Программа дополнительного образования «Экология и садоводство» для детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития
Программа дополнительного образования «Экология и садоводство» в детском саду для детей 5-6 лет с особыми образовательными потребностями (задержкой психического развития)
Автор: Костюшина Екатерина Викторовна, педагог-психолог первой квалификационной категории, ГБОУ Школа №1272 в дошкольных группах «Алые паруса»
Краткое описание: Разработка программы дополнительного образования «Экология и садоводство» для детей с 5-6 лет с задержкой психического развития. Программа направлена на воспитание любви и уважения к природе, развитие практических навыков ухода за растениями, а также на социализацию и психологическую поддержку детей с ЗПР. Особое внимание уделяется значимости садоводства для детей с ограниченными возможностями здоровья, которое способствует их физическому, психологическому и социальному развитию.
Введение
Детский возраст – это период активного познания мира, когда каждый день приносит новые открытия и впечатления. В этом возрасте важно формировать у детей любовь к природе, заботу о ней и уважение ко всему живому. Одним из эффективных способов достижения этих целей является организация кружков экологической направленности.
Программа дополнительного образования «Экология и садоводство», которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, помогает детям лучше понять окружающий мир, развить навыки ухода за растениями и привить экологическое сознание.
Современные подходы к образованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всё чаще включают в себя различные формы активности, направленные на улучшение физического и психоэмоционального состояния ребёнка. Одной из таких активностей является работа с землёй, включая садоводство, посадку цветов и уход за растениями. Этот вид деятельности оказывает положительное влияние на развитие детей с ОВЗ, помогая им интегрироваться в общество и развивать важные жизненные навыки.
Цели и задачи программы
Основная цель кружка «Экология и цветоводство» заключается в воспитании у детей бережного отношения к природе и формировании основ экологической культуры.
Для этого ставятся следующие задачи:
Развитие интереса к растениям: дети учатся различать виды растений, узнают об их особенностях и условиях произрастания.
Формирование практических навыков: малыши осваивают основы ухода за растениями, такие как полив, рыхление почвы, пересадка и подкормка.
Воспитание ответственности: через уход за растениями дети учатся заботиться о живых существах, понимать важность регулярной заботы и внимания.
Расширение кругозора: занятия включают изучение природных явлений, экологии и взаимодействия живых организмов друг с другом.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития
- Низкий уровень внимания и концентрации: сложности с удержанием внимания на одном объекте или задаче, быстрая утомляемость.
- Отставание в речевом развитии: бедный словарный запас, затруднения в построении предложений, проблемы с пониманием сложных инструкций.
- Трудности в освоении учебных навыков: медленное усвоение новых знаний, проблемы с запоминанием информации, низкая успеваемость.
- Эмоциональная незрелость: частые смены настроения, повышенная тревожность, неспособность контролировать эмоции.
- Проблемы с социальным взаимодействием: трудности в установлении контактов с другими детьми, замкнутость или агрессивное поведение.
Подходы к работе с детьми с ЗПР
Эффективная работа с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития предполагает комплексный подход, включающий образовательные, психологические и социальные меры. Основные направления такой работы:
Образовательные мероприятия
1. Индивидуальные программы обучения: разработка индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих особенности каждого ребёнка. Использование специальных методик и технологий, направленных на развитие когнитивных функций.
2. Игровая терапия: использование игровых методов для улучшения внимания, памяти и других когнитивных процессов. Игры позволяют детям учиться в комфортной и безопасной обстановке.
3. Развитие речи: специальные занятия по развитию речи, включающие работу над произношением, расширением словарного запаса и улучшением грамматической структуры речи.
Психологическая помощь
1. Коррекционно-развивающие занятия: проведение занятий с психологом, направленных на развитие эмоциональной сферы, улучшение саморегуляции и повышение уровня самооценки.
2. Семейная терапия: работа с родителями для создания благоприятной атмосферы дома, обучение методам поддержки и мотивации ребёнка.
3. Арт-терапия: использование творческих методов (рисование, лепка, музыка) для выражения эмоций и снятия напряжения.
Социальная адаптация
1. Групповая работа: участие в группах сверстников для развития социальных навыков, умения сотрудничать и решать конфликты.
2. Интерактивные игры: включение детей в ролевые игры, командные соревнования и другие виды совместной деятельности, способствующие развитию коммуникативных навыков.
3. Школьная подготовка: постепенная адаптация к школьным условиям, знакомство с правилами поведения и учебной дисциплиной.
Значение садоводства для детей с ОВЗ
Работа с землёй и растениями предоставляет уникальные возможности для развития детей с особыми потребностями. Рассмотрим основные аспекты, почему садоводство так важно для них:
Физическое развитие
Садоводство включает в себя разнообразные физические упражнения, такие как копание земли, полив растений, сбор урожая. Эти действия способствуют укреплению мышц, улучшению координации движений и развитию мелкой моторики.
Психологическое благополучие
Контакт с природой и растениями оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему. Дети с ОВЗ часто испытывают тревогу, а работа с землёй помогает снизить ее уровень, улучшить настроение и повысить самооценку. Видеть результаты своего труда, наблюдать за ростом растений, даёт ребёнку чувство удовлетворения и уверенности в своих силах.
Социальная интеграция
Садоводство может стать отличным способом социальной интеграции детей с ОВЗ. Участие в групповых занятиях, совместная работа над проектами, обмен опытом и знаниями способствуют развитию коммуникативных навыков и созданию дружеских отношений между детьми. Это особенно важно для тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками.
Развитие познавательных способностей
Работа с растениями требует внимательного наблюдения, анализа условий роста и принятия решений. Дети учатся планировать свои действия, анализировать результаты и корректировать свои методы. Всё это способствует развитию логического мышления, памяти и концентрации внимания.
Принципы программы при работе с детьми с ОВЗ
Для того чтобы занятия садоводством были максимально эффективными и безопасными, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка. Вот несколько рекомендаций по организации процесса:
1. Индивидуальный подход. Важно учитывать индивидуальные потребности и способности каждого ребёнка.
2. Безопасность. Необходимо обеспечить безопасность рабочего места, убрать острые предметы и исключить возможность травмирования. Также важно следить за качеством используемых материалов и удобрений, чтобы избежать аллергических реакций.
3. Поддержка и мотивация. Педагоги и родители должны оказывать поддержку и поощрять детей, отмечая даже самые маленькие успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в себе и желание продолжать заниматься садоводством.
4. Интеграция в образовательный процесс. Садоводство может быть включено в учебный план как часть уроков биологии, экологии или трудового воспитания. Это позволит детям глубже понять природные процессы и применить полученные знания на практике.
Календарно-тематическое планирование
Занятия по программе дополнительного образования «Экология и садоводство» проводятся в игровой форме, чтобы поддерживать интерес детей и сделать процесс обучения увлекательным.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 25 минут.
№ | Тема | Содержание | Количество часов |
1. | Экология. Просто и интересно | Вводные занятия. Ознакомление воспитанников с техникой безопасности на занятии. Базовые понятия. | 3 часа |
2 | Какие бывают растения? | Познакомить детей с разнообразием растительного мира, научить отличать ядовитые растения от полезных, рассказать о местах обитания разных видов растений. | 2 часа |
3 | Цветоводство: первые шаги (практические занятия) | Дети знакомятся с основными видами комнатных растений, учатся определять их потребности в свете, воде и почве | 4 часа |
4 | Посев семян (практические занятия) | Воспитанники самостоятельно сажают семена различных цветов (бархатцы, астры и т.д.), наблюдают за их ростом и развитием | 2 часа |
5 | Уход за растениями, их выращивание (практические занятия) | Занятия посвящены практическим навыкам полива, рыхления почвы и борьбы с вредителями | 6 часов |
6 | Эко-игры | Детям предлагаются игры, направленные на развитие понимания взаимосвязей в природе, таких как «Кто чем питается?» или «Найди пару». | 1 час |
7 | Дизайн садов: виды, история, примеры и макеты | Воспитанники знакомятся с понятиями и рассматривают картинки с примерами следующих садов и полисадников: Японские сады, Регулярные сады, Пейзажные сады, Китайские сады, Средиземноморские сады, Традиционные палисадники, Английские палисадники, Французские палисадники | 1 час |
8 | Создание мини-садов (практическое занятие) | Дети вместе с педагогом создают небольшие сады на подоконниках группы, выбирая подходящие растения и ухаживая за ними. | 1 час |
9 | Выращивание овощей и зелени (практические занятия) | В марте педагог с детьми сажает рассаду. В мае на участке детского сада организуется небольшой огород, где дети могут посадить и ухаживать за овощными культурами. | 10 часов |
10 | Участие в экологических акциях | Совместная уборка территории, посадка деревьев и кустарников помогают детям почувствовать свою значимость и ответственность перед природой. «Осенняя уборка» - подготовка участка детского сада к зиме в октябре. Зимой в январе акция «Расчищаем дорожки». «Городской субботник» в апреле. | 3 часа |
11 | Рисование и лепка на тему природы | Дети выражают свои впечатления от общения с природой через творчество, создавая рисунки, аппликации и поделки | 1 час |
12 | Опасности для природы. | Воспитанники узнают про загрязнения окружающей среды: химическое, физическое, биологическое, механическое | 4 часа |
13 | Я – защитник природы | Дети стараются на практике, в легких экспериментах применить следующие виды защиты окружающей среды: очистка сточных вод от промышленных отходов, очистка земли от мусора, сортировка отходов, энергосбережение, озеленение (высадка растений), переработка отходов (из старой бумаги делаем новую), акция «Игрушки из бросового материала», акция «Час Земли». | 8 часов |
14 | Выставка «Мой гербарий» | В мае проходит обобщение полученного опыта, дети в течении этого времени собирают листочки, цветы и т.д., засушивают их. Выставка проводится в течении 1-ой недели. | 1 час |
15 | Фотоконкурс «Лики природы» | Фотографии растений и результатов работы детей выставляются на всеобщее обозрение, что стимулирует их стремление к лучшему результату. | 1 час |
Итого: | 48 часов |
Необходимые материалы, методическое обеспечение
Техническое оснащение: проектор, ноутбук, принтер цветной.
Мебель кабинета для занятий: стойки для растений, столы для работы, комнатные парники.
Материалы: земля (посадочный грунт), семена овощей, семена зелени, семена цветов, горшки, кашпо, лейки.
Садовый инвентарь: тяпки, грабли, совки, малая мотыга.
Расходные материалы: бумага, пластилин, клей, карандаши.
Ожидаемые результаты
Регулярные занятия по программе дополнительного образования «Экология и садоводство» будут способствовать развитию высших психических функций, формированию бережного отношения к природе и своему труду, труду других людей. А также приведут к следующим результатам:
Разностороннее развитие. Дети развивают мелкую моторику, внимание, наблюдательность и творческое мышление.
Социальная адаптация. Работа в коллективе учит детей взаимодействовать друг с другом, делиться опытом и помогать товарищам.
Формирование позитивного отношения к природе. У детей формируется понимание важности сохранения окружающей среды и бережного отношения к природным ресурсам.
Заключение
Программе дополнительного образования «Экология и садоводство» в детском саду – это важный шаг в воспитании экологически грамотного поколения. Через игру и практические занятия дети получают знания о природе, учатся заботиться о растениях и осознают свою роль в сохранении окружающей среды. Такой подход способствует гармоничному развитию личности ребенка и закладывает основу для ответственного поведения в будущем.
Садоводство и работа с землёй являются важными элементами образовательного и реабилитационного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они способствуют физическому, психологическому и социальному развитию, помогают детям адаптироваться к жизни в обществе и чувствовать себя увереннее. Важно, чтобы педагоги и родители поддерживали интерес детей к этому виду деятельности, создавая условия для безопасного и продуктивного труда.
Список литературы
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2022. - 747 c.
Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 2022. - 218 c.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2023. - 579 c.