Профессиональная компетенция педагога, как условие успешности образовательного учреждения

0
0
Материал опубликован 6 January 2022

Профессиональная компетенция педагога, как условие успешности образовательного учреждения.



Современный мир требует от системы образования внедрения в свою деятельность все более новых инновационных технологий, которые выведут образовательные учреждения на передовые позиции. Грамотный руководитель понимает, что успешность инновационного развития школы, которую он возглавляет главным образом зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. В одном из важных постулатов в Национальной доктрине образования в Российской Федерации также подчеркивается ведущая роль педагога в 29 достижениях целей образования.

В Екатеринбургском СВУ в рамках реализации Национального проекта «Образование» созданы все необходимые условия для творческого роста и повышения квалификации педагогического состава. Одним из документов в нашем ОУ является «Перспективный план по самообразованию преподавателя». Он составляется на три года. Сейчас мы работаем по плану, сроки реализации которого 2020-2023 г. Он включает в себя три учебных года. Заполненной полностью является та графа плана, которая соответствует 2020/21 учебному году. В плане отражена методическая тема, по которой в течение года работает предметно-методическая комиссия, тема методической разработки преподавателя, его активность в семинарах, конференциях различных уровней, результативность достижений учащихся, тех классов, где он преподает в олимпиадах, конкурсах. Преподаватель указывает в своем плане общепедагогическую литературу, которую изучает в течение учебного года, курсы повышения квалификации, печатные издания, где опубликовал свои материалы, описывает технологии, применение которых способствует повышению качества образования. Такой план помогает сделать процесс совершенствования личностных и профессиональных качеств педагога пошаговым, непрерывным, качественным.

Что же касается качества образования, в нашем ОУ оно должно составлять 70%. Мы преподаватели иностранного языка для получения такого качества, вооружаемся рядом успешных инновационных технологий и комбинируя их, формируем иноязычной коммуникативную компетенцию суворовцев на требуемом уровне. Замечу, что ни один урок иностранного языка в нашем училище не проводится без применения на нем хотя бы одной информационно-коммуникационной технологии.


ИКТ на уроках иностранного языка стали эффективным педагогическим инструментом для изучения культурных ценностей людей других национальностей и формирования коммуникативных навыков, способствуют ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала и позволяют индивидуализировать процесс обучения.

Мир современных технологий увлекателен и интересен, а внедрение современных технологий на уроках иностранного языка обогащает содержание урока, стимулирует повышение интерес к изучению предмета.

Современные дети живут в мире электронной культуры. Большинство наших учеников применяет в повседневной жизни современные приспособления (смартфоны, электронные книги, MP3 проигрыватели), которые помогают решить массу технических и информационных вопросов. В вопросе привития информационной культуры педагог становится координатором информационного потока.

Специфика нашего учебного заведения требует не только информационного насыщения урока, но и присутствия военно-патриотической составляющей на каждом занятии. Для того чтобы у суворовцев сформировалось всестороннее представление о различных видах вооружения стран изучаемого языка, о реалиях военной службы, а самое главное умение вступать в коммуникацию на иностранном языке в рамках военной тематики, нужны новые ресурсы. Цифровые образовательные ресурсы дают возможность преподавателям создать условия для изучения основ военной подготовки на иностранном языке в современном формате, который соответствует возрастным психологическим особенностям восприятия и обработки учебной информации.

ЦОРы на военную тематику создаются преподавателями для каждой параллели самостоятельно. В качестве базового программного обеспечения мы используем либо существующие онлайн-сервисы, либо самые простые программы, в том числе Microsoft Power Point.

Помимо самостоятельно созданных ЦОРов преподаватели нашего училища используют в своей работе различные Сервисы Интернет, поскольку они предоставляют сегодня ищущему преподавателю огромные возможности для высокотехнологичной организации современного урока и эффективной учебной деятельности учеников при условии владения особенностями работы с выбранным сервисом и правильно поставленной перед учащимися учебной задачей. В соответствии с ФГОС на первый план в обучении выходит формирование и развитие УУД. Современные информационные технологии, в частности сетевые сервисы, (или как их еще называют сервисы Веб 2.0), являются одним из инструментов формирования УУД. Причем учитель может делать акценты на формирование любого вида УУД: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных, в зависимости от задач и целей каждого конкретного урока.

В процессе обучения английскому языку мы постоянно применяем элементы технологии сотрудничества и личностно-ориентированной технологии.

Изучать английский язык, как и любой другой иностранного языка с помощью песен эффективно и увлекательно. Интернет-сервис LearningApps.org помогает это сделать максимально интересно. Все согласятся, что язык музыки–универсален. Этот язык понятен людям любой национальности. Ритм, мелодия и гармония вызывают эмоции, следовательно, изучаемый материал запомнится надолго, поскольку сложные иностранные слова будут ассоциироваться с конкретной песней. Песня способствует развитию правильного произношения, изучению и закреплению грамматических структур, слов английского языка, нормальному темпу речи.

В учебно-методических пособиях по английскому языку, по которым обучаются суворовцы в нашем училище, есть раздел «Song Sheets» с аудио приложением. В этом разделе музыкальные материалы подобраны в соответствии с возрастом учащихся, перекликаются с их интересами. Кроме того, подборка музыкального материала произведена в соответствии с темами уроков и изученными грамматическими явлениями, что является безусловным преимуществом при выборе песенного материала для определенного урока. Тем не менее, на своих уроках мы используем также песни с интернет-сайтов, которые можно исполнять в режиме караоке. Для изучения песен необходимы зрительные опоры (распечатки тексты песен), а также целесообразно пояснить трудные и незнакомые слова. Для более продвинутых суворовцев целесообразно составлять вопросы, связанные с изучаемой песней, чтобы настроить класс на определенную тему. После пения мы продолжаем дискуссию о том, что говорится в песне.

Изучение песен на уроках английского языка дает много преимуществ. Во-первых, современные песни состоят из слов и грамматических форм, которые широко распространены в повседневной жизни. Во-вторых, с помощью песенной лексики учащиеся изучают базовый вокабуляр. Кроме того, при изучении английского языка с помощью песен расширяется словарный запас учеников. Это происходит за счет 25% новой лексики. Учитель должен подбирать песни таким образом, чтобы не менее 75% лексики было понятно без словаря, но при этом были и новые слова. В песнях часто нарушаются грамматические правила для рифмы, поэтому каждая новая песня - это отличный способ проверить свои знания по грамматике английского языка и выявить грамматические нарушения. Тексты популярных песен можно использовать в качестве материала для написания диктантов, а одаренным суворовцам можно предложить написать свой текст песни на известную музыку. Это отличное упражнение правописания, или спеллинга. Разучивая песни, ученики произносят по строчкам целые фразы, а не повторяют отдельные слова, поэтому при регулярных упражнениях речь становится более естественной, уходит языковой барьер, поскольку хором говорить и петь легче. Изучение песен на иностранном языке расширяет кругозор, так как их тексты изобилуют географическими названиями, именами известных людей, что позволяет углубить знания о других странах и континентах.

Другой прием, применяемый нами в обучении английскому языку - интернет-сервис LearningApps.org. Сервис разработан с целью создания электронных обучающих ресурсов, а конкретно – для разнообразных заданий тестового характера любой структуры и по любому предмету с помощью имеющихся на сайте десятков шаблонов. Сервис ориентирован на различный возраст учащихся. Задания можно создавать и сохранять самим, но можно пользоваться и имеющимися готовыми ресурсами [1].

Шаблоны сервиса сгруппированы по структурно-функциональным признакам:

-упражнения на выбор правильных ответов (selection);

-задания на установление соответствия (аssignment);

-на определение правильной последовательности (sequence);

-упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах (filling);

-упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учащимися (online-games).

При помощи шаблонов сервиса LearningApps.org можно создавать разные виды викторин:

- викторина множественного выбора с возможностью вставки мультимедийного контента: изображений, аудиоматериалов и видеоматериалов;

- викторина с выбором одного правильного ответа.

Современным и технологичным способом с помощью указанного сервиса можно изучать орфографию изучаемого иностранного языка, упражняться в знании частей речи, тематических терминов. Для этого мышью в тексте надо выделить слова либо с орфографическими ошибками, либо слова определенной части речи, либо термины, не соответствующие определению.

Ряд учебных задач поможет решить викторина с вводом текста. Сервис дает возможность в одном шаблоне объединить сразу несколько последовательно выполняемых заданий, ответы на которые надо не выбирать из готовых вариантов, а вводить самостоятельно. Наиболее очевидный путь использования этого шаблона – это составление ребусов и подобных им занимательных заданий.

Активизировать лексико-грамматический материал по любой изученной теме с учениками разных возрастных категорий поможет шаблон «Заполнить пропуски». Задача педагога подготовить список фраз, которыми ученики будут заполнять выпадающие пропуски.

Отличным материалом, как урока, так и внеклассного материала по иностранному языку могут стать онлайн игры. К примеру, многопользовательская викторина (Multi-User-Quiz) позволяет участникам игры выбирать для ответа вопросы из различных категорий и разного уровня сложности, и подходит для групп с учениками разной степени обученности. Вопросы могут быть отсортированы по сложности и, соответственно, дают больше очков в игре.

В игре-соревновании, которую можно найти в папке «Challenge» (вызов) участник «бросает вызов» компьютеру или реальному участнику чата, пригласив его в игру, например, кому-то из одноклассников.

Представленные методы соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, поскольку обучение происходит во взаимодействии всех участников учебного процесса- и учеников, и учителя. Речь идет о так называемом «со-обучении» (обучение в сотрудничестве), причем и ученики, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог при таком подходе выступает в роли организатора процесса обучения. Он становится лидером группы, помощником, создателем условий для инициативы учащихся. Творческий подход к изучению английского языка очень эффективен, однако требует тщательной предварительной подготовки учителя и работы над языковым материалом. Интернет, в свою очередь, создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать носителей языка, а также применять и закреплять свои знания на практике с помощью интерактивных упражнений.

Практическая реализация рассмотренных технологий способствует интенсификации процесса обучения, предоставляя возможность самореализации для каждого ученика в учебной деятельности, позитивным изменениям в уровне его познавательной активности и общей эрудированности.

При грамотной и оправданной реализации приведенных в настоящей статье инновационных форм при преподавании иностранного языка прогрессивному изменению подвергаются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Учитывая потребности, возможности, склонности обучающихся, современный педагог позволяет им наряду с собой выступать в качестве активных субъектов деятельности учения.

На наш взгляд, только при подобном современном партнерском взаимодействии всех участников образовательного процесса ученик будет успешен, учебное заведение конкурентоспособным, педагог станет востребованным профессионалом.


Список использованных источников

1. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность /

Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 37–43.

2. Захарова, Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях

последипломного образования / Е.А. Захарова // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С.

115-117.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия.

2015. – 240 с.

4. Миронова, М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности

педагога / М.Н. Миронова // Вопросы психологии. – 2018. – № 1. – С.44-54.

5 Рамазанов, М.К. Сущность и условия профессионального становления педагога /

М.К. Рамазанов // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 679-682.

6. Фоменко, С.Л. Управление профессиональным развитием педагога в современных

условиях / С.Л. Фоменко, Е.Д. Шагарова. – Екатеринбург: ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2018. – 92 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации