Статья «Профессиональная деятельность тьютора по сопровождению введения ФГОС: ключевые ориентиры и задачи поддержки профессионального саморазвития педагогов»

2
0
Материал опубликован 12 August 2019 в группе

«Профессиональная деятельность тьютора по сопровождению введения ФГОС: ключевые ориентиры и задачи поддержки профессионального саморазвития педагогов».


   Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования   сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии. Необходимы знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

  В современных условиях педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение школьников все чаще осуществляют тьюторы-педагоги со специфическим набором функций. Деятельность тьютора основана именно на идеях педагогики поддержки. Учитель, руководящий проектной деятельностью школьников, также, по сути, выполняет функции тьютора. Деятельность тьютора является психологоемкой. В частности, он должен создавать условия для рефлексии точек самоопределения: успехов и неудач в достижении запланированных результатов, способов и средств их достижения.

  В работе тьютора используются разнообразные формы и методы, но их содержание определяется единым принципом: средства тьюторской помощи имеют нежесткий диагностико-рекомендательный характер и могут использоваться ребенком по желанию. Все формы тьюторской деятельности должны обеспечить эмоциональную вовлеченность учащихся, их субъектность. При этом тьюторская помощь носит адресный индивидуальный характер. К числу нравственно-этических принципов работы тьютора относятся нравственная приоритетность оказания содействия.

Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Кроме этого необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми  компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Под педагогическим сопровождением понимается соучастие педагога в деятельности школьника; веру учителя в силы и возможности ребёнка; сопереживание успехам и неудачам; создание условий для развития ребенка; оказание помощи в преодолении возникающих трудностей, в процессе вхождения в «зону ближайшего развития». Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого ребенка, если выстраиваются доверительные, позитивные отношения между педагогом и учащимся.

Первым шагом в реализации данного направления является проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения:

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Федеральным Законом «Об образовании» в нашей стране провозглашен принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. В контексте президентской инициативы «Наша новая школа» одним из приоритетов образования является создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Для решения этой задачи необходимо предоставить обучающимся, в процессе получения образования, возможность выбора. Но для этого рядом с ним должен быть педагог, наставник, способный оказать необходимую помощь и поддержку. В условиях современной школы эту задачу способен решить тьютор. 5 мая 2008 года Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых закреплена и должность «тьютор».

Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педагогической поддержки, применимая к старшим школьникам, и предлагается систематизация видов педагогической поддержки и педагогического сопровождения:

Характеристики

Виды педагогической поддержки и сопровождения

По степени участия педагога

Непосредственная

Опосредованная

По времени оказания

Опережающая

Своевременная (оперативная)

Поддержка -

последействие

По длительности

Единовременная

Пролонгированная

Дискретная


Повышение уровня компетентности педагога способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей и строится на сочетании принципов:

    ·    ориентация на достижение «зоны ближайшего развития» каждого педагога;

    ·    сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как  основы профессионального диалога;

    ·    использование методов стимулирования их творческого роста;

    ·    непрерывность и преемственность методической деятельности (т.е. внедрение новых форм и сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы).

 Основными функциями тьютора являются:

    ·       проектировочная

    ·       организационно-мотивационная

    ·       информационно-консультационная

    ·       аналитическая

    ·       рефлексивная

 Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.

 Проектировочная функция (тьютор-методист, тьютор-член команды разработчиков):

    ·       разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы);

    ·       разработка содержания, включая учебные материалы (курсы), элементы рефлексии и мотивации;

    ·       разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и

             вариантов маршрутов;

    ·       разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов и пр.), информационно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;

    ·       разработка требований к  информационно-образовательной среде, создающей условия для социального, образовательного и профессионального самоопределения педагогов.

 Организационно-мотивационная функция (тьютор-координатор, тьютор-администратор):

    ·       создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы,

              стимулирующей учебный процесс;

    ·       осуществлении социальных   контактов между педагогами;

    ·       организация решения административных и технических вопросов,

              возникающих у педагогов;

    ·       подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных

              образовательных событий;

    ·       контроль тиражирования и рассылки итоговых документов.

 Информационно-консультационная функция (тьютор-навигатор, тьютор-предметный консультант, тьютор-консультант по развитию, тьютор-социальный продюсер):

    ·       ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;

    ·       консультирование и поддержка педагогов, помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности;

    ·       оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков, указание способов трансформации их в   профессиональную деятельность;

    ·       оказание помощи в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в

              решении проблем личностного и профессионального самоопределения).

 Аналитическая функция (тьютор-наблюдатель, тьютор-аналитик):

    ·       наблюдение и фиксация личностных данных, способностей педагогов, их планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению;

    ·       анализ портфолио личностного развития и портфолио педагогов в

             процессе и по итогам обучения.

 Рефлексивная функция:

    ·       организация рефлексивной деятельности на этапах обучения учителей;

    ·       создание условий для освоения педагогов рефлексивных навыков и умений.

    Девиз тьютора-это открытость: сотрудничество и помощь всем, кто в ней нуждается:

    ·       успешность: хочешь знать больше - используй все возможности;

    ·       уникальность: каждый может найти свой путь к вершинам профессионального мастерства. 

    Как сопровождающий  профессиональное  развитие, тьютор организует ситуации:  

    ·       самоопределения

    ·       самообразования

    ·       самоосуществления

    ·       самореализации человека в профессии.

  Всё это формирует образовательную среду,  которая создает условия педагогам для совершенствования профессионального мастерства и  развития их творческого потенциала, внедрения нового содержания образования, овладения инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями и в конечном счете повышения эффективности и качества педагогического процесса.

   Обучение педагогов обладает наибольшей эффективностью, если ведущая роль в выборе содержания, форм, способов обучения принадлежит самому учителю. Учитель, проектируя свое дальнейшее саморазвитие опирается на проблемы и противоречия, выявленные в ходе самоанализа.

   Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса.

Список литературы и источников

    1. Гордон Эдв., Гордон Эл. Столетия тьюторства. История альтернативного образования в Америке и Западной Европе. – М.: Эрго, 2011.

    2. Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении. /Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. – М 7, 2009. – с. 13-18.

    3. Ковалёва Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов //Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной конференции / отв. Ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуряковская. – Томск, Пилад, 2012.

    4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 №10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

    5. Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск, 2011.

    6. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Попова Лидия Викторовна,

учитель музыки МБОУ Кочетовская СОШ,

Мичуринский район, Тамбовская область



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации