Программа дополнительного образования «LEGO-start»
МАДОУ «Детский сад «Эрудит» г. Перми
Программа дополнительного образования
«Lego – Stаrt»
Составитель: Попова Олеся Васильевна,
Воспитатель I квалификационной категории
Пермь 2019
Пояснительная записка.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Помимо этого, 3-D конструирование помогает усвоить сенсорные эталоны, геометрические фигуры и тела.
Принципы построения программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Предполагаемый результат программы:
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:
основные детали Лего-конструктора (названия, назначение, особенности);
простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
конструировать по образцу;
с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
реализовывать творческий замысел.
Форма объединения: групповая
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у младших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
Учить называть детали лего-конструктора «Дупло» (кирпичики- большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик, основа машины, полукруг, овал и др.);
Простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей);
Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин);
Сравнивать предметы по длине и ширине;
Обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета, длинная (широкая));
Конструировать по образцу и условиям;
Различать по цвету и форме;
Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Содержание программы.
Всего 36 занятий.
Знакомство с конструктором Лего «Дупло» Башенка.
Пирамидка.
Заборчик.
Конструирование по замыслу.
Построим широкую и узкую лесенку.
Построим горку с лестницей.
Построим горку для человечков.
Конструирование по замыслу.
Мебель для кукол. Построим стол
Построим стулья.
Построим кровать.
Игра «Построй такой же».
Овощи и фрукты. Построим яблоко.
Построим грушу.
Построим огурец и помидор.
Конструирование по замыслу
Здравствуй, лес! Построим дерево.
Построим елочку.
Игра «Построй такой же».
Посади свой лес.
Домашние животные. Собачка.
Кошка.
Петух.
Конструирование по замыслу.
Дикие животные. Заяц.
Крокодил.
Уточка.
Игра «Собери такой же.
Мы построим куклам дом.
Построим дом для собачки.
Построим домик для белочки.
Конструирование по замыслу.
Транспорт. Построим машину.
Построим кораблик.
Построим самолет.
Конструирование по замыслу.
Взаимодействие с родителями.
Во время реализации данной программы необходимо уделять время родителям воспитанников. Это поможет быстрее овладеть навыками конструирования и будет способствовать дальнейшему развитию ребенка даже за рамками данной программы. Сотрудничество воспитателя с семье организовано через социальные сети, а именно создано обсуждение «LEGO START» в группе, где родители могут обсуждать свои педагогические проблемы в плане реализации программы. Делиться своими методами и способами конструирования и изобретения каких-либо новых построек.
Условия реализации программы.
Программа может быть успешно реализована, если будут учтены следующие особенности реализации учебного процесса:
Количество детей в группе 10-12 человек.
Возраст детей 3-4 года.
Режим проведения: 1 раз в неделю, длительностью 10-15 минут.
Занятия проводятся в первой или второй половине дня. Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, ее части, форму, цвет, величину конструктивных деталей.
№ |
Раздел |
Занятие |
Задачи |
Предполагаемый результат |
Всего заня- тий |
1 |
Знакомство с LEGO. Высокий-низкий |
Башенка |
Познакомить детей с основными элементами конструктора, с приемами соединения деталей; Закреплять знания о цвете; Учит называть размер башенки (высокая - низкая). |
Представление об основных элементах конструктора, дети научаться строить башенку используя разные цвета |
1 |
2 |
Пирамидка |
Закреплять знания о размере, высоте, цвете; Формировать бережное отношение к конструктору. |
Дети научатся строить пирамидку, используя кирпичики разного цвета |
1 |
|
3 |
Заборчик для собачки |
Закреплять знания о размере, высоте, цвете, свойствах (высокий - низкий); Учить детей называть свойства предметов. |
Дети научатся строить заборчик, используя кирпичики разной высоты. |
1 |
|
4 |
Конструи-рование по замыслу. |
Учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру (величине), Учит различать предметы по форме и называть их (куб, кирпичик). |
Дети учатся анализировать образ постройки, рассказывать о задуманном. |
1 |
|
5 |
Узкий-широкий |
Построим узкую и широкую дорожку |
Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету; Учить детей называть свойства предмета. |
Дети научатся строить дорожку, используя кирпичики разного размера и цвета |
1 |
6 |
Построим широкую и узкую лесенку. |
Продолжать знакомить с приемами соединения деталей; Развивать умение использовать имеющийся опыт. |
Дети научатся новому способу соединения деталей, строить лесенку, используя кирпичики разного цвета |
1 |
|
7 |
Построим горку с лестницей. |
Закреплять понятия "узкий - широкий"; Формировать сенсорные эталоны, чувство формы при создании элементарных конструкций. |
Дети научатся строить горку, используя кирпичики разного размера и цвета |
1 |
|
8 |
Конструи-рование по замыслу. |
Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; Различать размер и форму предметов; Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. |
Дети научатся обыгрывать композицию, рассказывать о ней, используя понятия широкий-узкий, размер, цвет. |
1 |
|
9 |
Мебель для кукол |
Построим стол |
Учить выделять знакомые образы в среде и воспроизводить их в конструкциях; Учить детей строить мебель из четырех кубиков, ставить вертикально, использовать перекрытия из двух кирпичиков. |
Дети научаться воспроизводить в конструкциях знакомые образы, строить стол из кирпичиков разного размера. |
1 |
10 |
Построим стулья. |
Учить выделять знакомые образы в среде и воспроизводить их в конструкциях; Закреплять основные цвета. |
Дети научаться воспроизводить в конструкциях знакомые образы, строить стулья. |
1 |
|
11 |
Построим кровать. |
Учить выделять знакомые образы в среде и воспроизводить их в конструкциях; Развивать мелкую моторик рук. |
Дети научаться воспроизводить в конструкциях знакомые образы, строить кровать для кукол. |
1 |
|
12 |
Игра «Построй такой же». |
Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; Различать размер и форму предметов; Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. |
Дети учатся конструировать по схеме, обыгрывать получившиеся постройки. |
1 |
|
13 |
Овощи и фрукты. |
Построим яблоко. |
Учить выделять знакомые образы в среде и воспроизводить их в конструкциях; Учить соединять детали разными способами; Развивать мелкую моторик рук. |
Дети научаться воспроизводить в конструкциях знакомые образы, строить яблоко. |
1 |
14 |
Построим грушу. |
Учить выделять знакомые образы в среде и воспроизводить их в конструкциях; Учить соединять детали разными способами; Развивать мелкую моторик рук. |
Дети научаться воспроизводить в конструкциях знакомые образы, строить грушу. |
1 |
|
15 |
Построим помидор и огурец. |
Учить выделять знакомые образы в среде и воспроизводить их в конструкциях; Учить соединять детали разными способами; Развивать мелкую моторик рук. |
Дети научаться воспроизводить в конструкциях знакомые образы, строить помидор и огурец.. |
1 |
|
16 |
Конструи-рование по замыслу. |
Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; Различать размер и форму предметов; Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. |
Дети научаться располагать детали в различных направлениях, на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами; Смогут придумать новые образы для постройки и обыгрывать их. |
1 |
|
17 |
Здравствуй лес! |
Построим дерево. |
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память внимание; Учить строить дерево, собирать по схеме. |
Дети научаться располагать детали в различных направлениях, на разных плоскостях, соединять их, научатся строить дерево. |
1 |
18 |
Построим елочку. |
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память внимание. Учить строить елочку, собирать по схеме. |
Дети научаться располагать детали в различных направлениях, на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами, научатся строить елочку |
1 |
|
19 |
Игра «Построй такой же». |
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память внимание. Учить строить разные деревья, собирать по схеме. |
Дети научаться располагать детали в различных направлениях, на разных плоскостях, соединять их, учатся конструировать по схеме. |
1 |
|
20 |
Посади свой лес. |
Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; Различать размер и форму предметов; Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. |
Дети смогут придумать новые образы для постройки и обыгрывать их. |
1 |
|
21 |
Домашние животные |
Собачка. |
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память внимание. Учить собирать по схеме. |
Дети научатся конструировать следуя схеме, строить собачку. |
1 |
22 |
Кошка. |
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память внимание. Учить собирать по схеме. |
Дети научатся конструировать следуя схеме, строить кошку. |
1 |
|
23 |
Петух. |
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память внимание. Учить собирать по схеме. |
Дети научатся конструировать следуя схеме, строить петушка. |
1 |
|
24 |
Конструирование по замыслу. |
Закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях, на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами. |
Дети смогут придумать новые образы для постройки и обыгрывать их. |
1 |
|
25 |
Дикие животные. |
Заяц. |
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память внимание. Учить собирать по схеме. |
Дети научатся конструировать следуя схеме, строить зайца. |
1 |
26 |
Крокодил. |
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память внимание. Учить собирать по схеме. |
Дети научатся конструировать следуя схеме, строить крокодила. |
1 |
|
27 |
Уточка. |
Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память внимание. Учить собирать по схеме. |
Дети научатся конструировать следуя схеме, строить уточку. |
1 |
|
28 |
Игра «Собери такой же. |
Закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях, на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами. |
Дети научаться располагать детали в различных направлениях, на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами; Смогут придумать новые образы для постройки. |
1 |
|
29 |
Такие разные дома. |
Мы построим куклам дом. |
Учить строить домик, следуя инструкции; Подбирать необходимые для постройки детали; Закреплять названия деталей, их названия, формы и цвета; Развивать мелкую моторику рук. |
Дети научатся конструировать следуя схеме, строить дом. |
1 |
30 |
Построим дом для собачки. |
Учить строить домик, следуя инструкции; Подбирать необходимые для постройки детали; Закреплять названия деталей, их названия, формы и цвета; Развивать мелкую моторику рук. |
Дети научатся конструировать следуя схеме, строить дом для собачки- конуру. |
1 |
|
31 |
Построим домик для белочки. |
Учить строить домик, следуя инструкции; Подбирать необходимые для постройки детали; Закреплять названия деталей, их названия, формы и цвета; Развивать мелкую моторику рук. |
Дети научатся конструировать следуя схеме, строить дом для белочки. |
1 |
|
32 |
Конструирование по замыслу. |
Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; Развивать наглядно-образное мышление, воображение, память. |
Дети научатся конструировать следуя схеме. Смогут придумать новые образы для постройки. |
1 |
|
33 |
Транспорт. |
Построим машину. |
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами; Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме; Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; Развивать мелкую моторику рук. |
Дети научаться находить сходства и различие между предметами; Научаться самостоятельно подбирать необходимые детали по размеру, цвету; Научаться стоить машину разными способами. |
1 |
34 |
Построим кораблик. |
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами; Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме; Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; Развивать мелкую моторику рук. |
Дети научаться находить сходства и различие между предметами; Научаться самостоятельно подбирать необходимые детали по размеру, цвету; Научаться стоить кораблик разными способами. |
1 |
|
35 |
Построим самолет. |
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами; Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме; Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; Развивать мелкую моторику рук. |
Дети научаться находить сходства и различие между предметами; Научаться самостоятельно подбирать необходимые детали по размеру, цвету; Научаться стоить самолет разными способами. |
1 |
|
36 |
Конструирование по замыслу. |
Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; Различать размер и форму предметов; Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. |
Дети научаться располагать детали в различных направлениях, на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами; Смогут придумать новые образы для постройки и обыгрывать их. |
1 |