12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александр Ильич Киртянов15

А.И. Киртянов

г. Сургут

Профориентация обучающихся на уроках физики

Человек, работающий с интересом, не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии.

Многим школьникам в ближайшем будущем предстоит трудиться по специальностям квалифицированных рабочих, поэтому большинство из них должны быть ориентированы на массовые рабочие профессии.

Процесс профориентации обучающихся при изучении физики должен проходить комплексно и, по возможности, затрагивать знакомство учащихся с объектами труда, технологическими процессами с применением в них физики, воспитание социально-нравственных качеств личности школьника – будущего рабочего.

Одним из возможных вариантов решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся является политехническая направленность предметов естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, биология и др). В содержании курса физики рассматриваются вопросы тесно связанные с технологическими процессами различных промышленных подразделений (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с использованием различного рода излучения и др.).

Подготавливая своих учеников к правильному выбору профессии на своих уроках, например, уже в 7-х классах при изучении темы «Инерция» обращаю внимание на невозможность быстрой остановки станка, движущейся детали, инструмента. В теме «Давление твёрдых тел» обращаю внимание учащихся на то, что, изменяя S площадь или F силу можно изменять давление P=F:S. Предлагаю назвать слесарные и столярные инструменты, при работе с которыми эта закономерность используется. В беседе выясняем как именно данный инструмент создаст большое давление где, и зачем, специалисты каких рабочих профессий должны хорошо знать эту закономерность.

В 9-х классах, вспоминая этот материал, говорим об опорах ЛЭП, фундаментах зданий, сооружений, на этих уроках по теме «Деформация, виды деформаций» разговор идёт о профессиях каменщика, электрика, столяра-плотника, швеи-мотористки. Изучая вопросы темы «Диффузия», разбираем принципы технологических процессов: цементирования, хромирования, пайки, сварки, плавления, окраски поверхностей. Беседуем с ребятами о профессиях сварщика, маляра и т.д.

На занятиях большое внимание учащихся обращаю на второй аспект выбора профессии: требования к умениям и личным качествам человека, необходимые для данного специалиста. К этим требованиям относим такие группы умений, как умение планировать свою работу, организационные умения, регулировочные и умения самоконтроля. К умениям планирования относим: постановку целей труда, составление технической документации и работа с ней, выполнение несложных технико-технологических расчётов, использование справочной литературы, работа с графиком, чертежом.

К организационным умениям относим: подготовку рабочего места, выбор оптимальных методов работы, самообразование и совершенствование профессии, соблюдение правил безопасности.

К регулировочным умениям, которые человек постоянно должен вырабатывать у себя: трудолюбие, аккуратность, внимание, память, воображение, умение исправить наладить инструмент и т.д. Умения самоконтроля с помощью приборов диагностики, контрольно-измерительных приборов.

Все эти умения каждый ученик должен быть заинтересован в себе, формировать сам и при обучении на всех уроках, готовя себя к данной конкретной профессии.

На уроках и внеклассных мероприятиях не забываем обсуждать вопросы экологии, стараюсь прививать детям любовь к природе, к своему городу, району, школе.

Наш предмет позволяет ребятам раскрыть не только вопросы курса физики, но и увидеть практическое применение изученных физических явлений, раскрыть привлекательные стороны работы медицинского персонала, связанные с использованием современных приборов и методов исследования, основанных на физико-технических достижениях и повышающих эффективность лечения.

При изучении основ МКТ знакомлю учащихся с диффузными процессами:

обращаю их внимание на эффект воздействия лекарства в виде таблеток и капель, при применении которых минуется процесс растворения;

ребята объясняют преимущество ингаляции перед другими способами введения лекарственных веществ в органы человека, животных (при расщеплении препарата увеличивается площадь, которую они покрывают и скорость движения частиц);

знакомлю учащихся с применение явления диализа - разделение двух растворов разной концентрации с помощью полунепроницаемой перегородки - мембраны, которая как сито, отделяет мелкие молекулы от более крупных (выделение молекул крови, белков, вирусов, бактерий), методом открытым О. Грехмом.

При изучении тепловых явлений и основ термодинамики знакомлю обучающихся

с действием согревающих компрессов, грелок, кварцевых ламп, принцип работы которых основан на изменении внутренней энергии в процессе теплопередачи и расширении кровеносных сосудов;

с результатом действия массажа, которое основано на изменении внутренней энергии в процессе совершения механической работы,

с применением тепла и холода при лечении кожных заболеваний, с применением криогенных камер;

с результатами анестезии - понижением температуры вследствие испарения;

знакомлю с методом диатермии, основанного на тепловом действии тока, с целью усиления кровообращения, снижения давления на пораженный недугом орган: желудок мочевой пузырь и т.п.

Богатейший материал для профориентации подростков на медицинские специальности дает изучение физики в старших классах. Трудно назвать физические явления, изобретение, открытие, которое так или иначе не нашло бы «отражения» в медицине.

Решать задачу, связанную непосредственно с реальной жизнью человека, всегда интересней. Такие задачи можно использовать как фрагмент урока.

1.Белое вещество мозга имеет относительную диэлектрическую проницаемость, равную 90, а кровь-85. В какой из этих биологических сред внешнее электрическое поле ослабевает сильнее и во сколько раз?

2.Радиоактивные изотопы t1623484182aa.gif, t1623484182ab.gif, t1623484182ac.gif широко применяются в медицине и биологии. Напишите ядерные реакции, в которых получаются эти изотопы.

Возможность применять на уроках физики сведения из разных областей человеческого знания способствует созданию единой научно картины мира, формирует интерес к предмету.

При подготовке к обобщающему уроку продумываю систему творческих домашних заданий профориентационной направленности:

Подготовить минисообщения, доклады по теме: «В основе каких технических устройств (процессов) лежат изученные физические закономерности».

Создать презентацию, в которой представляется для каких профессий знания данных законов, явлений необходимо, например «Механика и мир профессий».

Создать видеоролики об использовании физических закономерностей в производстве, и с какими профессиями это связано».

Организовать фотовыставку технических устройств, работающих на основе данных закономерностей, например «Этот универсальный электродвигатель».

Составить практическую задачу по теме, с которой может столкнуться специалист той или иной профессии.

Организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим физическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении физики.

При обучении физике важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль результатов выполняемого трудового процесса. При выполнении лабораторных работ по инструкциям, предложенным в учебниках в качестве дополнительного задания можно предлагать обучающимся задания, в которых требуется указать, в какой отрасли производства используется изучаемое явление.

Для формирования профессионального самоопределения и познавательных способностей, обучающихся необходим особый подход, который бы помогал решать задачу, стоящую перед школой по воспитанию личности способной творчески подходить к решению практически важных задач. А, следовательно, знания о производстве, полученные в школе, помогут им адаптироваться в современных условиях жизни.

Работая над профессиональным самоопределением обучающихся, необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка уровень его развития, склонностей, интересов и т.п.


Литература


В. Е. Гаврилов «Мир профессий. Человек-техника». М. Молодая гвардия 1987.

Ю. Г. Виленский и др. «Путь к милосердию». Киев « Здоровье» 1986.

И. Ю. Ланина, Л. А. Ларченкова «Учение с увлечением на уроках решения задач по физике». С-Пб. О.О.О. Миралл» 2005.

Степанова Г. Н. «Физика 7,8,9». ООО «Русское слово – учебник», 2013.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.