Профориентационная статья «Профессия Артист балета»

6
0
Материал опубликован 13 March 2017 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОЗЕРСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
 

Профориентационная статья

«Профессия Артист балета».

Автор: преподаватель отделения Хореографического искусства

Сербина Леся Николаевна

2017г.

Начало пути

Балет - одна из немногих профессий, которая требует оставить за бортом все, не касающееся ее. В 10 лет мальчики и девочки приходят поступать в балетное училище. Здесь им предстоит первое испытание: отбор.

На первом туре конкурсного отбора оцениваются прежде всего физические данные.Что это значит? Будущая балерина или танцовщик должны быть узкокостными, стройными, иметь узкое колено, тонкую щиколотку, высокий подъем. Отношение роста, стоя к росту сидя, не должно превышать цифры 52 (это очень важный показатель). Мальчика или девочку просят присесть, разведя колени в стороны - это показывает подвижность тазобедренных суставов, так называемую выворотность. Ребенка просят согнуться - и смотрят на гибкость и форму позвоночника.
Вообще, в балете свой язык. Например, шаг - это то, насколько высоко поднимается нога. И счастливчики, которые обладают от природы легким, хорошим шагом, имеют гораздо больше шансов поступить в училище. То же самое можно сказать про прыжок. Чем он выше (особенно у мальчика), тем лучше. Конечно, бывают редкие исключения, когда дети с не очень подходящими данными столь трудолюбивы, талантливы и терпеливы, что со временем одолевают природу. В балете очень многое зависит от индивидуальной предрасположенности.

На втором туре к работе приступают врачи. Балет, как известно, это изнурительные физические нагрузки, справиться с которыми может лишь здоровый организм. А потому медики обследуют состояние позвоночника, зрение, сердце, почки и т.д. Из тех, кто попал на второй тур, приходится отбирать наиболее крепких.

И уже после всего этого дети проверяются на музыкальность и танцевальность. Предложив им двигаться под музыку, педагоги наблюдают и пытаются строить прогнозы относительно профессиональной пригодности. Ведь даже имея идеальные данные, можно не слышать и не чувствовать музыку, не уметь координировать движения - а тогда в балете делать нечего.

Учеба в школе-училище

Большинство принятых, зачисляются условно и отсеиваются на протяжении 8 лет учебы. Поступив, школьники начинают осваивать две программы. Одну, общеобразовательную - с 9 утра. А во второй половине дня начинаются хореографические дисциплины - классический танец, исторический, музыка, история балета и т.д. Поскольку уже со второго класса многие ученики участвуют в спектаклях, то далее, до семи вечера продолжаются репетиции. А потом - спектакль.

Уже в первом классе училища проходят первые экзамены, которые ведут к отсеву. А виновны в этом порой гормоны, лишние килограммы или проблемы со здоровьем. В итоге из 70 поступивших к моменту выпуска остается человек 25. На государственные экзамены собираются представители лучших театров. Некоторых приглашают на работу сразу же, после экзаменов. Другие вступают в новую жизнь самостоятельно.

Артисты, какие они?

Балет – работа для одержимых. Если нет драйва, цели или, как сейчас принято говорить, мотивации стать лучшим в профессии — ничего не добьешься. Рост должен быть каждый день. Всё, что вчера казалось тебе невероятно сложным, сегодня должно быть легко и непринужденно.

Всегда казалось, что они немножко надменные. На самом деле все дело в осанке - высоко поднятая голова и развернутые плечи придают им такой вид. Педагоги считают, что те, кто оканчивает училище, отличается большим терпением, крепкими нервами, устойчивой психикой и дисциплинированностью. Привыкшие за годы учебы к строгости, ежедневным однообразным упражнениям для поддержания формы, артисты балета знают, что их карьера зависит от того, сумеют ли они удержать себя в самых жестких рамках. Выносливость, терпеливость, собранность - вот первые качества этой профессии. Именно они дают возможность приобрести и довести до совершенства технику танца.
И лишь потом идут эмоциональность, одухотворенность и внутренний огонь, без которых, конечно, невозможно стать настоящей звездой балета.

Карьера

Кого-то заметят еще в училище и доверят сольные партии (для этого нужно быть действительно ярким, необычайно выдающимся артистом), а кому-то суждено всю карьеру танцевать в кордебалете. Это не хорошо и не плохо. Солист и танцор кордебалета — это два разных типажа артистов, обладающих разной психологией. В первом случае нужны ярко-выраженные индивидуальные качества, во втором — групповая слаженность и точность движений, а выделяться как раз не следует. Еще, у артистов балета существует подразделение на амплуа: характерный и классический.

Работа травмоопасная. Так, можно получить сложнейший перелом танцуя на гастролях в каком-нибудь провинциальном ДК, потому что щели в полу.

Что касается гастролей..., то может сложиться так, что всю ночь артист проводит в пути, затем утром, необходимо привести себя в чувства, после обеда короткая репетиция для того, чтобы осмотреться и попробовать сцену. Вечером спектакль. Ночью в автобус — и снова в дорогу.

Как и в любом творческом коллективе, в балетной труппе нередко случаются интриги. Зачастую, масла в огонь подливают сами руководители, выделяя любимчиков и задвигая неугодных. Артисты вообще очень непростые люди: нетерпимость к чужому мнению, нарциссизм, эгоцентризм, гордыня — это все про них. Но вместе с тем, среди них, немало красивых, замечательных и добрых людей.

Артисту балета необходимо постоянно следить за своей формой. Все очень индивидуально… кто-то может себя баловать плюшками, а кто-то калории считает в тарелке с кашей — все зависит от конституции человека.

Что касается зарплаты артиста балета, то она никогда не была большой. Заработок зависит от должности, категории танцовщика, стажа работы, ролей, участия в гастролях, но, в первую очередь, от взаимоотношений с руководством театра. Поэтому, некоторые из наших артистов заключают контракты и уезжают танцевать на Запад.

Семья

Существует распространенный стереотип, что все танцовщики — одинокие люди. Возможно, в представлении обывателя артист балета — это суровый человек с железной волей, привыкший с детства к самоотречению и дисциплине, готовый пожертвовать ради карьеры здоровьем и личной жизнью. Но ничто человеческое им не чуждо, и браки в балетной среде не такая уж редкость. А балерины в наше время не боятся рожать и после родов продолжают карьеру.

Зрелость

Уже в 38-40 лет артист балета, как правило, выходит на пенсию. К этому возрасту, он имеет обычно ряд профессиональных заболеваний: обычно поясничный или шейный остеохондроз, изуродованные стопы и абсолютную психологическую растерянность.

Конечно, как и везде, есть исключения. Например Майя Плисецкая, Уланова, Васильев, Максимова танцевали гораздо больше положенных по закону двадцати лет. Некоторые артисты, вышедшие на пенсию, имеющие склонность и способности, становятся хореографами. Так, например, в Академии русского балета им. Вагановой, создали факультеты именно для тех, кто по разным причинам перестает танцевать. Там они могут получить профессию педагога, хореографа, балетмейстера-постановщика или балетоведа.

И все же, несмотря на все эти трудности, желающих получить профессию артиста балета великое множества. Тот факт, что каждое лето в знаменитые балетные училища приходят толпы родителей с детьми – тому веское доказательство.


 


 


 


 


 

Сергей Полунин


 

Диана Вишнева

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.