Программа дополнительного образования «Всезнайка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Яблонька»
|
ПРИНЯТО: Решением педагогического совета протокол №_________ от «___»_______2020 г. | СОГЛАСОВАНО: Управляющим советом МБДОУ № 36«Яблонька» протокол №_________ от «___»_______2020 г. Председатель ______________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ №36«Яблонька» ______________В.В. Спыну Приказ № ___ от «___» ____2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по социально – педагогической направленности
«Всезнайка»
( подготовка к обучению в школе)
| Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет |
| Срок реализации программы: 2020 -2021 учебный год |
| Педагог, реализующий программу: Шавгараева София Ильясовна |
Сургут, 2020г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Яблонька».
Название программы | Образовательная программа дополнительного образования «Всезнайка» |
Направленность программы | Социально-педагогическая направленность. |
Ф.И.О. педагогов, реализующих дополнительную общеразвивающую программу | Шавгараева София Ильясовна |
Год разработки | 2020 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа | Заведующим МБДОУ № 36 «Яблонька» |
Цель дополнительной общеобразовательной программы | Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе. |
Задачи дополнительной общеобразовательной программы | Образовательные: 1. Развитие речи детей 2. Обучение грамоте Развивающие: 1. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия 2. Развитие мелкой моторики 3. Развитие логического мышления, внимания, памяти. Воспитательные: Воспитывать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе. Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми. |
Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы | - Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». - Выделять слова в предложении, определять их место. - Составлять предложение с заданным словом. -Делить слова на слоги, считать слоги в слове. -Составлять слова из готовых слогов. - Знать, что в слове один слог – главный, ударный. -Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой). - Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков. - Понимать и различать понятия «звук» и «буква». - Читать простые по звукобуквенному составу слова. |
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы | Учебный период (сентябрь-май) |
Количество часов в неделю\год | 1 занятие в неделю, 36 занятий в год. |
Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной программы | Воспитанники от 5 до 6 лет |
Формы занятий | Фронтально |
Методическое обеспечение | Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с. Гомзяк О.С. Альбом №1, №2, № 3 упражнений по обучению грамоте детей старшей группы. М., 2009г. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961. Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе - ТЦ Сфера, 2009. 128 с. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. Колесникова Е. В. От А до Я: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2008. -64 с: ил |
Условия реализации программы ( оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение имеет хорошее освещение, раковину с краном (наличие проточной воды), возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей, была создана предметно-развивающая среда: -столы, стулья (по росту и количеству детей); -демонстрационный столик; ПК 1). Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы); 2). Практический, наглядный материал: - образцы; - схемы; - шаблоны, трафареты; |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является дополнительной к основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 «Яблонька» города Сургута - "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы.
Программа составлена с учётом наглядно-методических пособий по обучению грамоте О.С. Гомзяк , « Говорим правильно в 5-6 лет» альбомы № 1, 2.3; по звуко – буквенному анализу у детей 5-6 лет: «Звуки и буквы» Е.В. Колесникова, «От А до Я » рабочая тетрадь Е.В. Колесникова, « Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.» Гербова В.В., «Конспекты логопедических занятий в старшей группе» О.Н. Лиманская.
2.1. Актуальность программы. Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
2.2. Данная образовательная программа «Всезнайка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
2.3. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Всезнайка»- социально – педагогическая.
Вид образовательной деятельности – развивающее.
Новизна. Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего. мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности).
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
2.5. Цель программы: Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе. Общая цель данной программы: Данная программа направлена на развитие социальной компетентности и подготовки ребенка к обучению в школе. 2.6. Основные задачи:
Обучающие:
1. Развитие речи детей
2. Обучение грамоте
Развивающие:
1. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
2. Развитие мелкой моторики
3. Развитие логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные
Воспитывать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.
Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
2.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы:
Программа рассчитана на один год, для детей 5-6 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность –30 минут. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти. Программа развивает интерес и способности к чтению.
2.8. Ожидаемые результаты освоения программы:
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Выделять слова в предложении, определять их место. Составлять предложение с заданным словом. Делить слова на слоги, считать слоги в слове. Составлять слова из готовых слогов. Знать, что в слове один слог – главный, ударный. Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков. Понимать и различать понятия «звук» и «буква». Читать простые по звукобуквенному составу слова.
2.9. Методы педагогической диагностики. Диагностика. Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований, а затем, проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, наметить пути их исправления. В своей диагностике я основываюсь на основную программу «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е. (М.; «Мозаика – Синтез» 2005), В.В. Гербовой « Развитие речи в детском саду» ( М., «Мозаика-Синтез, 2016), программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (Москва, 2010 год) Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. А также наблюдения за детьми, вопросы, отдельные тестовые задания (Е.В.Колесникова «Тесты для детей 6-ти лет», «Готов ли ваш ребёнок к школе?». – М.: «Ювента», 2001)
Обследуется речь по следующим признакам:
- Звукопроизношение и фонематическое восприятие; - В (высокий) – произносит все звуки; - Д (достаточный) – не произносит 1-2 звука; - С (средний) – не произносит от 2 до 5 звуков; - К (критический) – не произносит более 5 звуков.
- Лексический запас:
а) существительные; б) глаголы; в) прилагательные
- Связная речь: а) составление рассказа по действию; б) составление рассказа по представлению; в) составление рассказа по серии сюжетных картин; г) составление рассказа по сюжетной картине; д) пересказ.
Чтение
2.10. Сроки реализации программы – сентябрь 2020 – май 2021 г.
2.11.Формы и режим занятий – фронтальная
2.12. Продолжительность занятий: - дети дошкольного возраста 5 – 6 лет – 30 минут;
Занятия проводятся 1 раз в неделю
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Основные направления программы -
Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи; - Развитие навыков звукобуквенного анализа слов; - Формирование буквенного гнозиса; - Развитие ручной умелости и графомоторных навыков; - Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков; - Формирование интереса к чтению. - Развитие психических процессов.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
Дифференциация речевых и неречевых звуков Гласны звуки; Согласные звуки (без классификации); Согласны твердые и мягкие; Согласные звонкие и глухие. Параллельно даются понятия: Слово; Слог; Предложение; Ударение.
Информационная справка об особенностях реализации учебно-тематического планирования в 2020/2021 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы | Сентябрь 2020 – Май 2021 г. |
Срок обучения | Один год |
Возраст воспитанников | 5-6 лет |
Количество занятий в неделю | 1 |
Общее количество занятий в месяц | 4 |
Учебно-тематический план на 2020__/ 2021_ учебный год
Направления работы | Разделы программы | Количество занятий | Время проведения | Всего часов |
«Звуко-буквенный анализ» | Развитие звуковой культуры речи | 3 | 1 раза в неделю | 3 часа |
Развитие фонематического слуха | 6 | 6 часов | ||
Развитие графических навыков и моторики | 7 | 7 часов | ||
Развитие звуко–буквенного анализа | 9 | 9 часов | ||
Чтение | 11 | 11 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
№п/п | Тема занятий | Навыки звукового анализа | Навыки чтения и письма | ||
Сентябрь | 1 | Органы речи. Ознакомление с рядом. | Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятие ряд. | Выполнение прямых и наклонных линий. | |
2 | Звук [а], буква а | Выделение звука [a] в ряду гласных, слогах, словах. | Знакомство с буквой а, печатание буквы а. | ||
3 | Звук [о], буква у.- | Определение наличия звука [о] в словах | Знакомство с буквой о, печатание буквы о | ||
4 | Звук [у],буква у.- | Определение наличия звука [у] в словах | Знакомство с буквой у, печатание буквы у | ||
Октябрь | 5 | Звук [ы], буква ы.- | Вырабатывать умение интонационно выделять в словах звук[Ы] | Знакомство с буквой ы, печатание буквы ы. | |
| 6 | Звук [э], буква э.- | Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо) | Знакомство с буквой э, печатание буквы э. | |
| 7 | Чтение слов из пройденных букв- АУ, УА | Анализ и синтез слогов ау - уа | Чтение и печатание слогов ау -уа | |
| 8 | Звук [л], буква л | Выделение согласного звука [л] в конце слова | Знакомство с буквой л, печатание буквы л. Чтение и печатание слогов ЛА, ЛО. ЛУ, ЛЫ,ЛЭ | |
Ноябрь | 9 | Звук [м], буква м | Выделение согласного звука [м] в конце слова | Знакомство с буквой м, печатание буквы м Чтение и печатание слогов МА, МО. МУ, МЫ,МЭ | |
| 10 | Звук [н], буква н | Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец) | Знакомство с буквой н, печатание буквы н. | |
| 11 | Звук [р], буква р.- | Определение позиции звука [р] в слове. Составление слогов наоборот. | Чтение и печатание слов с буквой р. «Слово рассыпалось» - ыср – сыр; ораз – роза; раыб – рыба; урик – руки. У Иры шарик. | |
| 12 | Звуки [р], [р’], буква р | Звуковой анализ слова шарик | Печатание слов около синего и зеленого домиков: роза рыба сыр рис шарик. Это лиса. У лисы нора. | |
Декабрь | 13 | Звуки [я], буква я | Определение позиции звука[я] в слове | Знакомство с буквой я, печатание буквы я. Чтение слогов, слов, предложений. | |
| 14 | Звуки [ю], буква ю | Определение позиции звука[ю] в слове | Знакомство с буквой ю, печатание буквы ю. | |
| 15 | Звуки [е], буква е | Определение позиции звука[е] в слове | Знакомство с буквой е, печатание буквы е. | |
| 16 | Звуки [йо], буква ё | Определение позиции звука[ё] в слове | Знакомство с буквой ё, печатание буквы ё. | |
Январь | 17 | Звуки [и], буква и | Определение позиции звука[и] в слове | Знакомство с буквой и, печатание буквы и. | |
| 18 | Закрепление пройденного материала | Определение позиции звуков в слове (начало, середина. конец) | Звуковой анализ слов. | |
| 19 | Звуки [к], [г], «гь-кь», Буквы «Г» «К» | Дифференциация звуков [к], [г]. | Чтение слогов, составление и условная запись предложения. | |
| 20 | Звук [д - дь], [т -ть ]буква д-т | Определение позиции звука [д] и [т] в слове. Составление слогов наоборот. | Знакомство с буквой д-т, п Различение твердых и мягких звуков печатание буквы д-т. | |
Февраль | 21 | Звук «В-ВЬ», «Ф-ФЬ» | Различение твердых и мягких звуков. Звуковой анализ слов. | Чтение слогов, слов, предложений | |
| 22 | Звуки «з-зь», «с–сь», буквы «з», «с» | Различение твердых и мягких звуков. Звуковой анализ слов. | Чтение слогов, слов, предложений | |
| 23 | Звуки «б-бь», «п-пь». Буквы «б», «п» | Различение твердых и мягких звуков. Звуковой анализ слов. | Чтение слогов, предложений | |
| 24 | Звуки [х], [х'] | Различение твердых и мягких. Звукослоговой анализ слова мухи | Печатание слов на синей и зеленой «дорожке». Чтение слогов, слов, предложений. | |
Март | 25 | Звуки и буквы «ж», «ш» | Определение позиции звуков в слове (начало, середина. конец) | Чтение слогов, слов, предложений. | |
| 26 | Звуки и буквы «ч», «щ» | Определение позиции звуков в слове (начало, середина. конец) | Чтение слогов, слов, предложений. | |
| 27 | Звук и буква «ц» | Определение позиции звуков в слове (начало, середина. конец) | Чтение слогов, слов, стихотворных текстов | |
| 28 | Звук [й], буква й | Определение позиции звука [й] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова зайка | Печатание слов с буквой й. зай – ка, гай – ка, май – ка | |
Апрель | 29 | | | | |
| 30 | Звуки [ш], [ж] | Дифференциация звуков [ш], [ж] | Знакомство с буквой ш и ж, печатание буквы ш и ж. | |
| 31 | Закрепление пройденного материала | Чтение слогов, слов. | Подбор слов к схемам звукового анализа | |
32 | Буква «Ь» | Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове гусь | Печатание слов с добавлением буквы ь; брат – брать, угол – уголь, ел – ель. | ||
Май | 33 | Буква «Ъ» | Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове подъезд | Печатание слов возле рисунков; съехала объехала подъехала | |
34 | Закрепление пройденного материала. | Звуковой анализ слов | Слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета. | ||
| 35 | Закрепление пройденного материала. | Звуковой анализ слов | Чтение слов, составление предложения по сюжетным картинкам. | |
| 36 | Закрепление пройденного материала. | Алфавит. | Чтение стихотворения |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Форма занятий: фронтальная
Каждое занятия включает в себя как теоретическую, так и практическую часть.
В теоретическую часть входит: изучение понятий, основной терминологии раздела программы, развитию четкой дифференциации речевых и неречевых звуков
Практическая часть: определение позиции звука в слове, звуко-буквенный анализ слова, схематичное изображение простых и сложных предложений. Составление простых описательных рассказов, пересказы стихов, сказок.
Форма подведения итогов – день открытых дверей, открытые занятия
Приемы и методы работы по развитию социальной компетентности и подготовки ребенка к обучению в школе.
Методические приёмы, используемые в работе:
1. «Познавательное развитие» - развитие интересов, формирование познавательных действий позволяющих ребенку произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирать эффективный способ выполнения работы.
2. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности.
3. «Речевое развитие»- использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
4.«Физическое развитие». Использование на занятиях подвижные игры, динамических пауз.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений словесного искусства (потешек, стихотворений, загадок, пословиц). А так же реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности (рисование предметов, штриховка и т.д.)
Технологии:
технология игрового обучения;
личностно-ориентированная технология.
Обеспечение методическими видами продукции:
картотека дидактических игр
мнемотаблицы;
- подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.)
- наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
- картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка).
- полоски-схемы звукового состава слов.
- фишки (по 5 штук: красного, синего, зелёного цветов) демонстрационный и раздаточный.
- многофункциональные перфокарты.
- пособия: “Окошечки”, “Ромашка”, “Звуковые часы”.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемой педагогом для подготовки занятий
Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.
Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.
Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.
Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе - ТЦ Сфера, 2009. 128 с.
Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет.
Колесникова Е. В. От А до Я: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2008. -64 с:
Гомзяк О.С «Говорим правильно» «Изд.дом «Гном и Д», 2009. Альбомы № 1. 2, 3.
Список научной литературы, расширяющей кругозор педагога
Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.
Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.
Гомзяк О.С «Говорим правильно» «Изд.дом «Гном и Д», 2009
Гомзяк О.С. «Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи».
Богатая О.Ф. «ЧИТАЛОЧКА» (методическое пособие по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушениями речи), 2013
12