Программа дополнительного образования для старших дошкольников «Природа Удмуртии»

4
0
Материал опубликован 31 May 2021 в группе

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

Города Воткинска Удмуртской республики












Программа дополнительного образования

«Природа Удмуртии»



Возраст обучающихся 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 год.







Составитель: Щенина Елена Алексеевна

Педагог дополнительного образования

квалификационная категория - первая



















г. Воткинск, 2021 г.


Пояснительная записка

Дополнительная программа «Природа Удмуртии» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Эколого-биологический центр города Воткинска Удмуртской республики (далее – программа) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской республики на основании Положения «О дополнительной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики».

Направленность программы. Программа направлена на:

формирование знаний об окружающей природе родного края;

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии.

Актуальность программы. Программа актуальна т.к. в ней имеется региональный компонент, содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: растительный и животный мир Удмуртской республики. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, единстве.

Педагогическая целесообразность. Программа помогает раскрыть интеллектуальный, творческий потенциал ребенка, формирует его личность и коммуникационные умения. Знания по программе способствует к расширению кругозора, формированию интереса к развитию экологического мировоззрения, развитию творческого развития и фантазии, пространственного и ассоциативного мышления.

Ориентация программы на социальный заказ. В результате опроса общественности: педагогического коллектива базового образовательного учреждения, родителей, обучающихся (анкетирование), получен социальный образовательный запрос на то, чтобы в ходе освоения программы обучающимися были получены дополнительные знания о природе Удмуртской Республики.

Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся дошкольных учреждений города Воткинска в возрасте 5 - 6 лет. Наполняемость групп 10 человек, согласно Устава Учреждения и санитарно-гигиенических требований.

Практическая значимость: Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы создать достойной человека среды, обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу. Именно к этому обязан стремиться экологически образованный человек.

Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для успешного освоения программы – 72 часа: 36 недель по 2 часа в неделю в течение 10 месяцев. Количество занятий и темы занятий в разделах можно регулировать, увеличивать или сокращать, заменять равноценными, более полно раскрывающими содержание программы, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности, запросы обучающихся и их родителей.

Формы обучения:

Формы деятельности и организации коллектива обучающихся: фронтальная работа, индивидуально-групповая, коллективно-творческая с использованием:

- бесед, презентаций;

- тематических экскурсий, выставок, акций, походов выходного дня;

- викторин, конкурсов, интеллектуальных игр;

- практических занятий;

- посещений городских музеев, зеленых зон города.

Виды занятий. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед. Практические занятия проводятся как в помещении – тематические игры, работа с презентаций, проекты, выставки, акции и др.; так и на природе: экскурсии, походы выходного дня и др.

Режим занятий. Режим и продолжительность учебного часа, время на отдых между занятиями определяются действующими санитарными правилами и нормами СанПиН с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Часовая нагрузка в неделю – 2 академических часа (2 занятия по 1 часу с перерывом).

Цель программы: сформировать у детей знания о природе Удмуртской Республики.

Задачи:

1. познакомить с биологическими особенностями и разнообразием животного и растительного мира в связи с сезонными явлениями природы Удмуртии;

3. развитие наблюдательности, интереса к познанию окружающего мира;

4. воспитание гуманного, нравственного отношения к природе.




























2. Содержание программы

Учебный план (таблица 1)

Таблица 1.

Раздел, тема

Теория

Практика

Всего

часов

Форма контроля

1

Мир зверей

10

4

14

Наблюдение

2

Птичий мир.

14

7

21

Наблюдение

3

Животные у нас дома

7

7

14

Наблюдение

4

Зеленые спутники человека

9

3

12

Наблюдение

5

Будь природе другом

7

3

10

Наблюдение

6

Итоговое занятие


1

1

Наблюдение


Итого

47

25

72




Календарный учебный график (тематический план) (таблица 2)

Таблица 2

п/п

Месяц.

Число

Время проведения занятий.

Форма занятия.

Кол-во часов.

Тема занятия.

Место проведения.

Форма контроля






14

1. Мир зверей



1




Беседа.

1

1.1. Кто такие звери.

Кабинет.


2




Беседа.

1

1.2. Зубы и пища. Кто как питается.

Кабинет.


3




Практическое занятие.

1

1.3 Викторина «Хвостатая викторина»

Кабинет.


4




Беседа.

1

1.4 Знакомство со зверями, обитающими в Удмуртии: волк, лиса

Кабинет.


5




Беседа.

1

1.5 Знакомство со зверями, обитающими в Удмуртии: росомаха.

Кабинет.


6




Беседа.

1

1.6 Знакомство со зверями, обитающими в Удмуртии: барсук.

Кабинет.


7




Беседа.

1

1.7 Знакомство со зверями, обитающими в Удмуртии: белка, заяц.

Кабинет.


8




Беседа.

1

1.8 Знакомство со зверями, обитающими в Удмуртии: бурый медведь.

Кабинет.


9




Беседа.

1

1.9. Знакомство со зверями, обитающими в Удмуртии: бобр.

Кабинет.


10




Экскурсия.

1

1.10 Экскурсия в краеведческий музей города «Животные Удмуртии».

Краеведческий музей города


11




Беседа.

1

1.11 Как звери готовятся к зиме: линька зверей, звери впадающие в спячку, звери, делающие запасы на зимний период.

Кабинет.


12




Практическое занятие.

1

1.12 Творческая работа рисуем на тему «Лесные звери Удмуртии».

Кабинет.


13




Беседа.

1

1.13 Рекорды зверей «Самые, самые»

Кабинет.


14




Тематическая игра.

1

1.14 Игра «Звериное царство».

Кабинет.







21

2. Птичий мир.



15

.



Беседа.

1

2.1 Кто такие птицы.

Кабинет.


16




Беседа.

1

2.2 Еда птиц: чем питаются птицы – птицы насекомоядные, зерноядные.

Кабинет.


17




Беседа.

1

2.3 Еда птиц: чем питаются птицы – птицы всеядные, хищные.

Кабинет.


18




Беседа.

1

2.4 Зимующие птицы Удмуртии.

Кабинет.

.

19




Беседа.

1

2.5 Перелетные, кочующие птицы Удмуртии. Зачем птицы улетают в теплые края.

Кабинет.


20




Беседа.

1

2.6. Какие птицы улетают, а какие остаются.

Кабинет.


21




Экскурсия.

1

2.7 Экскурсия «Птицы города».

Зеленая зона города.


22




Практическое занятие.

1

2.8 Пословицы и поговорки про птиц «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Кабинет.

.

23




Беседа.

1

2.9 Знакомство с некоторыми видами птиц, обитающих в Удмуртии: снегирь.

Кабинет.


24




Беседа.

1

2.10 Знакомство с некоторыми видами птиц, обитающих в Удмуртии: дубонос.

Кабинет.


25




Беседа.

1

2.11 Знакомство с некоторыми видами птиц, обитающих в Удмуртии: синицы.

Кабинет.

.

26




Беседа.

1

2.12 Знакомство с некоторыми видами птиц, обитающих в Удмуртии: воробей, голубь.

Кабинет.


27




Беседа.

1

2.13 Знакомство с некоторыми видами птиц, обитающих в Удмуртии: клест.

Кабинет.


28




Беседа.

1

2.14 Знакомство с некоторыми видами птиц, обитающих в Удмуртии: поползень.

Кабинет.


29




Практическое занятие.

1

2.15 Творческая работа рисуем на тему «Птицы Удмуртии».

Кабинет.


30




Беседа.

1

2.16 Птицам нашу заботу, какие птицы нуждаются в подкормке в зимний период.

Кабинет.


31




Беседа.

1

2.17. Кормушки для птиц, какие бывают, правила изготовления и развешивания кормушек.

Кабинет.


32




Экскурсия.

1

2.18 Экскурсия «Развешивание кормушек».

Зеленая зона города.


33




Экскурсия.

1

2.19 Экскурсия «Наблюдение за птицами на кормушках»



34




Экскурсия.

1

2.20 Экскурсия «Наблюдение за птицами на кормушках»



35




Тематическая игра.

1

2.21 Игра «Птичий базар».

Кабинет.

Викторина






14

3. Животные у нас дома

Кабинет.


36




Беседа.

1

3.1 Разнообразие домашних животных. Кто такие домашние животные. Животные живого уголка природы.

Кабинет.


37




Тематическая игра.

1

3.2 Викторина «Рядом с нами».


Кабинет.


38




Беседа.

1

3.3 Звери – обитатели живых уголков природы.

Кабинет.


39




Беседа.

1

3.4 Птицы – обитатели живых уголков природы.

Кабинет.


40




Беседа.

1

3.5 Питомцы террариумов.

Кабинет.


41




Беседа.

1

3.6 Подводный мир в комнате.

Кабинет.


42




Экскурсия.

1

3.7 Экскурсия в живой уголок природы:

«Значение и важность уголка живой природы».

Эколого-биологический центр.


43




Практическое занятие..

1

3.8 Творческая работа рисуем на тему «Живой уголок у меня дома».

Кабинет.


44




Практическое занятие.

1

3.9 Экологическая акция «Именная книга».

Кабинет.


45




Беседа.

1

3.10 Что такое зоопарк или коллекция увиденных животных.

Кабинет.


46




Беседа.

1

3.11. Что такое зоопарк или коллекция увиденных животных.

Кабинет.


47




Тематическая игра.

1

3.12 Игра «Разнообразие домашних животных».

Кабинет.


48




Практическое занятие.

1

3.13 Проект «Мой любимый питомец».

Кабинет.


49




Практическое занятие.

1

3.14 Проект «Мой любимый питомец».

Кабинет.







12

4. Зеленые спутники человека

Кабинет.


50




Беседа.

1

4.1 Растения в природе и в жизни человека. Роль растений в природе.

Кабинет.


51




Беседа.

1

4.2 Человек и пищевые растения.

Кабинет.


52




Беседа.

1

4.3 Растения как источник лекарственного сырья.

Кабинет.


53




Беседа.

1

4.4. Сорные растения Удмуртии.

Кабинет.


54




Беседа.

1

4.5 Культурные растения Удмуртии.

Кабинет.


55




Беседа.

1

4.6 Первоцветы Удмуртии.

Кабинет.


56




Беседа.

1

4.7 Первоцветы Удмуртии.

Кабинет.


57




Экскурсия.

1

4.8 Экскурсия «Первоцветы».

Зеленая зона города.


58




Беседа.

1

4.9 Деревья и кустарники Удмуртии.

Кабинет.


59




Беседа.

1

4.10 Деревья и кустарники Удмуртии.

Кабинет.


60

.



Тематическая игра.

1

4.11 Игра «Зеленые спутники человека».

Кабинет.


61




Экскурсия.

1

4.12 Экскурсия «Деревья горожане»

Кабинет.







10

5. Будь природе другом



62




Беседа.

1

5.1 Знакомство с Красной книгой.

Кабинет.


63




Беседа.

1

5.2 Разноцветные страницы Красной книги.

Кабинет.


64




Беседа.

1

5.3 Какие животные и растения занесены в Красную книгу Удмуртии.

Кабинет.


65




Беседа.

1

5.4 Что такое охрана природы. Кто такие экологи.

Кабинет.


66




Беседа.

1

5.5 Природоохранительные знаки и эмблемы.

Кабинет.


67




Беседа.

1

5.6 Природоохранительные знаки и эмблемы.

Кабинет.


68




Практическое занятие

1

5.7 Творческая работа «Природоохранительные знаки и эмблемы».

Кабинет.


69




Практическое занятие

1

5.8 Творческая работа рисуем плакат «Природа в опасности».

Кабинет.


70




Беседа.

1

5.9 Что может сделать юный эколог.

Кабинет.


71




Тематическая игра.

1

5.10 Игра «Экологические ситуации».

Кабинет.


72




Тематическая игра

1

6. Итоговое занятие

Игра «Природный калейдоскоп».

Кабинет.


Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования МАУДО ЭБЦ.

Материально-технические условия:

- помещение: кабинет для проведения очных занятий, оборудованный в соответствии с санитарными нормами, учебно-опытный участок;

- мультимедийный проектор, экран, компьютер или ноутбук с выходом в Интернет (для показа презентаций, обучающих видеороликов);

- фотоаппарат;

- канцелярские товары;

Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фотоматериалы в виде фильмов, видеороликов, презентаций, наглядные учебные пособия (иллюстрации, презентации, фотографии, муляжи, гербарии и т.д.).

Формы аттестации

наблюдения педагога за обучающимися с целью оценки деятельности, личностных качеств, роста экологической культуры.
































Список литературы


Акимушкин И. И. «Мир животных: птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся» Москва «Мысль» 1989 г.

Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о животных» «Академия развития» Ярославль 2003 г.

Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о птицах» «Академия развития» Ярославль 2003 г.

Атлас родной природы «Городские животные» Москва 2001 г.

Большая энциклопедия природы «Жизнь животных» Том 1,2 «Мир книги» Москва 2003 г.

Гуржин А. М. «Черепахи аквариумные и сухопутные» Москва 1999 г.

Гусев В. Животные у нас дома. - М.: Экология, 1992 - 366с

Доз Джон «Ваш аквариум» Москва «Аквариум ГИППВ» 1999 г.

Елкина Н. В. Пособие «1000 загадок» «Академия развития» Ярославль 2000

Иерусалимский И. Г. «Аквариумные рыбки» Ростов на Дону «Проф. – пресс» 2001 г.

Красная книга Удмуртской республики. Животные. - Ижевск, 2001.

Ласуков Р. Звери и их следы. - М.: Айрис Пресс, 1999. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ» Москва 2003 г.

Плешаков. А. А. Атлас определитель «От земли до неба» «Просвещение» Москва 2003 г.

14. Плешаков А. А. «Зеленые страницы» «Просвещение» 1996 г.

15. Тарабарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение» «Академия развития» Ярославль. 2001 г.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации