Программа дополнительного образования «Прикладная физика» (7–9 класс)
Направленность программы
Программа «Прикладная физика» имеет естественнонаучную направленность, ориентирована на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными.
Актуальность программы
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Программа дополнительного образования составлена и спланирована так, что занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.
Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, показать его практическое значение.
Цель: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни, е творческие способности, формировать у обучающихся активность и самостоятельность, инициативность, повышать культуру общения и поведения.
Программа рассчитана на возраст детей 12 – 16 лет, срок реализации – 1 год.
Формы организации деятельности детей на занятии: групповая
Формы проведения занятий: беседа, практикум решения задач, конструирование простейших физических приборов, лабораторный практикум, тематические вечера, проектная работа, олимпиада.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, длительность – 45 минут.
Планируемые результаты:
Формирование у учащихся навыков выполнения работ исследовательского характера;
Формирование у учащихся навыков решения разных типов задач, разного уровня сложности;
Формирование у учащихся навыков постановки эксперимента;
Формирование у учащихся навыков работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;
Профессиональное самоопределение;
Развитие у учащихся коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию;
Развитие у учащихся инициативы, самостоятельности, творческой активности;
Формирование у учащихся умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты.
Формы аттестации и оценочные материалы
Участие в научно-практических конференциях;
Проведение тематических вечеров;
Реализация мини-проектов на школьном уровне;
Участие в олимпиадах школьного и городского уровня;
Выставка работ учащихся.
Качественный уровень полученных знаний можно будет оценить по результатам олимпиад, конференций и конкурсов, в которых примут участие члены объединения.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 0 | 1 |
2 | Методы измерения физических величин | 3 | 1 | 4 |
3 | Как делались открытия в физике | 2 | 2 | 4 |
4 | Строение веществ | 2 | 1 | 3 |
5 | Тепловые явления | 2 | 1 | 3 |
6 | Волновые явления | 2 | 1 | 3 |
7 | Звуковые явления | 2 | 1 | 3 |
8 | Электричество | 2 | 1 | 3 |
9 | Магнетизм | 1 | 1 | 2 |
10 | Электромагнитные волны | 1 | 1 | 2 |
11 | Механическая система мира Астрономические наблюдения | 1 | 1 | 2 |
12 | Оптические явления | 1 | 2 | 3 |
13 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
Всего: | 21 | 13 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Дата проведения |
1 | Введение | 1 | |
2 | Методы измерения физических величин Основные и производные физические величины и их измерения. Международная система измерений. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Инструментальные и отсчетные погрешности. Выбор метода измерения и измерительных приборов. Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений. Меры безопасности при проведении эксперимента Лабораторный практикум | 4 1 1 1 1 | |
3 | Как делались открытия в физике? Знакомство с историей важнейших научных открытий в физике. Нобелевские лауреаты по физике. Опыты и эксперименты, какие впервые проводили Архимед, Галилей, Торричелли, Паскаль, Ньютон, Гальвани, Вольта, Ампер, Ом, Фарадей. Наука физика на службе человека. Наука и технический прогресс. Лабораторный практикум | 4 1 1 2 | |
4 | Строение вещества Ох уж эти молекулы. Земля, вода, воздух и огонь. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Диффузия. Молекулярные силы. Твердое, жидкое, газообразное и плазменное состояние. Атомная структура. Количество вещества. Лабораторный практикум | 3 1 1 1 | |
5 | Тепловые явления Источники тепла. Тепло работает. Теплоемкость. Фазы вещества. Испарение, кипение. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение, смачивание, краевой угол. Тепловое расширение. Плавление, кристаллизация. Аморфные тела. Лабораторный практикум | 3 1 1 1 | |
6 | Волновые явления Механические колебания. Основные параметры колебательных процессов. Энергия механических колебаний. Вынужденные колебания. Затухающие колебания. Виды волн. Фаза колебаний. Фронт волны. Землетрясения. Цунами. Волны-гиганты. Приливы и отливы. Взрывная волна. Резонанс. Смерч в бутылке минеральной воды. Лабораторный практикум | 3 1 1 1 | |
7 | Звуковые явления Источники звука. Приемники звука. Инфразвук. Ультразвук. Звук работает. Эхо. Запись звука. Гармонические колебания, музыкальные звуки, шумы. Музыкальные инструменты. Экология звука. Изучение устройств, наблюдения Лабораторный практикум | 3 1 1 1 | . |
8 | Электричество Электризация. Типы молний. Виды зарядов. Взаимодействие. Работа электрофорной машины. Проводники, диэлектрики, полупроводники. Что такое электрический ток? Источники тока. Действия электрического тока. Сила тока, напряжение, сопротивление. Электрические цепи. Электрический ток в электролитах, в газах, в вакууме. Правила безопасности при работе с источниками электрического напряжения. Лабораторный практикум | 3 1 1 1 | |
9 | Магнетизм История открытия магнитных явлений. Компас, его использование. Природа магнетизма. Магнитное поле Земли. Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие магнитов. Применение магнитов. Лабораторный практикум | 2 1 1 | |
10 | Электромагнитные волны Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Электромагниты. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электродвигатель и его применение. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Электромагнитные волны и их свойства. Излучение электромагнитных волн. Производство и передача электроэнергии. Радиосвязь, телевидение, сотовая связь. Лабораторный практикум | 3 1 1 1 | |
11 | Механическая система мира. Астрономические наблюдения Полевая картина мира. Электрон. Фотон. Кванты. Строение атома. Резерфорд. Бор. Квантовая механика. Лазеры. Элементарные частицы и античастицы. Строение Вселенной. Строение Солнечной системы. Звездное небо. Наблюдения за вечерним небом. Лабораторный практикум | 2 1 1 1 | |
12 | Оптические явления Что такое свет? Природа света. Источники света. Лунные и Солнечные затмения. Зеркала. Линзы. «Сломанная» ложка». Оптические системы. Радуга и мираж. Глаз как оптическая система. Дальнозоркость. Близорукость. Глаза братьев наших меньших. Дисперсия света. Радуга. Лабораторный практикум | 3 1 2 | |
13 | Итоговое занятие | 1 | |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Для реализации программы «Прикладная физика» необходимо наличие в образовательном учреждении:
лабораторного оборудования,
компьютерного класса с выходом в Интернет,
проектора с экраном,
мультимедийной библиотеки по физике,
научной и учебной литературы.