12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борисова Анна Викторовна269
Член Союза Дизайнеров России. педагог дополнительного образования студии дизайна ДПК "Полет"
Россия, Калужская обл., Калуга
4

Профориентация старшеклассников путем развития творческих способностей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды



УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И

МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ г. КАЛУГИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ ЦЕНТР «СОДРУЖЕСТВО»







«Профориентация старшеклассников путем развития творческих способностей средствами моделирования и дизайна ландшафтной среды».




Автор: Борисова Анна Викторовна, педагог дополнительного образования ДПК «Полет»



















г. Калуга

2018г.

1. Введение.

Одной из самых привлекательных профессий для современных школьников является профессия дизайнера. Поэтому актуальность данной разработки обусловлена повышенным интересом у учеников к специальности «дизайн».

К большому сожалению, школьные предметы: «Художественный труд», «Рисование», «Мировая художественная культура» из–за нехватки времени предполагают лишь обзорное знакомство с историей и современным дизайном. Необходимость разработки связана с отсутствием достаточного количества программ профильного уровня, которые могли бы дополнить учебные предметы в области гуманитарного и художественно – эстетического цикла.

Слово «дизайн» встречается повсеместно. В разных сферах деятельности этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и внешний вид (форму, цвет, композицию) и сам процесс проектирования – изготовления, который приводит к конечному результату. Дизайн как искусство возник в XX веке с расцветом индустриального производства. Он имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира (предметной среды): от цветочных композиций до мебели и машин.

Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры и экстерьеры, широко используют разнообразные материалы и технологии, руководствуются правилами гармонии и композиции пространства, грамотно сочетают цвета и декоративные элементы в композиции, ученики хотят узнать больше о дизайнерском искусстве и сами научиться создавать оригинальные композиции.

У многих учеников нашей художественной студии возникают вопросы:

«Куда пойти учиться дальше? Какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером?»

Детям необходимо объяснить, что дизайнер занимается не только художественным творчеством, но и чертежами, математическими расчетами и т.д. Поэтому в этой профессии необходимо не только хорошо уметь рисовать, но и хорошо знать математику, черчение, историю искусств и другие предметы. Однако нет «дизайнера вообще», один человек не может быть хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, одежды и ландшафтном дизайне.

Все мы – современные люди живем в среде «второй природы», созданной фактически искусством и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированными пользователями всего этого сложного мира дизайна: конструкций, предметов, материалов мы должны быть элементарно грамотны, знакомы как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию и проектированию основополагающих элементов.

Первое вводное занятие «Дизайн как средство моделирования предметной среды» знакомит учащихся с многообразием направлений в дизайне, профессиями, где используются дизайнерские навыки, помогает ученикам сделать правильный выбор, поняв свои привязанности и личные возможности.

Наибольший интерес у учеников из всех направлений дизайна вызвал ландшафтный дизайн, который очень востребован в наше время. Знания и умения, полученные в результате обучения, учащиеся смогут использовать в своей дальнейшей практической жизни. А также продолжить образование в среднем или высшем профессиональном учебном заведении по этому направлению и получить профессии, пользующиеся высоким спросом на современном рынке труда.

Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся профессиональных навыков в области дизайна и способствует развитию творческих способностей в области ландшафтного проектирования и моделирования. Особенностью представленной работы является гармоничное сочетание ландшафтной графики (2D – макет) и ландшафтного моделирования

(3 – D). Работа над ландшафтным проектом ведется поэтапно: вначале разрабатываются фор – эскизы и выполняется рисунок плана на бумаге (2D), затем по эскизу выполняется сам макет (3D).

Процесс обучения направлен по творческому руслу создания самостоятельности, оригинальности и креативности мышления. Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Поэтому я, как педагог, стараюсь, как можно раньше разглядеть в ребенке его творческие задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развивать. Направленность нашей студии стремление сформировать в учениках базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей среде, а также навыки коллективной деятельности. Познавательно – творческая деятельность учащихся организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти путь от рождения замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию конкретной работы. При этом основными критериями успешности выполнения задания являются самовыражение, самоутверждение и личные интересы ученика.

При изучении данного материала и выполнении творческих заданий учащиеся изучают творчество известных мастеров современного дизайна (Патрик Блан, Александр Сапелин, Тим Ньюбери и др.), анализируют их работы. Причем изучение основывается на активном изобразительном творчестве детей. Занятия построены таким образом, что после теоретической части предполагается практическая работа как продуктивного характера (создание собственного образа), так и репродуктивного (копирование известных работ по ландшафтному дизайну). Я думаю, что такой творческий подход к изучению современного ландшафтного дизайна позволит каждому ученику найти свой личный смысл и творческий почерк и принесет больше пользы, чем обычный курс с бесконечным количеством мелькающих перед глазами фотографий. Овладение графическим искусствам, техникой рисунка очень важно для будущего дизайнера. Наряду с натурным рисунком важно развивать умение копировать хорошие оригиналы, произведения ландшафтных дизайнеров.

Метод изучения ландшафтного дизайна, построенный на активном художественном творчестве учащихся, способствует развитию гармоничной интеллектуальной личности. В связи со спецификой занятий в студии дизайна обучаются дети с ярко выраженными творческими способностями, поэтому при работе использую индивидуальный подход и создаю условия для реализации креативных возможностей учеников, профессионального развития творческих навыков в области ландшафтного проектирования и моделирования. Студия дизайна работает под девизом «Простор воображению – зеленый свет идеям».



Курс обучения базируется на трех основных разделах:


1. «Дизайн как средство моделирования ландшафтной среды». Раздел знакомит учащихся с основными понятиями дизайна, направлениями и профессиями, в которых работают дизайнеры.

2«Основы цветоведения и ландшафтной композиции». Раздел знакомит с основными законами построения композиции, рассматривает гармоничные сочетания цветов в ландшафтной композиции.

3. «Ландшафтный дизайн открытого пространства: проектирование и макетирование среды». Раздел знакомит с основными правилами планировки открытого пространства, составлять план участка, конструировать макет ландшафтной среды.


Разработка заданий по данным разделам:

Каждое задание раздела рассчитано на несколько занятий.

Задание 1.

«Дизайн как средство моделирования среды».

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями дизайна, направлениями, профессиями, выбрать понравившееся направление, учитывая интересы детей.

Задачи:

- сформировать представления о дизайне среды; профессиях, в которых работают дизайнеры;

- приобщать детей и подростков к творческой деятельности;

- развивать творческое мышление и воображение.

Теоретическая часть: занятие проходит в виде лекции, беседы. Для занятий необходимо иметь небольшой блокнот для конспектирования и папку бумаги (формат А4) для изобразительного творчества.

Планирование беседы по вопросам:

1. Что такое дизайн?

2. Чем занимаются дизайнеры?

3. В какой области они работают?

4. Какие навыки должен иметь дизайнер?

5. С какими материалами работают дизайнеры?

Практическая часть:

1. Ответить на вопросы.

2. Самостоятельная поисковая работа и аналитическая работа:

- перечислить профессии, где работают дизайнеры;

- сравнить направления дизайна,

- выбрать наиболее интересное;

3. Изобразительное творчество.

Выполнить эскиз по выбранному направлению дизайна (в любой художественной технике).


Задание 2.

«Основы цветоведения и композиции».

Цель: познакомить учащихся с основами композиции и цветоведения.

Задачи:

- сформировать представление о природе цвета;

- изучить функциональные задачи цвета, контрастные и нюансные сочетания;

- познакомить с основами построения ландшафтной композиции;

- познакомить с основными типами композиции: симметрия, асимметрия;

- развивать образное мышление.

Теоретическая часть: знакомство с основными, дополнительными цветами, нюансными и контрастными сочетаниями, с правилами построения композиции. Занятие проходит в виде лекции, беседы.

Для занятий необходимо иметь плотную, белую бумагу, гуашь, палитру, кисти.

Практическая часть:

1. Составление контрастных и нюансных сочетаний цвета (формат А4);

2. Построение линейной композиции (симметрия и асимметрия);

3. Выполнение эскиза ландшафтной композиции, по которому будет конструироваться макет (по выбору).


Задание 3.

«Ландшафтный дизайн открытого пространства: проектирование и макетирование среды».

Цель: познакомить учащихся с основными правилами планировки, конструирования и макетирования ландшафтной среды.

Задачи:

- научить выполнять эскиз садового участка;

- познакомить с последовательностью функционального зонирования (деления участки на различные зоны);

- сформировать представление о ландшафтном макетировании;

- изучить технологию и последовательность выполнения макета;

- развивать творческие способности.

Теоретическая часть: знакомство с работами современных ландшафтных дизайнеров. Беседа о различных стилях и направлениях в дизайне сада, характерных особенностях планировки. Поиск современных декоративных форм и формообразования в композиции.

Для занятий необходимо иметь планшет – основу для макета (формат А1, А2), бумагу различной фактуры, картон, клей ПВА, природные материалы: галька, песок, веточки деревьев различного диаметра, различные виды пластика (упаковка), искусственные растения (в соответствии к размеру макета).

Практическая часть:

1. Выбор материалов для макетирования.

2. Перенос линейной композиции на основу с заранее выполненного эскиза.

3. Моделирование рельефной поверхности моделируемого участка.

4. Установка и закрепление основных компонентов ландшафтной композиции.

5. Декорирование деталями из различных материалов.


Все ученики студии успешно прошли курс обучения и выполнили творческое задание по ландшафтному проектированию (эскиз) и моделированию (макет).

Работы старшеклассников:

1. Портенко Людмила 15 лет.

Зона отдыха в ландшафтном стиле:

Эскиз – план участка (вид сверху), макет.

t1604962225aa.jpg


- альпийская горка;

- композиция из хвойных растений;

- живая изгородь;

- декоративный фонтан;

- цветник из однолетних растений;

- зона отдыха: скамейка, совмещенная с фонарем;

- декоративное комбинированное мощение.


t1604962225ab.jpg


t1604962225ac.jpg

2. Попова Кристина 16 лет.

Зона отдыха в ландшафтном стиле.

Эскиз – план участка, макет.t1604962225ad.jpg



t1604962225ae.jpg


t1604962225af.jpg



- декоративный пруд с насыпным островком;

- зона отдыха: беседка с видом на пруд;

- альпийская горка;

- вертикальное озеленение – шпалера;

- солитерная посадка – вяз;

- декоративные цветники из однолетников;

- живая изгородь.








3.Кривова Светлана 14 лет

Фрагмент парка в регулярном стиле.

Эскиз – план участка, макет.


t1604962225ag.jpg


- цветники в регулярном стиле;

- рабатки (цветочные полосы вдоль дорожек);

- живые изгороди;

- декоративная отсыпка;

- линейные посадки хвойников;

- симметричные цветочные композиции;

- модульный декоративный фонтан;

- арабески (симметричные орнаменты) из однолетних культур;

- система модульных цветников.


t1604962225ah.jpg



t1604962225ai.jpg



4. Кривова Светлана 14 лет.

Зона t1604962225aj.jpgотдыха в ландшафтном стиле.

Эскиз – план участка, макет.


декоративное комбинированное мощение;

модульный цветник из пряных трав;

живая изгородь;

зона отдыха: беседка с вертикальным озеленением;

декоративный пруд отсыпкой гравием;

солитерная посадка – клен;

моноцветник – розарий.




t1604962225ak.jpg


t1604962225al.jpg


5. Блинова Софья 12 лет.

Зона отдыха в ландшафтном стиле.

Эскиз – план участка, макет.

t1604962225am.jpg

- зона пляжного отдыха; пруд для купания; декоративное мощение;

- Миксбордеры (цветники в ландшафтном стиле); освещение,

- береговая зона с песчаной отсыпкой; живая изгородь.

t1604962225an.jpg


6. Коллективная работа.

Зона пешеходного отдыха.


t1604962225ao.jpg



- декоративные фонтаны;

- цветники в ландшафтном стиле;

- система мощения;

- зона отдыха с беседкой;

- цветочные композиции в нюансной цветовой гамме;

- вертикальное озеленение крыши;

- партерный газон;

- солитерная посадка деревьев.



t1604962225ap.jpg



t1604962225aq.jpg

7. Коллективная работа.

Фрагменты парков в регулярном стиле.

t1604962225ar.jpg


t1604962225as.jpg

t1604962225at.jpg




t1604962225au.jpg

8. Коллективная работа.

Зона отдыха в ландшафтном стиле.


t1604962225av.jpgt1604962225aw.jpg



t1604962225ax.jpg


t1604962225ay.jpg

Список литературы:

1. С.С. Алексеев. О цвете и красках. - М.: Искусство, 1962.

2. Розмари Александер, Карена Бэтстоун. Дизайн сада, профессиональный подход. – М.: Кладезь – Букс, 2006.

3. А.М. Вачьянц. Современная архитектура и дизайн. Методическое пособие. - М.: Аирис-пресс, 2009.

4. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев. Занятия в школе дизайна. Волгоград: Учитель, 2010.

5. А.В. Грачева. Основы фитодизайна: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2007.

5. Н.Я. Крижановская. Основы ландшафтного дизайна. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

6. Даниэль Нис. Основы ландшафтного рисунка для дизайнеров. – М.: «Белый город2, 2008.

7. Н.В. Сорокина. Декоративное оформление школьного участка. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.

8. О.Б. Сокольская. Ландшафтная архитектура: учебное пособие. – М.: Академия, 2008.

9. В.Б. Устин. Композиция в дизайне. Композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве. Учебное пособие. – М.: Астрель, 2006.

10. В.Б. Устин. Художественное проектирование. Учебник. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.