12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шавгараева София Ильясовна19

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Яблонька»





ПРИНЯТО:

Решением педагогического совета

протокол №_________

от «___»_______2020 г.




СОГЛАСОВАНО:

Управляющим советом

МБДОУ № 36«Яблонька»

протокол №_________

от «___»_______2020 г.

Председатель ______________


УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МБДОУ №36«Яблонька»

______________В.В. Спыну

Приказ

___ от «___» ____2020 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по социально – педагогической направленности

«Всезнайка»

( подготовка к обучению в школе)








Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет


Срок реализации программы:

2020 -2021 учебный год


Педагог, реализующий программу:

Шавгараева София Ильясовна












Сургут, 2020г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Яблонька».


Название программы

Образовательная программа дополнительного

образования «Всезнайка»

Направленность программы

Социально-педагогическая направленность.

Ф.И.О. педагогов, реализующих дополнительную общеразвивающую программу


Шавгараева София Ильясовна

Год разработки

2020

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая

программа


Заведующим МБДОУ № 36 «Яблонька»

Цель

дополнительной общеобразовательной программы



Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе.

Задачи

дополнительной общеобразовательной программы


Образовательные:

1. Развитие речи детей

2. Обучение грамоте

Развивающие:

1. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

2. Развитие мелкой моторики

3. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

Воспитывать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.

Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». - Выделять слова в предложении, определять их место. - Составлять предложение с заданным словом. -Делить слова на слоги, считать слоги в слове. -Составлять слова из готовых слогов. - Знать, что в слове один слог – главный, ударный. -Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой). - Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков. - Понимать и различать понятия «звук» и «буква». - Читать простые по звукобуквенному составу слова.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы



Учебный период (сентябрь-май)

Количество часов в неделю\год

1 занятие в неделю, 36 занятий в год.

Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной программы


Воспитанники от 5 до 6 лет


Формы занятий

Фронтально

Методическое обеспечение

Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.

Гомзяк О.С. Альбом №1, №2, № 3 упражнений по обучению грамоте детей старшей группы. М., 2009г.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.

Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.

Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.

Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.

Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе - ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет.

Колесникова Е. В. От А до Я: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2008. -64 с: ил

Условия реализации программы ( оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение имеет хорошее освещение, раковину с краном (наличие проточной воды), возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей, была создана предметно-развивающая среда:

-столы, стулья (по росту и количеству детей);

-демонстрационный столик; ПК

1). Учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

2). Практический, наглядный материал:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа является дополнительной к основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 «Яблонька» города Сургута - "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы.

Программа составлена с учётом наглядно-методических пособий по обучению грамоте О.С. Гомзяк , « Говорим правильно в 5-6 лет» альбомы № 1, 2.3; по звуко – буквенному анализу у детей 5-6 лет: «Звуки и буквы» Е.В. Колесникова, «От А до Я » рабочая тетрадь Е.В. Колесникова, « Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.» Гербова В.В., «Конспекты логопедических занятий в старшей группе» О.Н. Лиманская.

2.1. Актуальность программы. Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

2.2. Данная образовательная программа «Всезнайка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.

2.3. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Всезнайка»- социально – педагогическая.

Вид образовательной деятельности – развивающее.

Новизна. Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

- обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего. мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности).

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

2.5. Цель программы: Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе. Общая цель данной программы: Данная программа направлена на развитие социальной компетентности и подготовки ребенка к обучению в школе. 2.6. Основные задачи:

Обучающие:

1. Развитие речи детей

2. Обучение грамоте

Развивающие:

1. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

2. Развитие мелкой моторики

3. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные

Воспитывать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.

Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.


2.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы:

Программа рассчитана на один год, для детей 5-6 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность –30 минут. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Программа развивает интерес и способности к чтению.

2.8. Ожидаемые результаты освоения программы:

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Выделять слова в предложении, определять их место. Составлять предложение с заданным словом. Делить слова на слоги, считать слоги в слове. Составлять слова из готовых слогов. Знать, что в слове один слог – главный, ударный. Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).

Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков. Понимать и различать понятия «звук» и «буква». Читать простые по звукобуквенному составу слова.

2.9. Методы педагогической диагностики. Диагностика. Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований, а затем, проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, наметить пути их исправления. В своей диагностике я основываюсь на основную программу «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е. (М.; «Мозаика – Синтез» 2005), В.В. Гербовой « Развитие речи в детском саду» ( М., «Мозаика-Синтез, 2016), программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (Москва, 2010 год) Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. А также наблюдения за детьми, вопросы, отдельные тестовые задания (Е.В.Колесникова «Тесты для детей 6-ти лет», «Готов ли ваш ребёнок к школе?». – М.: «Ювента», 2001)

Обследуется речь по следующим признакам:

- Звукопроизношение и фонематическое восприятие; - В (высокий) – произносит все звуки; - Д (достаточный) – не произносит 1-2 звука; - С (средний) – не произносит от 2 до 5 звуков; - К (критический) – не произносит более 5 звуков.

- Лексический запас:

а) существительные; б) глаголы; в) прилагательные

- Связная речь: а) составление рассказа по действию; б) составление рассказа по представлению; в) составление рассказа по серии сюжетных картин; г) составление рассказа по сюжетной картине; д) пересказ.

Чтение


2.10. Сроки реализации программысентябрь 2020 – май 2021 г.

2.11.Формы и режим занятий – фронтальная

2.12. Продолжительность занятий: - дети дошкольного возраста 5 – 6 лет – 30 минут;

Занятия проводятся 1 раз в неделю






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Основные направления программы -

Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи; - Развитие навыков звукобуквенного анализа слов; - Формирование буквенного гнозиса; - Развитие ручной умелости и графомоторных навыков; - Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков; - Формирование интереса к чтению. - Развитие психических процессов.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

Дифференциация речевых и неречевых звуков Гласны звуки; Согласные звуки (без классификации); Согласны твердые и мягкие; Согласные звонкие и глухие. Параллельно даются понятия:   Слово; Слог; Предложение; Ударение.


Информационная справка об особенностях реализации учебно-тематического планирования в 2020/2021 учебном году:


Общий срок реализации исходной программы

Сентябрь 2020 – Май 2021 г.

Срок обучения

Один год

Возраст воспитанников

5-6 лет

Количество занятий в неделю

1

Общее количество занятий в месяц

4



Учебно-тематический план на 2020__/ 2021_ учебный год


Направления работы

Разделы программы

Количество занятий

Время проведения

Всего часов

«Звуко-буквенный анализ»

Развитие звуковой культуры речи

3



1 раза в неделю

3 часа

Развитие фонематического слуха

6

6 часов

Развитие графических навыков и моторики

7

7 часов

Развитие звуко–буквенного анализа

9

9 часов

Чтение

11

11 часов




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД



п/п

Тема занятий

Навыки звукового анализа

Навыки чтения и письма

Сентябрь

1

Органы речи. Ознакомление с рядом.

Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятие ряд.

Выполнение прямых и наклонных линий.

2

Звук [а], буква а

Выделение звука [a] в ряду гласных, слогах, словах.

Знакомство с буквой а, печатание буквы а.

3

Звук [о], буква у.-

Определение наличия звука [о] в словах

Знакомство с буквой о, печатание буквы о

4

Звук [у],буква у.-

Определение наличия звука [у] в словах

Знакомство с буквой у, печатание буквы у

Октябрь

5

Звук [ы], буква ы.-

Вырабатывать умение интонационно выделять в словах звук[Ы]

Знакомство с буквой ы, печатание буквы ы.


6

Звук [э], буква э.-

Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик, этаж, эк­ран, эхо)

Знакомство с буквой э, печатание буквы э.


7

Чтение слов из пройденных букв- АУ, УА

Анализ и синтез слогов ау - уа

Чтение и печатание слогов ау -уа


8

Звук [л], буква л

Выделение согласного звука [л] в конце слова

Знакомство с буквой л, печатание буквы л. Чтение и печатание слогов ЛА, ЛО. ЛУ, ЛЫ,ЛЭ

Ноябрь

9

Звук [м], буква м

Выделение согласного звука [м] в конце слова

Знакомство с буквой м, печатание буквы м Чтение и печатание слогов МА, МО. МУ, МЫ,МЭ


10

Звук [н], буква н

Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция зву­ка в слове (начало, середина, конец)

Знакомство с буквой н,

печатание буквы н.


11

Звук [р], буква р.-

Определение позиции звука [р] в слове. Составление слогов наоборот.

Чтение и печатание слов с буквой р.

«Слово рассыпалось» - ыср – сыр; ораз – роза; раыб – рыба; урик – руки. У Иры шарик.


12

Звуки [р], [р’], буква р

Звуковой анализ слова шарик

Печатание слов около синего и зеленого домиков: роза рыба сыр рис шарик. Это лиса. У лисы нора.

Декабрь

13

Звуки [я], буква я

Определение позиции звука[я] в слове

Знакомство с буквой я, печатание буквы я. Чтение слогов, слов, предложений.


14

Звуки [ю], буква ю

Определение позиции звука[ю] в слове

Знакомство с буквой ю, печатание буквы ю.


15

Звуки [е], буква е

Определение позиции звука[е] в слове

Знакомство с буквой е, печатание буквы е.


16

Звуки [йо], буква ё

Определение позиции звука[ё] в слове

Знакомство с буквой ё, печатание буквы ё.

Январь

17

Звуки [и], буква и

Определение позиции звука[и] в слове

Знакомство с буквой и, печатание буквы и.


18

Закрепление пройденного материала

Определение позиции звуков в слове (начало, середина. конец)

Звуковой анализ слов.


19

Звуки [к], [г], «гь-кь»,

Буквы «Г» «К»

Дифференциация звуков [к], [г].

Чтение слогов, составление и условная запись предложения.


20

Звук [д - дь], [т -ть ]буква д-т

Определение позиции звука [д] и [т] в слове. Составление слогов наоборот.

Знакомство с буквой д-т, п Различение твердых и мягких звуков печатание буквы д-т.

Февраль


21

Звук «В-ВЬ», «Ф-ФЬ»

Различение твердых и мягких звуков. Звуковой анализ слов.

Чтение слогов, слов, предложений


22

Звуки «з-зь», «с–сь», буквы «з», «с»

Различение твердых и мягких звуков. Звуковой анализ слов.

Чтение слогов, слов, предложений


23

Звуки «б-бь», «п-пь». Буквы «б», «п»

Различение твердых и мягких звуков. Звуковой анализ слов.

Чтение слогов, предложений


24

Звуки [х], [х']

Различение твердых и мягких. Звукослоговой анализ слова мухи

Печатание слов на синей и зеленой «дорожке». Чтение слогов, слов, предложений.

Март

25

Звуки и буквы «ж», «ш»

Определение позиции звуков в слове (начало, середина. конец)

Чтение слогов, слов, предложений.


26

Звуки и буквы «ч», «щ»

Определение позиции звуков в слове (начало, середина. конец)

Чтение слогов, слов, предложений.


27

Звук и буква «ц»

Определение позиции звуков в слове (начало, середина. конец)

Чтение слогов, слов, стихотворных текстов


28

Звук [й], буква й

Определение позиции звука [й] в слове (начало, середина). Зву­ковой анализ слова зайка

Печатание слов с буквой й. зай – ка, гай – ка, май – ка

Апрель

29





30

Звуки [ш], [ж]

Дифференциация звуков [ш], [ж]

Знакомство с буквой ш и ж, печатание буквы ш и ж.


31

Закрепление пройденного материала

Чтение слогов, слов.

Подбор слов к схемам звуково­го анализа

32

Буква «Ь»

Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове гусь

Печатание слов с добавлением буквы ь;

брат – брать, угол – уголь, ел – ель.

Май

33

Буква «Ъ»

Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове подъезд

Печатание слов возле рисунков;

съехала

объехала подъехала

34

Закрепление пройденного материала.

Звуковой анализ слов

Слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета.


35

Закрепление пройденного материала.

Звуковой анализ слов

Чтение слов, составление предложения по сюжетным картинкам.


36

Закрепление пройденного материала.

Алфавит.

Чтение стихотворения



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Форма занятий: фронтальная

Каждое занятия включает в себя как теоретическую, так и практическую часть.

В теоретическую часть входит: изучение понятий, основной терминологии раздела программы, развитию четкой дифференциации речевых и неречевых звуков

Практическая часть: определение позиции звука в слове, звуко-буквенный анализ слова, схематичное изображение простых и сложных предложений. Составление простых описательных рассказов, пересказы стихов, сказок.

Форма подведения итогов – день открытых дверей, открытые занятия

Приемы и методы работы по развитию социальной компетентности и подготовки ребенка к обучению в школе.

Методические приёмы, используемые в работе:

1. «Познавательное развитие» - развитие интересов, формирование познавательных действий позволяющих ребенку произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирать эффективный способ выполнения работы.

2. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности.

3. «Речевое развитие»- использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

4.«Физическое развитие». Использование на занятиях подвижные игры, динамических пауз.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений словесного искусства (потешек, стихотворений, загадок, пословиц). А так же реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности (рисование предметов, штриховка и т.д.)

Технологии:

технология игрового обучения;

личностно-ориентированная технология.

Обеспечение методическими видами продукции:

картотека дидактических игр

мнемотаблицы;

- подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.)
- наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
- картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка). 

- полоски-схемы звукового состава слов.
- фишки (по 5 штук: красного, синего, зелёного цветов) демонстрационный и раздаточный.
- многофункциональные перфокарты.
- пособия: “Окошечки”, “Ромашка”, “Звуковые часы”.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы, используемой педагогом для подготовки занятий

Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.

Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.

Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.

Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.

Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.

Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.

Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.

Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе - ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет.

Колесникова Е. В. От А до Я: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2008. -64 с:

Гомзяк О.С «Говорим правильно» «Изд.дом «Гном и Д», 2009. Альбомы № 1. 2, 3.

Список научной литературы, расширяющей кругозор педагога

Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.

Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.

Гомзяк О.С «Говорим правильно» «Изд.дом «Гном и Д», 2009

Гомзяк О.С. «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи».

Богатая О.Ф. «ЧИТАЛОЧКА» (методическое пособие по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушениями речи), 2013


12


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.