Деятельность педагога-психолога в качестве медиатора в общеобразовательной организации
Работа комиссии по урегулированию споров должна начинаться не с озвучивания мотивов каждой из сторон, а с формулировки конкретной конечной цели работы. Причем цель обязательно формулируется позитивно, исходя из гуманистических мотивов.
Внимание:
нужно озвучить цель, получить согласие всех сторон и зафиксировать его в протоколе комиссии для того, чтобы у участников конфликта не было возможности для реализации контрпродуктивных мотивов (мотивов власти, повышения самооценки за счет другой стороны, избегания ответственности, ухода от решения проблемы и т. п.).
Педагог-психолог должен наблюдать за деятельностью сторон по разрешению конфликта . При возникновении сомнений в гуманистической мотивации участников необходимо напомнить им о ранее сформулированной цели или указать на то, что подобная позиция не ведет к ее достижению. Часто в процессе эскалации конфликта у участников появляются новые контрпродуктивные мотивы. Задача психолога-медиатора – сместить фокус внимания участников конфликта в сторону продуктивных мотивов и гуманистических целей взаимодействия.
Внимание:
прямой методики оценки мотивов участников не существует, поэтому педагог-психолог, опираясь на свой профессионализм, должен проявить крайнюю тактичность.
В процессе работы комиссии по урегулированию споров педагог-психолог отслеживает динамику психического состояния всех участников процесса. Важно создать наиболее комфортные условия для проведения совместной работы. В ряде случаев важно учитывать уровень агрессивности, импульсивности, структурированности деятельности каждой из сторон. На основании своих бесед с участниками конфликта педагог-психолог может предлагать обоснованный план сбора данных (в том числе заполнение листа рефлексии конфликта), учитывающий особенности психологического состояния каждого из участников, методы диагностической работы, технологию проведения совместных встреч. В процессе работы комиссии вырабатываются способы урегулирования конфликтной ситуации, которые в итоге формулируются в виде задач. Педагог-психолог принимает активное участие в формулировании и экспертном оценивании предложенных способов решения с точки зрения их влияния на психологическое состояние конфликтующих сторон.
Внимание:
если у педагога-психолога возникают опасения по поводу того, что предложенное решение может негативно сказаться на психологическом состоянии одного из участников конфликта, он обязан сообщить об этом другим участникам комиссии. В ряде случаев подобные предположения специалиста вносятся в протокол работы комиссии (например, когда законные представители ребенка настаивают на решении, которое является легитимным, но может нанести его психике определенный вред).