Проектная деятельность в работе классного руководителя с обучающимися специальной (коррекционной) школы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ЛНР «СУХОДОЛЬКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Проектная деятельность в работе классного руководителя с обучающимися специальной (коррекционной) школы
ДОКЛАД
Выступление на педагогическом совете
учителя начальных классов
Кузнецовой В.В.
СУХОДОЛЬСК
2023
Тема: Проектная деятельность в работе классного руководителя
с обучающимися специальной (коррекционной) школы
В настоящее время социальный заказ общества направлен на формирование таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, быстро осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных сфер деятельности, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования.
Педагоги вынужденно заинтересованы в разработке и реализации проектов, это требование времени. Проектная деятельность относится к разряду инновационной деятельности, поскольку предполагает преобразование реальности, позволяет направить свои знания на реализацию конкретного замысла, плана. Предшественники проектной деятельности – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач – Генрих Альтшуллер /конец 40-х годов/). Советскую «теорию изобретательства» применяют Samsung, LG, Intel, HP, Procter&Gamble. Обычно инженеры используют 40 приёмов. Альтшуллер описал эти приёмы и назвал их теорией решения изобретательских задач. Суть ТРИЗ — найти нестандартное и оптимальное решение проблемы минимальными усилиями. В 1980-х этот метод использовали на предприятиях СССР, а во многих школах внедряли ТРИЗ-педагогику. В 90-е о методике забыли, но в начале 2000-х снова стали применять известные компании. Например, в General Electric использование технологии ТРИЗ помогло решить несколько сотен задач, сэкономить деньги и повысить производительность). Затем технологии КТД – воспитательное направление развития личности в коллективе (Истоки данной технологии – в педагогической деятельности А.С. Макаренко. Разработал и воплотил ее в практику И.П. Иванов в 50-60 гг. XX века, возрождена в девяностые годы).
Сегодня метод проектной деятельности вписывается в политику цифровой трансформации образования (Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ» [8]. Стратегическое направление утверждается до 2030 года и охватывает все уровни общего образования и СПО. В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год - 37,5 процента, 2023 год - 39,5 процента, 2024 год - 40,8 процента, 2030 год - 100 процентов.
ПД вписывается, т.к. приоритеты в образовании на самостоятельное получение и интерпретацию новых знаний, поиск и обработку информации из разных дисциплин, генерирование идей, умение смотреть на проблемы с разных сторон и решать нестандартные задачи. Во время дистанционного обучения дети создавали проекты.
Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата.
СЛАЙД 2 (результат, участники). Буквальное значение слова проект — «брошенный вперёд», выступающий, выделяющийся. Это предполагает развитие его участников.
- образовательный процесс строится не на логике учебного предмета, а на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ.
СЛАЙД 4 (Цели проектного обучения).
Эта методика всегда стимулирует самостоятельную активность учащихся – как индивидуальную, так и групповую, которую школьники осуществляют в определенный период времени. Она включает разнообразные проблемно-ориентированные и творческие методы обучения. При этом методика учитывает принципы гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, активного и ценностного подходов, направленных не только на формирование знаний и умений, но и на самореализацию личности учащихся. Классное руководство представляет собой особую форму педагогической работы, ориентированную на решение задач воспитания, социализации и развития личности учащихся.
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
развивать у обучающихся с ОВЗ коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
развивать у обучающихся с ОВЗ исследовательские умения.
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
− применение обучающимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для поиска и решения разнообразных проблем;
− стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, когда обучающиеся заинтересованно ищут способы решения поставленной ими проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;
− многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;
− участие детей в социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.
Цели мы ставим высокие, надеемся на то, что наши усилия оставят след в развитии детей, но реализация проекта - дело небыстрое.
Используем в образовательной деятельности современные образовательные технологии деятельностного типа, в том числе информационные. (Стандарт для обучающихся с УО (ИН)).
Следует различать понятия «учебный проект» и «учебное исследование» [5].
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является обязательным элементом образовательных программ и должна быть включена в учебный процесс всех уровней образования – начального, основного и среднего.
Различия между учебным проектом и учебным исследованием - Исследование – это работа, которая носит теоретический характер и нацелена на получение знания о том, что обучающемуся неизвестно или мало известно, на открытие теоретических возможностей для решения познавательной проблемы;
- Проект – это работа, которая имеет прикладной характер и ориентирована на поиск и нахождение обучающимся практического средства (инструмента) для решения жизненной или познавательной проблемы.
Исследовательская работа должна найти ответ на вопрос «Что необходимо узнать (выявить, проанализировать, обобщить и др.), чтобы ответить на интересующий вопрос?»;
- проектная работа должна ответить на вопрос «Что необходимо сделать (сконструировать, смоделировать, изготовить и др.), чтобы решить реально существующую или потенциально значимую проблему?». Проект всегда ориентирован на создание материальных и нематериальных объектов, призванных изменить, улучшить существующую реальность, а исследование всегда нацелено преимущественно не на изменение, а на познание реальности.
СЛАЙД 5 (Эффективность метода проектной деятельности). Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, ставить перед собой задачу и находить пути ее решения, привлекая для этого знания из разных учебных областей. В этом состоит цель работы над проектом.
− возможностью наиболее полного учета психофизических особенностей каждого обучающегося и, как следствие, дифференцированным подходом при проведении коррекционной работы;
− развитием всех познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, речи), тонкой моторики, навыков рефлексии;
− развитием коммуникативных навыков, навыков сотрудничества с педагогами и сверстниками;
− воспитанием целеустремленности, ответственности, инициативности, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебной деятельности и труду.
СЛАЙД 6-7. (этапы проектной деятельности)
Проект – это «шесть П»: Проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация – портфолио ((паспорт проекта) папка документов, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.).
Этапы работы над проектом:
выбор темы;
формулирование варианта проблем;
распределение задач по группам;
групповая или индивидуальная разработка проекта;
защита проекта.
Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным).
В реализации проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью существуют особенности, которые отличают ее от проектной деятельности нормативно развивающихся сверстников. Рассмотрим эти особенности. По сравнению с нормативно развивающимися сверстниками, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) меньше мотивированы к проектной деятельности, периодические «теряют» цель проекта, практически не имеют навыков самоконтроля, поэтому такие обучающиеся в большей степени нуждаются в направляющей и контролирующей деятельности педагога.
По срокам проведения проектов такие обучающиеся могут реализовать в основном краткосрочные проекты. Характер реализуемых проектов – творческие, познавательные, социально-значимые проекты, практико-ориентированные.
Особое внимание нужно обращать на то, что обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в наименьшей степени способны к переносу действий, знаний, умений и навыков в область проекта, зачастую им сложно задействовать в одном проекте знания из разных дисциплин.
Организация проектной деятельности должна базироваться на следующих принципах:
− при выборе темы и составлении плана проекта нужно учитывать психофизическое состояние обучающегося: проект должен быть посильным для выполнения обучающимися, с обеспечением щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки;
− обеспечение руководства проектом со стороны педагога — обсуждение выбранной темы, плана работы, создание необходимых условий для успешного выполнения проекта (формирование необходимой базы, медиатеки, библиотеки по теме проекта);
− контроль за ходом выполнения проекта на всех этапах проектной деятельности, при необходимости, корректировка целей и содержания проекта;
− если проект выполняется группой обучающихся, необходимо участие в проекте каждого участника. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
Конечно, классный руководитель должен предусмотреть каждый шаг реализации проекта, работа должна быть четко спланирована.
Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть предложены проекты следующих форм: презентация, альбом, выставка, реферат, наглядный материал: плакаты, рисунки, схемы. Эти проекты могут быть выполнены как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Какие же бывают типы проектов:
Творческий проект предполагает максимально свободный нетрадиционный подход к оформлению результатов. Например, создание видеороликов к открытым урокам, где дети проявляют артистические таланты. Это могут быть игры, выставки, видеофильмы и т.д.
СЛАЙД 9. 2020-2021 - «Гаджеты и девайсы», творческий и практико-ориентированный проект, задание подготовили обучающиеся 6 и 7 классов, выполнив работы в программе «Paint». Были использованы для старшеклассников в Неделе информатики как один из конкурсов в квесте компьютерной грамотности «Мой друг компьютер».
2021-2022 уч. год - проект по информатике «Цифровой этикет: непростые правила простого интернет-общения». Эти правила выводили с учениками 5-8 классов на открытом мероприятии. Продукт – создание с учениками 9 класса памятки «5 базовых правил сетевого этикета» для каждого класса. Эта информация актуальна для каждого классного руководителя, так как именно с 2020 года началось регулярное дистанционное обучение. Это значит, что классным руководителям регулярно предстоит доносить информацию с целью формирования информационной культуры обучающихся и цифровой грамотности. Сегодня мы проводим мониторинг аккаунтов обучающихся в соцсетях на предмет выявления деструктивной информации и на классных часах должны провести разъяснительные беседы с детьми о последствиях размещения в своих социальных сетях и мессенджерах деструктивной информации. (Опубликовано на Образовательном ресурсе #Япедагог от Центра развития образования (филиал) ФГБОУ ВО ЛГПУ.
https://rcro.su/3-3-2-osnovnoe-obshhee-obrazovanie-vneurochnaya-deyatelnost/ от 12.10.2022 г.
Социальные проекты представляют собой программы конкретных действий, которые позволяют активно участвовать в общественной жизни через практическое решение текущих социальных проблем. Продукт проекта заранее определен и может быть применен в жизни класса, школы, микрорайона, города или даже государства.
Оценка реальности использования продукта на практике и его способность эффективно решать поставленные задачи являются ключевыми аспектами проектной деятельности.
При планировании проектной работы я учитываю индивидуальные особенности интеллектуальной сферы учащихся. Важно проводить работу в щадящем режиме, чтобы избежать перегрузки обучающихся, уделяя внимание смене видов деятельности. Метод проектов может успешно применяться при изучении различных предметов на всех этапах обучения и во внеурочной деятельности.
В коррекционной школе внедрение проектов представляет определенные трудности из-за нарушений интеллекта и эмоционально-волевой сферы учащихся. Тем не менее, эти проекты возможны и приносят результаты в формировании социально значимых качеств учащихся.
Вывод:
Коррекционная школа должна быть сосредоточена на потребностях каждого ребенка, обеспечивая условия для полноценного обучения и развития. Важно создать единую систему общения, адаптации и социализации для всех учащихся. Это поможет максимально раскрыть потенциал детей и предоставить им более широкие возможности для образования.
Проектная деятельность в коррекционной школе играет ключевую роль в формировании необходимых умений и навыков, необходимых для успешной жизни. Она способствует освоению различных социальных ролей и успешной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями в обществе.
Я считаю, что технологии проектной деятельности для активных учителей, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности.
Список использованных источников
1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
2. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – №5.
4. Максимова Е.Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М., 2007. – №3.
5. Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях. // Приложение 1 к Информационно-методическому письму Филиала «Центр развития образования» ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ» о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Луганской Народной Республики. – URL : https://drive.google.com/file/d/1YnoD89-RUrEWnX6-NNvmpXh9dQV13h-l/view
6. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96 с.
7. Проекты для школьников «Мир будущего» : Практическое пособие / ГБНОУ Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга. Авт.-сост.: И. С. Сергеев, Г. С. Прямикова, Н. Ф. Родичев ; под науч. ред. И. С. Сергеева. – СПб., 2020. – 43 с.
8. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. Информационно-правовой портал. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/?ysclid=lobdmmal5a489114195)
9. Хаматгалеев Э.Р. Наглядный подход к проектной деятельности учащихся: методика прямой линии. Авторская педагогическая методика. — СПб.: ЛЕМА, 2022. – 110 с.
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики [Электронный ресурс] // Центр «Эйдос». – URL : www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр (дата обращения: 21.10.2023).
Тарасова Ирина Викторовна