Профилактическая и коррекционная работа со студентами по результатам проведения социально-психологического тестирования
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Рынзина Анна Геннадьевна, Григорьева Лидия Анатольевна, Тишкина Людмила Сергеевна
ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг», г. Белгород
Аннотация: В статье обобщен опыт планирования и проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы по результатам социально-психологического тестирования.
Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» [1].
Основными задачами социально-психологического тестирования являются: 1) выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции; 2) организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и ПАВ; 3) формирование контингента обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.
С 23 сентября 2021г. в ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг» в рамках подготовки к СПТ в группах обучающихся проводилась информационно-разъяснительная работа, целью которой стало информирование студентов о целях, задачах и основных положениях тестирования, получения информированных добровольных согласий на проведение тестирования.
В период с 01.10.2021 г. до 30.10.2021 г. было организовано проведение социально-психологического тестирования обучающихся техникума, давших согласие.
В результате тестирования было выявлено 27 случаев повышенной вероятности вовлечения, из них 1 – с явной рискогенностью социально-психологических условий. Данные студенты включены в группу повышенного внимания социально-психологической службы техникума. Наглядно результаты тестирования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение студентов техникума по степени вероятности вовлечения, %
По результатам выявленных рисков после прохождения СПТ запланирована и проводится профилактическая и коррекционная работа по 3 уровням: 1) первичная (работа со всеми студентами техникума, направленная на профилактику употребления ПАВ); 2) вторичная (групповая коррекционно-развивающая работа с обучающимися группы риска); 3) третичная (индивидуальная работа со студентами, показавшими явную рискогенность социально-психологических условий).
Первичная профилактика строится путем психолого-педагогического воздействия (специфического и неспецифического) на всех обучающихся техникума:
- кураторы групп проводят кураторские часы, направленные на формирование ценностного отношения к жизни, ЗОЖ, сплочения детского коллектива, профилактику табакокурения, употребления НС и ПАВ;
- руководители физического воспитания формируют ценностно-смысловое отношение к здоровью, спорту, ведению здорового образа жизни;
- преподаватели интегрируют в образовательный процесс воспитательные мероприятия, направленные на формирование ценностного отношения к жизни, ЗОЖ, профилактику табакокурения, употребления НС и ПАВ (например, на занятиях ОБЖ);
- педагог-психолог в рамках программы «Адаптив» проводит работу по сплочению групп первокурсников, также проводит индивидуальные консультации по выходу из трудных жизненных ситуаций;
- волонтерский отряд «Парус» проводит профилактические и агитационные мероприятия по формированию ЗОЖ.
Вторичная профилактика направлена на обучающихся группы повышенного внимания социально-психологической службы. В рамках проведения вторичной профилактики проводятся занятия по программе тренинговых занятий по повышению уровня социально-психологической компетентности подростков и юношей, созданию условий для снижения вероятности вовлечения подростков в употребление ПАВ на основе программы «Развитие ценностных ориентаций старшеклассников» Г.В. Мишениной, Г.П. Звездиной [2], рассчитанная на 13 занятий и включающая следующие темы:
Знакомство с группой и групповыми правилами.
Эмоции и чувства. Какие разные они бывают?
Страна чувств.
Обида, Вина, Страх, Агрессия: враги или помощники?
Эмпатия и способы выражения чувств.
Что я знаю о себе. «Я-концепция».
Самоотношение. Самооценка. Самоуверенность.
Стресс. Способы преодоления стресса.
Ценности в моей жизни.
Карта ценностей.
Групповое давление. Уступать или сопротивляться? Принятие решений. Способы принятия решений.
Наркотики, ПАВ и последствия их употребления.
Завершающее занятие. Разработка проекта «Здоровое поколение».
В рамках третичной профилактики со студенткой группы риска проводится индивидуальная коррекционная работа.
Таким образом, после проведения социально-психологического тестирования была определена группа обучающихся, вошедших в группу риска. С данными студентами педагогом-психологом техникума проводятся групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Первичная же профилактика проводится со всеми обучающимися и основывается на воспитательной деятельности всего коллектива работников.
Список используемых источников:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».
Мишенина Г.В., Звездина Г.П. Развитие ценностных ориентаций старшеклассников: программа проблемно-ориентированного элективного курса (10-11 классы). – Ростов-наДону: изд-во ГОУ ДПО РО ИПКиПРО, 2007.