Статья «Проектная деятельность в объединении дополнительного образования»
Проектная деятельность в объединении дополнительного образования
Авторы: Вонсович Ольга Анатольевна (методист),
Попова Юлия Александровна (педагог дополнительного образования)
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» (МАУ ДО «СЮТ»), г. Новоуральск
Проектирование образовательной деятельности в условиях объединения дополнительного образования необходимый процесс, направленный на планирование объектов: педагогическая ситуация, педагогический процесс, педагогическая система. Необходимость программирования образовательного процесса для талантливых детей давно обоснована специалистами в области образования.
В нашем объединении реализуется дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Основы дизайна" (разработчики: Вонсович О.А., Попова Ю.А.), которая открывает перед ребенком удивительный мир творчества, возможность поверить в себя, в свои способности с помощью таких видов художественного творчества, как художественная обработка кожи, конструирование из бумаги и нетрадиционных материалов, лепка и т.п. Программа рассчитана на три модуля и пять лет обучения, модуль «Ателье проектов» для детей 10-17 лет (четвертый, пятый год обучения) ориентирован на проектную деятельность. Деление на возраст условное, группы формируются на основе педагогической диагностики и предпочтений учащихся. На основании проведенной педагогической диагностики разрабатываются индивидуальные образовательные траектории, которые способствуют ликвидации пробелов в знаниях и обеспечивают продвижение вперед и успешное обучение, пробуждают творчество учащихся. Под студией нами понимается форма детского объединения творческого коллектива, сочетающего в своей деятельности образовательные задачи с реализацией творческого продукта. Особенностью программы является то что, её специализация неразрывно связана с технологическими и социальными проблемами, хотя эстетические представления являются основой деятельности. Это означает, что помимо специальных художественно-ремесленных навыков, широкой гуманитарной подготовки, необходимы специальные подходы в обучении. В связи с этим основной задачей становится поиск такой технологии, которая бы отвечала принципам природосообразности, культуросообразности, а также интенсивности обучения. Используются разноуровневая технология и технология перспективно-опережающего обучения. Для разновозрастных групп наиболее оптимальной является «Технология перспективно - опережающего обучения». Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
С учетом специфики объединения, целью деятельности будет являться: формирование художественно-конструкторской компетентности обучающихся на основе художественного проектирования изделий. С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: овладеть практическим применением знаний и компетенций в области самореализации в декоре или дизайне изделий.
Занятия с одаренными детьми предполагают создание для обучающегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в образовательном процессе, не просто усваивать предлагаемый педагогом материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самостоятельно искать ответы и не останавливаться на найденном решении, как на окончательной истине. Особенностью занятий является то что, её специализация неразрывно связана с технологическими и социальными проблемами, хотя эстетические представления являются основой деятельности. Это означает, что помимо специальных художественно-ремесленных навыков, широкой гуманитарной подготовки, необходимы специальные подходы в обучении. В связи с этим, основной задачей становится поиск такой технологии, которая бы отвечала принципам природосообразности, культуросообразности, а также интенсивности обучения. Предполагается использовать личностно-ориентированные технологии обучения.
Ведущим является метод проектирования, который направлен на творческую самореализацию и повышение мотивации к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на следующее: ориентирование детей в создании так называемых «творческих» пар или звеньев, с учётом их возраста, опыта работы в студии, в направлении их практической и творческой деятельности на создании новых разработок. Причём инициатива исходит от самих детей, педагог лишь корректирует, помогает при возникновении сложностей в работе. Вследствие чего у учащихся развивается активность самого высокого уровня: проблемно-творческая. Она связана с сообразительностью, самостоятельностью, поиском, с обдумыванием трудовых операций, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Хотелось бы отметить, что на занятиях по проектированию изделий, педагог выступает в роли слушателя, консультанта, и только затем – руководителя, направляя деятельность обучающихся по вектору (рис.1):
Рисунок 1. Последовательность деятельности
Используются следующие этапы работы над проектом:
I Поисково-конструкторский
Поиск и анализ проблемы или темы.
Сбор, изучение, обработка информации.
Планирование основных этапов проектировочной деятельности.
Исследование вариантов.
Составление конструкторской и технологической документации.
II. Технологический
Практическая реализация проекта.
Выполнение тренировочных упражнений и технологических операций.
Текущий контроль качества выполнения.
III. Итоговый
Самооценка качества реализации проекта.
Анализ результата выполнения творческого проекта, его защита.
Изучение возможностей использования результатов проектировочной деятельности, участие в конкурсах и выставках проектов.
Эти занятия формируют такие общетехнические умения и навыки, которые независимо от характера дальнейшей профессиональной деятельности обучающегося, могут быть легко перенесены от одного вида работы к другому, что, по всей видимости, является объективной необходимостью в современных условиях рынка труда.
Рисунок 2. Дидактические единицы занятий по проектной деятельности
Творческая деятельность в студии ведет к созданию индивидуальных и коллективных продуктов творчества, организовано их обсуждение и анализ, в ходе чего осуществляется актуализация рефлексивной сферы подростка, укрепление механизмов его саморегуляции. Планируемые результаты направлены на то, чтобы обучающийся смог применять, выполнять, отстаивать, доказывать, демонстрировать и т.п. полученные знания и умения. Все это несет в себе значительный общеобразовательный потенциал, которое способствует раскрытию в учащихся их творческого начала, формированию эмоционально-ценностных отношений к жизни в личностно-значимой сфере, его адаптации в социуме, профильной ориентации; развитию самосознания, организации содержательного досуга ребенка (см. рис.2). На период существования студии, обучающиеся успешно заявили себя на конкурсах по дизайну, декоративно-прикладному творчеству на различных уровнях, где неоднократно становились победителями и призерами этих мероприятий.
Таким образом, проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает признание обучающегося основным субъектом процесса обучения, а в качестве ее основополагающей цели - развитие индивидуальных способностей обучающегося.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 347 с.
Бердник Т. О. Дизайн костюма / Т. О. Бердник, Т. П. Нехлюдова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 448 с.
Вонсович О.А. К вопросу о дизайн - образовании / О. А. Вонсович, Ю. А. Попова // Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции 12-13 декабря 2006 г.: В 4 ч. - Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т. – 2006. - Часть 2. - С. 8-12.
Воронцова, Ю. В. Перспектива [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие по дисциплине «Технический рисунок» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн / Ю. В. Воронцова. — Электрон. текстовые данные. — Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2016. — 88 c. — 978-5- 94839-526-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56478.html
Гершкович Е.В. Детям об искусстве. Дизайн. Многоликий дизайн. Дизайн и экология / Е.В. Гершкович. - М. :«Искусство XXI век», 2020 г. – 104 с.
Жданова Н.С. Обучение основам дизайна. Конспекты уроков: Учебное пособие. / Н.С. Жданова – М.: Владос, 2013 г. – 246 с.
Казарин, С. Н. Академический рисунок [Электронный ресурс] : практикум по дисциплине по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профили «Графический дизайн», «Дизайн костюма»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / С. Н. Казарин. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. — 87 c. — 978-5-8154-0347-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66338.html
Могилевцев В.А. «Основы рисунка». Учебное пособие; - М.: Артиндекс, 2016. – 578c.