Программа дополнительного образования «Изонить»
муниципальное образовательное учреждение
«Ивняковская средняя школа»
Ярославского муниципального района
Утверждена приказом директора
№__________________________
От «_____»_____________20__г.
Дополнительная
общеобразовательная программа
«Изонить»
(художественно – эстетическое направление)
Срок реализации: 1год
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Составитель: Ермолаева Татьяна Валерьевна, учитель технологии
Ярославский район
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели программы:
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать основные сведения по искусству изонити, по технологии изготовления;
-научить использовать материалы и инструменты в соответствии с требованиями к технологии изготовления различных изделий;
- пробудить интерес детей к художественно – прикладному творчеству.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию художественно - эстетического вкуса, развитию творческих способностей и творческого мышления, терпения, аккуратности, усидчивости, трудолюбия;
- способствовать созданию коллектива единомышленников.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать абстрактное, логическое мышление.
Общая характеристика занятия
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды.
Основным дидактическим средством обучения является учебно – практическая деятельность.
Актуальность программы дополнительного образования заключается в формирование у обучающихся технологического мышления, которое позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами.
Таким образом, занятия позволяют формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Описание места занятия в учебном плане
Занятия по данному направлению начинается во 2 классе и является продолжением изучения предмета «Технология» в начальной школе. По программе на проведение данного занятия отведено 36 час.
Занятие по данному направлению опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Математика», «История», «Технология» что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Учебно - тематический план
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение. Техника безопасности при работе с иглой, ножницами. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Составление схем с использованием углов и треугольников | 4 | 0,5 | 3,5 |
3. | Составление схем с использованием окружности | 4 | 0,5 | 3,5 |
4. | Составление схем с использованием окружности, углов и треугольников | 5 | 0,5 | 4,5 |
5. | Выполнение творческой и опытной деятельности | 4 | 0,5 | 3,5 |
6. | Выполнение аналитической деятельности. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Составление схем с использованием дуги | 4 | 0,5 | 3,5 |
8. | Выполнение творческих работ с использованием углов, окружности, дуги. | 5 | - | 5 |
9. | Выполнение творческой и опытной деятельности. | 7 | - | 7 |
10. | Выполнение аналитической деятельности. | 1 | - | 1 |
11. | Итого | 36 | 3,5 | 32,5 |
Личностные и метапредметные результаты освоения дополнительной программы
Год обучения | Личностные результаты | Метапредметные результаты | ||
регулятивные | коммуникативные | познавательные | ||
1 | - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; - учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполненных действий; | - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Предметные результаты освоения дополнительной программы «Изонить»
Год обучения 1 | Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Основы культуры труда, самообслуживание | ||
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; | понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах. | |
Элементы графической грамоты | ||
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; | отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла. | |
Конструирование и моделирование | ||
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции. | соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток. |
Тематическое содержание программы
№ | Раздел | Кол-во часов | Элементы содержания | Основной вид учебной деятельности учащихся | Отрабатываемые УУД |
1 год (36 часов) | |||||
1 | Организация рабочего места. | 1 | Повторение пройденного материала. Инструменты и материалы необходимые при выполнении работ в технике «изонить». Техника безопасности при работе с режущими и колющими предметами (ножницы, игла). Способ приготовление нитей к работе. Начало и окончание работы с нитями. | Овладение безопасными приёмами работы с ножницами и иглой. Приготовление нитей к работе. Определение способа завязывания узелка на нити. | Л. установка на здоровый образ жизни; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. осуществлять поиск необходимой информации К. формулировать собственное мнение и позицию. |
2 | Составление схем с использованием углов и треугольников | 4 | Понятие о геометрической фигуре треугольник, угол. Виды геометрических фигур. Способы составления схем – рисунков. Инструменты и материалы, используемые при нанесении схемы на фигуру. Нанесение на фигуру цифр, пунктирных линий, стрелок при помощи карандаша и линейки. Разновидности технологических карт. Способы составления карт. Принадлежности необходимые для составления карты. Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. Способы прикрепления бисера на картон. Сочетание бисера, нитей, картона по цветовой гамме. Заполнение листа самооценки. Определение качества заполнения фигур нитями, последовательности выполнения схемы, работы с иглой, скотчем и нитями, ножницами. Дать название выполненной работе. | Определение понятия треугольник, угол. Анализ образцов геометрических фигур. Нанесение условных обозначений на фигуру, используя карандаш и линейку. Осуществлять самоконтроль выполненной работы. Работа с информационными источниками. Анализ разновидностей технологических карт. Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. Анализ способов прикрепления бисера. Определение цветовой гаммы бисера. Осуществлять самоконтроль и оценку качества выполненной работы, анализировать ошибки. Заполнение листа самооценки. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; способность к оценке своей учебной деятельности; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; различать способ и результат действия; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаковосимволические средства; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи. К. формулировать собственное мнение и позицию. |
3 | Составление схем с использованием окружности | 4 | Способы заполнения окружности нитями. Составление рисунка. Инструменты необходимые для выполнения работы. Образцы работ с использованием окружности. Определение понятия эскиз. Инструменты и материалы, необходимые для создания эскиза, нанесения схемы на фигуру. Нанесение на фигуру цифр, пунктирных линий, стрелок при помощи карандаша и линейки. Разновидности технологических карт. Способы составления карт. Принадлежности необходимые для составления карты. Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. Оформление композиции орнаментом. Понятия растительного орнамента. Элементы растительного орнамента. Заполнение листа самооценки. Определение качества заполнения фигур нитями, последовательности выполнения схемы, работы с иглой, скотчем и нитями, ножницами. Дать название выполненной работе. Понятие интерьера. Способы украшения комнаты. Заполнение листа самооценки. Отчет о выполненной работе. Критерии оценивания работ. Определение качества заполнения фигур нитями, последовательности выполнения схемы, работы с иглой, скотчем и нитями, ножницами. | Анализ способов заполнения окружности нитями. Анализ предложенных образцов. Определение понятия эскиз. Выбор необходимых инструментов и материалов. Нанесение условных обозначений на фигуру, используя карандаш и линейку. Осуществлять самоконтроль выполненной работы. Работа с информационными источниками. Анализ разновидностей технологических карт. Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. Анализ образцов с выполненными орнаментами. Определение образца с растительным орнаментом. Осуществлять самоконтроль и оценку качества выполненной работы, анализировать ошибки. Заполнение листа самооценки в соответствии с определенными критериями. Определение понятия интерьер. Выбор наилучшего распределения работ в помещении. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к оценке своей учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаковосимволические средства; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов; осуществлять синтез как составление целого из частей; строить сообщения в устной и письменной форме. К. задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
4 | Составление схем с использованием окружности, углов и треугольников | 5 | Способы заполнения схем с использованием окружности и треугольников нитями. Составление рисунка. Инструменты необходимые для выполнения работы. Образцы работ с использованием окружности. Создание эскиза. Нанесение разметки на геометрические фигуры. Разновидности технологических карт. Способы составления карт. Принадлежности необходимые для составления карты. Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. Оформление композиции орнаментом. Понятия растительного орнамента. Элементы растительного орнамента. Заполнение листа самооценки. Определение качества заполнения фигур нитями, последовательности выполнения схемы, работы с иглой, скотчем и нитями, ножницами. Дать название выполненной работе. | Выбор необходимых видов углов для создания рисунка. Определение понятия эскиз. Выбор необходимых инструментов и материалов. Нанесение условных обозначений на фигуру. Работа с информационными источниками. Анализ разновидностей технологических карт. Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. Анализ образцов с выполненными орнаментами. Определение образца с растительным орнаментом. Осуществление контроля и оценки качества выполненной соседом работы, анализ ошибок. Заполнение листа оценки соседа в соответствии с определенными критериями. | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаковосимволические средства; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. |
5 | Выполнение творческой и опытной деятельности | 4 | Понятие о творческой проектной деятельности. Индивидуальные и коллективные. Цель и задачи проектной деятельности. Поисковый, технологический, аналитический этапы проекта. Защита проекта. Работа в группах. Виды информационных источников. Выбор тематики работ. Понятие «информационные источники». Определение понятия «Поисковый этап». Информационные источники. Определение понятий: «План», «планирование». Последовательность действий. Определение сюжетной линии проекта. Составные части проекта. Создание эскиза проекта, выбор способа заполнения деталей нитями, заполнение деталей нитями, Инструменты и материалы, используемые при заполнении деталей. Создание композиции. | Определение различий между индивидуальным и коллективным проектом. Анализ примеров творческих проектов. Анализ способов работы с информационными источниками. Выбор наиболее понравившихся способов. Анализ информационных источников. | Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решение новых задач; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; различать способ и результат действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания; |
6 | Выполнение аналитической деятельности. | 1 | План оценивания последовательности выполнения проекта. Критерии оценивания проекта. Лист оценивания проделанной работы. Подготовка к выступлению. Распределение ролей. Критерии оценивания выступления. Определение качества выполненных работ. Подготовка работ к выставке. Определение качества выполненных работ. Подготовка работ к выставке. | Определение последовательности действий выполняемого проекта. Анализ, сопоставление, оценка составных частей проекта. Осуществление контроля и оценки последовательности выполнения работы, качества выполненного проекта, анализировать ошибки. Анализ выступления. Оценивание качества выступления. Заполнение листа оценивания выступления. Оформление стенда выставочными работами. Сравнивание результатов работы, с заявленными планами в анкете «Мои планы на 2 полугодие». | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; способность к оценке своей учебной деятельности; Р. оценивать правильность выполнения действия; преобразовывать практическую задачу в познавательную; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; использовать знаковосимволические средства; строить сообщения в устной и письменной форме. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; владеть диалогической формой коммуникации. |
7 | Составление схем с использованием дуги | 4 | Понятие о фигуре дуга. Виды геометрических фигур. Способы составления схем – рисунков. Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. Инструменты и материалы, используемые при нанесении схемы на фигуру. Нанесение на фигуру цифр, пунктирных линий, стрелок при помощи карандаша и линейки. Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. Выбрать способ заполнения фигур. Оформление композиции орнаментом. Понятие аппликация. Оформление композиции орнаментом. Понятие аппликация. Определение качества заполнения фигур нитями, последовательности выполнения схемы, работы с иглой, скотчем и нитями, ножницами. Дать название выполненной работе. | Анализ образцов геометрических фигур. Освоение способа заполнения дуги нитями. Работа с информационными источниками. Анализ разновидностей технологических карт. Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. Нанесение условных обозначений на фигуру, используя карандаш и линейку. Осуществлять самоконтроль выполненной работы, анализировать ошибки. Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; способность к оценке своей учебной деятельности; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; различать способ и результат действия; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаковосимволические средства; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинноследственные связи. К. формулировать собственное мнение и позицию. |
8 | Выполнение творческих работ с использованием углов, окружности, дуги. | 5 | Виды сумочек. Известные коллекции. Определение понятия «бон боньерка». Правила работы в группах. Выполнение групповой работы. Определение понятия эскиз. Инструменты и материалы, необходимые для создания эскиза. Инструменты и материалы, используемые при нанесении схемы на фигуру. Нанесение на фигуру цифр, пунктирных линий, стрелок при помощи карандаша и линейки. Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. Способы украшения изделий бисером, пайетками, стеклярусом. Заполнение листа самооценки. Определение качества заполнения фигур нитями, последовательности выполнения схемы, работы с иглой, скотчем и нитями, ножницами. Дать название выполненной работе. Заполнение листа самооценки. Отчет о выполненной работе. Критерии оценивания работ. Определение качества заполнения фигур нитями, последовательности выполнения схемы, работы с иглой, скотчем и нитями, ножницами. | Анализ информационных источников с образцами сумочек в соответствии с определенными критериями. Освоение правил работы в группе. Определение понятия эскиз. Выбор необходимых инструментов и материалов. Нанесение условных обозначений на фигуру, используя карандаш и линейку. Осуществлять самоконтроль выполненной работы. Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. Анализ вариантов изделий, украшенных бисером. Осуществлять самоконтроль и оценку качества выполненной работы, анализировать ошибки. Заполнение листа самооценки в соответствии с определенными критериями. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к оценке своей учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаковосимволические средства; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов; осуществлять синтез как составление целого из частей; строить сообщения в устной и письменной форме. К. задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
9 | Выполнение творческой и опытной деятельности. | 7 | Понятие о творческой проектной деятельности. Индивидуальные и коллективные. Цель и задачи проектной деятельности. Виды информационных источников. Выбор тематики работ. Понятие «информационные источники». Определение сюжетной линии проекта. Составные части проекта. Создание эскиза проекта, выбор способа заполнения деталей нитями, заполнение деталей нитями, Инструменты и материалы, используемые при заполнении деталей. Создание композиции. Разновидности технологических карт. Способы составления карт. Принадлежности необходимые для составления карты. Выполнение работы с добавлением бисера. История праздника. Информационные источники. Выполнение группового проекта. Постановка целей и задач деятельности. Выполнение группового проекта. Постановка целей и задач деятельности. | Определение различий между индивидуальным и коллективным проектом. Определение понятия эскиз. Выбор необходимых инструментов и материалов. Нанесение условных обозначений на фигуру. Работа с информационными источниками. Анализ разновидностей технологических карт. Анализ, сопоставление, обобщение предложенных вариантов. Работа с информационными источниками. Анализ разновидностей технологических карт. Анализ информационных источников. Разделение обязанностей между участниками группы. | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаковосимволические средства; К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. |
10 | Выполнение аналитической деятельности. | 1 | План оценивания последовательности выполнения проекта. Критерии оценивания проекта. Лист оценивания проделанной работы. Выполнение самооценки выполненной работы. Заполнение анкет. Отчет о выполненной работе. Критерии оценивания работ. | Осуществление контроля и оценки последовательности выполнения работы, качества выполненного проекта, анализировать ошибки. Анализ, сопоставление, оценка составных частей проекта. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. П. осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. |
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Элементы содержания | Практическая часть программы | Текущий контроль (содержание форма) | Основной вид учебной деятельности учащихся | Отрабатываемые УУД | Материалы к уроку | Дата |
Раздел 1. Организация рабочего места - 1 час | ||||||||
1 | Инструменты и материалы. Правила пользования колющими предметами. План работы на год. | Повторение пройденного материала. Инструменты и материалы необходимые при выполнении работ в технике «изонить». Техника безопасности при работе с режущими и колющими предметами (ножницы, игла). Способ приготовление нитей к работе. Начало и окончание работы с нитями. | Приготавливать иглу и нити к работе. Завязывать узелок на нити. | Практическая работа | Овладение безопасными приёмами работы с ножницами и иглой. Приготовление нитей к работе. Определение способа завязывания узелка на нити. | Л. установка на здоровый образ жизни; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. осуществлять поиск необходимой информации К. формулировать собственное мнение и позицию. | Таблицы по технике безопасности. Ножницы, игла, игольница, картон, нити. | |
Раздел 2. Составление схем с использованием углов и треугольников – 4 часов | ||||||||
2 | Создание элементарных схем-рисунков с использованием углов и треугольников. | Понятие о геометрической фигуре треугольник, угол. Виды геометрических фигур. Способы составления схем – рисунков. | Составления схем – рисунков. Выполнение работы «Аквариум» | Устный опрос. Практическая работа с раздаточным материалом. | Определение понятия треугольник, угол. Анализ образцов геометрических фигур. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К. формулировать собственное мнение и позицию. | Образцы схем составления углов. Раздаточный материал (геометрические фигуры). | |
3 | Нанесение разметки на геометрические фигуры. | Инструменты и материалы, используемые при нанесении схемы на фигуру. Нанесение на фигуру цифр, пунктирных линий, стрелок при помощи карандаша и линейки. | Нанести условных обозначений на фигуру. Выполнение работы. | Выполнение практической работы с раздаточным материалом. | Нанесение условных обозначений на фигуру, используя карандаш и линейку. Осуществлять самоконтроль выполненной работы. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. оценивать правильность выполнения действия; П. использовать знаковосимволические средства; К. формулировать собственное мнение и позицию. | Раздаточный материал, карандаш, линейка, ластик. Таблица с условными обозначениями | |
4 | Разделение схемы на составные части. | Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. | Разделение рисунка на составные части. | Практическая работа. | Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. использовать знаковосимволические средства К. формулировать собственное мнение и позицию. | Образцы рисунков. Карандаш, линейка, ластик. | |
5 | Заполнение составных частей нитями по изготовленной схеме. | Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. | Подготовить рисунок к заполнению. Заполнить его. | Устный опрос. Практическая работа. | Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. осуществлять синтез как составление целого из частей. К. формулировать собственное мнение и позицию. | Образцы схем заполнения, нити, игла, булавка, игольница. | |
Раздел 3. Составление схем с использованием окружности – 4 часов. | ||||||||
6 | Создание схем-рисунков с использованием окружностей. Создание эскиза. | Способы заполнения окружности нитями. Составление рисунка. Инструменты необходимые для выполнения работы. Образцы работ с использованием окружности. Определение понятия эскиз. Инструменты и материалы, необходимые для создания эскиза. | Выбор способа заполнения окружности. Выполнение работы «Снежинки» | Устный опрос. Практическая работа с раздаточным материалом. | Анализ способов заполнения окружности нитями. Анализ предложенных образцов. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К. задавать вопросы; | Образцы схем, таблицы, раздаточный материал, карандаш, линей, ластик. | |
7 | Нанесение схемы заполнения геометрической фигуры. | Инструменты и материалы, используемые при нанесении схемы на фигуру. Нанесение на фигуру цифр, пунктирных линий, стрелок при помощи карандаша и линейки. | Нанести условных обозначений на фигуру. Выполнение работы. | Выполнение практической работы с раздаточным материалом. | Нанесение условных обозначений на фигуру, используя карандаш и линейку. Осуществлять самоконтроль выполненной работы. | Л. способность к оценке своей учебной деятельности; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. использовать знаковосимволические средства К. формулировать собственное мнение и позицию. | Таблицы условных обозначений, карандаш, линей, ластик. | |
8 | Разделение рисунка на составные части. | Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. | Разделение рисунка на составные части. | Практическая работа. | Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. использовать знаковосимволические средства. К. формулировать собственное мнение и позицию; | План выполнения действий, карандаш, линей, ластик. | |
9 | Заполнение составных частей нитью по изготовленной схеме. | Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. | Подготовить рисунок к заполнению. Заполнить его. | Устный опрос. Практическая работа. | Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К. использовать речь для регуляции своего действия. | Образцы схем заполнения, нити, игла, булавка, игольница, ножницы, скотч. | |
Раздел 4. Составление схем с использованием окружности углов и треугольников – 5 часов | ||||||||
10 | Способы составления схем с использованием окружности и углов. | Способы заполнения схем с использованием окружности и треугольников нитями. Составление рисунка. Инструменты необходимые для выполнения работы. Образцы работ с использованием окружности. | Определение геометрических фигур. | Практическая работа. | Выбор необходимых видов углов для создания рисунка. | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Таблицы по заполнению углов и треугольников, образцы схем, карандаш, линейка. | |
11 | Создание эскиза. Нанесение разметки на геометрические фигуры. | Определение понятия эскиз. Инструменты и материалы, необходимые для создания эскиза. Нанесение на фигуру цифр, пунктирных линий, стрелок при помощи карандаша и линейки. | Нанести условных обозначений на фигуру. Выполнение работы «Петушок – Золотой гребешок». | Выполнение практической работы с раздаточным материалом. | Определение понятия эскиз. Выбор необходимых инструментов и материалов. Нанесение условных обозначений на фигуру. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. использовать знаковосимволические средства. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Таблица условных обозначений, | |
12 | Разделение рисунка на составные части. | Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. | Разделение рисунка на составные части. | Практическая работа. | Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. использовать знаковосимволические средства. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации | Схемы, образцы рисунков, раздаточный материал, карандаш, линейка. | |
13 | Заполнение составных частей рисунка нитью по изготовленной схеме | Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. | Подготовить рисунок к заполнению. Заполнить его. | Устный опрос. Практическая работа. | Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. осуществлять синтез как составление целого из частей. К. строить понятные для партнёра высказывания. | Образцы схем заполнения, нити, игла, булавка, игольница, скотч, ножницы. | |
14 | Создание композиции с растительным орнаментом. | Оформление композиции орнаментом. Понятия растительного орнамента. Элементы растительного орнамента. | Расположение деталей, заполненных нитями на картоне. Приклеивание деталей на картон. | Устный опрос. Выполнение творческой работы. | Анализ образцов с выполненными орнаментами. Определение образца с растительным орнаментом. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Раздаточный материал, клей, образцы орнаментов. | |
Раздел № 5. Выполнение творческой и опытной деятельности – 4 часов | ||||||||
15 | Знакомство с проектной деятельностью. | Понятие о творческой проектной деятельности. Индивидуальные и коллективные. Цель и задачи проектной деятельности. | Знакомство с примерами творческих проектов. | Практическая работа в парах. | Определение различий между индивидуальным и коллективным проектом. | Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решение новых задач. Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Образцы проектов. | |
16 | Составные части проекта. | Поисковый, технологический, аналитический этапы проекта. Защита проекта. Работа в группах. | Составление плана творческого проекта. | Устный опрос. Практическая работа. | Анализ примеров творческих проектов. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. различать способ и результат действия. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Таблица составления плана выполнения проекта, ручка, образцы проектов. | |
17 | Овладение способами работы с информационными источниками. | Виды информационных источников. Выбор тематики работ. Понятие «информационные источники». | Работа с информационными источниками | Выполнение практической работы. Беседа. | Анализ способов работы с информационными источниками. Выбор наиболее понравившихся способов. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К. строить понятные для партнёра высказывания. | Информационные источники, раздаточный материал. | |
18 | Создание группового проекта на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили». | Определение понятия «Поисковый этап». Информационные источники. Определение понятий: «План», «планирование». Последовательность действий. | Работа с информационными источниками. | Практическая работа в группах. | Анализ информационных источников. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Информационные источники, раздаточный материал. | |
Раздел № 6. Выполнение аналитической деятельности. – 1 часа | ||||||||
19 | Оформление выставки. Планирование работы на второе полугодие. | Определение качества выполненных работ. Определение качества выполненных работ. Подготовка работ к выставке. Заполнение анкет. Отчет о выполненной работе. Критерии оценивания работ. | Практическая работа. Оценивание работ. Заполнение анкеты на тему «Мои достижения». | Оформление выставки | Оформление стенда выставочными работами. Сравнивание результатов работы, с заявленными планами в анкете «Мои планы на 2 полугодие». | Л. способность к оценке своей учебной деятельности; Р. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. П. строить сообщения в устной и письменной форме. К. строить понятные для партнёра высказывания. | Выполненные работы, стенд, булавки. |
Раздел 7. Составление схем с использованием дуги – 4 часов | ||||||||
20 | Создание элементарных схем-рисунков с использованием дуги. | Понятие о фигуре дуга. Виды геометрических фигур. Способы составления схем – рисунков. | Выполнение работы «Воздушные сердечки». | Устный опрос. Практическая работа. | Анализ образцов геометрических фигур. Освоение способа заполнения дуги нитями. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К. формулировать собственное мнение и позицию. | Образцы схем составления углов. Раздаточный материал (геометрические фигуры). | |
21 | Разделение рисунка на составные части. Нанесение разметки на фигуры. | Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. . Нанесение на фигуру цифр, пунктирных линий, стрелок при помощи карандаша и линейки. | Разделение рисунка на составные части. | Выполнение практической работы с раздаточным материалом. | Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. использовать знаковосимволические средства К. формулировать собственное мнение и позицию. | Образцы рисунков. Карандаш, линейка, ластик. | |
22 | Заполнение составных частей рисунка нитью по изготовленной схеме. | Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. | Подготовить рисунок к заполнению. Заполнить его. | Устный опрос. Практическая работа. | Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. осуществлять синтез как составление целого из частей. К. формулировать собственное мнение и позицию. | Образцы схем заполнения, нити, игла, булавка, игольница. | |
23 | Создание композиции с использованием аппликации. | Оформление композиции орнаментом. Понятие аппликация. | Расположение деталей, заполненных нитями на картоне. Приклеивание деталей на картон. | Устный опрос. Практическая работа. | Освоение способов приклеивания деталей на картон. Украшение композиции аппликацией. | Л. способность к оценке своей учебной деятельности; Р. различать способ и результат действия. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К. формулировать собственное мнение и позицию. | Интернет ресурс: http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/121.htm. Раздаточный материал, швейные принадлежности | |
Раздел 8. Выполнение творческих работ с использованием углов, окружности, дуги – 5 часов | ||||||||
24 | Создание коллекции поздравительных сумочек. | Виды сумочек. Известные коллекции. Определение понятия «бонбоньерка». Правила работы в группах. Выполнение групповой работы. | Выполнение групповой работы. | Устный опрос. Практическая работа. | Анализ информационных источников с образцами сумочек в соответствии с определенными критериями. Освоение правил работы в группе | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Образцы проектов, информационные источники. | |
25 | Разработка эскизов коллекции. | Определение понятия эскиз. Инструменты и материалы, необходимые для создания эскиза. | Выполнение групповой работы. | Выполнение творческой работы. | Определение понятия эскиз. Выбор необходимых инструментов и материалов. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. использовать знаковосимволические средства. К. использовать речь для регуляции своего действия; | Образцы эскизов, карандаш, линей, ластик. | |
26 | Нанесение разметки на фигуры. | Инструменты и материалы, используемые при нанесении схемы на фигуру. Нанесение на фигуру цифр, пунктирных линий, стрелок при помощи карандаша и линейки. | Нанести условных обозначений на фигуру. Выполнение работы. | Выполнение практической работы с раздаточным материалом. | Нанесение условных обозначений на фигуру, используя карандаш и линейку. Осуществлять самоконтроль выполненной работы. | Л. способность к оценке своей учебной деятельности; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. использовать знаковосимволические средства К. формулировать собственное мнение и позицию. | Таблицы условных обозначений, карандаш, линей, ластик. | |
27 | Разделение рисунка на составные части. | Определение количества составных частей, из которых состоит рисунок. Классификация частей. | Разделение рисунка на составные части. | Практическая работа. | Анализ рисунка и его составных частей. Определение количества частей рисунка. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. использовать знаковосимволические средства. К. формулировать собственное мнение и позицию. | План выполнения действий, карандаш, линей, ластик. | |
28 | Заполнение составных частей рисунка нитью по изготовленной схеме. | Подбор нитей и картона по цветовой гамме. Проколоть намеченные точки булавкой. | Подготовить рисунок к заполнению. Заполнить его. | Устный опрос. Практическая работа. | Определение порядка заполнения частей. Определение необходимых инструментов для выполнения работы. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К. использовать речь для регуляции своего действия. | Образцы схем заполнения, нити, игла, булавка, игольница, ножницы, скотч. | |
Раздел № 9. Выполнение творческой и опытной деятельности – 7 часов | ||||||||
29 | Создание проекта на тему: «В ожидании гостей». | Понятие о творческой проектной деятельности. Индивидуальные и коллективные. Цель и задачи проектной деятельности. | Знакомство с примерами творческих проектов. | Устный опрос. Практическая работа. | Определение различий между индивидуальным и коллективным проектом. | Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решение новых задач. Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Образцы проектов. Справочные материалы. | |
30 | Поисковый этап проекта. Овладение способами работы с информационными источниками. | Виды информационных источников. Выбор тематики работ. Понятие «информационные источники». | Работа с информационными источниками | Устный опрос. Практическая работа. | Анализ способов работы с информационными источниками. Выбор наиболее понравившихся способов. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К. строить понятные для партнёра высказывания. | Информационные источники. Раздаточный материал. | |
31 | Технологический этап проекта. | Определение сюжетной линии проекта. Составные части проекта. | Выбор составных частей проекта. | Выполнение творческой работы. | Анализ, сопоставление, оценка составных частей проекта. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Информационные источники. Раздаточный материал. | |
32 | Технологический этап проекта. | Создание эскиза проекта, выбор способа заполнения деталей нитями, заполнение деталей нитями. Инструменты и материалы, используемые при заполнении деталей. Создание композиции. | Подготовка деталей. Оформление проекта на листе. | Практическая работа с раздаточным материалом. | Анализ, сопоставление, обобщение предложенных вариантов. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. использовать знаковосимволические средства. К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Ватман, карандаши, линейка, ластик, раздаточный материал. | |
33 | Составление технологической карты. | Разновидности технологических карт. Способы составления карт. Принадлежности необходимые для составления карты. | Составление технологической карты. | Практическая работа с раздаточным материалом. | Работа с информационными источниками. Анализ разновидностей технологических карт. | Л. анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Р. оценивать правильность выполнения действия. П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К. задавать вопросы. | Информационные источники, образцы технологических карт. | |
34 | Аналитический этап проекта. Защита проекта. | План оценивания последовательности выполнения проекта. Критерии оценивания проекта. Лист оценивания проделанной работы. | Выполнение оценки проекта. Заполнение листа оценивания. | Практическая работа. Беседа. | Осуществление контроля и оценки последовательности выполнения работы, качества выполненного проекта, анализировать ошибки. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов. К. владеть диалогической формой коммуникации. | План оценивания проекта. Лист оценивания выполненной работы. | |
35 | Выполнение самооценки выполненной работы. | Заполнение листа самооценки. Определение качества заполнения фигур нитями, последовательности выполнения схемы, работы с иглой, скотчем и нитями, ножницами. Дать название выполненной работе. | Оценить качество выполненной работы. | Беседа. | Осуществлять самоконтроль и оценку качества выполненной работы, анализировать ошибки. Заполнение листа самооценки в соответствии с определенными критериями. | Л. ориентация на самоанализ, самоконтроль результата; Р. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. П. осуществлять синтез как составление целого из частей. К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Критерии оценки, лист оценки качества выполненной работы, ручка, выполненная работа. Образцы качественных работ. | |
Раздел № 10. Выполнение аналитической деятельности. – 1 часа | ||||||||
36 | Подготовка работ к выставке. Подведение итогов работы в учебном году. | Способы выполнения рамок для работ. Подписать работы. Работа с листом самооценки. Критерии качества выполняемых работ. Определение понятия «качественно выполненных работ». Отбор работ для выставки. | Проведение оценки качества работ. Заполнение отчета о достижениях, полученных в ученом году. | Оформление выставки. | Оформление стенда работами. | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Р. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов. | Стенд, булавки, выполненные работы. | |
Итого: 36 часов. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала с использованием словесных методов таких как беседа, диалог, дискуссия, с демонстрацией работ детей, обучающихся ранее, метод проектной деятельности, посещение выставок, музеев, а также практическую деятельность являющуюся основной. В работе используются: здоровьесберегающие технологии, деятельностный, индивидуальный подходы, элементы разноуровневого, проблемного, развивающего обучения. Применение в работе развивающих инновационных технологий обучения, способствуют более продуктивному освоению знаний обучающихся.
Материально – техническое обеспечение программы
Материалы, необходимые принадлежности для проведения занятий: цветной картон, цветная бумага, самоклеящаяся цветная бумага, бархатная бумага, пластиковые тарелки, компакт диски, карандаш, точилка, линейка, циркуль, ластик, клей – карандаш, скотч, двусторонний скотч, ножницы, шило, иголки, нитки мулине, для штопки, бисер, папка на кнопке, ноутбук, иллюстрации, тексты рассказов на сюжеты которых выполняется работа, инструкционные карты и схемы базовых форм, инструкционные карты сборки изделий, схемы создания изделий, образцы изделий, альбом лучших работ детей, таблица рекомендуемых цветовых сочетаний, методические разработки конспектов занятий.
Формы аттестации и оценочные материалы
При осуществлении контроля усвоения программы обучающимися используются следующие формы:
- устный опрос,
- беседа,
- интеллектуальные соревнования,
- самооценка,
- защита проектов,
- выставки работ,
- составление альбома лучших работ.
Более подробно данная деятельность описана в календарно-тематическом плане, в разделе «Текущий контроль, содержание форма».
Библиографический список для педагога
Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство. 1998, № 4, с. 62.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат. – 1993. – с.98-111.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
Журналы FacilFacil, Super Kit.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993.
Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/
Леонова О. В. Рисуем нитью. М. 2004.
Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
Нагибина М.И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. 1998, № 4, с. 65.
Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998, № 5, с. 77.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987
Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.
Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на английском языке.
Библиографический список для родителей
1. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.
2. Леонова О. В. Рисуем нитью. М. 2004.
2. Журнал “Наука и Жизнь” № 12, 2004.
3. Журналы “Школа и производство”, М., 2005–2008.
5.Компьютерная программа «Изонить. Вышивка по картону», программной группы «Аlisa Group», 2002
6. Полная энциклопедия женских рукоделий. – Ташкент: ККЖИ «Правда Востока», 1993. – 436 с.
Библиографический список для детей
Бажов П. «Малахитовая шкатулка»
Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П:, Детство-Пресс, 2007.
Русские народные сказки
Кочанова Н. П. Фантазия и ваших рук творенье. – Петрозаводск: Карелия, 1997
Приложение №1
Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (от 7 до 11лет) соответствует годам обучения в начальной школе. Ребенок психологически готов к школьному обучению, т. е. он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память ребенка также достаточно развита – легко и прочно запоминает он то, что его особенно увлекает, что непосредственно связано с его интересами. Ранее было принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно – образное мышление. Однако в настоящее время, в первую очередь благодаря работам Д. Б. Эльконина, В. Давыдова и их сотрудников, доказано, что дети этого возраста имеют большие познавательные возможности, что позволяет развить у них основы теоретических форм мышления. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период формируется также важное личностное образование как чувство социальной психологической компетенции (или при неблагоприятном развитии – социальной и психической неполноценности), а также чувство дифференцированности своих возможностей.
Наряду с учебной деятельностью, существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры с правилами, игры – драматизации. Известно, что в младшем школьном возрасте в центре психического развития ребенка выдвигается формирование произвольности: развивается произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности. На протяжении всего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением.
В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действий, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлективность в оценке своих возможностей.
Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неудач в предшествующей деятельности. Тот, кто часто терпит неудачу, ожидает ее и в дальнейшем, и наоборот, успех в предыдущей деятельности предполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих детей неудач над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, оценки учеников по классу, которые переносят неудачи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личности.
Большое значение в этом возрасте имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу. Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком уровне. Большое место в мотивации младших школьников занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация «избегания неприятностей» не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника. Обучение развивает школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения системы усложняющих учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т.д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применений к новым конкретным ситуациям. Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач. Обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности. Результативность решения младшими школьниками учебных задач существенно зависит от организации их деятельности. Работа в режиме сотрудничества партнеров – более эффективна, чем в режиме соперничества. Организация совместной работы положительно влияет на процесс и результаты учебной деятельности. Для закрепления диалогических умений следует шире использовать в учебном процессе дискуссии между учащимися.
Таким образом, младшие школьники, в силу своих психических особенностей, гораздо прочнее запоминают то, что поражает их воображение красочностью, поскольку «дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное и это естественное стремление ребенка надо всячески развивать», - как писал В. А. Сухомлинский.
Приложение №2
План работы с родителями
№ | дата | тема |
1. | сентябрь | «Круглый стол» - обсуждение планов на учебный год, необходимые инструменты и материалы |
2. | декабрь | «Творческая мастерская» - дети проводят мастер – класс для родителей по изготовлению новогоднего подарка (открытка) |
3. | март | «Гостиная» - мероприятие, посвященное Дню 8 Марта. Поздравление мам, бабушек с праздником, чаепитие |
4. | май | «Феерия достижений» - выставка работ учащихся, подведение итогов, поздравления, обсуждение планов на следующий учебный год за чашечкой чая. |
Лист самооценки выполненных работ Фамилия Имя | |||||||||||||||||||||||
Заполнение детали нитью | Нанесение чертежа | ||||||||||||||||||||||
Дата | Качество и место прикрепления скотча. | Качество натяжения нити. | Соответствие рисунка схеме. | Качество расположения цифр | Использование линейки. | Соответствие линий направлению. | |||||||||||||||||
Итого за полугодие |
ФИО ученика __________________________________________________________________________
Самооценка выполненных работ
№ | Наименование работ | Скотч | Нити | Клей | Схема | Аккуратность | Орнамент | С работой (не) справился | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | |||||||||||||
1. | «Воспоминание о лете» | |||||||||||||||
2. | «Осенний лес» | |||||||||||||||
3. | «Елочка нарядная» | |||||||||||||||
4. | «Новогодний шар» | |||||||||||||||
5. | «Ромашка» | |||||||||||||||
6. | «Букет» | |||||||||||||||
7. | «Кораблик» | |||||||||||||||
8. | «Колокольчик» | |||||||||||||||
9. | «Ваза с конфетами» | |||||||||||||||
10. | Праздничная открытка | |||||||||||||||
11. | «Мы в ответе за тех кого приручили» | |||||||||||||||
12. | Пасхальная открытка | |||||||||||||||
13. | «Колобок» | |||||||||||||||
14. | Закладка | |||||||||||||||
15. | Бабочка | |||||||||||||||
16. | «Осенний мотив» | |||||||||||||||
17. | «Солнышко» | |||||||||||||||
18. | Итог: |