Материал на проверке

ПРОГРАММА дополнительного образования "Заниматика"

0
0
Материал опубликован Сегодня в 14:23 в группе






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА




«ЗАНИМАТИКА»

(первые шаги в математику через логические блоки Дьенеша)







Возраст обучающихся – 3-7__ лет

Срок реализации программы – 9 месяцев

Количество часов – _36_ часов

Количество обучающихся

в группе – мин._5_макс._8_чел.











Автор – Окшина Светлана Михайловна,

Педагог дополнительного образования







МОСКВА

2024 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка программы

- Направленность программы……………………………………………...…....3

- Новизна и отличительные особенности…………………………..……,….....3

- Актуальность…………………………………………………………..…..........3

- Педагогическая целесообразность……………………………………........….4

- Цель программы………………………………………………………………...4

- Задачи программы………………………………………………………..…......4

- Возраст обучающихся……………………………………………………..…....4

- Сроки реализации дополнительной образовательной программы……..…....4

2. Формы занятий……………………….……………………………….....…....4

3. Режим занятий……………………………………………………………........5

4.Ожидаемые результаты и способы определения результативности….....5

5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся………………………………………7

6. Формы подведения итогов реализации программы………………….….8

7. Учебно-тематический план……………….………………………………....8

8. Содержание программы…………………….………………………………..9

9. Календарный учебный график (3-5 лет)…………………………………..10

9.1. Календарный учебный график(5-7 лет)……………………….….……..12

10. Методическое обеспечение………………………………….……………..14

11. Список литературы………………………………………………………...15

Приложение 1…………………………………………………………………...15
















Пояснительная записка

Исследования педагогов и психологов особенностей развития умственных способностей детей-дошкольников показывают, что дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но крайне слабы в осознании абстракций.

Логические блоки Дьенеша позволяют малышам познакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. И ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.

Главная идея этой программы – процесс обучения не должен быть скучным! Он может быть интересным и занимательным.


- Направленность программы – естественно-научная

- Новизна данной программы заключается в том, что обучение идет через логические блоки Дьенеша. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения и речи. В занимательной форме дети учатся классифицировать материал, сравнивать, обобщать, анализировать аналитическую информацию.

Отличительной особенностью данной программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию детей дошкольного возраста средствами занимательных заданий и игр математического содержания.

- Актуальность. Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. На решение всех этих образовательных задач и направлено использование логических блоков Дьенеша.

Эта методика еще раз доказывает, что математика может быть очень увлекательной и интересной, она помогает увлечь ребенка этой наукой! А также помогает подготовить детей к учебе в школе, повысить уровень интеллекта и раскрыть их творческий потенциал. Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.

- Педагогическая целесообразность

Данной тпрограммы заключается в использовании технологии, которая способствует развитию интеллекта, мыслительных операций и помогает подготовить детей к дальнейшему обучению в школе. Так как подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, которые дает педагог, родитель, но и умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям. Автор данной технологии Золтан Дьенеш – венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы.

- Цель программы – развитие логики и математических навыков у детей дошкольного возраста.

- Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить детей с формой, цветом, толщиной объектов, понятием величины;

- формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации);

- способствовать развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей;

Развивающие:

- развивать представления о множестве, операции над множеством, пространственные представления;

- развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

- развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности;

- Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы – 3-7 лет. Количество обучающихся от 5 до 8 человек (в каждой возрастной подгруппе)

- Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 1 год (9 месяцев) обучения. 1 год обучения содержит 36 часов для каждой возрастной группы.

Общая продолжительность обучения. Программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов.

2. Формы занятий (теоретические, игровые, практические формы занятий и т.п.) Форма организации занятия – групповая, формы проведения занятия – игровые упражнения, дидактические игры, практические, создание и решение проблемных ситуаций;

3. Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю для каждой возрастной группы по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 30 минут.

4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Предметные результаты

Обучающиеся будут иметь представления о таких свойствах предметов как: форма, цвет, величина, толщина; научатся классифицировать предметы по заданным признакам;

У обучающихся будут сформированы представления о математических понятиях таких, как: алгоритм, кодирование и декодирование информации;

Обучающиеся научатся конструировать по заданной схеме, давать характеристику геометрическим фигурам с помощью наглядных моделей;

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

умения преодолевать трудности, умения проявлять инициативу, настойчивость в достижении цели;

доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в парах, в команде;

Метапредметные результаты

У обучающихся сформированы действия:

понимать и принимать учебную задачу; самостоятельно находить решения;

применять полученную информацию при выполнении заданий;

моделирования и конструирования по заданной схеме;

Коммуникативные УУД

У обучающихся сформированы действия:

вступать в диалог, в коллективное обсуждение;

работать в группе;

обращаться за помощью к взрослому и сверстнику;

договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

высказывать и формулировать свою точку зрения;



Способы определения результативности

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

Педагогическое наблюдение

Педагогический анализ выполнения детьми диагностических заданий, игровых упражнений, решения задач поискового характера;

Мониторинг (дидактические игры, игровые упражнения и задания, оформление фотоотчетов) 


Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль


В начале учебного года

Определение уровня развития у детей математических умений

Игровые диагностические методики:

«Назови фигуру, которую покажу»; «Чудесный мешочек»; «Угадай, чего не стало»

Текущий контроль


В течение учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала.

Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств бучения.

Педагогическое наблюдение, игровые контрольные задания, практические задания.

Промежуточный или рубежный контроль


По окончании изучения темы или раздела. В конце полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Определение уровня сформированности умений детей расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям


Педагогическое наблюдение, контрольное занятие, игровые технологии, открытое занятие

В конце учебного года или курса обучения


В конце учебного года или курса обучения


Определение изменения уровня развития детей, их умственных способностей.

Определение результатов обучения.

Определение степени самостоятельности и успешности в процессе поиска решений поставленных задач


Педагогическое наблюдение, контрольное занятие,, итоговые тестовые игровые задания, ачет, открытое занятие, игра-испытание, переводные и итоговые задания.


Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся


Диагностичкская методика

Форма проведения

Показатели

Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования

Восприятие формы

Восприятие цвета

Восприятие величины

Индивидуальное обследование


Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур

Действие наглядного моделирования

Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)


Виды системы оценивания обучающихся: безоценочная





6. Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов: математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с блоками Дьенеша; открытое итоговое занятие для родителей;

коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Дидактическая игра


2

Цвет, форма, величина

8

2

6

Игра, игровые упражнения, игры с использованием интерактивного пола


3

Начальная геометрия

8

2

6

Решение проблемных ситуаций


4

Моделирование

10

2

8

Практическая самостоятельная деятельность


5

Конструирование

7

1

6

Игра, конструирование с использованием разного вида конструктора, игры с использованием интерактивного пола;

6

Итоговое занятие

2

-

2

Игра, игровые упражнения


7

Итого

36

7,5

28,5





8. Содержание программы (содержание учебно-тематического плана)

Тема

Теория

Практика

Вводное занятие

знакомство с блоками, основными характеристиками: цвет ( красный, синий, желтый), форма (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), величина, толщина

Беседа, упражнение «Угадай, чего не стало», дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цвет, форма, величина

Классификация по одному признаку с последующим усложнением, классификация по двум и трем признакам.

Дидактические игры «Какой это цвет?», «Какой это формы?», «Что нам привез Мишутка?». Игры на внимание «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару», игры с интерактивным полом – «На что похоже», «Прятки», «Фокусники»;

Начальная геометрия

Знакомство с карточками-символами и схемами, знакомство с символами отрицания, развиваем умения кодировать и декодировать информацию. Знакомимся с понятием пересекающихся множеств.

инсценировка сказок про геометрические фигуры, решение проблемных ситуаций.дидактические игры «Клад», «Магазин», «Веселый паровозик», «Угостим Мишку печеньем». Игра с двумя (а затем с тремя) обручами.

Моделирование

составление дорожек и цепочек в соответствии со схемой, знакомство с таблицами

Дидактические игры и упражнения «Продолжи дорожку», «Цепочка», «Мы строители», «Расселяем жильцов в домики»

Конструирование

Собираем дорожку (мостик) по заданным условиям, учимся анализировать и понимать графическую схему.

Дидактические игры «Построим домик», «Садовники», «Бусы для мамы», «Мы – конструкторы», «Хоровод».

Итоговое занятие

-

Дидактические игры и упражнения по пройденному курсу, по выбору детей, решение проблемных ситуаций, решение задач с использованием методов ТРИЗ, задания на интерактивной доске или игры с использованием интерактивного пола «Magium»



9.Календарный учебный график (3-5 лет)


п/п

Месяц

Число

Время

проведе- ния занятия

Форма занятия

Коли- чество часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма контро- ля

1.

9


16.00-16.40

Беседа, дид. игра



1

Вводное

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

2.

9


16.00-16.40

Игровое упражнение

1

Какой цвет?

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

3.

9


16.00-16.40

Игровое упражнение

1

Цвет.Классификация по одному признаку

Группа ДО

Педагогический анализ

4.

10


16.00-16.40

Дидактическое упражнение

2

Цепочка

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

5.

10


16.00-16.40

Дидактическое упражнение

2

Построй цепочку

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

6.

11


16.00-16.40

Решение проблемной ситуации

2

Что нам привез Мишутка?

Группа ДО

Педагогический анализ



7.

11


16.00-16.40

Дидактические упражнения

2

Что изменилось? Чего не стало?

Группа ДО

Дидактическое упражнение

8.

12


16.00-16.40

Дидактическая игра

1

Найди пару

Группа ДО

Дидактическая игра

9.

12


16.00-16.40

Решение проблемной ситуации

2

Цвет,форма.Классификация по двум признакам

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

10.

12


16.00-16.40

Решение проблемной ситуации, практическая деятельность, дидактические игры

1

Открытое занятие для родителей (совместная деятельность взрослых и детей)

Группа ДО

Игровые методики

11.

01


16.00-16.40

Дидактическая игра

1

Чудесный мешочек

Группа ДО

Игровые методики

12.

01


16.00-16.40

Игровое упражнение

2

Продолжи дорожку

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

13.

02


16.00-16.40

Игровое упражнение

2

Что лишнее?

Группа ДО

Игровое упражнение

14.

02


16.00-16.40

Игровые упражнения

2

Какого размера фигуры?

Группа ДО

Игровые методики

15.

03


16.00-16.40

Решение проблемной ситуации

1

Угости матрешек печеньем

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

16.

03


16.00-16.40

Дидактическая игра, игровое упражнение

1

Какого цвета и формы?

Группа ДО

Игровые методики

17.

03


16.00-16.40

Игровое упражнение

2

Продолжи цепочку

Группа ДО

Игровые методики

18.

04


16.00-16.40

Решение проблемной ситуации

2

Посади цветы на клумбы

Группа ДО

Педагогический анализ

19.

04


16.00-16.40

Дидактическая игра

2

Магазин

Группа ДО

Игровые методики

20

05


16.00-16.40

Игровое упражнение

2

Цвет, форма и величина. Классификация по трем признакам


Группа ДО

Игровые методики

21.

05


16.00-16.40

Игровое упражнение

2

Продолжи ряд

Группа ДО

Игровые методики

22.

06


16.00-16.40

Дидактическя игра, игровые упражнения

1

Чудесный мешочек.

Работа в альбомах

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

23.

06


16.00-16.40

Решение проблемной ситуации, практическая деятельность, дидактические игры

1

Открытое занятие для родителей (совместная деятельность взрослых и детей)

Группа ДО

Игровые диагностические методики









9.1. Календарный учебный график (5-7 лет)


п/п

Месяц

Число

Время

проведе- ния занятия

Форма занятия

Коли- чество часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма контро- ля

1.

09


17.00 – 17.40

Беседа, дид. игра



1

Вводное. . Давайте познакомимся

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

2.

09


17.00 – 17.40

Игровое упражнение

1

Дружат – не дружат!

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

3.

10


17.00 – 17.40

Игровое упражнение

2

Найди свой домик

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

4.

10


17.00 – 17.40

Решение проблемной ситуации

2

Собери бусы для куклы. Знакомство со знаково – символическим обозначением свойств

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

5.

11


17.00 – 17.40

Дидактические упражнения

2

Два обруча

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

6.

11


17.00 – 17.40

Дидактическая игра

1

Хоровод.

Классификация по двум признакам

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

7

11


17.00 – 17.40

Решение проблемной ситуации

1

Отрицание цвета. Знакомство с символикой отрицания.

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

8

12


17.00 – 17.40

Решение проблемной ситуации

1

Отрицание формы. Знакомство с символикой отрицания.

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

9

12


17.00 – 17.40

Решение проблемной ситуации

1

Отрицание размера и толщины. Знакомство с символикой отрицания.

Группа ДО

Игровые упражнения

10

12


17.00 – 17.40

Игровое упражнение, решение проблемной ситуации

1

Загадки без слов

Группа ДО

Игровые упражнения

11

12


17.00 – 17.40

Дидактическая игра

1

Открытый урок с участием родителей

Группа ДО

Игровые упражнения, проблемные ситуации

12

01


17.00 – 17.40

Дидактическая игра

1

Найди клад

Группа ДО

Игровые упражнения

14

01


17.00 – 17.40

Игровое упражнение

2

Цветок. (классификация по трем признакам)

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

15

02


17.00 – 17.40

Дидактическая игра

1

Угадай-ка

Группа ДО

Использование карточек-символов

16

02


17.00 – 17.40

Решение проблемной ситуации

2

Засели домики

Группа ДО

Педагогический анализ

17

02


17.00 – 17.40

Дидактическая игра

1

Где спрятался мышонок?

Группа ДО

Игровое упражнение

18

03


17.00 – 17.40

Игровое упражнение

1

Найди пару (работа в парах)

Группа ДО

Взаимоконтроль

19

03


17.00 – 17.40

Дидактическая игра

1

Дорожки

Группа ДО

Игровое задание

20

03


17.00 – 17.40

Игровое упражнение

2

Два обруча

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

21

04


17.00 – 17.40

Игровое упражнение

2

Какую фигуру я загадал?

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

22

04


17.00 – 17.40

Решение проблемных ситуаций

2

Помоги фигурам выбраться из леса

Группа ДО

Проблемная ситуация

23

05


17.00 – 17.40

Игровое упражнение

2

Построим дома

Группа ДО

Игровое упражнение

24

05


17.00 – 17.40

Игровое упражнение

2

Что изменилось?

Группа ДО

Педагогическое наблюдение

25

06


17.00 – 17.40

Решение проблемной ситуации

2

Рассели жильцов

Группа ДО

Игровое задание

26

06


17.00 – 17.40

Решение проблемных ситуаций, дидактические игры

1

Открытый урок с участием родителей

Группа ДО

Решение проблемных ситуаций


10. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, столы и стулья для студентов, магнитная доска, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога)

Логические блоки Дьенеша

Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:


Серия альбомов «Для самых маленьких» (2-3 года)

Альбом «Лепим нелепицы» с 4-х лет

Альбом Блоки «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.

Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет,

Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)

https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839/


11. Список литературы

М.Фидлер. Математика уже в детском саду. М., «Просвещение», 1981;

Е.А.Носова., Р.Л.Непомнящая. «Логика и математика для дошкольников» методическое издание (Библиотека программы «Детство») «Санкт-Петербург». Акцидент» 2009;

Н.Захарова. «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет. ФГОС» Издательство: Детство-Пресс, 2019;

Н.Захарова. «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет. ФГОС» Издательство: Детство-Пресс, 2019;

З.А.Михайлова, Е.Д.Носова, А.А.Столяр, и др., «Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста» издательство «Детство-Пресс», Санкт-Петербург.

Б.Б.Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» комплект игр с блоками Дьенеша




t1736509083aa.jpgt1736509083ab.jpg






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.