Программа дополнительного образования «Народные промыслы» (для детей 4–6 лет)
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов дошкольного образования на лучшее календарно-тематическое планирование дополнительного образования
Дополнительная программа кружок «Народные промыслы».
Возраст :4-6лет.
Выполнила :воспитатель высшей категории
Каплина Елена Владимировна
Содержание.
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Направленность дополнительной образовательной программы.
Новизна, актуальность.
Цель, задачи.
Отличительная особенность программы.
Форма, режим занятия.
Ожидаемые результаты.
Форма подведения итогов.
Учебно-тематический план: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
- Перечень разделов, содержание, методическое обеспечение.
3. Материалы и оборудование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
4. Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Пояснительная записка.
1.1. Эта программа посвящена знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами. Показана методика обучения детей декоративной лепке на фронтальных занятиях и в свободное от занятий время. Цель программы – познакомить с народными художественными промыслами, которые связаны с мелкой декоративной пластикой; показать, в какой форме можно знакомить детей с народной игрушкой, декоративной посудой и другими видами народного искусства.
В пособии раскрывается методика обучения детей декоративной лепке, даны варианты проведения занятий, охарактеризованы формы организации самостоятельной деятельности, показано, как декоративная лепка влияет на развитие детского творчества.
Раскрываются концептуальные основы художественно-эстетического воспитания среднего дошкольного возраста с использованием лепки. Представлена педагогическая технология использования лепки в художественно-эстетическом воспитании, способствующая развитию у детей творчества, умственной активности, необходимой для успешного обучения в ДОУ.
Цель программы: Реализация творческих способностей, интересов и потребностей детей в художественно-эстетической деятельности.
Задачи:
Знакомить детей с Нижегородским прикладным искусством, учить воспринимать произведения декоративного искусства.
Поощрять умение детей лепить из глины и использовать свои поделки в игре и в украшении интерьера.
Воспитывать навыки творческого восприятия народного произведения.
Развивать творческие способности, глазомер, точность восприятия, мелкую моторику рук.
Ребёнок в игровой форме получает знания, умение и навыки в художественно-эстетической деятельности.
Форма проведения - кружок. Подгрупповая форма обучения по 10 детей. Длительность – 15 минут. Режим занятия 1 раз в две недели.
Самостоятельное создание детьми интересных, красивых, декоративных предметов из глины. Самостоятельная деятельность детей с предметами народного творчества. У детей появляется желание внести в игру или в быт предмет собственного изготовления, доставить другим радость. Таким образом, народная игрушка стимулирует детей к самостоятельным действиям. Дети начинают уважать и любить это искусство до конца, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Форма подведения итогов:
1). Презентация для родителей.
2).Вернисаж в детском саду.
3). Участие в районных конкурсах.
4). Развлечения.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
№ | Тема, вид занятия | Задачи | Методы и приёмы | Дата |
1. 2. 3. . 4. . 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 13 14. 15 16. | Путешествие в страну глиняных человечков (сюжетное). Путешествие в Дымково (сюжетное). Бусы для куклы (Сюжетное). Тарелочки трёх медведей (интегрированная).
Чаепитие у кукол (сюжетное). Кувшин Кувшин (тематическое). Красивая посуда для детского кафе (итоговое занятие по теме «посуда»). Декоративный фриз. Знакомство с орнаментом (тематическое). Рождественская тарелочка (тематическое).
Декоративная кружка для папы (тематическое). Ваза для цветов (тематическое). Украшение вазы для мамы (тематическое). Жар-птица Петушок и бобовое зёрнышко (по народной сказке). | Познакомить с материалом для лепки, инструментами и приспособлениями для лепки, организацией рабочего места и правилами гигиены. Развивать внимание, воспитывать интерес к глине. Формировать представление детей об особенностях формы дымковской игрушки, развивать восприятие, мышление. Воспитывать через искусство лепки деятельного творца. Продолжать учить раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, развивать чувство формы и пропорции, воспитывать аккуратность. Учить лепить дискообразную форму путём раскатывания шара между ладонями, развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать уверенность.
Обучать детей технике моделирования и способам углубления форм. Развивать воображение, мышление. Воспитывать эстетический вкус. Учить детей лепить красивые и в тоже время функциональные предметы для игры в кафе. Развивать творческое воображение детей, мелкую моторику. Воспитывать эстетический вкус. Воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки. Познакомить с композицией узора в круге на примере образца. Учить пониманию ритма. Воспитывать чувство любви к народному творчеству, уважение к труду мастеров. Развивать желание создавать красивый узор, мелкую моторику пальцев рук. Познакомить с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать детей к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работам других детей. Развивать фантазию, логическое мышление, моторику пальцев и кистей рук. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях). Познакомить с новым способом лепки – из колец. Воспитывать эстетический вкус. Развивать творческое воображение, чувство композиции, моторику пальцев рук. Совершенствовать умение лепить из колец предметы посуды. Закреплять технические умения и навыки. Развивать эстетические чувства, творчество, индивидуальность. Воспитывать стремление довести начатое до конца, радоваться своим результатам. Формировать навыки декоративного оформления предметов. Развивать мелкую моторику пальцев рук, фантазию. Воспитывать аккуратность. Закрепить представления об особенностях формы дымковской игрушки. Продолжать учить детей лепить из целого куска глины. Развивать глазомер, точное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать навыки творческого восприятия народных произведений, аккуратность. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству. Учить передавать относительную величину частей петушка и курочки. Совершенствовать приёмы примазывания, сглаживания, приплющивания. Воспитывать интерес у детей к применению результатов своей деятельности. Учить детей задумывать и выполнять ленточные узоры и узоры в стиле народной росписи. Развивать мелкую моторику пальцев рук, фантазию. Воспитывать аккуратность. Обобщать знания детей о народных промыслах. Воспитывать положительные нравственные качества через народное искусство. Поддерживать особое творческое настроение ребёнка, интерес к собственной художественной деятельности. Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров. Познакомить с Филимоновской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Закрепить способ лепки птички на основе овоида. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству. Способствовать желанию детей лепить игрушки по мотивам народного творчества. Развивать мелкую моториу пальцев рук, творческое воображение. | Сюрпризный момент, рассматривание игрушек, рассказ воспитателя. Сюрпризный момент. Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, игровой Игровой. Рассматривание Частичный показ способа лепки, упражнения детей. Художественное слово, проблемная ситуация, показ способа лепки, объяснение, действие детей, похвала. Проблемное обучение, действия детей
Игра «Кафе». Проблемные ситуации, предложения, напоминание, действия детей.
Рассматривание, объяснение, показ, действия детей, составление орнамента. Предметная наглядность, исследовательские действия детей, указания, похвала.
Предложение, показ способа лепки, объяснение, действия детей. Показ способа лепки орнамента, составление орнамента, Сюрпризный момент, обследование, беседа, показ способа лепки, рассматривание схемы, действия детей. Иллюстрация по теме, беседа, напоминание, рассматривание схем-этапов, действия детей, обыгрывание. Предложение, действия детей, пример сверстника. Познавательно-досуговый, экскурсия, рассказ воспитателя. Рассказ, объяснение, обследование, рассматривание схем-этапов работы, действия детей. Предложение, показ, уточнение. Рассматривание, предложение, показ, уточнение. Худ.слово, предложение, напоминание, упр.детей | Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь
Ноябрь Декабрь Декабрь Январь Январь Февраль Февраль
Март Апрель Апрель Май
Май. |
Наглядные пособия (образцы).
Демонстрационный материал:
«Дымковская игрушка» - наглядно-дидактический материал.
«Филимоновская игрушка – свистулька» - наглядно-дидактический материал.
Альбом «Народные промыслы».
Глина.
Стеки.
Пластилин.
Подиум для образцов.
Схема этапов лепки.
Дощечки для лепки.
Салфетки.
Клеёнки.
Тряпочки для рук.
Литература.
Н.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду», Москва. Творческий центр «Сфера», 2008 г.
Л.С.Сековец «Возрождение», Програмно-методический комплекс. Н.Новгород. НИРО 2002 г.
И.Лыкова «Лепим из пластилина, глины, теста», Москва. ОЛМА Медиа групп 2009 г.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2002 г. Творческий центр «Сфера».
Н.Ф.Штейнле «Изобразительная деятельность в младшей и средней группе», Волгоград 2006 г. Издательство «Корифей».
8