Профилактическая программа групповых занятий для слабослышащих и позднооглохших детей 8 класса I-II отделения основного общего образования
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГРЯЗОВЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»
РЕКОМЕНДОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании Методического совета. Педагогическим советом Директор
Протокол № ___ протокол __________ / Н.А. Смирнова
От « »________2020г от 30.08.20 №_________ « »________2020 г
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
_________/Е.М. Капустина
Профилактическая программа
групповых занятий
для слабослышащих и позднооглохших детей
8 класса I-II отделения основного общего образования
«ПОЗНАЙ СЕБЯ»
на 2020-2021 учебный год
Педагог-психолог: Брагина Ольга Вячеславовна
Пояснительная записка
Подростковый возраст считается переходным или критическим. О нем обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, частой смене настроений и т.п. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Подростковый возраст представляет собой период особого обострения конфликтов и часто приводит к различным поведенческим нарушениям.
Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я – концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Общение становится одним из ведущих видов деятельности.
Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального развития. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Тревожность – это склонность к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие.
Программа «Познай себя» предназначена для обучающихся 15-16 лет 8 класса и направлена на знакомство детей с особенностями подросткового возраста.
Цель программы - содействие подросткам в решении задач взросления.
Задачи:
Формирование социально-компетентного, ответственного поведения.
Развитие коммуникативных навыков.
Формирование адекватной самооценки, позитивной Я-концепции.
Формирование отношения к правилам и закону как регуляторам социального поведения.
Формирование навыков преодоления стресса и противостояние групповому давлению.
Оказание помощи подростку в осознании личностных актуальных проблем.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие навыков самоконтроля.
Профилактика отклоняющегося поведения.
Развитие интересов к себе, стремление разобраться в своих поступках, способностях.
Формирование интереса к другому человеку как к личности.
Программа состоит из 34 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут и состоят из 2 частей: 1 часть – работа по теме занятия (30 - 35 мин.), 2 часть – релаксация в темной сенсорной комнате (10-15 мин.).
Ожидаемые результаты:
Подросток с нарушениями слуха должен уметь компетентно самодиагностировать себя, оценивать свои возможности, качества личности, поведение.
Подросток должен знать, как использовать полученные диагностические результаты для построения своей жизненной позиции, опираясь на свои позитивные качества и черты характера, а также на свои способности и возможности.
У подростка должна быть сформирована позитивная Я – концепция.
Расширение активного и пассивного словарного запаса.
Диагностические процедуры:
Для диагностики могут быть применены методы отслеживания как текущих результатов («Мое многогранное Я», «Я – физическое», « Я в различных жизненных ролях» и т.д.), так и итоговых показателей (Профиль изучения самого себя).
Профиль изучения самого себя и знаний о себе.
Определение своей Я – концепции (Г.К. Селевко).
Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное».
Психогеометрический тест.
Методика «Личностный дифференциал»
Содержание программы:
Этап I. «Я – концепция» подростка, имеющего слуховые нарушения.
Цель: определение своей «Я-концепции», реального и идеального Я.
Этап II. Подросток и окружающие его люди.
Цель: определение своей жизненной роли.
Этап III. Подросток и окружающий мир.
Цель: развитие возможностей полноценного восприятия мира.
Учебно-тематический план:
№ | Тема | Кол-во часов |
I этап | «Я – концепция» подростка | 10 |
1 | Контактное занятие | 2 |
2 | Я-концепция Понятие, самооценка.Развитие интересов к себе, стремление разобраться в своих поступках, способностях. Понимание подростком своего имени как способа выделения себя из окружающего мира. Принятие своей внешности, тела и лица. Владение языком своего тела, отражения эмоциональных состояний в теле. Развитие навыков передачи эмоциональных состояний через лицо и тело, развитие мимики, пантомимики. Снятие мышечных «зажимов». | 8 |
II этап | Подросток и окружающие его люди. | 12 |
1 | Мой круг общения Оптимизация социально-психологического климата в подростковой группе. Определение различий между «мужским» и «женским» поведением; осознание своего отношения к своему полу. Нахождение новых способов взаимодействия с окружающими. создание для подростка условий для самораскрытия. | 6 |
2 | Познай себя Развития навыков самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем. | 6 |
III этап | Подросток и окружающий мир. | 10 |
1 | Конфликты Знакомство с понятием «конфликт», способы разрешения конфликтных ситуаций. Развитие навыков анализа и разрешения межличностных конфликтов. Отслеживание своих «любимых» и «нелюбимых» эмоций и чувств. Понимание причин конфликтов с родителями, способов из разрешения и профилактики. Знакомство со способами снятия эмоционального возбуждения. Формирование навыков преодоления стрессов межличностного характера. | 6 |
2 | Девиантное поведение Знакомство подростков с понятиями «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение». Формирование отношения к правилам и закону как регуляторам социального поведения. | 4 |
Выходная диагностика | 2 | |
Итого | 34 |
Формы и методы организации занятий:
Элементы тренинга.
Арт-терапия.
Релаксационные упражнения.
Групповая, подгрупповая, индивидуальная форма работы.
РСВ и словарная работа.
Литература :
Ключников С.Ю. Невидимая броня: теория и практика психологической защиты/- М.: Беловодье, 2002.
Пономаренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога: в 2 ч. / - М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Практикум по психологии.- СПб.: Лань, 2002г.
Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой.- СПб.: Речь, 2002.
Справочник практического психолога /В.Л. Талантов. – СПб.: Сова, 2003.
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубаева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Энциклопедия для детей. – Т.18 Человек. - Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. – М.: Аванта +, 2002.