Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-познавательного развития «Всезнайка» (5–7 лет)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
интеллектуально- познавательного направления «Всезнайка»
Возрастная группа: 5-7 лет
Сведения о разработчиках:
Иноземцева Наталия Александровна – воспитатель группы КП «Будущий первоклассник»
2016-2017 учебный год р.п. Мордово
I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Сегодня все чаще говорится о необходимости развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Это вызвано целым рядом причин: повышением требований в подготовке детей к школе (в связи изменением программы начального образования), обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютерным технологиям, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Поэтому работа по развитию интеллектуальных способностей детей в детском саду должна пронизывать все сферы жизни и совместной деятельности воспитанников и педагогов. Особую ценность наряду с интеллектуальным развитием сегодня приобретает развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности, которая позволяет не только наилучшим образом усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в других ситуациях и творчески.
Данная рабочая программа комбинирует две линии развития, что способствует наилучшему развитию интеллектуальных способностей дошкольника и оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом. Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию, на развитие творческого мышления, логики, интеллектуальной самостоятельности. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Рабочая программа кружка «Всезнайка» рассчитана на один год и предусмотрена для детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет). Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, дошкольного на основе основной образовательной программы МБДОУ Детского сада «Солнышко», согласно учебному плану учреждения.
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
• Конституция РФ;
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 2013г
2. Цель и задачи программы
Цель программы: повышение уровня интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи по программе
Интеллектуально-познавательные игры
Закреплять состав чисел в пределах 10.
Упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание.
Упражнять в решении логических задач, ребусов.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.
Закреплять представления о многоугольниках и их свойствах.
Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам.
Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, общение, воображение.
Развивать мыслительную активность (приемы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) и логические формы мышления.
Развивать самостоятельность, активность, чувство коллективизма.
Опытно-экспериментальная деятельность
Познакомить детей с органами чувств человека, учить различать понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «обоняние», «осязание. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, культуру их охраны.
Формировать представления о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Дать знания о магните и его свойстве притягивать предметы.
Вызвать интерес к выращиванию огорода на окошке.
Формировать представление о мыльных пузырях как явлениях природы и социальной жизни людей.
Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета.
Побуждать и поддерживать познавательную активность детей.
Упражнять детей в простейших логических операциях, установление элементарных причинно-следственных зависимостей.
Развивать мыслительные операции, активизировать словарь детей.
Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Развивать умение делать вывод на основе наблюдений,
Развивать у детей любознательность, расширить представления об окружающем мире.
Развивать зрительную наблюдательность.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Искусство оригами
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Поддерживать различные проявления фантазии.
Истории обыкновенных вещей
Сформировать представления о понятии «музей», через организацию экскурсионной деятельности.
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием.
Расширить представления детей об окружающем мире, через проектно-исследовательскую деятельность.
Расширить и углубить знания по истории родного края, о русской национальной культуре, познакомить с предметами русского быта.
Удовлетворять познавательные запросы детей, отвечая на все их вопросы.
Развивать мышление, любознательность.
Развивать умение проводить сравнительный анализ.
Развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.
Развивать интеллектуальную личность, способную решать поисковые задачи.
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к предкам.
3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа соответствует:
- принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализовано в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Формы реализации принципа интеграции:
- интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
- интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
- интеграция детских деятельностей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса:
- объединение комплекса различных видов деятельности вокруг единой «темы»;
- виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
- тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией всех видов детской деятельности.
4. Возрастные особенности развития детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду и уже стремятся к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество.
Серьёзное внимание необходимо уделять развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
5. Планируемые результаты освоения программы
Интеллектуально-познавательные игры
Знает состав чисел в пределах 10.
Умеет составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
Справляется с решением логических задач и ребусов.
Знает, называет многоугольники и их свойства.
Моделирует геометрические фигуры.
Классифицирует геометрические фигуры по определенным признакам.
Развиты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, общение, воображение;
самостоятельность, активность, чувство коллективизма.
Умеет оперировать мыслительными приемами (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Опытно-экспериментальная деятельность
Понимает и различает понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «обоняние», «осязание. Владеет бережным отношением к органам чувств, знает культуру их охраны.
Имеет представления о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, свойствами воды.
Имеет представления о магните и его свойстве притягивать предметы.
Испытывает интерес к выращиванию огорода на окошке.
Сформированы представления о мыльных пузырях как явлениях природы и социальной жизни людей.
Умеет смешивать краски для получения нового цвета,
Развиты мыслительные операции, тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Умеет делать вывод на основе наблюдений,
Развита любознательность, зрительная наблюдательность.
Испытывает интерес к экспериментальной деятельности.
Искусство оригами
Знаком с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Следует устным инструкциям.
Владеет различными приемами работы с бумагой.
Словарь ребенка обогащен специальными терминами.
Умеет создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Испытывает интерес к искусству оригами.
Истории обыкновенных вещей
Сформированы представления о понятии «музей», через организацию экскурсионной деятельности.
Расширены знания детей о предметах, истории их происхождения, разнообразии.
Расширены представления детей об окружающем мире, через проектно-исследовательскую деятельность.
Сформированы знания по истории родного края, о русской национальной культуре, о предметах русского быта.
Развиты мышление, любознательность.
Умеет проводить сравнительный анализ.
Сформирован познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.
Сформирована интеллектуальная личность, способная решать поисковые задачи.
Проявляет любовь к родному краю, уважение к предкам.
Педагогическая диагностика
Реализация программы по дополнительному образованию интеллектуально-познавательного направления предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности по освоению детьми программы дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности «Всезнайка»
Программа включает четыре раздела интеллектуально-познавательного направления.
Интеллектуально-познавательные игры
Цель. Повышение уровня интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Известно, что игры бывают разные: ролевые, подвижные, дидактические. Одной из самых популярных форм является интеллектуально-познавательная игра. Интеллектуально-познавательные игры помогают разнообразить жизнь дошкольников, вызывают интерес к познавательному общению, удовлетворяют потребность в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
Первый раздел включает в себя разнообразие интеллектуально-познавательных, развивающих, игр-развлечений математического характера. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого ребенка в активную работу. Увлекшись игрой, дети не заметно для себя познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Опытно-экспериментальная деятельность
Цель. Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и свойствах предметов окружающего мира посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Данный раздел включает в себя опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность. В ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Направления экспериментальной деятельности: экспериментирование с водой, с воздухом, предметами, наблюдения в природе.
Искусство оригами
Цель. Всестороннее интеллектуальное развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Раздел предполагает ознакомление детей с искусством оригами. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Основной особенностью обучения является поэтапное создание поделки, причем каждый следующий этап выполняется после того, как все дети справились с предыдущим этапом. Раз за разом работа по оригами усложняется. Работа делится на единичные поделки, индивидуальные композиции, коллективные композиции или макеты. Большое внимание отводится коллективным работам, так как ребенок имеет возможность определить меру личного участия в зависимости от содержания работы, ее основного замысла, согласуя свои действия с действиями остальных детей.
Истории обыкновенных вещей
Цель. Формирование познавательного интереса к предметному миру через вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность.
Дети повсюду видят магию. Превращение муки в пирог, грязной одежды в чистую, сугроба во дворе в снеговика – все это захватывающие и удивительные процессы. Но простые обыкновенные вещи очень быстро выпадают из поля зрения, становятся привычными и перестают вызывать интерес. А ведь на самом деле каждая из них – это отдельная сказка. Все , чем мы пользуемся в повседневной жизни имеет историю, возможно, скучную и обыкновенную, а возможно – захватывающую и увлекательную. Нужно только посмотреть и задать вопросы..
Раздел «История обычных вещей» направлен на развитие поисково- познавательной деятельности детей.; вовлечение детей в исследовательскую деятельность. Для того, чтобы метод проектов был успешным, необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.
2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Система дошкольного образования в ДОУ нацелена, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В ДОУ должны создаваться условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь (lifelonglearning) и при этом разумно и творчески относиться к действительности.
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.
3. Тематический план
№ п/п |
Программное содержание |
Количество занятий |
Интеллектуально-познавательные игры |
||
|
Интеллектуально-развивающая игра «Страна занимательных чудес» |
1 |
|
Интеллектуальная игра «Юный математик» |
1 |
|
Игра-путешествие «Математический поезд» |
1 |
|
Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку» |
1 |
|
Интеллектуальная игра «Большая игра» |
1 |
|
Интерактивная игра «Математическая полянка» |
1 |
|
Игра-развлечение «Рыбалка» |
1 |
|
Математическая олимпиада |
1 |
|
Математический КВН |
1 |
Опытно-экспериментальная деятельность |
||
|
Воздух повсюду |
1 |
|
Органы чувств |
1 |
|
Какой бывает вода? |
1 |
|
Удивительный магнит |
1 |
|
Дружба красок |
1 |
|
Практическая деятельность «Выращиваем лук на окошке» |
1 |
|
Игра-эксперимент «Прогулка с увеличительными стеклами» |
1 |
|
Как достать скрепку не замочив рук? |
1 |
|
Удивительный песок |
1 |
Искусство оригами |
||
|
Знакомство с искусством оригами. |
1 |
|
Превращения квадрата |
1 |
|
Улица мечты. Домик |
1 |
|
«Царевна-елочка» |
1 |
|
«Снегирь» |
1 |
|
Поздравительная открытка к 23 февраля |
1 |
|
Коллективная композиция «Луговые цветы» |
1 |
|
Коллективная композиция «Водный мир» |
1 |
|
Коллективная работа «Сказочная страна» |
1 |
Истории обыкновенных вещей |
||
|
Предметы старины и быта |
1 |
|
Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
|
История обычных вещей: очки. |
1 |
|
История утюга |
1 |
|
Истории обычных вещей «Новогодняя игрушка» |
1 |
|
История обыкновенных вещей. Ручка |
1 |
|
Фотография: вчера и сегодня |
1 |
|
Экскурсия в музей старины и быта |
1 |
|
Праздник мыльных пузырей. |
1 |
Итого |
36 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
|
Программные задачи |
|
1 |
план |
факт |
3 |
4 |
1 |
05.09 |
Воздух повсюду |
Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, познакомить детей с некоторыми свойствами воды. |
|
2 |
12.09 |
Знакомство с искусством оригами |
Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. |
|
3 |
19.09 |
Предметы старины и быта |
Расширить знания детей о предметах, истории их происхождения, разнообразии. Развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности. |
|
4 |
26.09 |
Интеллектуально-развивающая игра «Страна занимательных чудес» |
Познакомить с новыми геометрическими фигурами, а также закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности. |
|
5 |
03.10 |
Органы чувств |
Познакомить детей с органами чувств человека, учить различать понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «обоняние», «осязание. Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Воспитывать бережное отношение к органам чувств, культуру их охраны. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. |
|
6 |
10.10 |
Превращения квадрата |
Знакомить с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. |
|
7 |
17.10 |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Сформировать представления о краеведческом музее, расширить и углубить знания по истории родного края; развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ, воспитывать любовь к родному краю, уважение к предкам. |
|
8 |
24.10 |
Интеллектуальная игра «Юный математик» |
Возбудить интерес детей к математике; развивать кругозор, любознательность, логическое мышление; учить детей делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. |
|
9 |
31.10 |
Какой бывает вода? |
Формировать представления о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды. |
|
10 |
07.11 |
Улица мечты. Домик. |
Развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования способом оригами с элементами аппликации. |
|
11 |
14.11 |
История обычных вещей: очки. |
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием. Развивать мышление, любознательность. |
|
12 |
21.11 |
Игра-путешествие «Математический поезд» |
Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы. |
|
13 |
28.11 |
Удивительный магнит |
Дать знания о магните и его свойстве притягивать предметы. Развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей. |
|
14 |
05.12 |
«Царевна-елочка» |
Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определенную тему, соединять детали в единое целое, создавая композицию зимнего леса. |
|
15 |
12.12 |
История утюга |
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием. Развивать мышление, любознательность. |
|
16 |
19.12 |
Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку» |
Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности. |
|
17 |
26.12 |
Дружба красок |
Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета, развивать мыслительную активность, умение делать вывод на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета, эстетический вкус. |
|
18 |
09.01 |
«Снегирь» |
Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. |
|
19 |
16.01 |
Истории обычных вещей. Новогодняя игрушка. |
Расширить представления детей об окружающем мире, об истории новогодней игрушки развивать познавательный интерес к получению новых знаний. Развивать интеллектуальную личность, способную решать поисковые задачи. |
|
20 |
23.01 |
Интеллектуальная игра «Большая игра» |
Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность. |
|
21 |
30.01 |
Практическая деятельность «Выращиваем лук на окошке» |
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта . |
|
22 |
06.02 |
Поздравительная открытка к 23 февраля |
Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. |
|
23 |
13.02 |
История обыкновенных вещей. Ручка. |
Расширить представления детей о ручке, историей её происхождения, разнообразием Развивать мышление, любознательность. |
|
24 |
27.02 |
Интерактивная игра «Математическая полянка» |
Познакомить детей с интеллектуальной интерактивной игрой, развивающей математические способности, закрепить знание цифр, геометрических фигур, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение мыслить, рассуждать, доказывать. |
|
25 |
06.03 |
Игра-эксперимент «Прогулка с увеличительными стеклами» |
Развивать у детей любознательность, расширить представления об окружающем мире. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. |
|
26 |
13.03 |
Коллективная композиция «Луговые цветы» |
Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. |
|
27 |
20.03 |
Фотография: вчера и сегодня |
Познакомить детей с историей фотоаппарата и фотографии, с ролью фотографии в сохранении памяти о прошедших событиях, развивать интерес к исследовательской деятельности. |
|
28 |
27.03 |
Игра-развлечение «Рыбалка» |
Упражнять в решении примеров, арифметических и логических задач, в разгадывании кроссвордов, ребусов, лабиринтов, выполнении графических диктантов, создавать радостное настроение. |
|
29 |
03.04 |
Как достать скрепку не замочив рук? |
Создать условия для формирования основного целостного мировидения средствами физического эксперимента. Систематизировать знания о магните. Продолжать работу по овладению основам исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойстве магнита. |
|
30 |
10.04 |
Коллективная композиция «Водный мир» |
Продолжать учить детей конструировать поделки в технике оригами. |
|
31 |
17.04 |
Экскурсия в музей старины и быта |
Приобщение детей к русской национальной культуре через организацию экскурсионной деятельности. , ознакомление с предметами русского быта |
|
32 |
24.04 |
Математическая олимпиада |
Выявить итоговые результаты освоения раздела «Интеллектуально-познавательные игры» программы кружка дополнительного образования. «Всезнайка» |
|
33 |
02.05 |
Удивительный песок |
Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость. |
|
34 |
08.05 |
Коллективная работа «Сказочная страна» |
Вызвать у детей доброе отношение к сказочным героям и желание помочь им. |
|
35 |
15.05 |
Праздник мыльных пузырей |
Формировать представление о мыльных пузырях как явлениях природы и социальной жизни людей, историей возникновения мыльных пузырей. Познакомить с технологией надувания и вариантом пускания мыльных пузырей. Создать волшебную атмосферу, доставить радость и хорошее настроение. |
|
36 |
22.05 |
Математический КВН |
Учить детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, закрепить навыки счёта, составления и решения математических задач; продолжать формировать геометрические представления. |
5. Взаимодействие с семьями воспитанников
План работы с родителями
Месяц |
Формы работы |
Цель |
Сентябрь |
Информирование родителей о работе кружка, прием заявлений. |
Информирование родителей, педагогов о дошкольном учреждении, специалистах, об услугах, оказываемых в детском саду. |
Октябрь |
Памятка «Создание предметно-пространственной среды для ребенка в домашних условиях» |
Получение рекомендаций по созданию предметно-пространственной среды в домашних условиях. |
Ноябрь |
Изготовление дидактических игр по ФЭМП (Совместная работа родителей и педагога) |
Привлечение родителей к совместной деятельности, к созданию дидактических игр. |
Декабрь |
Родительское собрание «Впереди-школа!» Буклет «Игры по ФЭМП, которые можно провести дома» |
Повышение уровня компетентности в области ФЭМП у старших дошкольников, посредством игры, занимательного материала. Привлечение родителей к взаимодействию по развитию интереса к математике у дошкольников. |
Январь |
Размещение информации на сайте организации |
Обеспечение доступности информации по оказанию дополнительных образовательных услуг на сайте учреждения. |
Февраль |
Выставка творческих работ «Веселые формы» (искусство оригами) |
Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада. |
Март |
Папка-передвижка «Как развивать познавательную деятельность ребенка» |
Получение информации по развитию познавательной деятельности дошкольника. |
Апрель |
Экскурсия в музей старины и быта. |
Расширение знаний родителей о формах работы по ознакомлению дошкольников с предметным окружением. Привлечение родителей к совместной деятельности, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада. |
Май |
Фотовыставка «Юные исследователи» |
Информирование родителей о работе кружка «Всезнайка», подведение итогов. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Оформление развивающей предметно — пространственной среды
Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают оптимальные условия для полноценного речевого развития детей.
Учебно-методическое сопровождение:
- дидактические игры;
- настольные игры;
- дидактический занимательный материал;
- предметные картинки,
- математический набор;
- счетные палочки.
Рабочее пространство:
- уголок творчества;
- уголок экспериментирования;
- уголок книги;
-центр конструирования.
2. Режим реализации программы
Общее количество организованной образовательной деятельности (занятий) в год |
Количество организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю |
Длительность организованной образовательной деятельности (занятия) |
Форма организации образовательного процесса |
36 |
1 |
20 минут |
групповая |
3. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,1996
Бабушкина. Т.М. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
Необыкновенная история обыкновенных вещей./Авт. Рубрик Е.А. Неволина, Е.А. Шапурова.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996.-144с.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Сборник дидактических игра по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. Л.Ю. Павлова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Интернет ресурсы
http://nsportal.ru/detskiy-sad/
http://pochemu4ka.ru/
http://dohcolonoc.ru/
http://masterclassy.ru/
http://mirdoshkolnikov.ru/
http://doshvozrast.ucoz.ru/