Программа оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей «Изумрудный город»

4
0
Материал опубликован 19 May 2017 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г.Абакана

«Средняя образовательная школа №1»

Программа оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №1»

_____________Л.Б. Огурцова

Номинация:

«Программа «Эколагерь» - программа оздоровительного учреждения экологической и природоохранной направленности»

Период работы:

1.06.2017г. – 30.06.2017г.

Авторский коллектив:

О.Н.Захарова, зам .директора по УиВР, высшая квал.кат.

Г.Н. Солдатенко, зам.директора по ВР, первая квал.кат.

И.В.Тонкошкурова, учитель ин.языков, к.пед.н, начальник лагеря

г. Абакан, 2017

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Полное название программы

Программа оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей «Изумрудный город» на базе МБОУ СОШ №1 г. Абакана

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Захарова О.Н. – заместитель директора по УиВР,

Солдатенко Г.Н. – заместитель директора по ВР,

Тонкошкурова И.В. – учитель английского языка (начальник летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей)

Контактный телефон, электронный адрес

(3902) 22-35-55

abakan.shkola1@list.ru

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Абакана «Средняя общеобразовательная школа №1»

Адрес: 655017, Республика Хакасия, г.Абакан, ул.Советская, 28

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013г)

Естественнонаучная

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика (дети - сироты, дети, оставшиеся без попечительства родителей, дети с ОВЗ и др.)

Обучающиеся МБОУ СОШ № 1 в возрасте от 7 до 14 лет.

Программа «Изумрудный город» универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)

Программа оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей «Изумрудный город» ориентирована на формирование экологической культуры школьников, бережного отношения к природе.

В основе программы «Изумрудный город» лежит погружение детей в образовательную игру, все игровые блоки которой выстраиваются на сюжетах книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

В ходе игры её участники совершают увлекательное путешествие с героями книги, ищут решение поставленных перед ними проблем, проводят наблюдения и эксперименты.

Обоснование актуальности программы

Актуальность программы обусловлена необходимостью поиска новых путей и средств продолжения учебного процесса в условиях лета; решения проблемы летней занятости детей, укрепления здоровья учащимися, формирования бережного отношения к природе.

Предполагаемый социальный эффект программы

Программа обеспечивает организацию социально-значимого досуга детей и подростков, уменьшение степени риска вовлечения детей и подростков в преступную среду, экологическое воспитание.

Главным результатом реализации программы является развитие ребенка. Показатели этого развития - приобретение ребенком новых знаний, укрепление физических и психических сил, т.е. новый положительный жизненный опыт. У участников программы формируются привычки здорового образа жизни, осуществляется практическое воплощение этих навыков.

Цели и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель программы:

Комплексное решение проблем организации летнего отдыха, занятости и оздоровления обучающихся школы, обеспечение их безопасности.

Задачи:

создать на базе МБОУ СОШ №1 условия для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся школы во время летних каникул;

обновить содержание и формы организации летнего пришкольного лагеря и оздоровления детей;

обеспечить максимальное вовлечение учащихся в активную познавательную и практическую деятельность в сфере экологии и охраны окружающей среды в сочетании с оздоровлением и отдыхом;

дать школьникам возможность получить собственный опыт исследования и моделирования явлений окружающего мира, применить на практике учебные знания, умения, навыки, приобретенных в течение учебного года;

формировать у детей осознанное отношение к себе, как к части окружающего мира.

Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

- полноценный содержательно наполненный летний отдых детей, в том числе детей из неблагополучных, малообеспеченных семей;

- оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни;

- развитие лидерских и организаторских качеств детей, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

- повышение экологической культуры учащихся, формирование ответственного и бережного отношения к природе;

- вовлечение школьников в исследовательскую деятельность;

- формирование метапредметных универсальных учебных действий;

- личностный рост участников программы.

Содержание программы:

Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации:

- подготовительном;

- организационном;

- основном;

- итоговом

Этапы реализации программы «Изумрудный город»

Подготовительный этап (февраль – май)

проведение организационных совещаний, планерок по подготовке школы к летнему сезону;

разработка программы деятельности летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Изумрудный город»;

разработка методических материалов для работников лагеря;

формирование нормативно – правовой базы, символики и атрибутики смены;

подбор и подготовка кадров для работы на смене;

проведение обучающих семинаров, мастер – классов для работников лагеря на школьном МО;

подготовка материально-технической базы.

Организационный этап (1-3 июня)

закладка основ временного детского коллектива;

погружение детей и подростков в образовательную игру;

помощь каждому участнику смены в адаптации к новым условиям;

корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий участников программы.

Основной этап (с 4 по 30 июня)

реализация основной идеи смены;

формирование временного коллектива и психологического климата в отрядах и в лагере в целом через учет возрастных и индивидуальных способностей каждого члена коллектива;

вовлечение участников образовательной игры в различные виды коллективно – творческой, исследовательской, физкультурно-оздоровительной деятельности;

физическое оздоровление детей;

демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе.

Итоговый этап (июнь – июль)

всесторонний анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов), проведенной работы;

обобщение результатов;

оформление итоговой документации;

анализ предложений внесенных детьми, родителями, педагогами по деятельности лагеря;

анализ реализации программы и выработка рекомендаций по организации работы летнего оздоровительного лагеря;

обмен опытом работы с коллегами на совещаниях, научно – практических конференциях, фестивалях.

План-график (план-сетка) программы

см. Приложение 1

Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация);

- описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования

В реализации программы участвуют:

- начальник лагеря – Тонкошкурова Ирина Викторовна, к.пед.н., учитель английского языка (пед. стаж - 19 лет)

- заместитель начальника – Верхотурова Светлана Витальевна – учитель технологии (пед.стаж 6 лет)

- заместители директора по воспитательной работе

- воспитатели - учителя школы

- педагог-организатор

- инструктор по физкультуре

- медицинский работник

- библиотекари школьной библиотеки

Подготовка педагогического отряда через организацию и проведение обучающих семинаров (апрель 2017г.)

Проведение установочного семинара для воспитателей и отрядных вожатых перед открытием лагеря, проверка знаний по охране труда в объёме, соответствующем должностным обязанностям.

Ресурсная обеспеченность программы

Программа разработана с учетом законодательных нормативно-правовых и иных документов.

При написании программы использовались методические рекомендации по летнему отдыху. В её основу легли положения инновационного образовательного проекта «Школа Нового Поколения», в частности реализуются идеи его естественнонаучного направления «Школа тайн и открытий».

Методическая работа школы осуществляется посредством индивидуальных и групповых консультаций (апрель-июнь); обучающих семинаров (апрель); ежедневных методических планерок с 25 мая по 30 июня;

Материально-технические условия

Спортивный зал для проведения спортивных мероприятий.

Спортивные площадки для проведения спортивных мероприятий и творческих игр.

Игровая площадка для проведения игр на свежем воздухе.

Игровые комнаты для проведения отрядных мероприятий.

Школьная столовая.

Школьная библиотека.

Материалы для оформления командных уголков и творчества детей.

Канцелярские принадлежности.

Аудиоматериалы и видеотехника.

Призы и награды.

Финансовые средства летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей образуются из средств Министерства образования и науки Республики Хакасия

Наличие социальных партнеров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

- Управление культуры молодежи и спорта Администрации города Абакана;

- Музей занимательных наук «ЭкспериментУм»;

- Ландшафтный парк «Сады мечты»

- Ландшафтный парк «Вдохновение»

- Республиканское Государственное Учреждение "Центр живой природы" (Абаканский зоопарк)

- государственный природный заповедник «Хакасский»;

- Детский парк «ОРЛЕНОК»

- Черногорский парк «РИО»

- Абаканский дворец молодежи

- Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Хакасия национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова

- родительский комитет лагеря.

Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

- Проведение анкетирования родителей и детей;

- оформление фото-газет и странички отзывов о проведённых мероприятиях;

- свободное общение в социальных сетях.

Механизм оценки эффективности реализации программы:

Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные)

Мониторинг реализации программы осуществляется путем выявления динамики личностного развития участников смены. При этом используются методы количественного и качественного анализа данных, представленные в программе: тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности, беседа, анализ документов.

При осуществлении мониторинговой деятельности учитываются:

- уровень заинтересованности детей в работе лагеря;

-результаты работы отряда и детей в ходе реализации программы;

-результаты диагностики психологического климата в отряде и эмоционального состояния детей;

- анализ заполнения учебного календаря в отрядах;

-качество подготовки отряда к творческим мероприятиям;

-наблюдение

-поведение, высказывания, отзывы детей, родителей.

Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения

В программе использованы методики, направленные на измерение степени развития тех или иных личностных качеств ребенка, позволяющие не только определить индивидуальные особенности ребенка, его интересы, опасения и опыт, но и выявить динамику его личностного развития (использовано учебное пособие И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика»).

Диагностики, применяемые в организационном периоде

- Анкета «Мои ожидания от отдыха» (анкетные данные обучающегося; мотивация посещения лагеря; тип личности ребенка; интересы; ожидания от смены; отношение к сверстникам);

- Диагностические методики: «Чем я силен», «Новоселье», «Диагностика нравственной самооценки»

Диагностики, применяемые в основной период смены

- Методики «Незаконченное предложение», «Социометрия», «Большие полушария»

Ежедневная рефлексия на отрядных огоньках (личностные приобретения ребенка; полученный за день опыт; эмоциональное состояние ребенка, удовлетворенность прожитым днем).

Диагностики, используемые в итоговом периоде

Методика «А на последок я скажу».

Итоговый анализ учебных календарей.

Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):

- развитие творческого потенциала детей:

- уровня и спортивных достижений;

- пропаганда ЗОЖ;

- снижения уровня агрессивности в детской среде;

- профориентация;

- самоуправление;

- иные

По игровой легенде все участники программы строят «дорогу из желтого кирпича». На видном месте закрепляются старые обои и на них крепятся желтые листы (разных оттенков, покрашенные гуашью листы обычной бумаги). «Кирпичики» вручаются на общих сборах за достижения детей. На них пишется кому, когда и за что был вручен «кирпич». Получив «кирпичик», ребенок сам (или при помощи взрослого) крепит его на «дороге».

Также детям вручаются «изумрудик» (бусинка) на веревочке, чтобы можно было повесить на шею, принести домой, показать родителям. На линейке закрытия вручаются призы всем участникам программы, грамоты наиболее активным участникам.

Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

- на детском уровне;

- на родительском уровне;

- на уровне администрации детских оздоровительных лагерей

Оценка программы на детском уровне осуществляется через:

анализ дня на ежедневной рефлексии;

проведение входящего и итогового анкетирования;

желание ребенка посетить пришкольный лагерь на следующий год.

Оценка программы родителями отслеживается через:

записи в книге отзывов;

анкеты;

собеседования;

отзывы в социальных сетях.

Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через:

ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей и вожатых;

анкетирование;

обсуждение результатов смены на итоговом педсовете;

публикацию статей из опыта работы по реализации программы в различного рода научно-методических журналах;

Основными показателями, в первую очередь, будут являться отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по конкретному виду деятельности.

Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня

Программа оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей «Изумрудный город» реализуется впервые.

Возможность тиражирования программы

Программа может быть использована другими оздоровительными учреждениями с дневным пребыванием детей и адаптирована к их условиям.

Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)

Программа оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей «Изумрудный город» реализуется впервые.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников. При этом далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, безопасный, правильно организованный и содержательно наполненный отдых. В связи с этим проблема организации летней занятости детей всегда остро стояла и стоит перед педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 1 города Абакана.

Как защитить школьников, которые во время каникул зачастую предоставлены сами себе? Как организовать для них интересный досуг, способствовать укреплению здоровья, развитию физических сил, обогащению знаниями и новыми впечатлениями? Как на практике реализовать идею «школы полного дня и полного года», лежащую в основе инновационного образовательного проекта «Школа нового поколения» (ШНП), участником которого МБОУ СОШ №1 города Абакана является с 2005 года? Решение этих вопросов мотивирует наш педагогический коллектив на поиск новых форм организации работы летнего пришкольного лагеря, сочетающих в себе комплекс мероприятий оздоровительного, образовательного, развивающего и развлекательного характера.

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Изумрудный город» разработана авторским коллективом в рамках естественнонаучного направления ШНП «Школа тайн и открытий», ориентированного на формирование экологической культуры школьников, бережного отношения к природе.

Программа основана на концептуальной идее ШНП о «школе полного дня и полного года», предполагающей осуществление развивающего обучения, построенного на основе исследовательского метода, не только в течение учебного года, но и на каникулах. В таком обучении через действие отражены следующие приоритеты:

Приоритет мышления над знанием;

Приоритет вопросов над ответами;

Приоритет креативности над исполнительством;

Приоритет детской инициативы над инициативой взрослых;

Приоритет эмоционального над интеллектуальным;

Приоритет диалога над монологом;

Приоритет деятельностного начала над манипулятивным;

Приоритет эффективного самообразования и саморазвития над развитием по заданной извне траектории.

Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие цель и задачи:

Цель программы:

Комплексное решение проблем организации летнего отдыха, занятости и оздоровления обучающихся школы, обеспечение их безопасности.

Целеполагание задается с помощью игровой легенды на основе сюжетов книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Конечная цель игрового образовательного блока помочь Элли найти друзей и «выстроить» дорогу в Изумрудный Город, преодолевая различные препятствия, встречающиеся в пути.

Задачи:

Создать на базе МБОУ СОШ №1 условия для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся школы во время летних каникул;

обновить содержание и формы организации летнего пришкольного лагеря и оздоровления детей;

обеспечить максимальное вовлечение учащихся в активную познавательную и практическую деятельность в сфере экологии и охраны окружающей среды в сочетании с оздоровлением и отдыхом;

дать школьникам возможность получить собственный опыт исследования и моделирования явлений окружающего мира, применить на практике учебные знания, умения, навыки, приобретенных в течение учебного года;

формировать у детей осознанное отношение к себе, как к части окружающего мира.

Предполагаемые результаты

Реализация программы «Изумрудный город» позволит сделать процесс экологического воспитания школьников непрерывным и творческим, осуществить переход от учебной деятельности к детской исследовательской работе, уйти от стереотипов обучения. Дети смогут в игровой форме восполнить недостаток экологических знаний и навыков правильного общения с природой, ознакомиться с теми видами деятельности, которые непривычны для школы, применить знания на практике, выработать умение оценивать состояние окружающей среды. Все это поможет оживить понимание окружающей природы. При этом детям придется использовать логику и нестандартное мышление.

Программа «Изумрудный город» предусматривает использование различных форм экологического образования (игровое погружение, экскурсии, наблюдения, опыты с природными объектами, проекты и т.д.), что делает реализацию программы высокоэффективной.

Являясь активными участниками образовательной игры в лагере, после окончания смены дети смогут использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, среди друзей. Участвуя в игре, у детей будет возможность примерить на себя новые роли, проявить лидерские качества. Полученные знания разнообразных игр и опыт организаторской деятельности позволят им в будущем стать хорошими помощниками педагога в реализации образовательных и воспитательных программ. Таким образом, образовательная игра, её положительное влияние на развитие и становление личности ребёнка, выйдет за границы летнего пришкольного лагеря.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В основе программы «Изумрудный город» лежит погружение детей в образовательную игру, все игровые блоки которой выстраиваются на сюжетах книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». В ходе игры участники лагеря совершают увлекательное путешествие с героями книги, ищут решение поставленных перед ними проблем, проводят наблюдения и эксперименты.

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя как образовательную деятельность, направленную на получение детьми знаний, новых умений и навыков в непринужденной игровой форме, в ходе игровых образовательных практик, а также деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.

По тематическому содержанию программа является «сквозной», то есть с первого и до последнего дня она развивается в общей логике, с одним общим сюжетом. В начале и в конце игрового дня проводится общий сбор - линейка участников программы. Каждая линейка начинается песней из мультфильма «Волшебник изумрудного города». В начале каждого игрового дня на линейке задаются ориентиры на предстоящий день. В конце игрового дня на линейке подводятся итоги дня, производится награждение и поздравление. Награждение может быть индивидуальным и групповым. Учащиеся награждаются «жёлтыми кирпичами» и «изумрудинками». После общего сбора «кирпичи» сразу крепятся на «дорогу», а бусинки на верёвочке вешаются на шею. Их уносят домой, чтобы семья видела достижения ребёнка.

Каждый день, прежде чем приступать к выполнению обозначенных заданий, дети получают сюжетную информацию. Это достигается посредством последовательного прочтения глав книги для погружения участников в сюжет. Обязательным условием является использование педагогами технологии «Осознанного чтения» для вживания детей в определенную роль. По мере продвижения программы используются разные виды получения детьми информации: чтение педагогом, чтение детьми «по цепочке», комментированное чтение, элементы соревнования на лучшего чтеца, просмотр фрагмента мультфильма и беседа, нацеливающая на последующую деятельность, работа с иллюстрациями к книге.

На реализацию поставленной в программе задачи формирования бережного отношения к природе направлено применение элементов технологии DASH («Развивающий подход  к изучению дисциплин об окружающем мире и здоровье»), которая открывает большие возможности с точки зрения организации исследовательской и проектной деятельности. Технология призвана научить школьников размышлять, предвидеть условия и последствия тех или иных действий, обосновывать, принимаемые решения. В ходе изучения важнейших явлений природы и решения практикоориентированных задач школьники делают своими руками предметы, игрушки, приборы, инструменты, приобретают взгляды и методы строгого научного исследования (тщательное наблюдение, всесторонний анализ, проверка и перепроверка получаемых данных, логичность и доказательность объяснений и обобщений). Не менее важное значение имеет приобретение умений и навыков работать в группах, сотрудничать с другими, уточняя при этом собственные знания и совершенствуя умения.

В программе предусмотрено использование следующих элементов технологии DASH:

ежедневное заполнение учебного календаря в каждом отряде; отражение наблюдений за погодой и новости прожитого дня;

ежедневные измерения температуры воздуха, направление и сила ветра, состояние неба – облачность, количество осадков, если они будут и др. для фиксации в учебном календаре;

ежедневное распределение обязанностей в группе;

коробка изобретателя;

работа учащихся старших классов в качестве инструкторов;

ежедневная рефлексия в отрядах в конце дня.

 

Для проведения рефлексии каждый день перед общим сбором (в конце дня), группы собираются либо в отдельном помещении, либо на площадке, в удалении от других групп. Участники программы садятся в круг, лицом друг к другу. Может использоваться какой-либо предмет: у кого он в руках — тот и говорит, остальные молча слушают. Взрослый не вмешивается в выступление, и говорит последним, оценивая работы группы за весь день. Прерывать выступающего не допускается, можно, когда выступающий закончит, задать вопросы на уточнение, но он может не отвечать. Желательно, чтобы во время своего выступления дети ориентировались на следующие вопросы:

Что больше всего понравилось.

Что не понравилось.

Что нового я узнал сегодня

Чему я научился сегодня, чего не умел вчера.

Что вызвало у меня затруднения.

Желательно обсудить проблемы, возникающие в группе в течение дня.

По игровой легенде все участники программы строят «дорогу из желтого кирпича». На видном месте закрепляются старые обои и на них крепятся желтые листы (разных оттенков, могут использоваться покрашенные гуашью листы обычной бумаги). «Кирпичики» вручаются на общих сборах за достижения детей. На них пишется кому, когда и за что был вручен «кирпич». Например, «Ивановой Марии за создание самого веселого Страшилы. 20 июня 2017 года». Получив «кирпичик», ребенок сам (или при помощи взрослого) крепит его на «дороге». Чтобы у детей осталась память, и информация о программе дошла до семей, детям выдаются еще и «изумрудик» (бусинка) на веревочке, чтобы можно было повесить на шею. На линейке закрытия вручаются призы всем участникам программы.

Мероприятия, реализуемые в программе

Дата

Мероприятие

1.

1 июня

Зарядка

Утренняя линейка,

Организационные вопросы (вводный инструктаж по ТБ)

Открытие лагерной смены «Изумрудный город». Тренинг командообразования. Игровая легенда «Волшебник Изумрудного Города»

Просмотр фильма «Книга сказок и приключений».

Изготовление и заполнение календаря.

2.

2 июня

Зарядка

Утренняя линейка,

Организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря.

«Элли в удивительной стране Жевунов». Изготовление кирпича для дороги в Изумрудный Город.

Чтение главы книги «Волшебник Изумрудного Города» в малых группах.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

3

5 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря. Беседа «Тепловой и солнечный удары. Признаки и профилактика». Чтение книги.

Игровое задание «Воспоминание о доме».

Оздоровительные процедуры. Игры на свежем воздухе.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

4

6 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря. Беседа «Личная гигиена»

Чтение книги. Игровое задание «Серебряные башмачки»

Игры на свежем воздухе

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

5

7 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря.

Чтение рассказов о Страшиле. Изготовление Страшилы. Выставка.

Оздоровительные процедуры. Игры на свежем воздухе.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

6

8 июня

Зарядка

Утренняя линейка, инструктаж по ТБ

Заполнение календаря

Чтение книги. Работа с картой понятий «Птицы» - Ворона

Оздоровительные процедуры. Игры на свежем воздухе.

линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

7

9 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

образовательные экспедиции

Заполнение календаря. Работа с картой понятия «Птицы»

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

8

13 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы, (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря

Игровое задание «Железный дровосек» работа в малых группах, Изготовление железного дровосека.

Оздоровительные процедуры. Спортивные игры

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

9

14 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря.

Подготовка агит.бригады «Советы от…»

Игры на свежем воздухе.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

10

15 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря.

Чтение главы книги «Волшебник Изумрудного Города».

Беседа: Для чего Элли и её друзьям нужно укрытие?

Игры на свежем воздухе

Занятия по интересам

Рефлексия

11

16 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

заполнение календаря.

Строим домик для Элли и её друзей

Игры на свежем воздухе

Занятия по интересам

Рефлексия

12

19 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

заполнение календаря. Чтение главы книги «Волшебник Изумрудного Города». «Лес вокруг замка людоеда». Работа с картой понятий «Растения».

Игры на свежем воздухе.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

13

20 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

заполнение календаря.

Образовательные экспедиции, оздоровительные процедуры, игры на свежем воздухе.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

14

21 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря. Чтение книги

Как спасти Элли. Изготовление лестницы. Пионеринг.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

15

22 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря. «Встреча с трусливым Львом». Аппликация из бумаги и ткани, изготовление Льва.

Игры на свежем воздухе.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

16

23 июня

зарядка

утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

заполнение календаря.

«Саблезубые тигры». Экскурсия в зоопарк. Игра по преодолению препятствий.

линейка (подведение итогов дня)

занятия по интересам

Рефлексия

17

26 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря. Чтение книги

Игровое задание «Переправа через реку»

Оздоровительные процедуры. Игры на свежем воздухе.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

18

27 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря. Игровое задание «Маковое поле»

Оздоровительные процедуры. Игры на свежем воздухе.

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

19

28 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря. Игровое задание «Изумрудный город»

Игры на свежем воздухе. Соревнование «Мигуны и живуны»

линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

20

29 июня

Зарядка

Утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

Заполнение календаря. Игровое задание «Гудвин, Великий и ужасный»

Экскурсия в музей занимательных наук «ЭкспериментУм»

Линейка (подведение итогов дня)

Занятия по интересам

Рефлексия

21

30 июня

Торжественное закрытие лагерной смены

Зарядка

Подготовка к карнавалу.

Карнавал в Изумрудном Городе

Торжественная линейка (награждение учащихся, команд, отрядов, концерт).

Рефлексия

Прощание

Список использованной литературы:

  1. http://www.leaducation.ru (Сайт проекта «Школа Нового Поколения»)

    Борис Бим-Бад. Система DASH – электронный ресурс URL http://eurekanext.livejournal.com/233144.html

    http://summercamp.ru/index.php5/Категория:Лагерь_от_А_до_Я

    Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ»; Москва; 2010

Приложение 1

ПЛАН-СЕТКА

1 день. 1 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 - утренняя линейка,

организационные вопросы (вводный инструктаж по ТБ)

9.30 – 11.30 – Открытие лагерной смены

«Изумрудный город».

Тренинг командообразования.

Игровая легенда «Волшебник Изумрудного Города»

11.30 – 13.00 – просмотр фильма «Книга сказок и приключений».

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 14.30 – изготовление и заполнение календаря.

14.30 – уход домой

2 день. 2 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка,

организационные вопросы

(инструктаж по ТБ)

9.30 – 10.00 – заполнение календаря.

10.00 – 11.30 – «Элли в удивительной стране Жевунов». Изготовление кирпича для дороги в Изумрудный Город.

11.30 – 13.00 – Чтение главы книги «Волшебник Изумрудного Города» в малых группах.

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50- 14.30 – занятия по интересам, рефлексия.

14.30 – уход домой

3 день. 5 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 11.30 – Заполнение календаря. Беседа «Тепловой и солнечный удары. Признаки и профилактика». Чтение книги. Игровое задание «Воспоминание о доме».

11.30 – 13.00 – оздоровительные процедуры.

Игры на свежем воздухе.

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

4 день. 6 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30- 10.00 – заполнение календаря. Беседа «Личная гигиена»

10.00 – 11.30 – Чтение книги. Игровое задание «Серебряные башмачки»

11.30 – 13.00 – Игры на свежем воздухе

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

5 день. 7 июня.

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30- 10.00 – заполнение календаря.

10.00 – 11.30 – Чтение рассказов о Страшиле. Изготовление Страшилы.

11.30 – 13.00 – оздоровительные процедуры.

Игры на свежем воздухе.

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

6 день. 8 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, инструктаж по ТБ

9.30- 10.00- заполнение календаря

10.00 – 11.30 – . Чтение книги. Работа с картой понятий «Птицы» - Ворона

11.30 – 13.00 – Оздоровительные процедуры.

Игры на свежем воздухе.

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.30 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

7 день. 9 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 11.30 – образовательные экспедиции

11.30 – 13.00 – Заполнение календаря. Работа с картой понятия «Птицы»

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

8 день. 13 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка,

организационные вопросы

(инструктаж по ТБ)

9.30-10.00- заполнение календаря

10.00 – 11.30 – Игровое задание «Железный дровосек» работа в малых группах, изготовление железного дровосека.

11.30 – 13.00 – оздоровительные процедуры.

Спортивные игры

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

9 день. 14 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 11.30 – заполнение календаря. Подготовка агит.бригады «Советы от…»

11.30 – 13.00 – Игры на свежем воздухе.

13.00 – 13.30 – обед

13.30- 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

10 день. 15 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 -10.00 – заполнение календаря.

10.00 – 11.30 – Чтение главы книги «Волшебник Изумрудного Города». Беседа: Для чего Элли и её друзьям нужно укрытие?

11.30 – 13.00 – Игры на свежем воздухе

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

11 день. 16 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30- 10.00 – заполнение календаря.

10.00 – 11.30 – Строим домик для Элли и её друзей

11.30 – 13.00 – Игры на свежем воздухе

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

12 день. 19 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 11.30 – заполнение календаря. Чтение главы книги «Волшебник Изумрудного Города». «Лес вокруг замка людоеда». Работа с картой понятий «Растения».

11.30 – 13.00 – Игры на свежем воздухе.

13.00 – 13.30 – обед

13.30-13.50 – линейка (подведение итогов дня).

13.50 – 14.30 – занятия по интересам рефлексия

14.30 – уход домой

13 день. 20 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 10.00 – заполнение календаря.

10.00 – 13.00 – Образовательные экспедиции, оздоровительные процедуры, игры на свежем воздухе.

13.00 – 13.30 – обед

13.30-13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

14 день. 21 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 10.30 – Заполнение календаря. Чтение книги

10.30 – 13.00 – Как спасти Элли. Изготовление лестницы. Пионеринг.

13.00 – 13.30 – обед

13.30-13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

15 день. 22 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 11.30 - Заполнение календаря. «Встреча с трусливым Львом». Аппликация из бумаги и ткани, изготовление Льва.

11.30 – 13.00 – Игры на свежем воздухе.

13.00 – 13.30 – обед

13.30-13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

4.30 – уход домой

16 день. 23 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30-10.00 – заполнение календаря.

10.00 – 13.00 – «Саблезубые тигры». Экскурсия в зоопарк. Игра по преодолению препятствий.

13.00 – 13.30 – обед

13.30-13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

17 день. 26 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 10.30 – заполнение календаря. Чтение книги

10.30 – 11.30 – Игровое задание «Переправа через реку»

11.30 – 13.00 – оздоровительные процедуры.

Игры на свежем воздухе.

13.00 – 13.30 – обед

13.30- 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

18 день. 27 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 11.30 – заполнение календаря. Игровое задание «Маковое поле»

11.30 – 13.00 – оздоровительные процедуры.

Игры на свежем воздухе.

13.00 – 13.30 – обед

13.30- 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

19 день. 28 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 11.30 – заполнение календаря. Игровое задание «Изумрудный город»

11.30 – 13.00 – Игры на свежем воздухе.

Соревнование «Мигуны и живуны»

13.00 – 13.30 – обед

13.30- 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

20 день. 29 июня

8.30 – 8.45 – приём детей

8.45 – 9.00 – зарядка

9.00 – 9.20 - завтрак

9.20 – 9.30 – утренняя линейка, организационные вопросы (инструктаж по ТБ)

9.30 – 11.00 – заполнение календаря. Игровое задание «Гудвин, Великий и ужасный»

11.00 – 13.00 – экскурсия в музей занимательных наук «ЭкспериментУм»

13.00 – 13.30 – обед

13.30 – 13.50 – линейка (подведение итогов дня)

13.50 – 14.30 – занятия по интересам, рефлексия

14.30 – уход домой

21 день. 30 июня

Торжественное закрытие лагерной смены

8.30 – 8.45- прием детей.

8.45- 9.00 – зарядка.

9.00 – 9.20 – завтрак.

9.20- 10.00 –подготовка к карнавалу.

10.00 – 11.30 – Карнавал в Изумрудном Городе

12.00- 13.00 - торжественная линейка (награждение учащихся, команд, отрядов, концерт).

13.00-13.30. - обед

13.30 – 14.00 – рефлексия.

14.30 – уход домой

План

 

Приложение №2

«Маршрутные листы» для командообразования

Маршрутный лист команды

__________________________________

Маршрутный лист команды

_________________________________

1

 

2

 

2

 

3

 

3

 

4

 

4

 

5

 

5

 

6

 

6

 

7

 

7

 

8

 

8

 

9

 

9

 

1

 

ИТОГО

 

ИТОГО

 

Приложение №3

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Анкета на начало смены

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

Твои первые впечатления от лагеря?

Что ты ждешь от лагеря?

Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

В каких делах ты хочешь участвовать?

Что тебе нравиться делать?

Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

Кто твои друзья в лагере? .................................................................................

Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..

Я боюсь, что…………………………………………………………………………….

Анкета на закрытие смены «А напоследок я скажу...»

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.

С каким настроением ты прощаешься с лагерем?

Что из смены запомнилось больше всего?

Какое из проведенных дел тебе понравилось больше всего?

Если бы ты был организатором лагеря, что бы ты изменил?

Нравится ли тебе наш отряд?

Что для тебя было самым трудным?

Чему ты научился во время лагерной смены?

Какие проблемы ты хотел бы обсудить в последний вечер?

Как ты считаешь, мог бы ты время, проведенное в лагере, провести где-нибудь интереснее и полезнее для себя?

Хочешь ли ты на следующий год приехать в наш лагерь?

Я рад, что …………………………………………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………...

Твое имя, фамилия и автограф на память

__________________________________

Промежуточное тестирование

(в середине смены)

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступления нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые/воспитатели.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть взрослый в нашем лагере, которому я особенно доверяю.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

Методики изучения личности ребенка Чем я силён?

Данная методика позволяет выявить, в чем силен ребенок, поэтому она состоит из шести так называемых сил.

Для проведения данной методики потребуются: лист с изображением ступенек, ручка или карандаш.

Первая сила — это сила нашего тела, она есть у каждого. Это способность чувствовать свое тело, умение трудиться, отдыхать. Это ловкость, выносливость. Подумайте о своем теле, нарисуйте себя на любой ступеньке восхождения к этой силе.

Вторая сила — умение видеть, способность воспринимать пространство, цвет, форму. Умение видеть зрительные образы, рассматривать детали, картины, чертежи. Определите, на какой ступеньке вы здесь.

Сила слуха — чувствительность к звукам природы, окружающего мира, умение играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать. Нарисуйте себя на этой лестнице.

Сила мышления — дает возможность рассуждать и делать выводы, связывая причины и следствия. Люди, обладающие этой силой, любят задачи, головоломки, доказательства. А где вы на этой лестнице?

Сила общения — сила которая открывает все двери, позволяет нравиться и устанавливать контакт с людьми, понимать состояние других людей. Нарисуйте себя здесь.

Сила владения собой — умение владеть своими чувствами, кон- тролировать свои поступки. Решительность, настойчивость, терпение. На какой ступени вы?

Обработка результатов: если ребенок рисует себя на первой и второй ступенях — это низкие показатели каждой из «сил» и заниженная самооценка. Третья и четвертая ступени — средние показатели и адекватная самооценка. Пятая и шестая ступени — высокие показатели и завышенная самооценка.

Диагностика нравственной самооценки

Детям предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны.

Если полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в четыре балла; если больше согласны, чем не согласны, — оцените ответ в три балла; если не совсем согласны — оцените ответ в два балла; если совсем не согласны — оцените ответ в один балл.

Вопросы:

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.

Я думаю, что можно позволить себе нагрубить в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

Мне приятно дарить людям радость.

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

Я думаю, что нужно быть доброжелательным ко всем окружающим тебя людям.

Обработка результатов: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: за ответ, оцененный в четыре балла, ставится единица, в три балла — две единицы, в два балла — три единицы, в один балл — четыре единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.

Например, четыре балла — это четыре единицы, и так далее. Интерпретация: от 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки, от 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки, от 16 до 10 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.

Новоселье

Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит в отрядном уголке. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с окружающими. Вожатому следует обратить внимание, какие цвета используют воспитанники, все ли принимают участие в выполнении данного задания, как протекает процесс общения.

Незаконченное предложение

Больше всего мне не нравится в лагере...

По сравнению с другими наш отряд...

Иногда я боюсь...

Больше всего мне нравится...

Думаю, что без проблем смогу...

По-моему, лучший вожатый — тот...

Многие ребята из нашего отряда...

Когда кто-то кричит на меня...

В будущем я хочу...

Я бы на месте наших вожатых...

По сравнению с другими я...

Мне очень не нравится, когда ребята из нашего отряда...

Для меня нет ничего хуже...

По-моему, хуже всего, когда вожатый...

Жду не дождусь, когда...

Мне хотелось бы научиться...

Я ценю в людях такие качества, как...

Я не люблю думать...

Мои друзья и я...

Когда другие делают что-то лучше, чем я...

В нашем отряде...

Если бы меня спросили: «Что такое счастье?» — я бы ответил (а)...

Социометрия

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений в коллективе. Эту методику лучше всего использовать в основной период смены и перед отъездом детей из лагеря.

Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу. Детям предлагается перечислить тех товарищей из отряда, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности.

Например:

Кого из отряда ты бы хотел пригласить на свой день рождения?

С кем из отряда ты бы отправился в кругосветное путешествие?

С кем из отряда ты бы мог поделиться своими личными переживаниями?

Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех товарищей из отряда. Обработка представляет собой занесение результатов в таблицу.

Сводная таблица по количеству выборов

Имя, фамилия

Маша И.

Оля В.

Дима А.

Антон Р.

Коля Д.

ВС

Маша И.

X

1

2

3

3

Оля В.

1

X

2

3

3

Дима А.

3

X

1

2

3

Антон Р.

2

3

1

X

3

Коля Д.

2

1

3

X

3

ВП

3

3

4

3

2

 

ВВ

3

2

3

2

1

 

Первый столбец таблицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и в другом случае фамилии должны быть изложены в одном и том же порядке.

Цифра 1 ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра 2 — который был выбран вторым, 3 — третьим.

В итоговых строках и столбцах:

ВС — количество выборов, сделанных данным человеком.

ВП — сумма выборов, полученных данным человеком.

ВВ — количество взаимных выборов.

Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений. Если человек получил наибольшее количество выборов, он относится к числу «звезд».

Если получил среднее количество выборов — к «предпочитаемым».

Если меньше среднего числа выборов — к «пренебрегаемым».

Если не получил ни одного выбора — к «изолированным».

Удовлетворенность ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:

К = ВВ : ВС

где ВВ — число взаимных выборов;

ВС — число выборов, сделанных данным человеком.

Так, если число ВВ равно 0, а число выборов, сделанных человеком (ВС), равно 3 и К = 0/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношениях.

Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в отряде будет фиксироваться в случае примерного равенства: «звезды» + «предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».

О низком уровне благополучия в отряде свидетельствует преобладание людей с низким статусом.

Если в отряде будет фиксироваться ситуация, когда «звезды» + «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», то это покажет высокий уровень благополучия взаимоотношений в отряде, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

Символ «X» обозначает, что данное поле заполнению не подлежит.

Необходимо обратить внимание на то, что результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, на оценку индивидуальных качеств воспитанников, не должны выноситься на обсуждение отряда. Полученные данные используются вожатыми только в целях оптимизации своей воспитательной деятельности.

Психогеометрическая самооценка личности

Эта методика поможет изучить личность ребенка. Вначале необходимо провести предварительную беседу о том, что любая из геометрических фигур символизирует качества характера.

Установка перед проведением

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь самоанализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут. Доверьтесь собственной интуиции. Если испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения. На первом месте — это ваша основная фигура, она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения. Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то можно выбрать комбинацию, состоящую из двух или даже трех фигур.

О чем же поведают выбранные ребятами фигуры?

Психологические свойства геометрических фигур

п/п

Фигура

Положительные свойства

Отрицательные свойства

1.

Квадрат

Любовь к порядку, внимание к деталям, аналитичность, рациональность, упорство, настойчивость, бережливость

Возможность упустить главное, упрямство, педантизм, холодная рассудительность, излишняя осторожность, скупость

2.

Треугольник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя, решительность, сконцентрированность на проблеме, нацеленность на победу, уверенность в себе, честолюбие, энергичность

Эгоизм, категоричность, коварство, самонадеянность, безразличие ко всем, пока цель не будет достигнута, карьеризм, неудержимость

3.

Прямоугольник

Любознательность, возбудимость, настаивание на своем, чувствительность, смелость

Напряженность, наивность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, легковерность, безрассудство

4.

Круг

Доброжелательность, добродушие, заботливость, преданность, щедрость, доверчивость, великодушие, бесконфликтность

Нетребовательность, беспечность, навязчивость, легковерность, расточительность

5.

Зигзаг

Креативность, мечтательность, остроумие, экспрессивность, интуитивность, раскованность

Неорганизованность, разбросанность, несдержанность, нелогичность, непрактичность

Большие полушария

Данная методика позволяет дать сведения воспитанникам о роли полушарий головного мозга.

Попробуем составить о себе самое общее представление. Важнейшую роль в жизни человека играют большие полушария головного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом — корой. Кора отвечает за высшую нервную деятельность — речь, сознание, мышление, внимание, память. Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие. Правое полушарие отвечает за образное восприятие и мышление, за эмоции. Считают, что левое полушарие «направлено к людям», а правое полушарие «направлено к природе». Жизнь отчетливо указывает на существование двух категорий людей: художники (писатели, музыканты, живописцы, скульпторы и др.), у которых преобладает деятельность правого полушария, и мыслители, у которых преобладает деятельность левого полушария (логический тип мышления). Асимметрия полушарий является результатом умственной работы.

Зная особенности своего головного мозга, можно прогнозировать успехи в определенных областях человеческой деятельности.

Как же узнать, какое полушарие у нас ведущее? Разработан метод экспресс-анализа характера, основанный на четырех врожденных признаках. Эти признаки не меняются до конца жизни.

Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если это левый — вы человек эмоциональный, если правый — у вас преобладает логический склад ума.

Попробуйте «прицелиться», глядя на мишень через карандаш. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, даже агрессивном характере, левый — о мягком и уступчивом.

Если при переплетении рук на груди наверху оказывается левая рука, то вы склонны к кокетству, правая — склонны к простодушию.

Если при аплодировании удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой — вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение.

Обозначьте левый глаз — Л, левую руку — Л, правый глаз — П, правую руку — П.

Расшифровка записи

ПППП — для вас характерны консерватизм, ориентация на общепринятое мнение, не любите конфликтовать и спорить.

ПППЛ — определяющая черта характера — нерешительность.

ППЛП — характерны кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. Это контактный тип характера, у девушек встречается наиболее часто.

ППЛЛ — редкий тип характера, близок к предыдущему, но мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера.

ПЛПП — сочетание аналитического склада ума и мягкости, чаще встречается у девушек — тип «деловой девушки». Медленное привыкание к чему-то новому, осторожность, терпимость.

ПЛПЛ — слабый и самый редкий тип характера, беззащитны, подвержены влиянию.

ЛППП — распространенный характер. Основная черта — эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью. Легко поддаются влиянию, счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.

ЛППЛ — тип «маленькой королевы», характерны мягкость, наивность.

ЛЛПП — присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

ЛЛПЛ — преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип, практически не встречается у мужчин.

ЛЛЛП — эмоциональность, энергичность, решительность,

часто принимают решения наспех.

ЛЛЛЛ — антиконсервативный тип характера, эмоциональны, эгоистичны, упрямы, иногда замкнуты.

ЛПЛП — самый сильный тип характера, таких людей трудно в чем-то убедить, они с трудом меняют свою точку зрения, энергичны, упорно добиваются поставленной цели.

ЛПЛЛ — настойчивы, склонны к самоанализу, с трудом находят себе новых друзей.

ПЛЛП — легкий характер, такие люди легко находят себе друзей, любят путешествовать, часто меняют свои увлечения.

ПЛЛЛ — непостоянство, независимость, желание все делать самому. Способность анализировать помогает успешно решать сложные задачи.

Приложение 4

Образовательная экспедиция

«Изучаем «Лес Людоеда»

Состав исследовательской группы

1)__________________________

2)__________________________

3)__________________________

Вы находитесь в одном из парков г. Абакана. Представьте, что вы оказались в «лесу Людоеда» вместе с Элли и ее друзьями. По парку тоже идут дорожки, но не из желтого кирпича.

Важно!

Запрещается выходить за границы Волшебного леса, который ограничен проезжей частью.

Продвигаясь по ним, вы должны найти ответы на следующие вопросы:

Какое животное помогло найти замок Людоеда ______________________________________________________________________

Обитают ли такие животные в парке? ______________________________________________________________________

Какие еще животные обитали в лесу Людоеда? ______________________________________________________________________

Сколько видов разных деревьев произрастает в парке?________________________________________________________________

Названия каких из них вы знаете? ______________________________________________________________________

Есть ли кустарник в парке? ______________________________________________________________________

Какие знакомые растения вы обнаружили в травяном покрове парка? ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соберите 10 образцов растений, листьев деревьев и кустарников. Оформите это в гербарий и подпишите названия (можно пользоваться помощью библиотеки)

Какие живые организмы (насекомые, птицы, животные, черви) вы обнаружили во время образовательной экспедиции ___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зарисуйте их

Предположите, почему растения в крупном городе развиваются хуже, чем в естественной природной среде? ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации