Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей МКОУ «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа» «Веселая пора»
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»
249842, Калужская обл. Дзержинский р-н с. Льва Толстого, ул. Полевая, д.10
тел. (8-48434) 7-14-61, факс (8-48434) 7-14-61
Программа
детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
МКОУ «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа»
«Веселая пора»
Составила:
Танченко Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов.
Полное название программы | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Веселая пора». | |
Автор программы | Танченко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов. | |
Муниципальное образование | Дзержинский район. | |
Название организации | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Лев Толстовская средняя общеобразовательная школа». | |
Адрес организации | 249842, Калужская область, Дзержинский район, с. Льва- Толстого,ул. Полевая, д.10 | |
Телефон, факс | 8(48434)7-14-61 | |
Форма проведения | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. | |
Специализация программы | Комплексная программа смены ориентирована на формирование у детей и подростков ценности жизни, здоровья, духовности, нравственности, гуманизма, человечности, милосердия, правовой культуры, развитие социального творчества, вносящего позитивные прогрессивные изменения в реальную действительность. | |
Сроки проведения | I смена 1 июня – 25 июня, | |
Общее количество детей – участников за сезон | I смена – 50 человек | |
Количество смен | 1 (одна) | |
Место проведения | Здание Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Лев– Толстовская средняя общеобразовательная школа» | |
Ожидаемые результаты | Организация полноценного отдыха детей .Сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья детей и подростков. Снятие психоэмоционального напряжения у каждого ребёнка, улучшение психологического климата в коллективе. Приобретение навыков по организации здорового образа жизни, культуре отдыха и поведения. Развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов) Личностный рост участников смены. | |
Система контроля | Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планёрках, педагогических советах, пошаговая диагностика и итоговая диагностика, анализ результатов деятельности лагеря. |
I. Цель и задачи программы, актуальность.
Пояснительная записка.
Приближается такое короткое и долгожданное наше северное лето– пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся нашей школы проводятся оздоровительная смена в лагере дневного пребывания «Веселая пора». В пришкольном лагере отдыхают дети – обучающиеся в нашей школе. Возраст, на который рассчитана данная программа 7 – 12 лет.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому - каждый день – праздник», – гласит восточная мудрость.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы, психолог, социальный педагог, медсестра, учреждения дополнительного образования.
Цели программы:
- Организация летнего отдыха детей и создание условий для их физического, психического, нравственного оздоровления;
- Интеллектуальное, творческое, коммуникативное развитие каждого ребёнка.
Задачи программы:
1. Профилактика детской безнадзорности в летнее время.
2. Укрепление физического, психического, нравственного здоровья.
3. Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения, самоконтроля своего психического и физического состояния и поддержания хорошего настроения.
4. Развитие и реализация творческого и познавательного потенциала, потребности в самовыражении и самореализации детей.
5. Развитие коммуникативных и организаторских способностей детей.
6. Воспитание правовой культуры, культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни.
7. Развитие толерантности в отношениях друг с другом и сплочение детского коллектива.
II. Основное содержание программы.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
Декларация прав ребёнка;
Устав образовательного учреждения;
Положение о пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Программа МКОУ ЛТСОШ по профилактике детского дорожно-транспортного «Дорога без опасности»;
Программа МКОУ ЛТСОШ «Здоровье»;
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;
Должностные инструкции работников;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
Акт приемки лагеря;
Планы работы;
Приказы;
Инструкции по ТБ.
По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, для ребят работает 5 кружков (творческих мастерских и спортивных секций). По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности.
Принципы.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Веселая пора» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Радужная планета» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, планы;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские смены
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры;
диагностика.
Организационно-педагогическая деятельность:
комплектование штата лагеря кадрами,
участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей,
совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся,
проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей,
проведение родительских собраний «Занятость учащихся в летний период».
Система самоуправления лагеря.
Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря.
Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.
Общий сбор – орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.
Основные направления воспитательной работы в лагере «Веселая пора»:
Физкультурно-оздоровительное
Экологическое
Художественно - эстетическое
Патриотическое
Духовно- нравственное
Физкультурно-оздоровительное.
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивная секция.
Спортивная игры на спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе, в спортивном зале.
Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты», «Сказочные эстафеты»
Тематический день «Комический футбол»
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду –в спортивном зале.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Экологическое направление.
Задачи экологической деятельности:
воспитать бережное отношение к природе
повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
уровень экологической культуры детей.
Основные формы организации:
Экологический десант
«Экологическое ассорти»
«Зеленый патруль»
Участие в экологических акциях и шествиях
Конкурс «Целлофановая мода»
Художественно – эстетическое направление.
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основным назначением художественно - эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Веселая пора», конкурс стенгазет и рисунков)
Конкурсные программы
Творческие конкурсы
Игровые творческие программы
Концерты
Творческие игры («День рекордов»)
Праздники
Выставки, ярмарки
Конкурсы: «Самый, самый, самый…»
Конкурс оформления отрядных уголков
Оформление выставки «Малая Третьяковская галерея»
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Патриотическое направление.
Задачи патриотической деятельности:
пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формировать уважительное отношения к истории Дзержинского района и села Льва Толстого, развитие интереса к изучению родного края;
Основные формы работы:
Марафон русских народных сказок
День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
Спортивные соревнования «Россия- чемпионка»
День памяти
Беседа «Символика Российской Федерации»
Мероприятия, посвящённые году Кино
Литературные и художественные творческие конкурсы на заявленную тематику
Духовно- нравственное воспитание.
Задачи духовно- нравственного направления
продолжить воспитание у детей толерантности.
продолжить возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы организации:
Беседы
Просмотр художественных фильмов, мультипликационных фильмов
Творческие конкурсы для всей семьи
Песенные марафоны на заявленную тематику
Презентации на заявленную тематику
Акции «Подарок просто так»
Шефская работа, волонтёрская работа.
1. День защиты детей
Концертно-игровая программа «Здравствуй, это я!»
Операция «Уют»
Конкурс рисунков на асфальте
2. День рекордов
Игра по станциям
«Лето – это маленькая жизнь»
4. День природы
«Веселые старты»
Экологический десант
3. День летних игр
« Лето – это маленькая жизнь»
«Потешные забавы»
6.День талантов (чтецов)
Конкурс чтецов
«Я лиру посвятил народу своему…» А.С.Пушкин
7.День художников
Викторина по сказам А.С.Пушкина
Конкурс рисунков «Герои сказок»
8. День путешествия
Игра по станциям«По дорогам сказок!»
9. День развлечений
Литературная викторинапо сказкам А.С.Пушкина
Концертно-игровая программа «Танцуй, пока молодой!»
10. День русских традиций
Инсценирование отрывков из сказок«В гостях у сказки»
11. День России
Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя Россия»
14.День конкурсов
«Год кино» -конкурсная программа
15.День музыки
Музыкальный калейдоскоп
Кино - волшебная страна
16.День вопросов и ответов
Викторины по фильмам
Состязание «Делай с нами, делай, как мы, делай, лучше нас!»
17.День игр
Ролевые игры
18.День Золушек и принцев
– концертная программа
20. День трудового десанта
Уборка территории памятника воинам, погибшим в годы ВОв.
21. День экскурсий
Экскурсия в библиотеку
«Чтение произведений о ВОвойне»
22.День Памяти и скорби
Митинг, возложение цветов к памятнику воинам,
погибшим в годы ВОв.«Памяти павших – будьте достойны!
23. День памяти
Праздничный концерт
«Никто не забыт,
ничто не забыто»
24. День экскурсий
Экскурсия в военно – исторический музей в с. Дворцы.
25. Закрытие смены.
Дискотека
«До новых встреч…».
1.Закон точности.
Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.
2.Закон поднятой руки
Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку - слово.
3.Закон территории
Этот закон гласит: будь хозяином своей территории. Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.
4.Закон доброго отношения к людям
Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться личным в интересах коллектива
5.Закон улыбки
Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.
6.Закон песни
С песней по жизни веселей. Песня – душа народа.
Режим дня
8.30 – «С первыми лучами просыпайся и новому дню улыбайся!» (сбор у школы)
8.35 - «Поспешай, детвора, на линейку всем пора» (линейка)
8.45-8.55 – «На зарядку становись, занимайся - не ленись!» (зарядка)
9.00-9.30 - «Утром солнце рано встало и на завтрак нас позвало!» (завтрак)
9.30-12.00 - «Лишь заслышав звон игры, не откладывай – беги, можно прыгать и играть и на солнце загорать» (мероприятия)
12.15-13.00 - «Подкрепиться основательно, днем ребятам - обязательно!» (обед)
13.00-14.00 - «Крепче за руки берись - в круг отрядный становись!» (занятия по интересам)
14.15 - «Чтобы быть всегда бодрее, нужно полдничать скорее!» (полдник)
14.30 - «С интересными делами мы не заметили, как был прожит еще один день!»
(уход домой)
III. Категории участников программы.
Программа спортивно - оздоровительной смены «Веселая пора» рассчитана на обучающихся 1 – 4 классов. Оптимальное количество детей в лагере– 50 человек. Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей от 7 до 12 лет. При комплектовании смены школьного лагеря дневного пребывания принимаются учащиеся 1-4 классов, причем в приоритетном порядке обеспечивается отдых опекаемых детей, детей из малообеспеченных, многодетных, бюджетных семей. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Кадровое обеспечение.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря
педагог- организатор
учителя физической культуры
музыкальный работник
библиотекарь
работники учреждений культуры и дополнительного образования
социальный педагог
медработник
работники столовой
водитель
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
вожатые
IV. Сроки и место реализации программы.
По продолжительности программа является краткосрочной - 21 день (с 1 по 25 июня 2022 г.), реализуется в течение одной лагерной смены. Программа реализуется в МКОУ «Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа».
Социальное партнерство.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «» с социумом.
V. Механизм реализации программы.
Этапы реализации программы.
I этап.
Подготовительный – апрель - май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Веселая пора»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня (первые дни смены).
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы тематической смены;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап.
Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап.
Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации летнего отдыха на новую смену;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря на следующую тему.
Материально-технические условия.
Финансирование осуществляется за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета.
Территория, помещения:
игровые комнаты,
столовая,
актовый зал,
спортивный зал,
стадион,
библиотека,
игровая площадка,
медицинский кабинет,
компьютерный кабинет;
кабинет психологической разгрузки (мультисенсорная комната)
Оборудование:
материалы для оформления и творчества детей,
канцелярские принадлежности,
аудиоматериалы и видеотехника,
настольные игры,
спортивный инвентарь (мячи, бадминтон, шашки, шахматы, прыгалки, настольный теннис, обручи)
призы, награды, грамоты, дипломы.
VI. Предполагаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты.
Организация полноценного отдыха детей. Сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья детей и подростков.
Снятие психоэмоционального напряжения у каждого ребёнка, улучшение психологического климата в коллективе.
Приобретение навыков по организации здорового образа жизни, культуре отдыха и поведения.
Развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Личностный рост участников смены.
Диагностика.
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование; беседы в отрядах; планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Цветопись (экран настроения) по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение). |
Итоговая диагностика | Анкетирование; Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»); Беседы в отрядах; Цветопись; Сборник творческих работ «Самое счастливое лето». |
Профилактика вредных привычек.
Создать условия для формирования у учащихся:
научных знаний об отрицательном воздействии наркотических веществ на организм человека с биологической, генетической, медицинской и социальной точек зрения;
нетерпимого отношения к пьянству, курению, наркомании;
«психологической сопротивляемости» отрицательному влиянию;
для приобщения школьников к здоровому образу жизни.
Литература:
1. Радуга над Экландией. Кипарис -10, И.В. Цветкова, Г.В. Заярская, Е.М. Клемяшова, А.Г. Мурашова. Педагогическое общество России, Москва, 2005 год.
2. Праздники круглый год: в учебное время и летом. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007 год.
3. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря. Издательство «АРКТИ», Москва 2008 год.
4. Весёлые конкурсы для больших и маленьких. С. Афанасьев, С. Коморин, Москва «АСТ – ПРЕСС СКД»
5. Педагогика лета. Минск, 2002 год.
6. Что делать с детьми в загородном лагере. С. Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин. Кострома, МЦ «Вариант», 2001.
7. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007 год.
8. Оздоровительная работа в начальной школе. Ростов-на-Дону «Феникс», 2008 год.
Пермякова Ольга Анатольевна
Танченко Татьяна Владимировна