Проектная деятельность в работе классного руководителя с обучающимися специальной (коррекционной) школы

3
1
Материал опубликован 12 September в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ЛНР «СУХОДОЛЬКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»











Проектная деятельность в работе классного руководителя с обучающимися специальной (коррекционной) школы

ДОКЛАД















Выступление на педагогическом совете

учителя начальных классов

Кузнецовой В.В.







СУХОДОЛЬСК

2023

Тема: Проектная деятельность в работе классного руководителя

с обучающимися специальной (коррекционной) школы

В настоящее время социальный заказ общества направлен на формирование таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, быстро осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных сфер деятельности, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования.

x1726421518.png
1
СЛАЙД 1. Еще 11 лет назад тезис «Школа будущего – школа проектов» звучал вопросительно. Сегодня этим словом наполнены все сферы жизни. Систематически осуществляются новые проекты в политической, экономической и социальной сферах. Повсеместно проводятся конкурсы проектов в самых разнообразных областях. Разработан метод был ещё в первой половине XX века Д. Дьюи. Взамен существующей системы образования Дьюи предложил такую, целью которой было обучение методам решения проблем. Метод проектов (или метод проблем) предусматривает наличие проблемы, требующей исследования. Истоки проблемного обучения идут еще от Сократа, т.е. со времен Древней Греции.

Педагоги вынужденно заинтересованы в разработке и реализации проектов, это требование времени. Проектная деятельность относится к разряду инновационной деятельности, поскольку предполагает преобразование реальности, позволяет направить свои знания на реализацию конкретного замысла, плана. Предшественники проектной деятельности – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач – Генрих Альтшуллер /конец 40-х годов/). Советскую «теорию изобретательства» применяют Samsung, LG, Intel, HP, Procter&Gamble. Обычно инженеры используют 40 приёмов. Альтшуллер описал эти приёмы и назвал их теорией решения изобретательских задач. Суть ТРИЗ — найти нестандартное и оптимальное решение проблемы минимальными усилиями. В 1980-х этот метод использовали на предприятиях СССР, а во многих школах внедряли ТРИЗ-педагогику. В 90-е о методике забыли, но в начале 2000-х снова стали применять известные компании. Например, в General Electric использование технологии ТРИЗ помогло решить несколько сотен задач, сэкономить деньги и повысить производительность). Затем технологии КТД – воспитательное направление развития личности в коллективе (Истоки данной технологии – в педагогической деятельности А.С. Макаренко. Разработал и воплотил ее в практику И.П. Иванов в 50-60 гг. XX века, возрождена в девяностые годы).

Сегодня метод проектной деятельности вписывается в политику цифровой трансформации образования (Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ» [8]. Стратегическое направление утверждается до 2030 года и охватывает все уровни общего образования и СПО. В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год - 37,5 процента, 2023 год - 39,5 процента, 2024 год - 40,8 процента, 2030 год - 100 процентов.

ПД вписывается, т.к. приоритеты в образовании на самостоятельное получение и интерпретацию новых знаний, поиск и обработку информации из разных дисциплин, генерирование идей, умение смотреть на проблемы с разных сторон и решать нестандартные задачи. Во время дистанционного обучения дети создавали проекты.

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата.

СЛАЙД 2 (результат, участники). Буквальное значение слова проект — «брошенный вперёд», выступающий, выделяющийся. Это предполагает развитие его участников.

u1726421555.png
2
СЛАЙД 3 (суть ПД) Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
t1726421602.png
3
Теоретические позиции проектного обучения:

- образовательный процесс строится не на логике учебного предмета, а на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ.

СЛАЙД 4 (Цели проектного обучения).

Эта методика всегда стимулирует самостоятельную активность учащихся – как индивидуальную, так и групповую, которую школьники осуществляют в определенный период времени. Она включает разнообразные проблемно-ориентированные и творческие методы обучения. При этом методика учитывает принципы гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, активного и ценностного подходов, направленных не только на формирование знаний и умений, но и на самореализацию личности учащихся. Классное руководство представляет собой особую форму педагогической работы, ориентированную на решение задач воспитания, социализации и развития личности учащихся.

o1726421677.png
4
Цели проектного обучения:

способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

развивать у обучающихся с ОВЗ коммуникабельность и умение сотрудничать;

обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;

развивать у обучающихся с ОВЗ исследовательские умения.

Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:

− применение обучающимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для поиска и решения разнообразных проблем;

− стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, когда обучающиеся заинтересованно ищут способы решения поставленной ими проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;

− многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;

− участие детей в социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

Цели мы ставим высокие, надеемся на то, что наши усилия оставят след в развитии детей, но реализация проекта - дело небыстрое.

  Используем в образовательной деятельности современные образовательные технологии деятельностного типа, в том числе информационные. (Стандарт для обучающихся с УО (ИН)).

Следует различать понятия «учебный проект» и «учебное исследование» [5].

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является обязательным элементом образовательных программ и должна быть включена в учебный процесс всех уровней образования – начального, основного и среднего.

Различия между учебным проектом и учебным исследованием - Исследование – это работа, которая носит теоретический характер и нацелена на получение знания о том, что обучающемуся неизвестно или мало известно, на открытие теоретических возможностей для решения познавательной проблемы;

- Проект – это работа, которая имеет прикладной характер и ориентирована на поиск и нахождение обучающимся практического средства (инструмента) для решения жизненной или познавательной проблемы.

Исследовательская работа должна найти ответ на вопрос «Что необходимо узнать (выявить, проанализировать, обобщить и др.), чтобы ответить на интересующий вопрос?»;

- проектная работа должна ответить на вопрос «Что необходимо сделать (сконструировать, смоделировать, изготовить и др.), чтобы решить реально существующую или потенциально значимую проблему?». Проект всегда ориентирован на создание материальных и нематериальных объектов, призванных изменить, улучшить существующую реальность, а исследование всегда нацелено преимущественно не на изменение, а на познание реальности.

СЛАЙД 5 (Эффективность метода проектной деятельности). Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся самостоятельно мыслить, ставить перед собой задачу и находить пути ее решения, привлекая для этого знания из разных учебных областей. В этом состоит цель работы над проектом.

z1726421708.png
5
Эффективность применения проектного метода в обучении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена:

− возможностью наиболее полного учета психофизических особенностей каждого обучающегося и, как следствие, дифференцированным подходом при проведении коррекционной работы;

− развитием всех познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, речи), тонкой моторики, навыков рефлексии;

− развитием коммуникативных навыков, навыков сотрудничества с педагогами и сверстниками;

− воспитанием целеустремленности, ответственности, инициативности, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебной деятельности и труду.

СЛАЙД 6-7. (этапы проектной деятельности)

Проект – это «шесть П»: Проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация – портфолио ((паспорт проекта) папка документов, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.).

Этапы работы над проектом:

выбор темы;

формулирование варианта проблем;

распределение задач по группам;

групповая или индивидуальная разработка проекта;

защита проекта.

Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным).

В реализации проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью существуют особенности, которые отличают ее от проектной деятельности нормативно развивающихся сверстников. Рассмотрим эти особенности. По сравнению с нормативно развивающимися сверстниками, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) меньше мотивированы к проектной деятельности, периодические «теряют» цель проекта, практически не имеют навыков самоконтроля, поэтому такие обучающиеся в большей степени нуждаются в направляющей и контролирующей деятельности педагога.

По срокам проведения проектов такие обучающиеся могут реализовать в основном краткосрочные проекты. Характер реализуемых проектов – творческие, познавательные, социально-значимые проекты, практико-ориентированные.

e1726421777.png
6
Говоря о типе мышления, нужно учитывать, что в силу психофизических особенностей, имеющихся интеллектуальных ограничений для таких обучающихся предпочтение должно отдаваться проектам, требующим наглядно-действенного образа мышления.

Особое внимание нужно обращать на то, что обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в наименьшей степени способны к переносу действий, знаний, умений и навыков в область проекта, зачастую им сложно задействовать в одном проекте знания из разных дисциплин.

Организация проектной деятельности должна базироваться на следующих принципах:

− при выборе темы и составлении плана проекта нужно учитывать психофизическое состояние обучающегося: проект должен быть посильным для выполнения обучающимися, с обеспечением щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки;

− обеспечение руководства проектом со стороны педагога — обсуждение выбранной темы, плана работы, создание необходимых условий для успешного выполнения проекта (формирование необходимой базы, медиатеки, библиотеки по теме проекта);

− контроль за ходом выполнения проекта на всех этапах проектной деятельности, при необходимости, корректировка целей и содержания проекта;

− если проект выполняется группой обучающихся, необходимо участие в проекте каждого участника. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

Конечно, классный руководитель должен предусмотреть каждый шаг реализации проекта, работа должна быть четко спланирована.

b1726421811.png
7
СЛАЙД 8-11. (формы презентации) Проектная деятельность должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть предложены проекты следующих форм: презентация, альбом, выставка, реферат, наглядный материал: плакаты, рисунки, схемы. Эти проекты могут быть выполнены как в индивидуальной, так и в групповой форме.

r1726421920.png
8
Немного конкретики с примерами по этапам проекта.

Какие же бывают типы проектов:

Творческий проект предполагает максимально свободный нетрадиционный подход к оформлению результатов. Например, создание видеороликов к открытым урокам, где дети проявляют артистические таланты. Это могут быть игры, выставки, видеофильмы и т.д.

СЛАЙД 9. 2020-2021 - «Гаджеты и девайсы», творческий и практико-ориентированный проект, задание подготовили обучающиеся 6 и 7 классов, выполнив работы в программе «Paint». Были использованы для старшеклассников в Неделе информатики как один из конкурсов в квесте компьютерной грамотности «Мой друг компьютер».

v1726421954.png
9
СЛАЙД 10. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в Интернете.

2021-2022 уч. год - проект по информатике «Цифровой этикет: непростые правила простого интернет-общения». Эти правила выводили с учениками 5-8 классов на открытом мероприятии. Продукт – создание с учениками 9 класса памятки «5 базовых правил сетевого этикета» для каждого класса. Эта информация актуальна для каждого классного руководителя, так как именно с 2020 года началось регулярное дистанционное обучение. Это значит, что классным руководителям регулярно предстоит доносить информацию с целью формирования информационной культуры обучающихся и цифровой грамотности. Сегодня мы проводим мониторинг аккаунтов обучающихся в соцсетях на предмет выявления деструктивной информации и на классных часах должны провести разъяснительные беседы с детьми о последствиях размещения в своих социальных сетях и мессенджерах деструктивной информации. (Опубликовано на Образовательном ресурсе #Япедагог от Центра развития образования (филиал) ФГБОУ ВО ЛГПУ.

https://rcro.su/3-3-2-osnovnoe-obshhee-obrazovanie-vneurochnaya-deyatelnost/ от 12.10.2022 г.

c1726421998.png
10
СЛАЙД 11. Проект начинается с проблемы. В 2023 году мы с учениками 2 класса делали проект «Есть такая профессия – Родину защищать!». Получился познавательно-творческий, социальный, практико-ориентированный проект. В ходе проекта обучающиеся участвовали во всероссийских акциях «Письмо солдату», «Открытка для участников СВО», участвовали в конкурсах рисунков «Защитники Отечества», где заняли 3 призовых места (2-е места). Презентовали проект через открытое воспитательное мероприятие «Квиз-квест «Военные профессии»» для обучающихся 1-4 классов. Проект занял І место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Современная школа. Эффективные практики» https://www.1urok.ru/konkurs-sovremennaya-shkola-ehffektivnye-praktiki Дата проведения конкурса 01.04.2023 – 31.08.2023 г.
y1726422019.png
11
СЛАЙД 12. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. 2023-2024 - «Дружба классами», проект от ФКР. На слайде представлен момент открытия посылки от наших томских друзей. Посмотрите на лица деток, думаю, добавлять что-то не стоит. Моменты радости от посылок, открыток, видеопоздравлений короткие, но яркие. Надеюсь, мои дети запомнят эти эмоции. Конечно, этот проект потребует от классного руководителя много времени. 24.08.2023 г. – заметка в сообществе «Форум классных руководителей» https://vk.com/wall-219278373_224
m1726422045.png
12

Социальные проекты представляют собой программы конкретных действий, которые позволяют активно участвовать в общественной жизни через практическое решение текущих социальных проблем. Продукт проекта заранее определен и может быть применен в жизни класса, школы, микрорайона, города или даже государства.

Оценка реальности использования продукта на практике и его способность эффективно решать поставленные задачи являются ключевыми аспектами проектной деятельности.

При планировании проектной работы я учитываю индивидуальные особенности интеллектуальной сферы учащихся. Важно проводить работу в щадящем режиме, чтобы избежать перегрузки обучающихся, уделяя внимание смене видов деятельности. Метод проектов может успешно применяться при изучении различных предметов на всех этапах обучения и во внеурочной деятельности.

В коррекционной школе внедрение проектов представляет определенные трудности из-за нарушений интеллекта и эмоционально-волевой сферы учащихся. Тем не менее, эти проекты возможны и приносят результаты в формировании социально значимых качеств учащихся.

s1726422144.png
13
o1726422172.png
14

Вывод:

Коррекционная школа должна быть сосредоточена на потребностях каждого ребенка, обеспечивая условия для полноценного обучения и развития. Важно создать единую систему общения, адаптации и социализации для всех учащихся. Это поможет максимально раскрыть потенциал детей и предоставить им более широкие возможности для образования.

Проектная деятельность в коррекционной школе играет ключевую роль в формировании необходимых умений и навыков, необходимых для успешной жизни. Она способствует освоению различных социальных ролей и успешной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями в обществе.

Я считаю, что технологии проектной деятельности для активных учителей, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности.

Список использованных источников

1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.

2. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.

3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – №5.

4. Максимова Е.Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М., 2007. – №3.

5. Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях. // Приложение 1 к Информационно-методическому письму Филиала «Центр развития образования» ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ» о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Луганской Народной Республики. – URL : https://drive.google.com/file/d/1YnoD89-RUrEWnX6-NNvmpXh9dQV13h-l/view

6. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении / Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96 с.

7. Проекты для школьников «Мир будущего» : Практическое пособие / ГБНОУ Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга. Авт.-сост.: И. С. Сергеев, Г. С. Прямикова, Н. Ф. Родичев ; под науч. ред. И. С. Сергеева. – СПб., 2020. – 43 с.

8. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. Информационно-правовой портал. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/?ysclid=lobdmmal5a489114195)

9. Хаматгалеев Э.Р. Наглядный подход к проектной деятельности учащихся: методика прямой линии. Авторская педагогическая методика. — СПб.: ЛЕМА, 2022. – 110 с.

10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики [Электронный ресурс] // Центр «Эйдос». – URL : www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр (дата обращения: 21.10.2023).


ПрезентацияPPTX / 10.43 Мб







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

У меня большой интерес к проектной деятельности. Благодарна за инструкцию, Виктория Владимировна!

15 September