Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка в средней школе
Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка в средней школе.
В современной системе ФГОС изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение многих целей (развитие речевых умений для достижения коммуникативной компетенции, развитие языковой, социокультурной и учебно-познавательной компетенции). Образование в современном мире должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи. Сейчас иностранный язык рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение как в целях обучения, так и в методах его обучения.
Сегодня школа становится не только источником информации, но и учит учиться; основной задачей учителя в рамках современного стандарта является умение направить учащегося на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Научить постановке целей и задач каждого урока, определить план своей работы, выбрать средства и способы достижения поставленных целей, активно участвовать в оценивание своей деятельности и деятельности своих товарищей. Именно поэтому большое значение в современном процессе обучения приобретает проектная деятельность, которая все больше носит метапредметный характер. Модернизация образования предполагает развитие таких умений как постановка проблемы, планирование этапов и результатов её решения, поиск методов для решения проблем на каждом этапе обучения.
Можно говорить о том, что проектная деятельность учащихся и является одним из методов развивающего обучения, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Она способствует развитию творческих способностей, логического и вариативного мышления, обобщает и интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к решению конкретных жизненно важных проблем.
В системе ФГОС на уроках иностранного языка много внимания уделяется коммуникативным учебным действиям, которые развивают: умение общаться в устной и письменной форме на иностранном языке, слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Именно поэтому особое внимание стоит уделить задачам проектно-исследовательской деятельности. С помощью работы над проектом ученик сможет научиться планировать свою деятельность (определить цели, описать основные этапы для ее достижения), сформировать навыки сбора и обработки информации (необходим о научиться выбирать и систематизировать найденную информацию),научиться применять логические методы познания (анализ, сравнение, аналогия, классификация), научиться составлять отчет о проделанной работе (презентовать полученные результаты).
Проекты, которые могут быть использованы для работы на уроках иностранного языка делятся в первую очередь на: краткосрочные проекты (предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы); долгосрочные (работа над такими проектами может требовать длительного сбора данных, наблюдения и их обработки).Такие проекты могут содержать в себе серию мини-проектов, которые складываются в дальнейшем в готовый продукт.
Изучение иностранного языка включает в себя большую основу метапредметныхзнаний и умений, это связано с тем, что вся программа обучения разделена на тематические разделы из различных сфер жизни, где прорабатывается большое количество материала на иностранном языке и поднимаются самые острые проблемы и актуальные вопросы современности. Это значит, что при выборе работы с проектом мы имеем возможность использовать разные типы проектов, в зависимости от уровня знаний и возраста учащихся.
Особое внимание стоит уделить следующим типам проекта: творческие (в большинстве своем они основаны на интересах участников, их заинтересованности в работе. Но даже такие проекты должны иметь хорошо продуманную структуру. Учитель должен направить учеников на получение не только эстетического результата работы, но и на получение результата их исследовательской деятельности (формами данных видов проектов могут быть газеты, видеофильмы); исследовательские проекты требуют тщательно обдуманных целей, актуальности проекта и продуманных методов работы (это могут быть исследовательские рефераты, эссе); целью информационных проектов является сбор информации о каком-то объекте или действие, сбор информации, ее анализ и обобщение (доклады); игровые проекты, где основной является ролево - игровая деятельность (праздники, кроссворды, интеллектуальные игры); практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный предметный результат деятельности, выводы и оформление конечного продукта.
Виды проектной деятельности, который нашел отклик у учащихся на уроках испанского языка, - это практико-ориентированный и исследовательский проекты. Большинство наших работ представляют собой итоговую (зачетную) работу по теме, которая подводит итог в изучении лексико-грамматического материала.
Основной задачей в начале работы над проектом является постановка целей и задач, построение четкого плана работы, разработка критерий оценивания конечного результата. Задачи, которые учащиеся ставят перед собой в начале подготовки: это результат, который они хотя получить, тип его представления, соответствие плану работы, лексический минимум для использования в работе. Типы представления проекта, которые я хотела бы представить, - это презентация на тему "Экотуризм в России и Испании", видео-проект на тему "История гимназии №148 имени Сервантеса" и проект в виде стенгазеты "История древних цивилизаций Южной Америки: инки, майя, ацтеки."
Для каждого типа работы мы используем единые критерии оценивания, которые включают в себя: "Презентация" (оформление готового продукта, использование фото и видео материала),"Содержание" (актуальность использованной информации). "Лексический минимум" (та лексика, которая обязательно должна быть использована в проекте), "Грамматика" (правильность использования грамматического и лексического материала), "Вопросы" (вопросы о учителя и вопросы от одноклассников после представления работы). Во время защиты одной из групп, каждый учащийся получает "карточку ученика", в которой в ходе урока заполняет пункты: "Тема урока" (проекта) и постановка проблемного вопроса, "Цель проекта", "Лексический минимум" (одноклассники следят за использованием группой обязательной лексики), "Критерии оценивания" (каждый ученик использует в работе такую же таблицу критериев, как и учитель).
Подробнее рассказать о работе с проектами я хотела бы на примере работ "Экотуризм в Испании и России". Перед началом работ мы определили цель и задачи нашего проекта: целью стало создание электронной газет "Экотуризм в Испании и России". Задачами стали: определение понятий "туризм" и "экотуризм", рассказ об основных местах экологического туризма в России и Испании (национальные парки, заповедники, где разрешен такой тип туризма) и разработать свой вариант экологического отдыха на природе (поход в выходные дни, где разрабатывается маршрут похода, необходимая экипировка, запас продуктов, возможности занятий в свободное время на природе). Тема "Экология" длилась в течение 20 учебных часов. На первом занятии мы определили тему, цель и задачи проекта, на последнем занятии по теме ученики защищали свой проект. В ходе работ с темой мы нарабатывали лексику, подробнее работали с каждой из мини тем проекта. Группа учеников 8 класса (12 человек) разделились на 4 команд по 3 человека. каждая группа выбрала тему своего мини исследования. В течение изучения тем учащиеся собирали материал, делились своими наработками, также нами была определена обязательная лексика для использования. Защита проектов проходила с использованием презентаций и устных рассказов - дополнений к представляемому материалу. Каждый ученик получил "Лист ученика", где сам заполнял критерии оценивания проекта. при выставлении оценок за работу мы объединили наши оценки и получили средний балл, который и был выставлен каждой группе. Дополнительные балл можно было получить, задавая и отвечая на вопрос учителя и представителей других команд. В конце занятия мы объединили все презентации в одну, получив тем самым электронный вариант газет "Экотуризм", которая может использоваться в дальнейшем в изучении тем "Экология" в других классах.
Видео проекты являются более сложными по техническому оформлению и занимаемому времени, но представляют собой более интересный по формату и содержанию продукт проектной деятельности. Рассказать о видео проекте подробнее я хотела бы на примере работы с темой «История гимназии имени Сервантеса». Данный проект стал итоговым в теме «Школа» и вызвал очень большой интерес у учащихся. В группе учеников 8 класса образовались 2 команды по 3-4 человека. Основными пунктами нашей работы стали: «История гимназии» (год открытия, структура гимназии, руководство), «Интересные места в гимназии» (музей «Старая квартира», «Испания-Россия», зал испанской живописи), «Мероприятия и праздники» (необходимо было рассказать о любимых праздниках и мероприятиях, которые проходят в нашей гимназии), «Вопрос к учителю» (ученики брали небольшое интервью у одного из учителей). Результатом нашей работы стали видеоролики с рассказом о истории нашего учреждения, экскурсией по зданию гимназии интервью с одним из учителей).
При работе с учениками 5-6 классов, результатами нашей деятельности становятся стенгазеты. Это наиболее приемлемая форма оформления проекта для данного возраста учеников, которая приходится по душе ученикам и раскрывает их творческие способности. Оформляется такая работа на ватмане всей группой учеников класса (7-9) человек. Для данных проектов также составляется план и учащиеся делят между собой информационные части. Особый интерес вызвала работа над проектом «"История древних цивилизаций Южной Америки: инки, майя, ацтеки». Теперь эти стенгазеты активно используются при изучении данной темы в других классах и служат красочным пособием в работе.
Мой личный опыт работ с проектно-исследовательской деятельностью показал следующее: учащиеся заинтересован в подобной работе. Хоть такой вид работ и является формой "зачета" по теме, но не вызывает никакого негативного восприятия, наоборот данная показывает заинтересованность. Объединяет коллектив, позволяет приобрести навыки работ с компьютерными программами оформления презентаций, развить навык поиска, сбора и анализа информации. Сама же защита проекта помогает учащимся научить вступать перед публикой, представлять результат соей работ, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.