Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 5 классе
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Планируемая дата |
Дата фактического проведения |
IIчетверть |
||||
Звуковой анализ.(3ч.) |
||||
1 |
Гласные звуки. |
1 |
8.11 |
|
2 |
Гласные звуки. |
1 |
9.11 |
|
3 |
Сходство парных гласных. |
1 |
11.11 |
|
Твердые и мягкие согласные.(6ч.) |
||||
4 |
Твердые и мягкие согласные |
1 |
15.11 |
|
5 |
Твердые и мягкие согласные |
1 |
16.11 |
|
6 |
Обозначение мягкости согласных посредством «ь». |
1 |
17.11 |
|
7 |
Обозначение мягкости согласных посредством «ь». |
1 |
18.11 |
|
8 |
Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда. |
1 |
22.11 |
|
9 |
Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда. |
1 |
23.11 |
|
Состав слова.(16ч.) |
||||
10 |
Родственные слова. |
1 |
25.11 |
|
11 |
Однокоренные слова и омонимы. |
1 |
29.11 |
|
12 |
Сложные слова. |
1 |
30.11 |
|
13 |
Приставка. Образование слов при помощи приставок. |
1 |
2.12 |
|
14 |
Суффикс. Суффиксальное образование слов. |
1 |
6.12 |
|
15 |
Окончание в словах. |
1 |
7.12 |
|
16 |
Коррекция правописание безударных гласных в слове. |
1 |
9.12 |
|
17 |
Согласование имен прилагательных с именем существительным. |
1 |
13.12 |
|
18 |
Образование глаголов приставочным способом. |
1 |
14.12 |
|
19 |
Упражнение в правильном употреблении предлогов. |
1 |
16.12 |
|
20 |
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
1 |
20.12 |
|
21 |
Образование относительных прилагательных. |
1 |
21.12 |
|
22 |
Образование названий профессий. |
1 |
23.12 |
|
23 |
Закрепление темы «состав слова». |
1 |
27.12 |
|
24 |
Дифференциация предлогов и приставок. |
1 |
28.12 |
|
25 |
Словарная работа. |
1 |
30.12 |
|
Итого: |
25 |
|||
III четверть |
||||
Словосочетание.(11ч.) |
||||
1 |
Словосочетание: Согласование имён существительных с глаголами в числе. |
2 |
17.01 18.01 |
|
2 |
Словосочетание: Согласование имён существительных с прилагательными в числе. |
2 |
20.01 24.01 |
|
3 |
Согласование существительных с глаголами в роде. |
1 |
25.01 |
|
4 |
Согласование существительных с глаголами в роде. |
1 |
27.01 |
|
5 |
Согласование существительных с прилагательными в роде. |
1 |
31.01 |
|
6 |
Согласование существительных с прилагательными в роде. |
1 |
1.02 |
|
7 |
Словосочетания, образованные по типу управления. |
1 |
3.02 |
|
8 |
Словосочетания, образованные по типу управления. |
1 |
7.02 |
|
9 |
Словосочетания, образованные по типу управления. |
1 |
8.02 |
|
10 |
Словарная работа по теме: «Словосочетание». |
1 |
10.02 |
|
11 |
Закрепление падежных форм. |
1 |
14.02 |
|
Предложение.(15ч.) |
||||
12 |
Предложение: Словосочетание и предложение. |
1 |
15.02 |
|
13 |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
17.02 |
|
14 |
Работа с деформированным предложением. |
1 |
21.02 |
|
15 |
Повествовательное предложение. |
1 |
22.02 |
|
16 |
Вопросительное предложение. |
1 |
24.02 |
28.02 |
17 |
Восклицательное предложение. |
1 |
1.03 |
|
18 |
Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз « и»). |
1 |
3.03 |
|
19 |
Сложное предложение: сложносочинённое с союзами а, но. |
1 |
7.03 |
|
20 |
Сложноподчинённое предложение с союзами потому что. |
1 |
10.03 |
|
21 |
Сложноподчинённое предложение с союзом чтобы. |
1 |
14.03 |
|
22 |
Простое предложение. |
1 |
15.03 |
|
23 |
Распространение предложений. |
1 |
17.03 |
|
24 |
Выделение предложений из сплошного текста. |
1 |
21.03 |
|
25 |
Связь слов в предложении. (Проверочные задания). |
1 |
22.03 |
|
26 |
Контрольная работа по теме «Предложение». |
1 |
24.03 |
|
Итого: |
26 |
|||
IV четверть |
||||
Текст.(18ч.) |
||||
1 |
Восстановление деформированного текста (3 части). |
1 |
4.04 |
|
2 |
Восстановление деформированного текста (4 части). |
1 |
5.04 |
|
3 |
Пересказ текста по опорным словам и вопросам. |
1 |
7.04 |
|
4 |
Пересказ текста по опорным словам и вопросам. |
1 |
11.04 |
|
5 |
Составление плана текста. |
1 |
12.04 |
|
6 |
Пересказ по плану. |
2 |
14.04 18.04 |
|
7 |
Выборочный пересказ. |
1 |
19.04 |
|
8 |
Выборочный пересказ. |
1 |
21.04 |
|
9 |
Краткий пересказ. |
1 |
25.04 |
|
10 |
Краткий пересказ. |
1 |
26.04 |
|
11 |
Составление текста к рассказу. |
1 |
28.04 |
|
12 |
Какие бывают тексты? |
1 |
2.05 |
|
13 |
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. |
1 |
3.05 |
|
14 |
Описание. |
1 |
5.05 |
|
15 |
Составление рассказа - описания. |
1 |
10.05 |
|
16 |
Составление рассказа с элементами рассуждения. |
1 |
12.05 |
|
17 |
Словарная работа. |
1 |
16.05 |
|
Обследование.(7ч.) |
||||
18 |
Обследование импрессивной речи. |
1 |
17.05 |
|
19 |
Обследование связной речи. |
1 |
19.05 |
|
20 |
Обследование словарного запаса. |
1 |
23.05 |
|
21 |
Обследование грамматического строя речи. |
1 |
24.05 |
|
22 |
Обследование слоговой структуры слова. |
1 |
26.05 |
|
23 |
Обследование письма. |
1 |
30.05 |
|
24 |
Обследование чтения. |
1 |
31.05 |
|
Итого: |
25 |
Пояснительная записка
Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данную учебную школу, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения;
- нарушение письма
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы
«Программа логопедических занятий для учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Задачи:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Рабочая программа рассчитана на количество учебных часов в неделю
5 класс – 3 часа
общее количество учебных часов в год
5 классы – 100 часов
Учебно-тематический план 5 класс (3ч.)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
1 |
Обследование |
13 |
|
2 |
Предложение |
22 |
|
3 |
Предлоги |
12 |
|
4 |
Звуковой анализ |
3 |
|
5 |
Твердые и мягкие согласные |
6 |
|
6 |
Состав слова |
16 |
|
7 |
Словосочетание |
11 |
|
8 |
Текст |
17 |
|
Итого: |
100 |
Содержание тем учебного курса
Обследование.(13ч.) Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. Выявить степень сфорсированности развернутого, самостоятельного высказывания. Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.
Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. Выявить степень владения слоговой структурой.
Выявить наличие нарушений письма и чтения.
Предложение.(22ч.) Закрепить понятие о предложении. Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово». Закрепить умение детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие. Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.
Предлоги.(12ч.) Сформировать представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.
Закрепить правописание предлогов со словами. На практическом уровне закрепить знания о предлогах. Отличие предлога за и из-за.
Звуковой анализ.(3ч.) Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство.
Твердые и мягкие согласные.(6ч.) Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных. Учить слышать мягкие согласные на конце слова. Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда
Состав слова.(16ч.) Совершенствовать умение подбирать родственные слова. Упражнять в подборе однокоренных слов. Познакомить учащихся с понятием «сложные слова». Учить выделять в сложных словах корни и соединительные гласные. Учить образовывать новые слова с помощью приставок. Учить образовывать новые слова с помощью суффиксов. Учить правильно, употреблять формы слов (в зависимости от контекста). Закрепить знания учащихся по теме, тренировочные упражнения. Учить различать предлоги и приставки, правильно оформлять их в письменной речи. Учить различать предлоги и приставки, правильно оформлять их в письменной речи.
Словосочетание.(11ч.) Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных. Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных. Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое). Учить правильно, соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), -ое). Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы. Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы. Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы. Проверить уровень знаний учащихся по теме «Словосочетание». Тренировать в изменении падежных форм имени существительного.
Текст.(17ч.) Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам.
Закреплять умение составлять план текста. Закреплять умение составлять план текста и пересказывать с опорой на план. Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа. Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст. Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту. Закреплять умение последовательно пересказывать содержание рассказа, устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять умение связно излагать текст. Познакомить особенностями описательного текста. Формировать умение использовать прилагательные в описательном тексте. Формировать умение использовать элементы рассуждения в тексте. Оценить уровень усвоения учащимися изученной темы и навыки написания слов.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать:
алфавит, признаки гласных и согласных звуков;
словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам;
четко знать, определять и называть временные и пространственные представления;
правила переноса слов, проверки сомнительных согласных, безударных гласных, состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
четко произносить в речи все звуки;
анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
различать звуки и буквы, гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, оптически сходные, аффрикаты;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи)
разбирать слова по составу;
строить простое распространенное предложение, устанавливать связь между словами по вопросам;
правильно пользовать предлогами, различать приставки и предлоги;
владеть практическими формами словообразования и словоизменения ;
выделять предложения из сплошного текста;
составлять предложения из слов, словосочетаний;
письменно отвечать на вопросы;
работать с деформированным текстом.
Список литературы
Бикшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009
Ефименкова Л.М.,Мисаренко Г.Г Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном пункте.-М.:Просвещение,1988
Ефименкова Л.Н., Коррекция звуков речи у детей.-М.:Просвещение,1987
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов.-М: Просвещение, 1970
Лалаева Р.И. Логопедическая работа вкоррекционных классах.-М:, « Владос», 2001
Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007
Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии». – М:, 2007
Мазанова Е. «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004.