Программа дополнительного образования «Прикладная физика» (7–9 класс)

6
0
Материал опубликован 31 May 2021

Пояснительная записка


Направленность программы

Программа «Прикладная физика» имеет естественнонаучную направленность, ориентирована на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными.

Актуальность программы

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Программа дополнительного образования составлена и спланирована так, что занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.

Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении. Программой предусмотрено знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, показать его практическое значение.

Цель: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.

Задачи:

Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Развивающие: развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни, е творческие способности, формировать у обучающихся активность и самостоятельность, инициативность, повышать культуру общения и поведения.

Программа рассчитана на возраст детей 12 – 16 лет, срок реализации – 1 год.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповая

Формы проведения занятий: беседа, практикум решения задач, конструирование простейших физических приборов, лабораторный практикум, тематические вечера, проектная работа, олимпиада.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, длительность – 45 минут.

Планируемые результаты:

Формирование у учащихся навыков выполнения работ исследовательского характера;

Формирование у учащихся навыков решения разных типов задач, разного уровня сложности;

Формирование у учащихся навыков постановки эксперимента;

Формирование у учащихся навыков работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;

Профессиональное самоопределение;

Развитие у учащихся коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию;

Развитие у учащихся инициативы, самостоятельности, творческой активности;

Формирование у учащихся умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты.


Формы аттестации и оценочные материалы

Участие в научно-практических конференциях;

Проведение тематических вечеров;

Реализация мини-проектов на школьном уровне;

Участие в олимпиадах школьного и городского уровня;

Выставка работ учащихся.

Качественный уровень полученных знаний можно будет оценить по результатам олимпиад, конференций и конкурсов, в которых примут участие члены объединения.


Содержание программы


Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

0

1

2

Методы измерения физических величин

3

1

4

3

Как делались открытия в физике

2

2

4

4

Строение веществ

2

1

3

5

Тепловые явления

2

1

3

6

Волновые явления

2

1

3

7

Звуковые явления

2

1

3

8

Электричество

2

1

3

9

Магнетизм

1

1

2

10

Электромагнитные волны

1

1

2

11

Механическая система мира Астрономические наблюдения

1

1

2

12

Оптические явления

1

2

3

13

Итоговое занятие

1

0

1

Всего:

21

13

34





Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол- во часов

Дата проведения

1

Введение

1





2

Методы измерения физических величин

Основные и производные физические величины и их измерения. Международная система измерений. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений.

Инструментальные и отсчетные погрешности. Выбор метода измерения и измерительных приборов.

Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики.

Обработка результатов измерений. Меры безопасности при проведении эксперимента

Лабораторный практикум

4



1




1


1


1





3

Как делались открытия в физике?

Знакомство с историей важнейших научных открытий в физике. Нобелевские лауреаты по физике.

Опыты и эксперименты, какие впервые проводили Архимед, Галилей, Торричелли, Паскаль, Ньютон, Гальвани, Вольта, Ампер, Ом, Фарадей.

Наука физика на службе человека. Наука и технический прогресс.

Лабораторный практикум

4


1




1


2





4

Строение вещества

Ох уж эти молекулы. Земля, вода, воздух и огонь.

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Диффузия. Молекулярные силы.

Твердое, жидкое, газообразное и плазменное состояние.

Атомная структура. Количество вещества.

Лабораторный практикум

3


1



1


1




5

Тепловые явления

Источники тепла. Тепло работает. Теплоемкость. Фазы вещества.

Испарение, кипение. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение, смачивание, краевой угол.

Тепловое расширение. Плавление, кристаллизация. Аморфные тела.

Лабораторный практикум

3


1



1


1




6

Волновые явления

Механические колебания. Основные параметры колебательных процессов. Энергия механических колебаний.

Вынужденные колебания. Затухающие колебания. Виды волн. Фаза колебаний. Фронт волны.

Землетрясения. Цунами. Волны-гиганты. Приливы и отливы. Взрывная волна. Резонанс. Смерч в бутылке минеральной воды.

Лабораторный практикум

3


1


1







1








7

Звуковые явления

Источники звука. Приемники звука. Инфразвук. Ультразвук.

Звук работает. Эхо. Запись звука.

Гармонические колебания, музыкальные звуки, шумы. Музыкальные инструменты.

Экология звука.

Изучение устройств, наблюдения

Лабораторный практикум

3


1



1



1




.

8

Электричество

Электризация. Типы молний. Виды зарядов. Взаимодействие. Работа электрофорной машины.

Проводники, диэлектрики, полупроводники. Что такое электрический ток? Источники тока. Действия электрического тока.

Сила тока, напряжение, сопротивление. Электрические цепи. Электрический ток в электролитах, в газах, в вакууме. Правила безопасности при работе с источниками электрического напряжения.

Лабораторный практикум

3


1





1



1







9

Магнетизм

История открытия магнитных явлений. Компас, его использование. Природа магнетизма.

Магнитное поле Земли. Магнитное поле постоянного магнита. Взаимодействие магнитов. Применение магнитов.

Лабораторный практикум

2


1



1




10

Электромагнитные волны

Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Электромагниты. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электродвигатель и его применение.

Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток.

Электромагнитные волны и их свойства. Излучение электромагнитных волн.

Производство и передача электроэнергии. Радиосвязь, телевидение, сотовая связь.

Лабораторный практикум

3


1






1



1




11

Механическая система мира. Астрономические наблюдения

Полевая картина мира. Электрон. Фотон. Кванты. Строение атома. Резерфорд. Бор.

Квантовая механика. Лазеры. Элементарные частицы и античастицы.

Строение Вселенной. Строение Солнечной системы. Звездное небо.

Наблюдения за вечерним небом.

Лабораторный практикум

2

1





1



1



12

Оптические явления

Что такое свет? Природа света. Источники света. Лунные и Солнечные затмения.

Зеркала. Линзы. «Сломанная» ложка». Оптические системы. Радуга и мираж. Глаз как оптическая система. Дальнозоркость. Близорукость. Глаза братьев наших меньших. Дисперсия света. Радуга.

Лабораторный практикум

3


1





2



13

Итоговое занятие

1



Организационно-педагогические условия реализации программы

Для реализации программы «Прикладная физика» необходимо наличие в образовательном учреждении:

лабораторного оборудования,

компьютерного класса с выходом в Интернет,

проектора с экраном,

мультимедийной библиотеки по физике,

научной и учебной литературы.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.