Проектная задача как элемент урока математики
Проектная задача на уроке математики в 10-11 классах
Задача: Бак, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием, должен вмещать 500 литров воды. При какой стороне основания площадь поверхности бака (без крышки) будет наименьшей?
Данная проектная задача может быть предложена учащимся 10-11 классов по алгебре и началам математического анализа в рамках изучения темы «Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин».
Цели решения задачи:
Общеобразовательные: углубление понимания сущности производной путём применения её для получения новых знаний; установление межпредметных связей.
Развивающие: формирование умений строить доказательство, логическую цепочку рассуждений; формирование умений проводить обобщение, переносить знания в новую ситуацию.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к учебному предмету; воспитание у учащихся культуры логического мышления.
Основополагающий вопрос: Какой должна быть сторона основания, чтобы бак имел наименьшую поверхность.
Учебные вопросы:
Площадь квадрата.
Площадь прямоугольника.
Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Объём прямоугольного параллелепипеда.
Возрастание и убывание функции.
Точки максимума и минимума.
Область определения функции.
Наименьшее и наибольшее значение функции на промежутке.
Этапы работы над задачей:
Первый этап: Составление математической модели (перевод задачи на язык функций. Для этого выбирается удобный параметр , через который интересующая нас величина выражается как функция ).
Проанализировав условие задачи, выяснить оптимизируемую величину (О.В.), т.е. величину, о наименьшем значении которой идёт речь. Обозначить её буквой S.
Одну из участвующих в задаче неизвестных величин, через которую сравнительно нетрудно выразить О.В., принять за независимую переменную (Н.П.) и обозначит её буквой . Установить реальные границы изменения Н.П. (в соответствии с условием задачи), т.е. область определения для искомой О.В.
Исходя из условия задачи, выразить S через . Математическая модель задачи представляет собой функцию с областью определения Х, которую нашли на втором шаге.
Второй этап: Работа с составленной моделью (средствами анализа отыскать наименьшее значение функции на промежутке).
На этом этапе для функции , найти , используя при этом правила нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке.
Третий этап: Ответ на вопрос задачи (интерпретация найденного решения, т.е. «перевод» его с языка функций в терминах задачи).
На данном этапе следует дать конкретный ответ на вопрос задачи, опираясь на результаты, полученные на этапе работы с моделью.
Решение задачи: Первый этап. Составление математической модели.
О.В. – площадь поверхности бака, т.к. в задаче требуется выяснить, когда эта площадь будет наименьшей. Обозначим О.В. буквой S.
Площадь поверхности зависит от измерений прямоугольного параллелепипеда. Сторону квадрата, служащего основанием бака, примем за Н.П. и обозначим её буквой . По смыслу задачи , т.е. .
Если бак вмещает 500 л воды, то объём V бака равен 500 . Если h – высота бака, то , откуда .
Поверхность бака состоит из квадрата со стороной и 4-х прямоугоьников со сторонами и . Значит, .
Второй этап: Работа с составленной моделью.
Задача сводится к отысканию наименьшего значения функции , где .
, .
На промежутке критических точек нет, а стационарная точка только одна: при .
Заметим, что при выполняется неравенство , а при выполняется неравенство . Значит, – единственная стационарная точка, причём точка минимума функции на заданном промежутке, а потому в этой точке функция принимает наименьшее значение.
Третий этап: Ответ на вопрос задачи.
В задаче спрашивается, какой должна быть сторона основания, чтобы бак имел наименьшую поверхность. Мы выяснили, что сторона квадрата, служащего основанием такого бака, равна 10 дм.
Ответ: 10 дм.