Программа дополнительного образования «Экспериментариум» (для детей 5-7 лет)
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ЭКСПЕРИМЕНТАРИУМ»
Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет
Срок реализации программы: 16 месяцев
Количество часов по программе: 64 часов
Форма и режим занятий: групповая, индивидуально-групповая
Количество обучающихся в группе: 6 – 8
Автор – Кирьяненко О.В
МОСКВА
2018
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………3
Направленность программы………………………………………………………3
Новизна и отличительные особенности………………………………………….4
Актуальность……………………………………………………………………….4
Педагогическая целесообразность………………………………………………...5
Цель программы……………………………………………………………………5
Задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные)……………...5
Возраст, количество обучающихся (оптимальное количество детей в группе).6
Срок реализации программы, общая продолжительность обучения……………6
2. Формы занятий (теоретические, игровые, практические и т.п.)………………..6
3. Режим занятий ……………………………………………………………………….7
4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности……………………………………………………………………….7
5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся………………………………………….….9
6. Формы проведения итогов реализации программы…………………………..13
7. Учебно-тематический план………………………………………………………..14
8. Содержание программы (содержание учебно-тематического плана)……………………………………………………………………………………15
9. Календарный учебный график…………………………………………………...18
10. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога)……………………………………………………………..21
11. Список литературы……………………………………………………………….22
Пояснительная записка
Достижения естественных наук и техники является частью мирового наследия человечества, составляют основу современной цивилизации и благосостояния будущего людей. Каждая из наук имеет свой предмет изучения, однако объединяет их одно – основой и доказательством любой научной гипотезы и теории является исследовательская деятельность, эксперимент.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, он будет обладать такими качествами как: любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира.
3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского
поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.
Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Направленность программы
Программа дополнительного образования «Экспериментариум» носит естественно-научную направленность, которая определена особой актуальностью исследовательской деятельности, познавательного развития дошкольников в современных условиях.
1.2 Новизна и отличительные особенности
Новизна программы состоит в том, что разработана и апробирована система экспериментально-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира обучающимися.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся.
1.3 Актуальность
Актуальность данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности в области науки и техники.
В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство, взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях.
Раннее освоение базовых знаний в области естественных наук становится основой для осуществления проектной деятельности обучающимися, востребованной социумом, в более старшем возрасте.
К сожалению, исследовательская деятельность, детское экспериментирование как форма деятельности используются на практике недостаточно широко.
В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
1.4 Педагогическая целесообразность
Эффективным для овладения детьми исследовательской и экспериментальной деятельностью является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта.
О преимуществах данной технологии говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие.
Данная программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук.
1.5 Цель программы
Основная цель программы: формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую и экспериментальную деятельность, интеграция естественных наук.
1.6 Задачи программы
Обучающие:
- познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук;
- сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов;
- сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами;
- сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях;
- Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле.
Развивающие:
- развивать умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.;
- развитие психических процессов: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение;
- развивать речь, пополнение словарного запаса;
- развивать аккуратность, ответственность, последовательность;
Воспитательные:
- сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость;
- сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники;
- воспитание общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
1.7 Возраст, количество обучающихся
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Численный состав группы: 6-8 детей.
1.8 Срок реализации программы, общая продолжительность обучения
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1-й год обучения – дети 5-6 лет;
2-й год обучения – дети 6-7 лет.
Общая продолжительность обучения: 64 часа (1-й год – 32 часа, 2-й год – 32 часа).
Формы занятий
Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах.
К познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные беседы.
К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.
На занятиях применяются исследовательские методы обучения:
- репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений;
- продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
3. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность занятий 40 минут.
4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Ожидаемые результаты 1-го года:
Обучающиеся будут:
- знать названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; важнейшие понятия и свойства объектов (веществ) в рамках содержательного компонента программы; этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;
- знать физические явления, свойства воздуха, воды, света, цвета, песка, глины;
- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;
- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- интерес к научным знаниям, любознательность;
- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники;
- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся разовьют свои умения в:
- выявлении экспериментальной задачи (проблемы);
- выработке гипотезы, классификации и систематизации;
- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами.
Ожидаемые результаты 2-го года:
Предметные результаты:
Обучающиеся будут:
- знать свойства воды и света, магнита и электричества, понятия: движение, равновесие, осязание, обоняние, слух, скорость;
- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом;
- достигать результата и обозначать его с помощью условного символа;
- по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним;
- работать с информационным источником;
- объяснять причины наблюдаемых явлений или выдвигать гипотезы о них.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- эмоциональная основа устойчивого интереса к науке и технике, любознательности, познавательной открытости;
- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров.
- развитые навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
- аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся разовьют свои умения в:
- выработке гипотезы, классификации и систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и умозаключений;
- повышение уровня математических представлений: овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса;
- самостоятельной работе над экспериментом, исследованием;
- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами;
- создании схем, моделей и инструкций при решении учебных и познавательных задач.
Способы определения результативности
Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации:
- педагогическое наблюдение
- беседа
- тестирование
- рассказы детей
- «Книга опытов и экспериментов» (книга, созданная в течение учебного года с фотографиями, описаниями опытов, высказываниями детей)
- журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию (данные методики Л.Н.Прохоровой «Выбор деятельности», данные уровней овладения детьми экспериментальной деятельности Ивановой А.И., индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования).
Контроль обучения реализуется в различных формах:
- Текущий контроль;
- Тематический контроль;
- Итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов.
Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического раздела при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера.
Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований.
5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся
Проверка знаний, умений и навыков обучаемых происходит 2 раза в год (сентябрь/май). Полученные данные заносятся в «Журнал промежуточных результатов освоения детьми программы по дополнительному образованию». На основе данных, полученных в начале года решаются следующие образовательные задачи:
- индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории в данном направлении);
- оптимизация работы с группой детей.
Предпочитаемый вид деятельности детьми
Цель – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, исследовать предпочитаемый вид деятельности.
Для этого используется методика «Выбор деятельности», разработанная кандидатом педагогических наук Л.Н. Прохоровой.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
Игровая;
Чтение книг;
Изобразительная;
Детское экспериментирование;
Труд в уголке природы;
Конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать 3 ситуации, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3.
За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу.
Таблица 2 – Выбор деятельности
№ | Фамилия, имя ребенка | Выбор деятельности | ||||||
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
(5-6 лет)
За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредствен-ной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает простейшие одночленные причинно- следственные связи . |
Средний | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Низкий | Желание что – то сделать выражают словами. | Произносят фразу: «Я хочу сделать то –то». | Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. | Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. | Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
(6-7 лет)
За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.. | Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. | Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. | Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам .Использует несколько графических способов фиксации опытов. | При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей. |
Средний | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи . |
Низкий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | | |
2 | Умение принимать и ставить цель | | |
3 | Умение решать проблемы | | |
4 | Умение анализировать объект или явление | | |
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | | |
6 | Умение сопоставлять различные факты | | |
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | | |
8 | Умение делать выводы | | |
6. Формы проведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов реализации программы и достижений обучающихся, осваивающих программу:
- «Книга опытов и экспериментов» (книга, созданная в течение учебного года с фотографиями, описаниями опытов, высказываниями детей);
- открытые мероприятия;
- проведение научных шоу для родителей и сверстников.
7. Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, методика «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой |
2 | Магнит и его свойства | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль, открытое мероприятие |
3 | Простые опыты с бумагой | 4 | 1 | 3 | Игра, тематический контроль |
4 | Экспериментирование с водой | 4 | 1 | 3 | Опрос, текущий контроль, тематический контроль |
5 | Экспериментирование с воздухом | 3 | 0,75 | 2,25 | Опрос, тематический контроль |
6 | Занимательные опыты и эксперименты | 4 | 1 | 3 | Игры |
7 | Свет и его свойства | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль, тематический контроль |
8 | Экспериментирование с песком и глиной | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль, тематический контроль |
9 | Занимательные опыты и эксперименты | 4 | 1 | 3 | Тематический контроль |
| Итого | 32 | 8 | 24 | |
2-й год обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, методика «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой |
2 | Магнит и его свойства | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль, соревнование |
3 | Простые опыты с бумагой | 4 | 2 | 2 | Экологическая игра, открытое мероприятие |
4 | Экспериментирование с водой | 4 | 2 | 2 | Опрос, тематический контроль |
5 | Экспериментирование с воздухом | 3 | 1,5 | 1,5 | Опрос, тематический контроль |
6 | Занимательные опыты и эксперименты | 4 | 2 | 2 | Игры |
7 | Свет и его свойства | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль, тематический контроль |
8 | Экспериментирование с песком и глиной | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль, тематический контроль |
9 | Занимательные опыты и эксперименты | 4 | 2 | 2 | |
| Итого | 32 | 16 | 16 | |
8. Содержание программы (учебно-тематического плана)
1-й год обучения
Название темы | Теория | Практика |
Магнит и его свойства | Знакомство с понятием магнит. Формирование представлений о свойствах магнита. Активизация знаний детей об использовании свойств магнита человеком. | 1. «Волшебные магниты» (притягивает/не притягивает). «Как достать скрепку из воды не замочив руки» (действие магнита через стекло). 2. «Магнитные куклы» (действие магнита через картон и бумагу). 3. «Летающие бабочки» (действие магнита через ткань). 4. «Земля-магнит» (закрепление свойств магнита, практическое упражнение с компасом). |
Простые опыты с бумагой | Знакомство с основными свойствами бумаги. Бумага в жизни человека. Бумага и экология. Выяснить как основные пишущие средства взаимодействуют с бумагой. | 1. «Бумажный кораблик» (знакомство со свойствами бумаги, ее отличием о других материалов, узнать как бумага сгибается). 2. «Сколько бумага занимает места в пространстве», «Монетка» (взаимодействие пишущих предметов с бумагой). 3. «Мост из бумаги», «Удержи книжку бумагой» (прочность бумаги), 4. «Экологическая игра» (скорость разложения бумаги в почве). |
Экспериментирование с водой | Формировать знания о значении воды в жизни человека. Знакомство со свойствами воды. | 1. «Вода, водица» (прозрачность и вкусовые свойства). 2. «Плывет, плывет кораблик» (тонет/не тонет»), «Вода и пар» (состояние воды, испарение воды). 3. «Замерзшая вода» (состояние воды). 4. «Экологическая сказка» (исследование влияния на воду природного материала). |
Экспериментирование с воздухом | Уточнить понятие детей о том, что воздух это не невидимка, а реально существующий газ. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. | 1. «Этот удивительный воздух» (свойства воздуха). 2. «Веселый шарик» (скорость воздуха), «Забавные кляксы» (выдувание краски). 3. «Где есть воздух?» (обнаружение воздуха в пространстве, почве, воде) |
Занимательные опыты и эксперименты | Закрепление свойств бумаги и воды. Закреплять умение применять лупу, знать ее назначение. Познакомить с природными лупами. Знакомство с рисованием на молоке. Знакомство с понятие звук. | 1. «Цветы лотоса» (закрепление свойств взаимодействия воды и бумаги). 2. «Естественная лупа» (изготовление лупы с помощью подручных материалов). 3. «Молочная палитра» (взаимодействие молока с жиром и пищевыми красителями). 4. «Говорящая веревка» (распространение звука). |
Свет и его свойства | Знакомство с понятием свет, его значении для жизни на Земле. Объяснить как человек использует знания о свете для различных целей (создает разные источники света), почему происходит смена дня и ночи. | 1. «Эффект радуги» (свойства, движение света), «Солнце греет краски» (свойства улавливания теплого света разными цветами). 2. «Солнечное затмение» (свойство прохождения солнечных лучей), «Может ли светить отключенная лампочка» (свойства трения и получения света). 3. «Очки» (представление о светофильтрах). 4. «Путешествие в зазеркалье» (отражение света от различных поверхностей). |
Экспериментирование с песком и глиной | Познакомить детей со свойствами природных материалов: почвы, песка, глины. Взаимодействие песка, глины с водой, высокой температурой. Использование песка и глины людьми. | 1. «Песочная страна» (свойства песка), «Глина, какая она?» (свойства глины). 2. «Песочные часы» (сыпучесть песка). 3. «Посадка луковицы» (где луковица вырастет быстрее). 4. «Песок и глина» (представление о влиянии высоких температур на песок и глину) |
Занимательные опыты и эксперименты | Закрепление полученных знаний. Постановка самостоятельных опытов и экспериментов. | 1. «Мы фокусники» (взаимодействие различных материалов с магнитом). 2. «Дождевые облака» (свойства воды). 3. «Исчезающая монетка» (свойства света). 4. Самостоятельные опыты и эксперименты. |
2-й год обучения
Название темы | Теория | Практика |
Магнит и его свойства | Закрепление знаний о понятии магнит, его свойствах. Знакомство со способностью металлических предметов намагничиваться, с полюсами магнита. | 1. «Намагничивание» (притягивает/не притягивает). «Тянем-потянем» (действие магнита через стекло, бумагу, ткань). 2. «Кто сильнее?» (магнитная сила). 3. «Полюсы магнитов» 4. «Земля-магнит» (закрепление свойств магнита, практическое упражнение с компасом) |
Простые опыты с бумагой | Закрепление основных свойств бумаги. Бумага в жизни человека. Бумага и экология. | 1. «Кулечек» (исследование бумаги на удержание сыпучих материалов). 2. «Шпагатики» (исследование прочности бумаги на разрыв). 3. «Экологическая сказка» (какой упаковочный материал менее вреден для окружающей среды), 4. «Экологическая игра» (скорость разложения бумаги в почве). |
Экспериментирование с водой | Закрепить знания о значении воды в жизни человека. Знакомство со свойствами воды. Дать представление о зависимости изменения температуры воды от ее количества. | 1. «Вода, водица» (свойства воды). 2. «Как замерзает река?» (состояние воды, изменение, измерение температуры). 3. «Радуга» (изменение цвета воды). 4. «Экологическая сказка» (исследование влияния на воду природного материала). |
Экспериментирование с воздухом | Уточнить понятие детей о том, что воздух это не невидимка, а реально существующий газ. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. | 1. «Этот удивительный воздух» (свойства воздуха). 2. «Веселый шарик» (скорость воздуха), «Забавные кляксы» (выдувание краски). 3. «Где есть воздух?» (обнаружение воздуха в пространстве, почве, воде) |
Занимательные опыты и эксперименты | Закрепление свойств бумаги и воды. Закреплять умение применять лупу, знать ее назначение. Познакомить с природными лупами. Знакомство с рисованием на молоке. Знакомство с понятие звук. | 1. «Цветы лотоса» (закрепление свойств взаимодействия воды и бумаги). 2. «Естественная лупа» (изготовление лупы с помощью подручных материалов). 3. «Молочная палитра» (взаимодействие молока с жиром и пищевыми красителями). 4. «Говорящая веревка» (распространение звука). |
Свет и его свойства | Закрепление понятия свет, его значение для жизни на Земле. Закрепить знания о том, как человек использует знания о свете для различных целей (создает разные источники света), почему происходит смена дня и ночи. | 1. «Уличные тени» (появление тени, ее зависимость от направления света). 2. «Волшебные зеркала» (свойство прохождения света). 3. «Может ли светить отключенная лампочка» (свойства трения и получения света). 4. «Темный космос» (почему в космосе темно, отсутствие отражения света). |
Экспериментирование с песком и глиной | Закрепление знаний о свойствах природных материалов: почвы, песка, глины. Взаимодействие песка, глины с водой, высокой температурой. Использование песка и глины людьми. | 1. «Песочная страна», «Глина, какая она?» (свойства песка, глины, представление о влиянии высоких температур на песок и глину). 2. «Песочные часы» (сыпучесть песка). 3. «Посадка луковицы» (где луковица вырастет быстрее). 4. «Кладоискатели» (закрепление свойств песка и глины) |
Занимательные опыты и эксперименты | Закрепление полученных знаний. Постановка самостоятельных опытов и экспериментов. | 1. «Можно ли висеть на голове» (свойства магнита). 2. «Танцующая фольга» (свойства электрических зарядов). 3. «Секретное письмо» (свойства света). 4. Самостоятельные опыты и эксперименты. |
9. Календарный учебный график
1-й год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | | | | Беседа | 1 | Вводное занятие | Учебный класс | методика «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой |
2 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Магнит и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
3 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Магнит и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
4 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Магнит и его свойства | Учебный класс | Открытое мероприятие |
5 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Магнит и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
6 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Простые опыты с бумагой | Учебный класс | Игра |
7 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Простые опыты с бумагой | Учебный класс | Игра |
8 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Простые опыты с бумагой | Учебный класс | Игра |
9 | | | | Экологическая игра | 1 | Простые опыты с бумагой | Учебный класс | Тематический контроль |
10 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с водой | Учебный класс | Опрос |
11 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с водой | Учебный класс | Опрос |
12 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с водой | Учебный класс | Текущий контроль |
13 | | | | Экологическая сказка | 1 | Экспериментирование с водой | Учебный класс | Тематический контроль |
14 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с воздухом | Учебный класс | Опрос |
15 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с воздухом | Учебный класс | Опрос |
16 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с воздухом | Учебный класс | Тематический контроль |
17 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Игра |
18 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Игра |
19 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Игра |
20 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Игра |
21 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Свет и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
22 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Свет и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
23 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Свет и его свойства | Прогулочная площадка | Текущий контроль |
24 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Свет и его свойства | Учебный класс | Тематический контроль |
25 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с песком и глиной | Прогулочная площадка | Текущий контроль |
26 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с песком и глиной | Учебный класс | Текущий контроль |
27 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с песком и глиной | Учебный класс | Текущий контроль |
28 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с песком и глиной | Прогулочная площадка | Тематический контроль |
29 | | | | Научное шоу | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Тематический контроль |
30 | | | | Научное шоу | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Тематический контроль |
31 | | | | Научное шоу | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Прогулочная площадка | Тематический контроль |
32 | | | | Игра | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Тематический контроль |
2-й год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | | | | Беседа | 1 | Вводное занятие | Учебный класс | методика «Выбор деятельности», Л.Н. Прохоровой |
2 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Магнит и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
3 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Магнит и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
4 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Магнит и его свойства | Учебный класс | Соревнование |
5 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Магнит и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
6 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Простые опыты с бумагой | Учебный класс | Игра |
7 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Простые опыты с бумагой | Учебный класс | Открытое мероприятие |
8 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Простые опыты с бумагой | Учебный класс | Игра |
9 | | | | Экологическая игра | 1 | Простые опыты с бумагой | Учебный класс | Игра |
10 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с водой | Учебный класс | Опрос |
11 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с водой | Учебный класс | Опрос |
12 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с водой | Учебный класс | Опрос |
13 | | | | Экологическая сказка | 1 | Экспериментирование с водой | Учебный класс | Тематический контроль |
14 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с воздухом | Учебный класс | Опрос |
15 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с воздухом | Учебный класс | Опрос |
16 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с воздухом | Учебный класс | Тематический контроль |
17 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Игра |
18 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Игра |
19 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Игра |
20 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Игра |
21 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Свет и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
22 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Свет и его свойства | Учебный класс | Текущий контроль |
23 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Свет и его свойства | Прогулочная площадка | Текущий контроль |
24 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Свет и его свойства | Учебный класс | Тематический контроль |
25 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с песком и глиной | Прогулочная площадка | Текущий контроль |
26 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с песком и глиной | Учебный класс | Текущий контроль |
27 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с песком и глиной | Учебный класс | Текущий контроль |
28 | | | | Познавательно-экспериментальное | 1 | Экспериментирование с песком и глиной | Прогулочная площадка | Тематический контроль |
29 | | | | Научное шоу | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Тематический контроль |
30 | | | | Научное шоу | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Тематический контроль |
31 | | | | Научное шоу | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Прогулочная площадка | Тематический контроль |
32 | | | | Игра | 1 | Занимательные опыты и эксперименты | Учебный класс | Тематический контроль |
10. Методическое обеспечение
1. Болушевский С., Яковлева М. 100 научных опыторв для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче / ООО «Издательство «Эксмо», 2015;
2. Вайткене Л.Д., Филиппова М.Д. Опыты и эксперименты / Москва : Издательство АСТ, 2017;
3. Зубкова Н.: Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет// Речь, 2013;
4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997;
5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2;
6. Рыжова Н.А.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2;
7. Султанова М.Н Простые опыты с природным материалом/ Хатбер-пресс, 2016;
8. Султанова М.Н. Простые опыты с бумагой/ Хатбер-пресс, 2016;
9. Султанова М.Н. Простые опыты с водой/ Хатбер-пресс, 2016;
10. Султанова М.Н. Простые опыты с воздухом/ Хатбер-пресс, 2016;
11. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, 2001. — № 1;
12. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, Азбука воспитания, 2017;
13. Картотека опытов для детей 5–6 лет;
14. Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
11. Список литературы
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005;
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004;
3. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016;
4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990;
5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА.Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001;
6. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015.