Программа дистанционного обучения детского социального театра «Театр без границ» (Для детей 10-15 лет)
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
г. Ярцево Смоленской области
Программа принята на педагогическом совете протокол № от __________2020 года | Утверждена приказом № от 2020г. по МБУДО ЦДТ Директор ___________Е. А. Корчагина |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
детский социальный
«Театр без границ»
дистанционное обучение
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Волонцевич Галина Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Ярцево, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Пояснительная записка ………………………………………………………………………..... 3
Учебный план ……………………………………………………………………………………10
Содержание учебного плана …………………………………………………………………. 11 Календарный учебный график …………………………………………………………………. 13
Методическое обеспечение программы ……………………………………………………….. 16
Методическое обеспечение образовательного процесса ……………………………………. 18
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе ……………………………………………………………………………………… 20
Протокол аттестации обучающихся ………………………………………………………... 25
Методический материал ……………………………………………………………………….. 26
Список используемых источников ……………………………………………. 27
Пояснительная записка
«Социальный театр –
это психотерапевтический метод
для решения проблем детей».
И.Кузнецов,
основатель социального театра «Лайт»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр без границ» имеет художественную направленность. Благодаря использованию потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, активизировать у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудить фантазию, оптимизировать процесс развития речи, чувства ритма, пластики движений в условиях вынужденной самоизоляции и при работе с удаленными регионами в дистанционном формате. В детском социальном театре предоставляется возможность для обучения детей с ОВЗ, проблемами с речью, гиперактивных и необщительных детей.
Новизна программы
Проявляется в индивидуализации образовательного процесса каждого обучающегося в комплексном обучении. В данной программе индивидуальная траектория обучения созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя ребенком для дальнейшего личностного самоопределения. При этом эффективность в индивидуализации обучения достигается за счет: удобного для каждого ребенка расписания, удобного темпа работы; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения того или иного навыка.
Актуальность программы
Материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр без границ» на 70 процентов отвечает запросам родителей и детей. И позволяет обеспечить им доступ к образовательным информационным ресурсам; получению качественного дополнительного образования, расширению возможностей и успешной социализации и интеграции в обществе.
Педагогическая целесообразность
Данную программу педагогически целесообразно воплотить через следующие педагогические технологии:
- индивидуализированного обучения сопровождения (можно считать «проникающей технологией», так как индивидуальный подход как принцип существует во всех технологиях в разных мерах);
- тьюторского сопровождения;
- «обучение в сотрудничестве»;
- «метод проектов»;
- «разноуровневого обучения»;
- «Портфель ученика»;
- педагогической поддержки О. С. Пизмана;
- интернет-технологии.
Главными ценностями данной программы являются:
— право каждого обучающегося на получение образования независимо от его индивидуальных способностей и возможностей;
— право педагога на творчество и профессиональную деятельность;
— психологический комфорт всех субъектов педагогического взаимодействия;
— демократические, партнёрские отношения между взрослыми и детьми.
Цель и задачи программы
Цель программы - формирование и развитие эмоционально-личностной сферы обучающихся, как условие успешной социализации в обществе средствами малых театральных форм (выявление остросоциальных проблем, волнующих детей и подростков, проведение анализа причин и следствий возникновения этих проблем, составление вариативности их решения).
Программа ориентирована на выполнение следующих задач:
Образовательных:
- познакомить с основами театральной культуры и кратким курсом истории театра;
- обучить: приёмам сценического существования через тренинг психофизического аппарата; приемам ведения импровизационного диалога при коммуникационном контакте;
- научить азам проектной работы на примере постановки ситуаций на основе реальных жизненных обстоятельств (выявление жизненно острых вопросов для детей и подростков, анализ причин и следствий возникновения проблем, вариативность их решения)
Развивающих:
- развить высшие психические функции (воображение, творческое внимание, память, наблюдательность)
- расширить наглядно-образное и критическое мышление с элементами прогнозирования;
- усилить познавательный интерес к различным видам творческой деятельности через активное участие в социальной жизни общества (конкурсы, акции, добровольческие мероприятия);
- развивать навыки речевой культуры, культуры движения, этики поведения в социуме.
Воспитательных:
- воспитать внутреннюю мотивацию обучающихся к развитию собственного творческого потенциала;
- сформировать творческую активность и самостоятельность при выполнении порученного дела;
- мотивировать для участия в добровольческих социально востребованных акциях.
Отличительные особенности программы
Программа «Театр без границ» - авторская и рассматривается, как многосторонний педагогический процесс, помогающий обучающимся преодолеть психологическую инертность, развить творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели и достигать их при тьюторской поддержке педагога на привычных для них электронных ресурсах. По данной программе для быстрой и безболезненной социализации могут обучаться: дети-инвалиды, дети, перенесшие длительное лечение, гиперактивные или, наоборот, зажатые и стеснительные дети.
Опыт уже проделанной работы позволяет отметить, что при реализации программы:
- обучающиеся приобретают творческий и социальный опыт;
- повышается уровень гражданской активности не только обучающихся, но и их родителей;
- снижается статистика правонарушений;
- заметно улучшается микроклимат в группе и среди сверстников;
- повышается интерес к учебе и самообучению.
Роль преподавателя при удаленной организации работы с ребенком в рамках программы заключается в анализе, оценке, рецензировании его учебной деятельности с использованием возможностей информационной среды. Преподаватель организует и поддерживает учебное взаимодействие, учит фиксировать важнейшие шаги в пространстве курса программы.
Под руководством преподавателя, обучающиеся:
— знакомятся с учебным материалом;
— выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы;
— участвуют в исследованиях, проектах;
— высказываются, читают, интерпретируют, задают вопросы, делятся опытом.
Преподаватель с использованием возможностей системы дистанционного обучения:
— раскрывает новый материал;
— рецензирует работы;
— отвечает на вопросы;
— организует и поддерживает творческую деятельность.
Обучение по данной общеобразовательной программе способствует созданию благоприятных условий для последовательного развития с оптимальными для любого ребенка физическими и умственными затратами и с фиксацией видимого результата. Использование различных игровых и арт-терапевтических технологий позволяет сделать для ребенка процесс обучения более доступным, привлекательным и интересным.
Программа «Театр без границ» способствует социализации детей с максимально возможной степенью самостоятельности, повышает уровень знаний и понимание обучающимися закономерностей и принципов окружающей их среды, общества и мира посредством использования медиапространства и интернет-технологий.
Уровни сложности программы
Программа «Театр без границ» включает в себя стартовый и базовый уровни. Изучает такие дисциплины как: «Театральная игра», «Сценическое движение» «Культура речи», «Театральные постановки» (участие в конкурсах, благотворительных и добровольческих акциях).
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Объединение комплектуется из обучающихся 10-15 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания и универсальные действия соответствуют данному виду творчества. Набор обучающихся в объединение свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей).
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, в количестве 16 часов.
Формы и режим занятий
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному через сеть Интернет в режиме реального времени через общение в общедоступных мессенжерах. Основная форма организации учебного процесса – учебное занятие. Занятия проводятся по Скайпу, в VK и на групповых чатах Viber , WhatsApp, что наиболее удобно для обучающихся и их родителей (по результату опроса). Место нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования:
занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 30 минут (общее время работы с компьютером не должно превышать нормы, установленные пунктом 10.18 СанПиН: непрерывное использование компьютера с жидкокристаллическим монитором продолжительностью не более 30 мин). По необходимости возможна вариативность режима занятий, а также варьирование тем в зависимости от состава группы, календарных и праздничных дат.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
«Театр без границ» (универсальные учебные действия)
Личностные результаты
- развитие интереса к истории театра, литературным произведениям;
- потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к партнерам, бесконфликтное поведение, творческая активность и самостоятельность при выполнении порученного дела, участии в добровольческих социально востребованных акциях;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении цели при создании ситуации успешности в различных видах творческой деятельности, активное участие в социальной жизни общества;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- использование приёмов анализа и синтеза в работе; развитие высших психических функций (воображение, творческое внимание, память, наблюдательность)
- развитие логического и критического мышления; нахождение необходимой информации в различных источниках и применение её с наибольшим эффектом для коллективной и собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
- планирование своих действий на отдельных этапах работы над творческим заданием;
- анализ причин успеха/неуспеха, конструктивное действие, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий; самоконтроль выполняемых практических действий, корректировка хода практической работы;
Коммуникативные УУД:
- быстрое включение в диалог и обсуждение, проявление инициативы и активности в диалоге, точность в формулировании мыслей и изложении задуманного;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, способность к общему решению; формулирование собственного мнения и позиции; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих;
-совершенствование своих коммуникативных умений и навыков в процессе подготовки и участия социально активных акций и мероприятий.
Предметные результаты: выявление остросоциальных проблем, волнующих детей и подростков, проведение анализа причин и следствий возникновения этих проблем, составление вариативности их решения в виде малых театральных форм
К концу обучения обучающиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- изучили краткий курс истории театра и основы театральной культуры;
- овладели приёмами сценического существования через тренинг психофизического аппарата;
- активировали высшие психические функции: управляют своим творческим вниманием, одновременно выполняя несколько заданий (физическое действие и просчитывание нестандартных ситуаций); развили навыки речевой культуры, культуры движения, наглядно-образного и критического мышления;
- изучили азы проектной работы на примере постановки ситуаций, основанных на реальных жизненных историях; приобрели навыки актуализации детской и подростковой проблематики (выявление проблем, волнующих детей и подростков с последующим анализом их причин, составление вариативности при решении конфликтной ситуации);
- освоили правила эффективной коммуникации при общении, научились правилам бесконфликтного общения; усилили мотивацию к развитию собственного творческого потенциала; участвовали в благотворительных добровольческих акциях и мероприятиях.
Условия реализации программы
- комната, зал для проведения онлайн-трансляций;
- компьютер / мобильный телефон с установленными приложениями: WhatsApp, ВКонтакте, Skaip, стойка для телефона;
- компьютерное оснащение с выходом в интернет для активного общения с обучающимися группы и т.д. (гарнитура, микрофон, веб-камера);
- фонограммы с записями различных музыкальных произведений, видеоматериалы для занятий;
- методический материал (карточки с заданиями, картины, рисунки), презентации, литературная подборка;
- группа в соц.сети ВКонтакте;
- группа в мессенжере WhatsApp.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
В процессе учебного года происходит постоянный контроль освоения обучающими навыков и умений, предусмотренных программой. Формы текущего контроля приобретения навыков и умений: наблюдение за поведением обучающегося, его коммуникабельностью, отношением к труду, пониманием инструкций и выполнением заданий; опрос по теоретическим знаниям (геометрические фигуры, формы, классификация), проверка практических навыков (прямой и обратный счет, следование инструкции, активный и пассивный словарь); самоконтроль (сверка с образцом). В конце обучения проводится итоговая аттестация обучающихся в форме контрольного занятия. При оценке результативности освоения обучающимися образовательной программы учитывается их участие в конкурсах, фестивалях, социальных акциях.
Цель аттестации: Выявление итогового уровня теоретических знаний практических умений и навыков их соответствие прогнозируемым результатам программы.
Задачи аттестации:
- Определение уровня теоретической подготовки обучающихся, выявление степени сформирования практических умений и навыков.
- Анализ полноты реализации программы.
- Выявление причин способствующих или препятствующих полноценной реализации программы.
- Необходимость внесения корректив в содержании и методику образовательной деятельности.
Система отслеживания и оценивания результатов
В систему отслеживания и оценивания результатов входят:
мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной программе проводится два раза в год (начало обучения, предпоследнее занятие);
итоговая аттестация (последнее занятие).
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Введение в образовательную программу. Особенности театрального искусства, театральные жанры; виды искусства, театральные профессии. Театральная культура. | 1 | 1 | - | Наблюдение Опрос | |
2. | Театральная игра: -память физических действий, наблюдение, внимание; - умение действовать в непредвиденных обстоятельствах, - разрешение конфликтных ситуаций, тренинг хорошего настроения. | 3 | - | 3 | Наблюдение опрос творческие задания практическая работа | |
3. | Культура речи: - артикуляционная и дыхательная гимнастика; дикция, интонация, логические паузы; - сценическое чтение: диапазон и сила голоса; приём музыкальности при прочтении произведения; - темпоритм речи, техника звучащего слова в ораторском искусстве. | 3 | - | 3 | Наблюдение Практическая работа | |
4. | Сценическое движение: -музыкально-пластические импровизации; - мнемотехника | 2 | - | 2 | Наблюдение, практическая работа творческие задания | |
5. | Театральные постановки: -постановка номеров к тематическим мероприятиям; - креативное решение заданной ситуации: написание сочинения на заданную тему; - творческий проект «Как поступить?» - разрешение предлагаемых ситуаций, основанных на жизненных историях; - участие в конкурсах и добровольческих акциях, общественных соц.проектах и т.п. | 6 | - | 6 | Практическая работа Наблюдение Творческие задания участие в конкурсах и акциях | |
6. | Итоговое занятие. Итоговая аттестация. | 1 | 1 | - | Контрольное занятие (тестовые задания, диагностика достижений за год) | |
| Итого часов | 16 | 2 | 14 | - |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие (1 час)
Введение в дополнительную общеобразовательную программу. С чего начинается театр? Культура поведения в театре. Особенности театрального искусства, театральные жанры; виды искусства, театральные профессии. Театральная культура.
Раздел 2. Театральная игра (3 часа)
2.1.Память физических действий
Память физических действий, наблюдение, внимание.
Цикл игровых упражнений на снятие зажимов, раскрепощение, активность, находчивость, сообразительность, ориентирование в окружающей обстановке.
Практическое задание: Игровые упражнения, развивающие ассоциативное и креативное мышление: «Упражнение с предметами», «Оживи предмет», «Фотографы». Игровая импровизация на заданные предлагаемые обстоятельства: «что было бы, если бы…» - переход из реального мира в мир вымысла
2.2.Умение действовать в непредвиденных обстоятельствах.
«Я - в непредвиденных обстоятельствах». Упражнения: «Потеря», «Облили грязной водой», «Выигрыш в лотерею». Импровизации на одно предлагаемое обстоятельство с выполнением различных задач.
2.3.Разрешение конфликтных ситуаций, тренинг хорошего настроения
Цикл упражнений на смену действия при конфликте. Отработка действий на позитивное разрешение конфликта: запрет родителей на пользование интернетом, запрет на общение с друзьями и т.д., тренинг хорошего настроения.
Раздел 3. Культура речи (3 часа)
3.1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика, дикция, интонация, логические паузы
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика .Упражнения на тренировку дикции на материале скороговорок и правильное произношение. Упражнения на освоение возникновения различных интонаций в предлагаемых обстоятельствах: диктор, в учительской, угроза, колыбель, командир, и т.д. Пауза – продолжение разговора невербальными средствами. Продолжительность паузы и её многозначность
3.2. Сценическое чтение: диапазон и сила голоса. Приём музыкальности при прочтении произведения
Упражнение на снятие зажимов и перенапряжения голоса, на голосовую гибкость при силе звучания, на посыл звука на расстояние. Упражнение на отработку напевности звучания. Прочтение стихотворений на музыкальное сопровождение.
3.3. Темпоритм речи, техника звучащего слова в ораторском искусстве
Смена ритмов — закон жизни человека. Тренинг переключение темпоритмов. Действие в двух темпоритмах. Темпоритм речи при произношение стихов.
Раздел 4. Сценическое движение (2 часа)
4.1. Музыкально-пластические импровизации
Упражнения, совершенствующие пластическую выразительность движений под музыкальное сопровождение. Отработка элементов пантомимы: «Зёрнышко», «Зонтик», «Шарик». Упражнения - импровизации под музыкальное сопровождение (музыка диктует характер движений в определённом темпе, характере, ритме). Передача в пластических образах характера музыкальных произведений.
4.2. Мнемотехника
Понятие мнемотехника. Упражнения на увеличение объема памяти. Самостоятельное запоминание информации при помощи мнемотехники движений.
Раздел 5. Театральные постановки (6 часов)
5.1. Постановка номеров к тематическим мероприятиям
Строение театральной сцены, понятие «сценическое пространство». Аналитический разбор номера. Работа над исполнением: подробный разбор произведения его действенных анализ, выстраивание логики действия. Существование в заданных предлагаемых обстоятельствах через импровизационный действенный метод.
5.2. Креативное решение заданной ситуации:
Написание сочинений на проблемную заданную тему.
5.3. Творческий проект «Как поступить?»
Занятие-импровизация: разрешение предлагаемых ситуаций, основанных на жизненных историях, предложенных обучающимися.
5.4. Участие в конкурсах и добровольческих благотворительных акциях, общественных соцпроектах и т.п
6. Итоговое занятие. Итоговая аттестация: творческие задания, тестирование, диагностика достижений обучающихся.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | Теоретическое занятие с элементами игры | 1 | Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Что такое театр. С чего начинается театр? Культура поведения в театре. Особенности театрального искусства, театральные жанры; виды искусства, театральные профессии. Театральная культура. | Индивидуаль- ное оборудованное место занятия ребенка | Опрос Наблюдение |
2 | сентябрь | Практическое занятие Рассказ, показ | 1 | Театральная игра Память физических действий, наблюдение, внимание Цикл игровых упражнений на снятие зажимов, раскрепощение, активность, находчивость, сообразительность, ориентирование в окружающей обстановке Игровые упражнения, развивающие ассоциативное и креативное мышление | Творческие задания | |
3 | сентябрь | Рассказ Показ Практическое занятие | 1 | Сценическое движение Упражнения, совершенствующие пластическую выразительность движений под музыкальное сопровождение | Наблюдение Практическая работа | |
4 | сентябрь | Рассказ Показ Практическое занятие | 1 | Культура речи Артикуляция. Дыхательная гимнастика. Упражнения на тренировку дикции. Пауза – продолжение разговора невербальными средствами. | Практиче ская работа Наблюдение | |
5 | октябрь | Практическое занятие | 1 | Театральная игра Умение действовать в непредвиденных обстоятельствах «Я - в конфликтных и непредвиденных обстоятельствах» | Практическая работа | |
6 | октябрь | Рассказ Показ Практическое занятие | 1 | Театральные постановки Строение театральной сцены, понятие «сценическое пространство». Постановка концертных номеров Работа над исполнением. | Наблюдение Практическая работа | |
7 | октябрь | Показ Практическое занятие | 1 | Культура речи Упражнение на снятие зажимов и перенапряжения голоса, на голосовую гибкость при силе звучания, на посыл звука на расстояние. | Наблюдение Практическая работа | |
8 | октябрь | Практическое занятие | 1 | Театральные постановки Участие в добровольческих благотворительных акциях | Творческие задания Наблюдение Участие в конкурсе и акции | |
9 | ноябрь | Практическое занятие | 1 | Театральная игра Цикл упражнений на смену действия при конфликте. Отработка действий на позитивное разрешение конфликта. Упражнения, контролирующие эмоции, тренинг хорошего настроения | Практическая работа | |
10 | ноябрь | Практическое занятие | 1 | Театральные постановки Участие в добровольческих благотворительных акциях | Творческие задания Участие в конкурсе и акции | |
11 | ноябрь | Практическое занятие | 1 | Театральные постановки Креативное решение заданной ситуации: написание сочинений на проблемную заданную тему | Творческие задания Практическая работа | |
12 | декабрь | Рассказ, показ Практическое занятие | 1 | Культура речи Темпоритм, темпоритмы по Станиславскому. Существование в двух темпоритмах. Темпоритм при произношение стихов в разных характерах. | Практиче ская работа Наблюдение | |
13 | декабрь | Практическое занятие | 1 | Сценическое движение Понятие мнемотехника. Упражнения на увеличение объема памяти. Самостоятельное запоминание информации при помощи мнемотехники движений | Практическая работа Творческие задания Наблюдение | |
14 | декабрь | Практическое занятие | 1 | Театральные постановки Участие в добровольческих и социальных акциях | Наблюдение Практическая работа Участие в акциях | |
15 | декабрь | Практическое занятие | 1 | Театральные постановки Творческий проект «Как поступить?» Занятие-импровизация: разрешение предлагаемых ситуаций, основанных на жизненных историях | Практическая работа. Творческие задания Наблюдение | |
16 | январь | Контрольное занятие | 1 | Итоговое занятие. Итоговая аттестация. | Тестовые задания диагностика достижений |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дидактический материал:
видеодемонстрационный материал:
- материал к теме «История театра. Виды искусства. Жанры театрального искусства»;
Презентации к темам по истории театра;
по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография».
схемы «Мизансценирование»
материалы для проверки освоения программы:
тестовые задания для проверочных занятий-зачётов, контрольного занятия по разделам программы;
творческие задания;
кроссворды, викторины и др.
Методики, для выявления и развития детей с выдающимися способностями:
Диагностика вербальной и невербальной креативности (Гилфорда Дж.).
Тест творческого мышления П. Торренса.
Тест креативности Ф. Вильямса.
Методика «Круги» Э.Вартега
Методика оценки общей одаренности.
Методика «Интеллектуальный портрет».
Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.).
Методика «Как я вижу себя» (Савенков А.И.).
Опросник выявления одаренных учащихся (Задорина Е.Н.).
Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Рензулли Дж. в адаптации Поповой Л.В.).
Анкета «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч).
Опросник креативности Д. Джонсона.
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
Прогрессивные матрицы Дж. Равенна.
Тест Д. Векслера.
Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование».
Тест вербальной креативности RAT (С. Медник).
Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников.
Определение уровня познавательной потребности (Юркевич Ю.С.).
Шкала детских способностей Маккарти.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение. Все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников, увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения, хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность обучающихся, и вызывает их активность.
Возрастные особенности детей среднего школьного возраста (12-15 лет)
Подростковый возраст характеризуется способностью противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что сами считают несомненным и правильным. Те же требования начинают обращать и к самим себе. Способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Методическое обеспечение образовательного процесса по программе детского социального театра «Театр без границ»
№ п /п | Темы | Формы занятий | Методы обучения | Дидактический материал, наглядные пособия, материалы, инструменты | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. | Инструктаж. Беседа. Теоретическое занятие с элементами игры | Словесные. Наглядные. Информационно-репродуктивные. Игровые. | Инструктажи, памятки по противопожарной безопасности и правилам поведения на занятиях и мероприятиях для обучающихся. Картинки о театре. | Опрос |
2. | Театральная игра | Рассказ, показ, практическое занятие. | Словесные (диалог). Наглядные Практические Частично-поисковые | Видеозаписи. Ноутбук. Творческие работы педагога. Бутафория. Костюмы,маски. | Наблюдение Творческие задания Практическая работа |
3. | Культура речи | Рассказ. Показ Практическое занятие. | Словесные (диалог). Наглядные (просмотр видеозаписей показ педагогом, наблюдение). Практические (тренинг репетиции). | Таблицы. Иллюстрации. Схемы и рисунки.
| Наблюдение Практическая работа |
4. | Сценическое движение | Рассказ. Показ Практическое, занятие. | Словесные (рассказ). Частично-поисковый. Практические. | Костюмы. Музыкальный центр. Ноутбук. Видеозаписи. | Наблюдение Практическая работа Творческие задания |
5. | Театральные постановки | Рассказ. Показ. Практическое занятие | Словесные (объяснение). Наглядные (показ педагогом, наблюдение). Практические Частично-поисковый. | Иллюстрации. Видеозаписи. Творческие работы педагога. Бутафория. Музыкальный центр. Микрофон. | Практическая работа Наблюдение Творческие задания Участие в конкурсах и акциях |
6. | Итоговое занятие. Итоговая аттестация. | Контрольное занятие. | Практические. | Тестовые задания |
Контрольные задания (тест, диагностика достижений за год) |
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
Ι. Теоретическая подготовка ребенка: 1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальной терминологией ΙΙ. Практическая подготовка ребенка: 1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальным оборудованием и оснащением 3 . Творческие навыки | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий | минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2); максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. Собеседование Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание |
М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
ΙΙΙ. Метапредметные результаты: 1.Учебно-интелектуальные умения: 1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 1 .2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования 2 . Учебно-коммуникативные умения: 2.1 Умение слушать и слышать педагога 2.2. Умение выступать перед аудиторией 2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3 . Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место. 3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений). Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Удовлетворительно – хорошо – отлично | 1 5 10 1 – 5 - 10 | Анализ исследовательской работы Наблюдение Наблюдение |
Л И Ч Н О С Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
IV. Личностные результаты: 1. Формирование контрольно-оценочной деятельности. 2. Мотивация учебной деятельности. 3. Психологический комфорт обучающегося в группе. 4. Отношение к нравственным ценностям. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности; оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности. Положительное отношение к процессу познания; желание получить больше знаний. Благоприятный психологический климат на занятии; Обучающийся на занятии чувствует себя свободно, без напряжения, проявляет инициативу и творчество. Различение основных нравственно-этических понятий; готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявление доброжелательности, доверия, взаимопомощи в окружающей действительности. | Низкий – средний - высокий Низкий – средний - высокий Низкий – средний – высокий Низкий – средний - высокий | 1 – 5 - 10 | Методика «Кто Я?»; «Лесенка» (В.Г. Щур); «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (М.Кун); Опросник мотивации (Р.И. Бардина); Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Опросник мотивации; Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксенозовой). Тест Люшера; графические тесты Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже). Анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю); Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов). |
Протокол итоговой аттестации обучающихся за 20___- 20___ учебный год
по дополнительной общеразвивающей программе «Театр без границ» (детский социальный театр)
педагог дополнительного образования Волонцевич Галина Александровна
форма проведения итогового занятия: контрольное занятие
группа ________
№ п/п | ФИО обучающегося | Направления оценки | Средний балл обучающегося (низкий – н; средний – с; высокий – в) | |||||
Принятие учебной задачи, сформулированной педагогом; планирование своих действий на отдельных этапах работы; конструктивный анализ причин успеха/неуспеха. | Быстрое включение в диалог, точность в формулировании мыслей и изложении задуманного. Адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих | Использование приёмов анализа и синтеза в работе, отбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий | Выявление проблем, проведение анализа их причин и следствий составление вариативности решения | Навыки речевой культуры, культуры движения, этика поведения в социуме; наглядно-образного и критического мышления | Участие в благотворительных добровольческих акциях и мероприятиях | |||
1. | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | |
4. | | | | | | | | |
5. | | | | | | | | |
6. | | | | | | | | |
7. | | | | | | | | |
8. | | | | | | | | |
9. | | | | | | | | |
10. | | | | | | | | |
11. | | | | | | | | |
12. | | | | | | | | |
Средний балл по направлению | | | | | | | |
Дата «_____» ______________20____г. Подпись педагога ______________
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Учебно-образовательный процесс в театральном коллективе основан на системности педагогических способов и приёмов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития творческой деятельности воспитанника. Система основных требований к воспитанию и обучению обучающихся строится на следующих педагогических принципах:
Принцип гумманизации ориентирован на потребности человека, его проблемы и интересы; опирается на положительные качества, на защищённость и эмоциональную комфортность воспитанников в коллективном общении.
Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы включает коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Принцип доступности применяется в индивидуальных методах обучения с учётом возрастных возможностей и способностей воспитанников в зависимости от сложности материала.
Принцип нарастающей сложности включается поэтапно от лёгкого упражнения - к более сложному; от освоенного элемента - к не освоенному; от индивидуального задания - к коллективному и предполагает учёт уровня развития каждого обучающегося и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями.
Принцип наглядности широко используется для изучения действительности, основывается на наблюдении, а так же активизирует познавательность.
Освоение материала происходит в процессе практической деятельности (работа над образом при помощи этюдов, работа над пластикой и мнемотехникой, мимикой при помощи тренингов по сценическому движению, отработка актерского тренинга, работа над дикцией и силой звука при помощи специальных дыхательных и дикционных упражнений).
При реализации программы «Театр без границ» используются как традиционные, так и инновационные методы обучения: репродуктивный; объяснительно-иллюстративный (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый; эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, взаимообучения, временных ограничений, полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), игрового содержания и метод импровизации. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.
Список используемых источников:
Список литературы для педагога
Антонова О.А. Театральная педагогика, как социокультурный феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Санкт-Петербург, 2016.
Бояджиева Г.Н., Образцова А.Г., Ростоцкий. Б.И. История зарубежного театра. – М., Просвещение, 2016.
Дмитриев Ю.А., Хайченко Г.А. История русского и советского драматического театра. – М., Просвещение, 2018.
Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М., Просвещение, 2017.
Кисилева О.И. «Развитие творческих способностей детей средствами театрально–игровой деятельности». Методическое пособие. — Томск, 2018.
Колчеев Ю.В., Колчеев Н.М. Театрализованные игры в школе. – М., «Школьная Пресса», 2017.
Коменский Я.А. Школа – театр. - Санкт-Петербург, 2016.
О.Г.Ксенда, О.Д.Негай, «Комплексы развивающих игр» — Мозырь, «Белый ветер», 2017.
Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.
Мургов Б.Г. Проблемы звучащей речи. – М., Советская Россия, 2018 .
Полякова Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности.- Спб.: СПбАППО, 2018.
Савкова З. В. Техника звучащего слова: Учебное пособие. – СПб, Министерство культуры Российской Федерации Санкт-петербургская государственная академия культуры, 2017.
Синицын В.А. Путь к слову. – М., Столетие, 2016.
Смирнова Л.П. Риторическая азбука. – СПб, Университет культуры и развития искусств, 2015.
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., ВИГРИУС, 2018.
Л. М. Шипицина, «Азбука общения» — С-Петербург, «Детство-Пресс», 2016г.
Энциклопедия для детей: Искусство. Музыка. Театр. Кино. Аванта +. - М., 2016.
Список литературы для обучающихся
Гулько Л., Шиврин А. Детская энциклопедия театр от А до Я. – М., Аргументы и факты, 2017.
Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. – СПб отделение изд-ва «Искусство», 2017.
Дубровская О.Н. Любовь моя, театр: программно-методические материалы. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004
Дубровская О.Н. Энциклопедия театр. – М., ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2018.
Каршинев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2017.
Колмыков И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль, Академия развития, 2016
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2017
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. – СПб: РиД, 2018.
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль, Академия холдинг, 2018.
Энциклопедия для детей: Искусство. Музыка. Театр. Кино. Аванта +. - М., 2017.
Энциклопедия этикета. - М., «РИПОЛ КЛАССИК», 2016.
Интернет-ресурсы:
урок.рф
youtube.соm
17