Программа дополнительного образования «Кубанский фольклор» (5–8 классы)
19
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Кубанский фольклор» | |||||
Направленность | художественная | ||||
Уровень | базовый | ||||
Рассчитана на детей | от 11 до 14 лет | ||||
Срок реализации (общее количество часов) | 144 часа | ||||
Занина Мария Валерьевна | |||||
(Ф.И.О. и должность разработчика) Методист дополнительного образования | |||||
Краснодар, 2020
Программа «Кубанский фольклор»
Раздел № 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса в школе. Русская культура позволяет привить учащимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиск красоты вечной и непроходящей позволяет омыть детские души от невиданного потока непристойности. «В наши дни открыто заговорили о том, что реально встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией» (А. Сахаров). Об этом педагог не имеет права забывать, так как в его руках будущее нации, Родины.
Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Кубани, родного фольклора, классического искусства нельзя воспитать патриота и гражданина России.
Судьба казачества – это трудные, но славные страницы истории России и нашего края. Являясь пограничным оплотом российского государства на юге, кубанское казачество одновременно создавало самобытную культуру, которая будучи частью российской культуры, проявлялась в образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре.
Направленность программы художественная, через вовлечение ребенка в художественно-эстетическую деятельность, приобщение к вокальному искусству.
Материал программы направлен на всестороннее развитие детей, повышает их общий культурный и музыкальный уровень, способствует творческой реализации юных музыкантов, становлению социально успешной, позитивно настроенной личности.
Занятия в объединении пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству в целом, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Актуальность программы заключается в комплексном использовании новых оригинальных методик. Данная программа востребована родителями, поскольку помогает ребенку выражать свои мысли, эмоции через музыку, пение, танец, также знакомит с кубанским фольклором. Программа позволяет расширить возможности образовательной области «Искусство», изучаемой в школе.
Новизна программы заключается в том, что в ней демонстрируются многоаспектные возможности межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности.
В рамках внедрения ФГОС программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
В условиях решения поставленной задачи интеграция общего и дополнительного образования в рамках внедрения ФГОС данная программа приведет к качественно новому результату, который может быть зафиксирован с помощью системы критериев, вырабатываемых внутри интегрированного комплекса.
Педагогическая целесообразность программы. Освоение образцов национальной классической и современной музыки, усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов связывает музыку с другими видами искусства и жизнью. Большое внимание в программе уделяется воспитанию у детей певческой и сценической культуры, умению раскованно чувствовать себя на сцене, формированию художественного вкуса и способности к самостоятельному творчеству. Использование передовых педагогических технологий, применение наиболее эффективных методов и приемов работы по формированию голоса, делает программу педагогически целесообразной.
Отличительные особенности программы. При составлении данной программы были использован опыт работы казачьих классов модифицированной программы детской школы искусств «ОВАЦИЯ» г. Краснодара «Традиции и быт кубанских казаков», педагога Камерной М.А., собранные и скомпонованные заместителем директора МОУДОД ЦВР В.А.Зотовой.
Возможно не последовательное изучение тем в разделах. Материал может чередоваться и повторяться для отработки навыков в зависимости от сложности.
Цель программы: духовное развитие личности ребенка посредством приобщения к кубанскому фольклору, раскрытия творческого потенциала, расширения общекультурного кругозора, формирования способности активно воспринимать произведения искусства, воспитания гармоничной, разносторонней личности.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Образовательные:
дать общее представление о быте, укладе, обычаях и традициях кубанского народа;
дать общее представление о содержании кубанского фольклора, о его классификации, основных жанрах и художественном своеобразии;
сформировать основные знания, умения и навыки вокально-хоровой деятельности, навыки творческой деятельности и постоянно стремиться их совершенствовать;
стремиться формировать и расширять представления учащихся о различных общих и специфических понятиях в музыкальном искусстве, формировать целостное представление об искусстве;
учить детей применять полученные знания на практике.
Личностные:
формирование активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
формирование потребности к самовыражению и развитию творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков, способности работать в коллективе;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании.
Метапредметные:
развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;
приобщение детей к мировой сокровищнице искусства;
создание условий учащимся для накопления социального опыта, позитивной мотивации обучения;
формирование нравственно-эстетического отношения к прекрасному в жизни, природе, искусству.
Адресат программы - учащиеся 11-14 лет. Формируются группы разнополые численностью 15 человек. В группы принимаются дети независимо от наличия способностей в данной области.
Программа имеет базовый уровень, она создает условия для интенсивной социальной адаптации детей, носит выраженный деятельности поисково-исследовательский характер, создает возможность активного практического погружения детей в сферу соответствующей предметной деятельности, подготавливает к изучению данного предмета по программам повышенного уровня.
Сроки реализации программы. Продолжительность образовательного процесса – 1 год в объеме 144-х часов.
Форма и режим занятий. Форма организации деятельности – очная, групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом. Занятия проводятся 4 часа в неделю длительностью 40 минут. Перерыв между занятиями-10 минут.
В ходе реализации программы используются формы занятий: беседы, уроки-путешествия, конкурсы, викторины, самостоятельное и под руководством преподавателя выполнение упражнений и заданий, поисковая работа; проведение фольклорных и казачьих праздников, экскурсий, встреч с представителями казачества, старожилами, экскурсии в музей, встреча с коллективами художественной самодеятельности: Кубанским казачьим хором и другими ансамблями.
Ожидаемые результаты. Наличие у ребенка к концу обучения общих представлений об изучаемой предметной области, появление у обучающегося первичного интереса к деятельности в данной предметной сфере.
К концу года учащиеся должны:
Предметные результаты:
иметь общее представление о быте, укладе, обычаях и традициях кубанского народа;
иметь общее представление о содержании кубанского фольклора, о его классификации, основных жанрах и художественном своеобразии;
сформировать основные знания, умения и навыки вокально-хоровой деятельности, навыки творческой деятельности и постоянно стремиться их совершенствовать;
сформировать и расширить представления о различных общих и специфических понятиях в музыкальном искусстве, формировать целостное представление об искусстве;
уметь применять полученные знания на практике.
Личностные результаты:
сформировать эстетические потребности, ценности;
развить эстетические чувства и художественный вкус;
бережно относиться к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности;
развить воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях и др.
Метапредметные результаты:
Дети должны уметь:
координировать свои усилия с усилиями других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
использовать способы деятельности, применяемые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций: использовать способы решения поискового и творческого характера.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Методы и формы отслеживания результативности.
Для отслеживания результативности образовательного процесса могут использоваться следующие методы:
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ результатов тестирования, диагностических заданий, участия в мероприятиях и т.д.
Указанные методы отслеживания могут использоваться как средство определения:
Текущей диагностики.
Промежуточной диагностики.
Итоговой диагностики.
Виды, формы и методы контроля.
Виды контроля | Содержание контроля | Формы проведения | Сроки проведения | Ответственные |
Вводный | Выявление уровня способностей и личностных качеств обучающихся. | Собеседование, прослушивание | Сентябрь (по необходимости) | ПДО |
Текущий | Определение степени усвоения уч-ся изучаемого материала по окончании темы, раздела. | Практическая работа, тестирование, диагностика, творческое задание, устный опрос, контрольные задания | Октябрь-апрель (по усмотрению педагога) | ПДО |
Промежуточный | Определение уровня обученности (результаты обучения по итогам 1-го полугодия) | Промежуточная диагностика, педагогическое наблюдение, контрольные задания; конкурсы, концерты. | Декабрь (по графику) | ПДО, методисты |
Итоговый | Определение изменения уровня обученности и развития детей, их творческих способностей на конец срока реализации программы. По материалам программы. | Итоговая диагностика, контрольные и творческие задания, концерты, | Май (по графику) | ПДО, методисты |
Раздел № 2. Содержание программы.
2.1. Учебный план.
№ | Разделы | Кол-во часов | Виды контроля | ||
Всего | Теоретических | Практических. | |||
Раздел 1. Вводное занятие. ТБ на занятиях, цели и задачи программы. | 1 | 1 | - | ||
Раздел 2. История Краснодарского Края и Кубанского казачества. | 8 | 4 | 4 | ||
Раздел 3. Теория развития казачьего движения. Положение о Большом войсковом Знамени Кубанского Казачьего войска. | 5 | 3 | 2 | ||
Раздел 4. Казачья старина. | 6 | 4 | 2 | ||
Раздел 5. Заочное путешествие по историческим местам казачества России. | 6 | 1 | 5 | Промежуточная аттестация-контрольное задание. | |
Раздел 6. Фольклор Кубанского казачества. | 108 | 34 | 74 | ||
6.1.Традиции кубанских казаков. | 12 | 5 | 7 | ||
6.2.Православные праздники. | 10 | 4 | 6 | ||
6.3.Казачьи символы и знаки. | 4 | 2 | 2 | ||
6.4.Заповеди казаков. | 4 | 2 | 2 | ||
5.5 | 6.5.Песни родной земли. Природа и казачьи песни. | 20 | 5 | 15 | |
6.6.Родные кубанские мелодии | 25 | 5 | 20 | ||
6.7.Песни о славных сынах Кубани | 10 | 2 | 8 | ||
6.8.Народные танцы. | 15 | 5 | 10 | ||
6.9.Забытые казачьи игры. | 8 | 4 | 4 | ||
Раздел 7. Кубань – народов дружная семья. | 10 | 4 | 6 | Итоговая аттестация. Творческий отчет. | |
144 | 51 | 93 |
2.2. Содержание программы.
Раздел 1. Вводное занятие-1 час. (теория – 1 час)
Теория. Знакомство детей с требованиями педагога, с видами работ, которые они будут выполнять на занятиях, с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях
Раздел 2. История Краснодарского Края и Кубанского казачества - 8 часов. (теория – 4 часа, практика – 4 часа)
Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско, казачья форма, атрибутика.
Знакомство с историей появление Краснодарского края, символикой края и города, с гимном Краснодарского края и Кубани.
Развитие земледелия и землепользования, промышленности. Просветители Кубани. Посещение историко-краеведческого музея. Беседа «Путь и трагедии казачества». Война с Наполеоном. Систематизация материала о казаках-участниках войны с Наполеоном 1812 г., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., героях-казаках Советского Союза.
Беседа «Истоки казачьего духа», урок-встреча «История Кубанского казачества».
Исторические материалы: «Кто такие казаки?», «Зарождение и становление казачества», «Кубанское казачье войско», «Наказы казачества».
Раздел 3. Теория развития казачьего движения. Положение о Большом войсковом Знамени Кубанского Казачьего войска – 5 часов. (теория – 3 часа, практика – 2 часа)
Исторические корни Кубанского казачества. Воспоминания и мнения о народе по имени «казаки». Беседы: «Служба казаков Кубанского казачьего войска», «Морские походы казаков».
Устройство казачьих станиц и крепостей по оренбургской границе. Чтение статей из книги «Кубанского казачьего войска».
Положение о Большом войсковом Знамени Кубанского Казачьего войска.. Команды при выносе и вносе Большого войскового Знамени Кубанского казачьего войска. Знамя в строю, вынос и относ его.
Раздел 4. Казачья старина - 6 часа. (теория – 4 час, практика – 2 час)
Казачья хата. Подворье. Конь – верный друг казака. Выполнение рисунков на тему «Казачья хата», оформление выставки.
Казаки и родители. Отношение к старшим. Женщина-казачка. Отношение к женщине. Рождение казака. Казак в быту. Казаки и гости. Душа казака. Казак и богатство. Недостатки казака.
Раздел 5. Заочное путешествие по историческим местам казачества России - 6 часов. (теория – 1 час, практика – 5 часов)
Заочное знакомство с Донским казачьим войском, Оренбургским, Уральским, Забайкальским, Теркским, Сибирским, Семиреченским, Амурским, Уссурийским, Енисейским и Якутским казачьими полками.
Составление карты заочного путешествия по историческим местам казачества России.
Беседа «Генеалогическое древо казачества России». Составление генеалогического древа казачества России.
Раздел 6. Фольклор Кубанского казачества - 112 часов.
6.1. Традиции кубанских казаков – 12 часов (теория – 5 часов, практика – 7 часов).
Жизнь и быт линейного казака. Отец в казачьей семье. Роль и место женщины в казачьей семье. Семейные праздники у казаков. Казачьи обряды (свадебный обряд, обряд провода на войну, встреча казака с войны, погребальный обряд, обряд при рождении ребенка) и музыкальная культура казаков. Традиции поведения у линейных казаков. Выполнение рисунков на тему «Жизнь казака», оформление выставки.
Встреча со старожилами, сбор информации об устоях семьи в прошлом.
6.2. Православные праздники – 10 часов (теория – 4 часа, практика – 6 часов). Зимние праздники на Кубани. Новогодние казачьи песни. Рождественские песни. Колядки. Щедровки. Песни Крещенского праздника. Святочные песни.
Широкая Масленица. «Заклички» весны. Народные приметы и весенние песни. Благовещение, бытовые обряды и народные песни.
Праздник праздников и торжество из торжеств – Пасха. Пасхальные игры и песни. Нанесение узоров на пасхальные яйца. Просмотр репродукций экспонатов из Эрмитажа.
Русская православная икона «Троица». Православный праздник «Крещение». Таинство крещения.
6.3. Казачьи символы и знаки – 4 часа (теория – 2 часа, практика – 2 часа).
Казачьи символы и знаки: атаманский кафтан и шапка, погоны, лампасы, серьга (у мужчин). Знакомство с репродукциями портретов знаменитых атаманов казачества XVIII и XIX веков. Изучение отличий погон и лампасов казачьей формы разных регионов России.
Чтение статей из книг «Советская военная энциклопедия», «Устав. Положение о внутренней службе», энциклопедии «Казачество» (под редакцией А.И.Федотова, А.Г.Мартынова, В. И. Милованова. Москва, 2003 год).
6.4. Заповеди казаков – 4 часа (теория – 2 часа, практика – 2 часа).
Понятия: «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь к Родине, своему народу». Заповеди казачества. Наказ казаков. Новые заповеди казачества.
Конкурс знатоков казачьих заповедей.
6.5. Песни родной земли. Природа и казачьи песни – 20 часов (теория – 5 часов, практика – 15 часов).
Поём о Екатеринодаре. Казачьи напевы и любовь к родной станице. Любовь к родному дому - главное чувство казачьих песен. Улица, где вырос, навеки дорога! Служба казаков - линейцев на Кубани. Песни о казачьей преданности и верности. Воинская доблесть казаков. Музыкальный фольклор и семейные традиции казаков.
Старинные песни казаков и образы природы. Современные казачьи песни и природа Кубани. Лирические казачьи песни. Конь-верный друг казака. Песни «Кабы мне вороного коня…», «Ой, орёл мой орёл…», «Ты, Кубань, ты наша Родина…», «Хороша Кубанская земля!».
Вокально – хоровая работа над песней и анализ текста. Разучивание песни.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста. Работа над вокалом. Формирование сценического мастерства. Прослушивание песен, анализ исполнения.
6.6. Родные кубанские мелодии – 25 часов (теория – 5 часов, практика – 20 часов).
Образы и персонажи казачьего фольклора. Казачья пантомимика. Трудовые и военные песни. Основные виды кубанских казачьих песен. Импровизация через обращение к национальным истокам.
Семейно-бытовые песни казаков. Игровые казачьи песни. Плясовые песни. Шуточные песни казаков. Казачьи частушки.
Обрядовые песни на Кубани. Хороводные и плясовые песни. Игровые песни.
Старинные казачьи песни. Современные казачьи песни. Песни о городах и станицах Краснодарского края.
Казачьи песни и просторы Кубани. Явления природы в песнях Кубани. Реки и моря в казачьих песнях. Земля – кормилица в песнях казаков. Образы животных в казачьих песнях. Мир растений в кубанских напевах.
Казачья свадьба. Свадебные песни линейных казаков. Некрасовские казаки и их свадебные песни. Свадебные песни черноморских казаков.
Героико-эпические песни-думы. Народные песни-баллады.
Прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей с казачьими песнями и частушками. Разучивание песен и частушек кубанских казаков.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста. Работа над вокалом. Формирование сценического мастерства. Прослушивание песен, анализ исполнения.
6.7. Песни о славных сынах Кубани - 10 часов (теория – 2 часа, практика –
8 часов).
Поют казаки о войне. Казаки – защитники Кубани. Солдатские, рекрутские казачьи походные песни. Песни времён Великой Отечественной войны. Кубанские песни о воинской доблести.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста. Работа над вокалом. Формирование сценического мастерства. Прослушивание песен, анализ исполнения.
6.8. Народные танцы - 15 часов (теория – 5 часов, практика – 10 часов).
Историей появления танца на Кубани. Костюмы. Знакомство с основными национальными танцами. Манерой исполнения. Образ танцора. Разучивание новых элементов танца. Постановка танца.
6.9. Забытые казачьи игры - 8 часов (теория – 4 часа, практика – 4 часа).
Старинные казачьи игры: «Пятнашки», «Казачий погребок», «Двенадцать палочек», «Кубанка», «Брыль», «Достань подкову». Игры с коновязью, «Чехарда», «Схоронички», «Нагайка и кнут», «Городки», «Ножички», «Прыгалка через верёвку», «Заря», «Иголка, нитка и узелок», «Лапта», «Ловишка в кругу», «Снежинки, ветер и мороз», «Пятнашки», «Салки», «Гори–гори ясно».
Разучивание старинных казачьих игр.
Раздел 7. Кубань – народов дружная семья - 10 часов. (теория – 4 часа, практика – 6 часов). Песни народов Кубани. Праздничные песни народов, живущих на Кубани.
Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста. Работа над вокалом. Формирование сценического мастерства. Прослушивание песен, анализ исполнения.
Концерт.
Раздел № 3.Формы аттестации и оценочные материалы.
Образовательный результат определяется как итог совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности. Аттестация основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Цель - выявление уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Текущая аттестация проводится по усмотрению педагога с целью определения степени усвоения учащимися изучаемого материала по окончании темы, раздела.
Промежуточная аттестация проводится по итогам 1-го полугодия с целью определения результатов обучения.
Итоговая аттестация проводится с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей на конец срока реализации программы.
Формы проведения педагог определяет самостоятельно. Это могут быть:
диагностические задания;
устный опрос, беседа;
контрольные задания (исполнения);
педагогическое наблюдение;
творческое задание;
конкурсы, концерты, утренники и другие мероприятия.
Результат аттестации фиксируется в 4-х уровнях:
минимальный;
базовый;
повышенный;
творческий.
Характеристика уровней.
Минимальный - обучающийся программу усвоил не полностью, не приобрел всю сумму знаний, умений и навыков, предусмотренную учебным планом.
Базовый - обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу ,свободно ориентируется в изученном материале.
Повышенный - обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям, принимает участие в конкурсах, выставках.
Творческий - обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой дисциплине, стабильно участвует в конкурсах, выставках, фестивалях, занимает призовые места.
Критерии образовательной деятельности по образовательной области разрабатываются педагогом самостоятельно. Итоги заносятся в ведомость, подготавливается аналитическая справка.
Примерные критерии оценивания уровней освоения программы
«Кубанский фольклор»
Критерий | Минимальный | Базовый | Повышенный | Творческий |
Знания, умения, навыки | Знакомство с образовательной областью. | Владение основами знаний. | Овладение специальными ЗУН. | Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет как будущую профессию. |
Мотивация к знаниям | Неосознанный интерес, на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. | Интерес поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация, связанна с результатом. | Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущий мотив – добиться высоких результатов. | Стремление участвовать в мероприятиях. |
Творческая активность | Интереса к творчеству и инициативу не проявляет. Нет навыков самостоятельного решения задач. | Социализация в коллективе. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний. Выполняет поручения, проблемы решает при помощи педагога. | Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может выдвинуть интересные идеи, но часто не может их выполнить самостоятельно. | Вносит предложения по развитию деятельности коллектива. Легко и быстро увлекается творческим делом. Оригинальное мышление, богатое воображение. Способен к рождению новых идей. |
Достижения | Пассивное участие в делах творческого объединения. | Активное участие в делах творческого объединения, учреждения. | Значительные результаты на уровне города. | Значительные результаты на уровне города, края. |
Раздел № 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-технические средства,
необходимые для реализации программы.
Материально-технические: учебная комната, оборудованная мебелью, мультимедийным проектором.
Наглядные средства обучения: Фонотека и видеотека. Атрибуты казачьей жизни. Наглядные и демонстрационные пособия, дидактические материалы по разделам дисциплины. Библиотека справочных изданий по истории, фольклору, традициям, обычаям казачества.
Принципы и методы, используемые в организации учебно-воспитательного процесса.
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
-оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
-побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
-мотивирующие самовоспитание и самообразование.
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:
Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, инструкция, объяснение.
Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение конкурсов, конференций и т.п.
Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Метод состязательности – поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений учащихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
Анкетирование, опрос учащихся. Позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств учащихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на учащихся.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
Словесные – объяснение, рассказ, работа с учебником, другими печатными изданиями.
Наглядные – демонстрация иллюстраций, видео материалов, слайдов, фотоматериала, показ педагогом образца выполнения задания, работа с методическими пособиями и раздаточным материалом.
Практические - наблюдение, практические задания, участие в семинарах, конференциях и т.д.
Проблемное обучение – поиск (самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос или задание), самостоятельная разработка идеи, индивидуальные задания.
Фронтальная работа предполагает освоение основных понятий.
Групповая работа позволяет объединить учащихся по интересам, создать коллективный проект творческой или исследовательской работы.
Индивидуальная работа предусматривает развитие познавательной деятельности учащегося, развитие его творческих возможностей.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: практикумы, круглые столы, викторины, тестирование.
Дидактические принципы:
1. Принцип сознательности. Учащиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
2. Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания и умения, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
3. Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности нагрузок.
4. Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, фильмов, презентаций.
5. Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие возрастным особенностям и физическому развитию учащихся. Для каждой группы должен быть составлен рабочий (поурочный) план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
6. Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки учащихся были прочно закреплены, в первую очередь практически. Для этого необходимо участие учащихся в концертах, где полученные умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса учащихся к занятиям.
7. Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением учащимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ауский С. Казаки. Особое сословие. - М.; СПб., 2002.
Бигдай А.Д. Песни Кубанских казаков. - Краснодар,2012.
Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества в XVIII - начале XX вв. – Режим доступа: http://www.gipanis.ru/?level=1538&type=page
Водопьянов В. История 6 – го Оренбургского казачьего полка. - М.: 1996.
Гордеев А.А. История казачества. - М.: Вече, 2006.
Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. [Электронный ресурс] – Краснодар, 1994 – Режим доступа: https://ale07.ru/music/notes/song/chorus/kubanskiy.htm
Казачество. Энциклопедия // Под ред. Федотова А.П. [Электронный ресурс] - М.: Казачье объединение, 2008. – Режим доступа: http://www.allcossacks.ru/index.php/2014-10-19-22-39-39
Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Основы казачьей культуры. Учебное пособие. – М., 2015.
Трут В. Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций. [Электронный ресурс] – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/326361
Для детей:
Гоголь Н. В. Тарас Бульба (любое издание) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1070/p.3/index.html
Шолохов М.А. Тихий Дон. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mybook.ru/author/mihail-sholohov/tihij-don/read/
Толстой Л.Н. Казачьи рассказы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_3/01text/0023.htm
Казачьи песни. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://a-pesni.org/kazaki/kuban/Kuban.php