Материал на проверке

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКА

1
1
Материал опубликован 4 January

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКА

Зубарева Гузель Ядкаровна,

учитель биологии и химии,

МБОУ «Гимназия №5 Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан»

Профессиональная ориентация ребят – это основная задача современного образования. Осознанный подход к выбору профессии в старшей школе – залог серьезного отношения к учебной деятельности в среднем специальном учебном заведении или в высшей школе, а также – основа становления успешного человека, профессионала в выбранной им области.

Современному рынку труда характерно снижение возрастного порога самоопределения ребенка в профессиональном плане, динамичные социальные изменения в нашем обществе. Рынок требует от выпускника постоянной готовности к совершенствованию профессиональных компетенций и гибкости в смене профессии [4]

Выбор профессии – это важный процесс самоопределения человека, который обеспечивает не только его личную успешность, но и успешность карьерного роста окружающих его людей, а порой и жизненную важность. Потому у специалиста по профориентации должно быть много инструментов для оказания квалифицированной помощи в самоопределении подростка. Одним из эффективных и актуальных методов следует выделить проектную деятельность учащихся [1].

Особенностью метода проектов является ориентирование учащихся на достижение цели в условиях коллективной работы [3]. Данный вид деятельности формирует важные личные творческие качества ученика: умение поставить и сформулировать задачу, выдвинуть и обосновать гипотезу, найти метод исследования, обработать и проинтерпретировать данные, публично защитить свою идею и результаты, организовать как свою собственную исследовательскую работу, так и работу в коллективе. При грамотном управлении проектная деятельность также способствует активности и самостоятельности учащихся, это первая ступень к самореализации и самоактуализации личности [2].

В Республике Татарстан реализуется множество мероприятий, в которых ребенок может участвовать как со своим индивидуальным проектом по предмету, так и в составе творческой группы. В процессе выполнения проектов ребята имеют возможность пообщаться с ведущими специалистами региона в своих областях.

В городе Зеленодольске, где находится наша гимназия, уже много лет проходит муниципальная конференция «Бутлеровские чтения», на которую ребята представляют свои проекты в области предметов естественно-научного цикла. Начиная с нее, много ребят определились с выбором профессии в области химии. Теперь это дипломированные врачи, учителя, работники нефтяной промышленности. Проекты, которые ребята подготовили к этой конференции, вырастают впоследствии в проекты республиканских научно – практических конференций «Наука без границ», «Нобелевские надежды КНИТУ», «Вперед в прошлое», «Моя будущая профессия», 50 инновационных идей Республики Татарстан, конференции имени А.П.Мариновича, «Ангелы в белых халатах» КГМУ, «Старт в медицину» Первого МГМУ им. И.М.Сеченова.

Сориентироваться в мире профессий помогает ярмарка профессий, которая ежегодно проводится на базе молодежного центра «Порт» города Зеленодольска. На ярмарку приглашаются представители разных учебных заведений города Зеленодольска и Казани. В рамках этих мероприятий ребята также создают мини – проекты по той или иной профессии.

С сентября 2023 года помогают в профориентации занятия на курсе по профминимуму «Россия-мои горизонты», а также курс профориентации «Конструктор будущего», где по возрастным категориям разработаны практико – ориентированные занятия по разным профессиональным направлениям.

С 2023 года школа является социальным партнером Казанского национально-исследовательского технологического университета КНИТУ (КХТИ). Ребята и самостоятельно и в группах выезжают на профориентационные мероприятия данного вуза.

Выпускники гимназии работают в больницах и медицинских центрах городов Москвы, Казани, Зеленодольска, в нефтяных компаниях ХМАО, Республики Татарстан. Обучались и обучаются в ведущих вузах страны: Первом МГМУ им. И.М.Сеченова, ПФУ (Казанский федеральный университет), КГМУ, СПбГУ, МАРГУ, ЧГУ, Кировский ГМУ, КНИТУ, РХТУ им. Д.И.Менделеева, это будущие работники нефтяной промышленности, учителя и врачи. Много выпускников заканчивают и колледжи, впоследствии успешно трудятся на предприятиях нашей республики.

Успешность выпускников в профессиональном плане подтверждает верность выбранной стратегии. Ведь когда-то ныне оперирующие врачи и ведущие специалисты начинали путь своего профессионального самоопределения со школьного проекта.

Список литературы:

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань. Издательство Казанского университета, 1988.-238с.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.-С.11-15

3. Кичук Н.В. От творчества учителя к творчеству ученика. - Измаил, 1992. - 96 с.

4. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. Начальная школа плюс До и После.- 2004.- №7.-С.5.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересные примеры профориентации (региональные, муниципальные) приведены. Актуальная тема затронута.

5 January