённых контролируемых рамках [26, с.10].
 Суть метода проектов заключается в том, чтобы стимулировать интерес к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. 


1.2 Типы и формы проектной деятельности.

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах. 
Типологические признаки и типы проектов, соответствующих выделенным признакам представлены в таблице ниже [3, с.13]. 


Таблица 1. Типологические признаки и типы проектов
Типологические признаки 
Типы 
Характеристика 

1. Доминирующая 
в проекте деятельность 
Исследовательские.  
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и обработки результатов. Эти проекты имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию. 


Творческие.  
 
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр. 


Ролевые, игровые 
 В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. 


Ознакомительно-ориентировочные (информационные).  
 
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.


Практико-ориентированные (прикладные).  
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т. п.). 

2. Предметно-содержательная область 
Монопроекты.  
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. 


Межпредметные.  
 
Как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. 

3. Характер координации проекта 
С открытой, явной координацией.  
 
В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей; 


Со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам)  

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта. 

4. Количество участников проекта 
 
Индивидуальный 
Это проекты, в которых принимает участие один участник. 


Парный 
Такие проекты выполняются двумя участниками. 


Гупповой 
В таких проектах принимают участие 3 и более участников. 

5. Продолжительность выполнения проекта. 
 
Краткосрочный 
Это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков. 


Долгосрочный 
Это проекты, которые могут выполняться в течении четверти, семестра, полугодия. 

6. Характер контактов 
Среди участников одного класса 


Среди участников одной школы 


Среди участников одного города 


Среди участников одной страны 


Среди участников разных стран мира. 


  



1.3. Специфика организации проектного обучения в начальной школе как одного из условий воспитательного воздействия
  
Н.А. Семенова говорит в своих работах, что проектная деятельность младших школьников –  это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, нацеленная                   в приобретение предварительно ожидаемого [20, с.100]. 
Проектная работа осуществляется в несколько этапов: 
1.Выявление проблемы личностно-значимой для автора. 
2.Постановка цели и задач. 
3.Составление плана работы, который включает в себя следующие пункты: 
поиск информации по данной проблеме; 
изучение источников и выбор нужной информации; 
проведение исследований, опытов; 
оформление результатов исследований в виде таблиц, диаграмм и сопровождение их соответствующими выводами; 
изложение собственной точки зрения по данному вопросу; 
оформление теоретической и практической частей проекта (практическая часть представляет собой готовое изделие: макет, игра и т. д.); 
создание компьютерной презентации. 
4.Защита проекта [1, с.69].
Н. Мансуров, Т. Герасимова, В. Рохлов, Н.Ю. Пахомова предложили следующую методику работы над проектами. Методика состоит из 4 этапов:
1.Первый этап – планирование: предлагается приступить начать работу над проектом с обсуждения темы предстоявшего проекта. При этом происходит обмен мнениями между участниками проектной деятельности, выдвигаются первые гипотезы, и только после этого предложенные учащимися темы проектов выносится на дискуссии. Цели первичного обмена мнениями [23, с.81]: 
• стимулирование потока идей. Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки.  
• определение общего направления исследовательской работы. Если установлены все вероятные направления изучений, учитель делает отличное предложение ученикам выразить каждому собственную позицию.  
• Учителю нужно обдумать вид организации назначенных под тем общий план для класса (параллели, ряд параллелей и тому подобное). Все участники проекта избирают ту подтему для грядущего исследования, деятельность над каковой будет ему более увлекательна. Сформировываются категории, трудящиеся согласно одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – отследить, для того чтобы в каждой из категорий трудились учащиеся с разной степенью познаний, креативным потенциалом, разными предрасположенностями и заинтересованностями [14, с.19]. 
• Затем обучающиеся вместе с учителем обнаруживают возможные способности любого (коммуникативные, мастерские, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю необходимо выстроить работу таким образом, для того чтобы ученики имели возможность показать себя и добиться принятие находящихся вокруг. 
Для удачной организации этого этапа учителю рекомендуется: приготовить проблемную задачку, которая бы подтолкнула ребят                    к дискуссии; разглядеть вероятные способы и ресурсы с целью укрепления мотивации учеников, обдумать проблемы, которые расшевелили бы детей               к новейшим идеям, нужные для воплощения проекта. 
Кроме того учитель обязан представить ученикам условия работы           над проектом, (количество человек в группах, сроки выполнения проекта); ежели в работе над проектом принимает огромное количество учеников,  то нужно об мыслить и осуществить некоторое количество направлений работы, при этом непременно отметив сферу рассмотрения каждого из них. Рекомендовано приобрести журнал проекта для записи мероприятий, сроков исполнения конкретной работы, образовавшиеся проблемы, затруднения, примечания. Педагог представляется в значимости консультанта и наставника для младших школьников [21, с.44]. 
2.Второй этап – аналитический: этап независимого выполнения, изучения, извлечения и рассмотрения данных, в период которого любой            из учащихся устанавливает о определяет свою задачу, отталкиваясь от цели проекта и задачи своей группы в частности, разыскивает, добывает и составляет данные, принимая во внимания: свой навык; результат обмена информацией с иными учениками, педагогами, родителями, консультантами и т.д.;информацию, приобретённую с различных источников.Кроме того оценивает и разъясняет приобретенные сведения. 
В данном этапе участникам группы нужно прийти к соглашению              о распределение деятельности над планом,  распределении деятельности и формах контролирования деятельности над проектом. Любой учащийся сможет вести  «индивидуальный журнал», в котором он станет делать записи своей деятельности [22, с.93]. 
Непосредственно данный этап более тяжелый для учеников,                        в особенности, в случае если они свыклись выбирать в книжках отделанные решения, готовые ответы на все вопросы учителя. 
3.Третий этап – обобщения информации: в данном этапе исполняется структурообразование приобретенных данных и интеграция приобретенных познаний, умений, способностей. При этом учащиеся: систематизируют приобретенные сведения; соединяют в общее единое  приобретенное каждой группой сведения; создают единую логичную схему заключений с целью подведений результатов. Это могут быть: рефераты, отчеты, осуществление конференций, демонстрация видеофильмов, спектаклей; производство стенгазет, школьных журналов, презентации [16, с.79]. 
Учителю нужно отследить, для того чтобы обучающиеся обменивались сведениями и умениями, приобретенные в процессе разных типов работы с информацией. Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. В данном этапе учителю нужно обеспечить ученикам наибольшую независимость подбора представления результатов проекта, удерживать подобные, какие предоставят вероятность любому учащемуся выявить собственные креативные возможности. В случае если произойдет,                  таким образом, то что дети затруднения в ходе решения той или проблемы, педагог обязан прийти к ним в поддержку, однако только с индивидуального приглашения детей. Нельзя вторгаться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует держать в голове, что пускать все на самотек, дозволять стихийную независимость невозможно. Процесс обобщения данных значителен вследствие того, то,  что любой из участников проекта как бы «пропускает через себя» приобретённые целой командой познания, умения, навыки, способности, так как в любом случае ученик обязан, станет принимать участие в демонстрации итогов проекта [21, с.102]. 
4.Заключительный этап – понимание приобретённых итогов деятельности в варианте демонстрации: в данном этапе обучающиеся осознают приобретённые сведения и методы свершения итога; обговаривают и подготавливают окончательное понимание итогов деятельности                     над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Обучающиеся предполагают      не только лишь приобретенные итоги и заключения, но и обрисовывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; показывают полученные познания и мастерство; говорят             о вопросах, с какими понадобилось встретиться в труде над проектом. Каждая модель демонстрации считается учебным процессом, в процессе которого обучающиеся обретают способности взглядом на результаты собственной работы. Основные требования к презентации каждой группы и          к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В ходе деятельности согласно обобщению использованного материала и подготовки к демонстрации у учеников, ровно как принцип, возникают новейшие проблемы. Задача учителя – разъяснить ученикам ключевые принципы ведения дискуссий и деловитого общения; обучить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забрасывать, что главными аспектами удачливости удовлетворенность и эмоция ублажения у всех его участников от осознания личных достижений и обретенных навыков. Следовательно,                            из вышесказанного уровень инициативности учащихся и педагога                    в различных этапах различна. В учебном проекте учащиеся обязаны трудиться без помощи других [24, с.8].
Значимость учителя, огромна и на первых этапах и на заключительных Роль учителя, велика на первом и последнем этапах, и с того ровно                     как педагог осуществит собственную значимость на первых этапах –              в период погружения в план работы, –  находится успех проекта в целом. Тут имеется опасность свести работу над проектом к формулированию и осуществления задания по самостоятельной работе учеников.                          В заключительном этапе значимость педагога огромна, так как учащимся не по силам совершить синтез в целом, то, что они выяснили либо изучали, натянуть мост к последующей теме, прийти к умозаключениям, какие, несомненно, поможет совершить педагог и родители младшего школьника [19, с.16]. 
Метод проектов –  это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате индивидуальной и коллективной деятельности учащихся и обязательной презентации результатов их работы.  Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности [7, с.50].
Главная идея метода проектов –  направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы, которые определяют и позволяют решить задачи: 
приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;  
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой,    учебно-познавательной, информационной, коммуникативной; 
выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы;
выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными   к научно-исследовательской и творческой деятельности; 
формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений [15, с.200];
Проектная деятельность несет в себе следующие функции: 
1) преобразующая –  развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта; 
2) отражательная –  использование имеющихся образов                           и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности; 
3) технологическая –  владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования; 
4) программно-целевая –  реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию; 
5) контрольно-регулятивная –  реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции; 
6) исследовательская –  специфика проектной деятельности требует   от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика            на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира; 
7) креативная –  генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний –  как в социальном контексте,                   так и в учебной деятельности [21, с.87].
В педагогической литературе, посвящённой вопросу проектной деятельности, существуют различные точки зрения на то, с какого возраста целесообразно включать в учебную деятельность метод проектирования.  Так, например, А. И. Савенковым разработана методика работы                          по подготовке детей дошкольного возраста к освоению проектной деятельности в условиях детского сада. Новый образовательный стандарт предполагает использование метода проектов на уроках и во внеурочное время, начиная с 1 класса начальной школы.  
Ребёнок по своей природе – исследователь; действуя с различными предметами, окружающими его, испытывая их на прочность, на вкус, наблюдая за окружающими его объектами, он познаёт мир. Так как в основе любого проекта лежит исследование, то обучать ребёнка проектной работе, применяя специально разработанную методику, можно с 5-6 лет,                   когда ребёнок имеет определённый запас знаний, может при помощи примитивных рисунков фиксировать свои наблюдения [26, с.33].
В ходе работы над проектом реализуются следующие задачи: 
развитие общеучебных компетенций; 
повышение мотивации к учению; 
профилактика школьной неуспешности, а в дальнейшем социальной дезадаптации; 
осознание школьником своей значимости; 
создание условий для ощущения учащимися психологического комфорта, что ведёт к укреплению здоровья ребёнка [2, с.90].
Успешное осуществление проектной деятельности в начальной школе возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определённую роль в совместной работе. 
Роль учениказаключается в том, чтобы: 
определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной; 
поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели; 
вести дневник работы над проектом или собирать материалы       в папку; 
научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников; 
привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу; 
не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем [4, с. 83].
Роль учителя как руководителя проектной работой заключается в: 
организации образовательной среды для учащегося, т.е. доступ   к источникам информации: книгам, компьютеру, консультантам из состава учителей-предметников (договорённость с ними о помощи), организация экскурсий, если проект коллективный; 
создании комфортных условий для работы; 
составлении удобного графика работы для ученика; 
изучении личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта; 
постоянном поддержании высокого уровня мотивации к работе; 
помощи на каждом этапе работы в качестве сотрудника; 
организации предварительного выступления перед учащимися класса и родителями [3, с. 17].
Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества    и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов     со школой [5, с. 27].
Роль родителей: 
вдохновлять ребёнка на выполняемую им работу; 
организовать рабочее место, образовательное пространство          в доме; 
проявлять максимальную заинтересованность в работе ребёнка; 
выполнять вместе с ним наиболее трудные части работы; 
интересоваться работой ребёнка в школе; 
постоянно выражать уверенность в успехе ребёнка [8, с. 88]. 










ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 
    Обзор психолого-педагогической литературы показал,                           что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и  затрагивает начальную школу. 
Конечно, возраст накладывает естесственные ограничения                     на организацию проектной деятельности учащихся, одако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. 
Однако при анализе опыта использования проектной деятельности         в начальной школе существует ряд других проблем. Имеет место обособление проекта в учебном процессе, выделение его в самостоятельный вид деятельности. Школьники выполняют проектное задание отдельно          от основного содержания учебной работы, а иногда даже за рамками учебного времени. 
Также характерной чертой школьных проектов становится тяготение      к грандиозности, масштабности тематики при её видимом формализме. Наиболее распространенными темами являются изготовления макетов выполняемых целым классом или школой. 
Проекты, которые предлагаются школьникам, изначально содержат       в себе большое количество всевозможных алгоритмов, что противоречит сути и смыслу творческой деятельности. 
Отсутствие настоящих творческих, конструкторских задач в рамках выполнения проектов компенсируются привлечением всевозможных внешних эффектов, которые к проектной деятельности не имеют отношения. 
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта. 
  
  













ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


2.1. Изучение опыта организации проектной деятельности 
в начальной школе

   Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы – не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно добывать нужные ему знания, умел применять их        не только  в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях         в будущем.
    В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
становление личности младшего школьника;
раскрытие индивидуальных возможностей;
развитие творческого потенциала.
    Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности:      учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется            на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. 
В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения:
проектная деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
системно-деятельностный подход, учитывая экзистенциальный мир ребёнка (мир чувств).
 Инновационный поиск новых средств приводит педагогов                           к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что проектная деятельность – это не игра и путешествие, а инструмент для нахождения нужной информации.
Согласно выше изложенным положениям рассмотрели педагогический опыт работы с проектами на базе МБОУ СШ №16. Для вывяления понимания сущности проектной деятельности и применения проектов в образовательном процессе была разработана анкета для учителей начальной школы              (см. Приложение 1)
На первый вопрос «Что вы понимаете под проектной деятельностью?» были полученные следующие ответы, которые говорят нам о том, что учителя данной школы в достаточной мере осведомлены о понятии и значении проектной деятельности в школе. Например, большинство преподавателей считает, что проектно-исследовательская работа в школе –  это новый метод, соединяющий научно-познавательный, игровой, научный и творческий компоненты.
На второй вопрос «Как вы думаете, каковы возможности этой деятельности?»  были получены такие ответы, которые дали понять, что мнения учителей разделились почти поровну. Одни считают, что возможности проектной деятельности раскрываются в обучении и воспитании школьников, а другие считают, что её возможности раскрываются в обучении и развитии школьников. И лишь немногие выделили все три варианта: в обучении школьников, в воспитании школьников, в развитии школьников.
На третий вопрос «Какие виды (формы) организации проектной деятельности вы реализовывали? Какие из них наиболее успешны?»  каждый преподаватель привёл множество видов (форм) организации данной деятельности. В их числе были: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, социально значимые, нормативные. Так как все, кто проходил анкету, были учителями начальных классов, тонаиболее успешными были выбраны такие виды (формы) проектной деятельности: ролево-игровые, творческие, нормативные.
На четвёртый вопрос «Укажите насколько часто и в какой сфере вы реализовывали проектную деятельность.»  мнения педагогов начальных классов снова разделились. Больше половины преподавателей отметили, что иногда реализовывали проектную деятельность в образовательной сфере. Меньшая часть поддержала такой вариант ответа, как «регулярно                         в образовательной деятельности». К сожалению, были и педагоги, которые ответили, что используют проектную деятельность редко или не используют на практике совсем.
В пятом вопросе необходимо было указать, с какими трудностями приходилось сталкиваться в организации проектной деятельности, и с чем они были связаны. Анализируя ответы на данный вопрос, сделали вывод, что основные трудности связаны с недостатком времени, которое необходимо затратить на тот или иной проект, с созданием материально-технических условий для проектной деятельности, с жёстким учебно-тематическим планированием.
На шестой вопрос «Какие вы реализовывали проекты по программе «Школа России»? Опишите, что было предпринято. Как проявили себя дети? Учавствовали родители в проекте?»  преподавателями были перечисленны многие проекты, защита которых проводилась в форме концерта или соревнования между классами. В число названных проектов входили: проект «Праздник числа», концерт «Колыбельные песни», создание лэпбука «Правила дорожного движения» и многие другие. Участие детей в проектах было описано подробно. В их деятельность входило не только заучивание информации, но и её поиск, творческое оформление и презентация. Отмечалось, что дети почти всю работу выполняли самостоятельно. А также почти каждый учитель, проходивший анкету, отметил, что в реализации проектов родители оказывали необходимую помощь и поддержку.
На седьмой вопрос «Как вы считаете, метод проектов помогает ли              в воспитании положительных качеств у младших школьников? Почему?»  были даны такие ответы, которые дали нам понять, что все педагоги, проходившие данную анкету, считают, что проектная деятельность помогает в воспитании положительных качеств у младших школьников.Также были выявлены следующие причины такого мнения: этот метод учит детей действовать самостоятельно, планировать свою деятельность, он развивает инициативу детей, также помогает выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Таким образом, по мнению педагогов школы проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объемом, поскольку ученику освоить весь материал                за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант спаренных уроков или выполнение проекта в виде домашнего задания.                  Но организовать проектную работу на уроках можно. 
С педагогом Свешниковой Любовь Николаевной, классным руководителем 1А класса, была проведена детальная беседа с целью изучения использования ею на уроках проектов. Были заданы следующие вопросы: «Как вы относитесь к данному виду деятельности учащихся?Почему?», «Как вы считаете, какие качества помогает развивать метод проектов?», «Какие вы видите преимущества и/или недостатки              в использовании проектной деятельности в начальной школе?», «Как часто вы используете проектную деятельность?», «Как реагируют дети на такой вид работы?» .Проанализировав полученные ответы, сделали вывод о том, что педагог действительно заинтересован в реализации и продвижении метода проектов  в начальной школе. Было приведено множество положительных сторон данной деятельности, с которыми педагог столкнулся на практике. Дети под руководством учителя проявляли себя активно, не показывали желания отказаться.
Проекты в младших классах это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. Но всё-таки возможно. Скорее всего, в начальной школе используют элементы проектной деятельности, так необходимой                    для эффективного формирования универсальных учебных действий.             Но для ученика это и есть настоящий проект. Хотелось бы отметить, что именно с первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной       поисково-творческой деятельности. Учить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. На первых шагах важна наглядность, образец и даже шаблоны. 
Опыт многих педагогов свидетельствует о том, что начинать работу следует с недолговременных (1-2 урока) однопредметных и личных проектов (в 1-2 классах), затем постепенно вводить долговременные, переходить                от групповых к общеклассным (в 3-4 классах).
Непосредственно преддипломную практику проходила в МБОУ СШ № 16, 1а под руководством учителя начальной школы Свешниковой Любовь Николаевны. С ней была проведена детальная беседа с целью изучения использования ею на уроках проектов.
По мнению педагога, маленькие дети способны выполнять незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на несколько часов. Отсюда следует, что длительность проекта должна быть ограничена рамками одного урока. Поэтому и требования, предъявляемые к проекту самые простые. Чем меньше ребёнок, тем проще проект.
Отсюда следует, что проекты в младших классах несложные. Дети отчетливо представляют задачу, стоящую пред ними и пути её решения. Они учатся составлять план работы при помощи учителя (с чего начну, каким будет мой второй шаг…).  
Педагог направляет ребят на самостоятельный поиск с помощью простых вопросов. Например: Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам нужно получить? К каким источникам следует обратиться для получения информации?
          Отмечается, что особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – защита проекта. Для этого следует помочь ученикам провести самооценку проекта и оценить процесс проектирования (с помощью вопросов). Конечно, нужно помочь ученикам подготовить проект к защите. Обычно (в 1-2 классах) презентация проектов проходит в форме выставки созданных работ, но целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление. Как правило, это рассказ о своём проекте.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение  умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
При определении темы проекта руководствовались перечнем тем, которые предлагает программа «Школа России» (см. таблицу 2),  связывая их             с Годом Науки и Технологии. Из предложенных тем программами                       по образовательным дисциплинам, определили тему для будущего проекта, который будет реализован в рамках как обще образовательной дисциплины, так и в воспитательном пространстве.


     Таблица  №2.План проетов по программе «Школа России»
 для 1 класса.
УМК «Школа России»
Класс
Учебная дисциплина
Тема проекта


    1
Русский язык (обучение грамоте)
Проект «Скороговорки» 
Проект  «Сказочная страничка» 


Математика 
Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Наши проекты: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры в загадках, пословицах, поговорках».


Литературное чтение
Проект «Составляем сборник загадок».
Проект «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.


Окружающий мир
Проект «Моя малая Родина»
Проект ««Моя семья».
Проект «Мой класс и моя школа»
Проект «Мои домашние питомцы»


Изобразительное искусство
Проект «Творческая мастерская» - Клуб путешественников


Технология 
Проект «Аквариум». 
Проект «Скоро Новый год»


Дадим описание проекту, который был запланирован на время преддипломной практики в 1А классе по программе «Школа России».

2.2. Практическая работа по разработке и внедрению проекта в начальной школе

Одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований    к универсальности знаний учащихся.
2021 год объявлен годом Науки и Технологий. Мы определила план работы по организации проектной деятельности в начальных классах, который будет реализован в период прохождения производственной практики.
Определив тему проекта и связав её с годом Науки и Технологий, приступили к разработке плана проекта. Учитывая возможности и способности младших школьников, а также сроки практики и специфику проекта, мы определил, что проект будет проходить как на уроке, так и         во внеурочное время. Более детальное описание даём в таблице 3.

Таблица 3. Карточка проекта «Математика вокруг нас. 
Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Наименование позиции
Описание (характеристика)

Тип проекта 
Исследовательско-информационный

По продолжительности 
краткосрочный.

По количеству участников. Основные целевые группы.
индивидуально-групповой. 
Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта:         7-8лет.

Сроки реализации проекта
Срок реализации проекта – апрель- май 2021 года

Краткая аннотация проекта
Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, и в пословицах, и в поговорках. Данный материал можно использовать в начальной школе для развития интереса учащихся к математике. Проект ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, планируемые результаты начального общего образования, рабочие программы для 1-4 классов по математике М.И.Моро предметной линии учебников «Школа России».
Знакомство с числами начинается с раннего возраста, когда мы и сами не подозреваем, что начинаем воспринимать числа. Когда мы становимся старше, то понимаем, что хотим узнать, откуда произошли числа, и как они появились на руси. Почему числа нашли своё отражение в русских пословицах и поговорках? Какова их роль в устном народном творчестве? Какое число самое «любимое» у русского народа?

Цель проекта
Формирование информационных, проектировочных, коммуникативных и креативных компетенций учащихся 1 класса через включение в краткосрочный проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Задачи проекта
Найти с помощью учителя и родителей стихи о числах    от 0 до 10;
Узнать в каких пословицах и поговорках встречаются числа;
Узнать значения этих пословиц и поговорок;
Представить найденный материал в проекте.

Ожидаемые результаты
достижение личностных результатов:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности  за выполненный творческий продукт;
достижение метапредметных результатов:
развитие умения работать с информацией;
формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;
развитие операций мышления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
достижение предметных результатов:
формирование умения записывать цифры и сравнивать числа;
формирование умения оценивать количество предметов числом.


Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом
познавательная деятельность;
речевая деятельность и работа с информацией;
работа с произведениями русского фольклора, доступными       для восприятия младшими школьниками;
формирование умений и навыков записывать цифры и сравнивать числа;
формирование умения оценивать количество предметов числом;
организация деятельности.
Связь проекта с жизнью, общеучебными предметами
Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к урокам математики, формирование умения записывать цифры и сравнивать числа и умения оценивать количество предметов числом.
Этапы работы над выбранным проектом представлены в таблице 4.








Таблица 4. Этапы работы над проектом

Этап 
Характеристика

1 этап - 
организационно-подготовительный
Цель: включение учащихся в технологию деятельности, мотивирование на участие в проекте.
На этом этапе перед школьниками ставится проблемная ситуация: Как связаны цифры и люди? Почему числа нашли свое отражение в русских пословицах и поговорках? Какова их роль в устном народном творчестве? Какое число самое «любимое» у русского народа?
 Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы.
Учитель обсуждает с родителями вопросы, связанные с подготовкой и реализацией проекта; подготавливает необходимую художественную литературу по теме проекта.

2 этап - разработка проекта

Цель: формирование интереса к исследовательской деятельности, знакомство с разными способами сбора и систематизации информации.
План работы над проектом:
Решить над какой цифрой и числом будешь работать;
Нарисовать красочно эту цифру ;
Подобрать загадку (в тексте загадки выдели особым шрифтом слово, обозначающее число), нарисуй отгадку;
Подбери пословицы, поговорки, крылатые выражения (выделяй слова, обозначающие числа)
Всю работу выполняй на листах размер А-4.

3 этап - технологический

Цель: дать возможность учащимся самим изготовить часть конечного продукта.
Этот этап включает в себя: практическую работу по подбору материала; подбор информации, выбор варианта оформления странички, творческое оформление материалов. 

4 этап - заключительный

На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде подготовки книги «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках”.


Разработав карточку проекта, определив его цели и задачи, проанализировав этапы, разработали комплекс мероприятий, направленных на расширение кругозора детей о математике и её значении в жизни человека.
Комплекс мероприятий, направленных на реализацию проекта состоит из следующих компонентов:
комплекс уроков по математике 
        -урок «Числа от 1 до 10. Подготовка к проекту»;
        -урок-проект «Математика вокруг нас». Защита проектов. 
комплекс воспитательных мероприятий:
-классный час «Занимательная математика»;
-просмотр видеоролика «Математические чудеса науки»;
-внеурочное мероприятие «История возникновения чисел»;
мероприятия продуктивного характера:
         -интегрированный урок (изобразительное искусство, математика, технология) «Числа от 1 до 9»;
выдача дополнительных индивидуальных заданий учащимся: разучивание стихотворений; индивидуальные сообщения: «Как люди считали раньше?», «Где встречаются числа в повседневной жизни?», «Можно ли сегодня обойтись без чисел?», «Какие существуют разновидности цифр?»; самостоятельный поиск в дополнительных источниках загодок, пословиц и поговорок о числах.
Опишем результативность проведенных воспитательных мероприятий.
Перед тем, как начать работу над проектом, детям были выданы опережающие индивидуальные задания. Найденную самостоятельно информацию дети осветили на уроке математики. 
Урок математики «Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом.»           (см. приложение 2)
Цель: создать условия для обобщения знаний о числах 1–10; закрепления знаний состава изученных чисел; упражнения в увеличении (уменьшении) числа на 1; развития внимания, наблюдательности.
На данном уроке дети узнали, как люди считали раньше, какие существуют разновидности цифр. А так же рассматривались вопросы о том, что в современном мире без чисел и их обозначений цифрами не обойтись. Кроме того, дети рассказали, где и как часто они встречаются с цифрами        в своей жизни. А некоторые из учащихся приводили в пример знакомые пословицы, поговорки, скороговорки и загадки.
Ученики приводили примеры использования чисел на уроках            как математики, так и русского языка, чтения и других.
На уроке дети познакомились с проектом, который предлагают выполнить авторы учебника. Проводилось обсуждение с учениками                о добавлении разделов в конечный продукт (книгу), и какие это могли бы быть разделы. Был выбран конечный продукт проекта - книга «Числа              в загадках, пословицах и поговорках».
В ходе этого урока было установлено, что обучающиеся владеют информацией об использовании цифр и чисел как в повседневной жизни, так и в пословицах, поговорках и загадках на высоком уровне. Так же дети знают, что цифры и числа используются в сказках и мультфильмах, считалочках, физминутках. Все, кому были выданы индивидуальные сообщения, добросовестно выполнили задание, из этого можно сделать вывод о том, что учащиеся имеют желание проявить себя, учавствуя в этом проекте.
Классный час «Занимательная математика» (см. Приложение 3).
Цель:  развитие познавательного интереса к математике. А также закрепить пройденный материал; развивать мышление, смекалку, внимание; воспитывать умение работать в группе.
На данном классном часе дети узнали, откуда пришло слово «математика», что оно означало.
На протяжении всего занятия учащиеся учавствовали в соревновании команд. В первом конкурсе они проверяли свои знания цифр, узнали, как люди раньше учились записывать цифры на примере Древнего Египта, также узнали о римской нумерации, увидели, как она изображается. Обучающиеся узнали, что цифры, которые мы используем на уроках математики, называются арабскими.
Во втором конкурсе учащиеся, используя арабские цифры, выполняют задание, в котором нужно найти два числа-соседа, которые в сумме дают третье число (подчёркнутое).
В третьем конкурсе дети проверяют свои умения считать, решают примеры на скорость.
Четвёртый конкурс предполагал проверку на смекалку, решение задач на логику. Пятый конкурс также был направлен на развитие смекалки, а заключался он в режении ребусов с цифрами.
Заключительным заданием было отгадать автора слов «Мир построен на силе чисел», прослушав народную мудрость и отгадав, какое число в ней спрятано. На каждое верно отгаданное число предполагалась буква, после чего ученики собирали из набора букв фамилию автора строк.
В ходе этого урока было установлено, что учащиеся достаточно эрудированы, смекалисты, внимательны, они умеют работать в команде.
На одном из уроков математики детям был предложен просмотр видеоролика «Математические чудеса науки», в котором детям демонстрировались фокусы, головоломки, эксперименты, основанные           на математике, на свойсвах фигур и чисел.
Внеурочное мероприятие «История возникновения чисел» (см.Приложение 4)
Цели: познакомить учащихся с тем, когда и где возник счет, название чисел, запись чисел в разных странах, развивать интерес учащихся к истории чисел, расширить кругозор детей развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность, воспитывать толерантность, сотрудничество.
На данном внеурочном занятии учащиеся узнали, что люди научились считать ещё в древности с помощью глиняных кружков, камешков, зарубок. Далее ученики узнали, что эти способы были неудобны для счёта большого количества предметов, и люди придумали новый метод –  счёт пальцами.
Обучающиеся узнали, почему раньше люди придумали названия числам, но не записывали их.
Ученики познакомились с разными видами записи чисел: 
египетской записью числа;
запись числа в Древней Руси;
римской записью числа;
вавилонская запись числа.
Попробовали записать числа разными способами, нашли во всех этих видах записи число одну особенность, которая является недостатком, –  не использовался 0.
Как завершение была проведена выставка книг: Детской энциклопедии «Я познаю мир» и книги И.Депмана «Мир чисел».
В ходе этого внеклассного мероприятия было установлено, что обучающиеся владеют малой информацией о счёте в древности. Материал, полученный на предыдущих уроках и этом занятии был полностью усвоен, учащиеся свободно владеют полученной информацией. Все задания на этом занятии выполнялись старательно, быстро, дети понимали, что они делают. На протяжении всего внеклассного мероприятия дети проявляли интерес и активность, из этого следует, что дети глубоко заинтересованны в получении новой информации, применении её на практике и в посведеневной жизни. 
Интегрированный урок (математика, технология, изобразительное искусство) «Числа от 1 до 9» (см. Приложение 5)
Цели: углубить и расширить знания детей о ряде чисел от 1 до 9; подготовить учащихся к решению задач; закрепить умения детей называть и узнавать геометрические фигуры; формировать умение создавать узоры        по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы               с кистью; развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета; развивать творческие способности, логическое мышление; воспитывать чувства сопереживания, доброты.
Первая часть урока была посвящена математике. Здесь дети актуализировали знания, полученные на предыдущих уроках математики: считали цепочкой, через число, называли соседей чисел, устно решали задачи, вспоминали разные виды записи числа, работали с учебником.
Вторая часть урока была посвящена технологии. Здесь с детьми проводилась беседа, в ходе которой они узнали, кто же такая Баба Яга           на самом деле, собирали её избушку из геометрических фигур. Ученики выполняли аппликацию из данных геометрических фигур.
Третья часть урока посвящена изобразительному искусству. Здесь дети украшают свои аппликации узором из геометрических фигур, объясняют, почему выбрали именно эти фигуры для украшения того или иного места.
В ходе этого интегрированного урока  было установлено, что обучающиеся владеют информацией об использовании цифр и чисел как        в повседневной жизни, так и в пословицах, поговорках и загадках на высоком уровне. Материал, полученный на предыдущих уроках, классном часе, был полностью усвоен, учащиеся свободно владеют полученной информацией. Все задания на этом занятии выполнялись бесприкословно, аккуратно и старательно. Из вышесказанного можно сделать вывод, что дети не только глубоко усвоили материал, но и заинтересованы в дальнейшем изучать подобную информацию и работать в формате проекта.
Этап реализации проекта в основном осуществлялся детьми дома. Это объясняется тем, что на уроках на это не было времени (проект введен как дополнительное задание), темы уроков были сложными. Кроме того много уроков отводилось на проведение итоговых контрольных и диагностических работ. Но на протяжении подготовки проекта велось тесное общение               с детьми. Выясняли, как они продвигаются в работе, что уже удалось сделать. Детям давались рекомендации: каким источником лучше воспользоваться, где можно найти пословицы, загадки, поговорки. Оказывалась помощь по сбору и оформлению собранной информации             в единую презентацию. 
На последнем уроке математики состоялась защита проектов. 
Урок-проект «Математика вокруг нас». Защита проектов.                  (см. Приложение 6)
Цель: продемонстрировать практическое применение математики        в повседневной жизни.
На данном уроке учащиеся решали проблемный вопрос «Для чего нужно изучать математику?, вспоминали, где они используют или встречают числа и цифры в повседневной жизни. Обучающиеся вспоминают какие цифры знают. Подготовленные заранее ученики загадывают всему классу загадки, а правильный ответ показывают на карточке.
На следующем этапе урока дети работают с учебником: знакомятся      с загадками, которые предлагают авторы учебника, узнают, что их объединяет. После выступает первая группа учащихся, которая подготовила свой проект «Цифры в загадках». Каждый из учащихся прочитывает свою загадку, а весь класс отгадывает. Следующая группа учащихся, которая подготовила проект «Цифры в физкультминутках», продемонстрировала результат своих трудов, проведя в классе две физкультминутки. Третья группа учеников, подготовившая проект «Цифры и числа в пословицах и поговорках», рассказывали народные мудрости, а остальной класс должен был отгадать, какое число в них спряталось. Последняя группа учащихся, подготовившая проект «Цифры и числа в мультфильмах, сказках и кино», изобразила несколько иллюстраций и сцен из мультфильмов и кино, а оставшиеся ученики должны были отгадать, что это за сказка, мультфильм или кино, и ответить, какое число было загадано.
После выступления каждой группы имела место рефлексия. Сначала право оценить свою работу и презентацию предоставлялось выступающим,                а после интересовались мнением класса.  Ребята высказывали свои пожелания, давали друг другу советы. Оценивание осуществлялось по таким критериям:
участие всей группы;
качество презентации выполненной работы;
владение найденной информацией.
В большей степени оценки класса совпадали с самооценкой выступающих. Это говорит об объективности ребят.
Таким образом, данные мероприятия позволили нам создать общее представление обучающихся о проектной деятельности, её роли в обучении и воспитании. Проанализировав проделанную работу и полученные результаты, сделали вывод о подтверждение гипотезы о том,                         что использование метода проектов в педагогическом процессе способствует повышению познавательной активности и способствует развитию творческих способностей, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы. 

2.3. Методические рекомендации

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Учебная программа учителя начальных классов строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
В данном параграфе дпредставлены методические рекомендации                 для учителей начальных классов по разработке проектов, так как это необходимо для организации работы обучающихся, развитию их умственного, логического и творческого мышления.
Подготовка проекта
1. Определение темы и целей учебного проекта;
2. Определение проблемы исследования и проблемных вопросов учебной темы.
Планирование проекта
1. Определение области исследования;
2. Определение источников необходимой информации (источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы);
3. Определение способов сбора и анализа информации;
4. Определение способа представления результатов (формы проекта);
5. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
6. Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.
Выполнение проекта
1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
2. Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
3. Выбор оптимального варианта хода проекта;
4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта;
5. Формулирование выводов (анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого);
6. Оформление результатов;
7. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений;
8. Подготовка к публичной защите проектов (подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).
Заключительный этап
Публичная защита проектов осуществляется на конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Правила выбора темы практической работы
        Способы решения проблем с начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы.
Правило 1. Тема должна быть интересна обучающемуся, должна увлекать его. Вы сами выбираете тему проекта из утвержденного перечня предлагаемых тем.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть обучающегося на ту идею,      в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, –  сложная, но необходимая задача для работы педагога. Надо подвести обучающегося к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы обучающихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у многих ребят ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами                на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие. Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство обучающихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта
1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно и должна отражать содержание проекта.
2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.
3.Введение включает в себя ряд следующих положений:
4.Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы.  Рассматривается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема, определены цели и задачи работы.
Цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить          на вопрос о том, зачем мы его проводим и что необходимо достигнуть             в результате работы над проектом.
Задачи исследования. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза исследования. Гипотеза – предложение, догадка ещё                      не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
           Далее указываются методы и методики, которые использовались       при разработке проекта. Обучающимся можно предложить список допустимых методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что используешь;
- познакомиться с фильмами по этой проблеме;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
                  Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
         В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
Подготовка к защите проекта
         Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом.          Для этого потребуется:
- Дать определения основным понятиям.
- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.
- Выработать суждения.
- Сделать выводы.
- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы        по результатам исследования.
- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад, мультимедийная презентация и т. д.).
        Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (педагоги, родители, обучающиеся, социальные партнеры и т.д.). Таким образом, обучающийся учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить              не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было бы ошибочно преувеличивать значимость проектной деятельности школьников. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. 
Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественнонаучной и гуманитарной. Особенно ценны     в этом интегрированные проекты, выполняемые на основе технологии и других школьных дисциплин (математики, природоведения, языка, литературы и т.д.). Причем  в начальной школе для этого максимум возможностей. 
В ходе написания выпускной квалификационной работы было выяснено, что под технологией понимают упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Выделяют следующие признаки: содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, корректируемость.
В аспекте темы нашей  работы мы охарактеризовали проектную технологию, под которой понимается специфическая деятельность субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания. 
Целями проектной деятельности являются: повышение личной уверенности каждого ученика, развитие у обучающихся осознания значимости работы, навыков сотрудничества, развитие поисковых и исследовательских умений. Выделяют следующие этапы проектной технологии: подготовительный, проектировочный, практический, аналитический и рефлексия. 
Необходимо добавить, что уникальность и ценность проектной технологии, в аспекте ее организации в начальной школе, состоит в том,     что на каждом этапе работы над проектом происходит воспитание положительных качеств обучающихся, что делает применение этой технологии особенного актуальным в рамках реализации требований современных ФГОС НОО.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения      в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный, планирующий – подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. 
      Основой организации проектной деятельности выступает метод проектов. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы,    но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый    к применению. 
     Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный. Он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности, развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, формирует навык самостоятельности                в мыслительной, практической и волевой сферах, воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта требует работу         с информацией – поиск, обработку, использование, созидание и т.п., метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников. 
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. 
Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта. 
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов         с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал         в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. 
  
  




Список используемой литературы 
Основная литература: 
Вандорф-Сысоева М. (ред.), Сборник статей; Litres, 2019 – 134 с.
Вергелес Г. И., Денисова А.А., Технология обучения младших школьников. Учебное пособие; Стандарт третьего поколения – СПб., 2019 – 268 с.
Дубова М.В., Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов; Баласс – М., 2015 – 785 с. 
Иванова Н.В., Как организовать проектную деятельность в начальной школе; АРКТИ – М., 2019 – 135 с.  
Лихачёв Б.Т., Педагогика. Курс лекций; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС – М., 2017  – 946 с.
Подласый И. П., Педагогика. Книга 2; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС – М., 2019 – 434 с.
Роготнеева А.В., Тарасова Л.Н. и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие; Владос – М., 2015 –119с.  
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся; АРКТИ; издание 2-е испр. и доп. – М., 2019 – 449 с. 
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты; – М.: Учитель, 2017 – 360 с.
Дополнительная литература: 
 Богомолова Л.И. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах. Владимирский государственный педагогический университет. – Владимир, 2004. – 219 с.
Вентцель К. Н., Этика и педагогика творческой личности. — М. : книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911—1912,— 388 с.  
Выготский Л. С. ,Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. – 678 с.
Дьюи Дж., Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 383 с.  
Дьюи Дж., Дьюи Э., Школы будущего, Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с. 
Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – Просвещение – М., 2011. – 222 с. 
Иванова Н.В., Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.,– М.: Начальная школа, 2004. – 101 с.  
Кильпатрик В., Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон. — 1925. — 43 с.  
Коллингс Е., Опыт работы американской школы по методу проектов. — М.: Новая Москва, 1926. – 288 с.  
Конышева Н.М., Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов., – М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
20Литвинова Н.П. (ред.), Йен-план школа: В 3 т. – СПб., 1977. 
Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. Учебное пособие. – Академия – Санкт-Петербург, 2012. – 156 с.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д., Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов  – М.: Вентана-Граф, 2004.– 146с.  
.Полат Е.С (ред.), Бухаркина М.Ю., Мансуровым Н.И.,Петров А.Е., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров., - М.: Академия, 2013 – 27 с.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – Просвещение, 2011. – 191 с.
Рагозинская Н. И., Колобякина Т. П., Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов.,– М.:Учитель, № 3, 2005. – 286 с. 
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Федоров. – Самара, 2010. – 125 с.
Самкова В.А., Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников.– М.: Биология в школе, 2012. – 255 с.  
Семенова Н.А., Вопросы проектной деятельности в начальной школе – Томск: - 2012. – 211 с.  
Хохлова М. В., Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников., Педагогика, 2004. – 290 с. 
30.Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. — М.: Просвещение, 1962-1965. — Т.2. – 360 с. 
Интернет-ресурсы: 
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/etapy-raboty-nad-proektom-v-nachalnoy-shkole 
http://olg.ucoz.ru/publ/doklady/k_pedsovetu/proektnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole/32-1-0-317 

​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации