ПРОГРАММА дополнительного образования "Заниматика"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ЗАНИМАТИКА»
(первые шаги в математику через логические блоки Дьенеша)
Возраст обучающихся – 3-7__ лет
Срок реализации программы – 9 месяцев
Количество часов – _36_ часов
Количество обучающихся
в группе – мин._5_макс._8_чел.
Автор – Окшина Светлана Михайловна,
Педагог дополнительного образования
МОСКВА
2024 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка программы
- Направленность программы……………………………………………...…....3
- Новизна и отличительные особенности…………………………..……,….....3
- Актуальность…………………………………………………………..…..........3
- Педагогическая целесообразность……………………………………........….4
- Цель программы………………………………………………………………...4
- Задачи программы………………………………………………………..…......4
- Возраст обучающихся……………………………………………………..…....4
- Сроки реализации дополнительной образовательной программы……..…....4
2. Формы занятий……………………….……………………………….....…....4
3. Режим занятий……………………………………………………………........5
4.Ожидаемые результаты и способы определения результативности….....5
5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся………………………………………7
6. Формы подведения итогов реализации программы………………….….8
7. Учебно-тематический план……………….………………………………....8
8. Содержание программы…………………….………………………………..9
9. Календарный учебный график (3-5 лет)…………………………………..10
9.1. Календарный учебный график(5-7 лет)……………………….….……..12
10. Методическое обеспечение………………………………….……………..14
11. Список литературы………………………………………………………...15
Приложение 1…………………………………………………………………...15
Пояснительная записка
Исследования педагогов и психологов особенностей развития умственных способностей детей-дошкольников показывают, что дети неплохо справляются с освоением чисел и простой арифметикой, но крайне слабы в осознании абстракций.
Логические блоки Дьенеша позволяют малышам познакомиться со сложными абстрактными категориями в доступной визуальной форме. Такой подход является важной составляющей подготовки к дальнейшему обучению ребенка в школе. И ко всему прочему приносит ребятам массу удовольствия в процессе освоения логики.
Главная идея этой программы – процесс обучения не должен быть скучным! Он может быть интересным и занимательным.
- Направленность программы – естественно-научная
- Новизна данной программы заключается в том, что обучение идет через логические блоки Дьенеша. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения и речи. В занимательной форме дети учатся классифицировать материал, сравнивать, обобщать, анализировать аналитическую информацию.
Отличительной особенностью данной программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию детей дошкольного возраста средствами занимательных заданий и игр математического содержания.
- Актуальность. Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. На решение всех этих образовательных задач и направлено использование логических блоков Дьенеша.
Эта методика еще раз доказывает, что математика может быть очень увлекательной и интересной, она помогает увлечь ребенка этой наукой! А также помогает подготовить детей к учебе в школе, повысить уровень интеллекта и раскрыть их творческий потенциал. Игровые элементы Дьенеша – это благодатная почва для взращивания математического и пространственного мышления у ребенка.
- Педагогическая целесообразность
Данной тпрограммы заключается в использовании технологии, которая способствует развитию интеллекта, мыслительных операций и помогает подготовить детей к дальнейшему обучению в школе. Так как подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, которые дает педагог, родитель, но и умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям. Автор данной технологии Золтан Дьенеш – венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы.
- Цель программы – развитие логики и математических навыков у детей дошкольного возраста.
- Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей с формой, цветом, толщиной объектов, понятием величины;
- формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации);
- способствовать развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей;
Развивающие:
- развивать представления о множестве, операции над множеством, пространственные представления;
- развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
- развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности;
- Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы – 3-7 лет. Количество обучающихся от 5 до 8 человек (в каждой возрастной подгруппе)
- Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год (9 месяцев) обучения. 1 год обучения содержит 36 часов для каждой возрастной группы.
Общая продолжительность обучения. Программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов.
2. Формы занятий (теоретические, игровые, практические формы занятий и т.п.) Форма организации занятия – групповая, формы проведения занятия – игровые упражнения, дидактические игры, практические, создание и решение проблемных ситуаций;
3. Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю для каждой возрастной группы по 1 академическому часу. Продолжительность занятия – 30 минут.
4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Предметные результаты
Обучающиеся будут иметь представления о таких свойствах предметов как: форма, цвет, величина, толщина; научатся классифицировать предметы по заданным признакам;
У обучающихся будут сформированы представления о математических понятиях таких, как: алгоритм, кодирование и декодирование информации;
Обучающиеся научатся конструировать по заданной схеме, давать характеристику геометрическим фигурам с помощью наглядных моделей;
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
умения преодолевать трудности, умения проявлять инициативу, настойчивость в достижении цели;
доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в парах, в команде;
Метапредметные результаты
У обучающихся сформированы действия:
понимать и принимать учебную задачу; самостоятельно находить решения;
применять полученную информацию при выполнении заданий;
моделирования и конструирования по заданной схеме;
Коммуникативные УУД
У обучающихся сформированы действия:
вступать в диалог, в коллективное обсуждение;
работать в группе;
обращаться за помощью к взрослому и сверстнику;
договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
высказывать и формулировать свою точку зрения;
Способы определения результативности
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
Педагогическое наблюдение
Педагогический анализ выполнения детьми диагностических заданий, игровых упражнений, решения задач поискового характера;
Мониторинг (дидактические игры, игровые упражнения и задания, оформление фотоотчетов)
Виды контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития у детей математических умений | Игровые диагностические методики: «Назови фигуру, которую покажу»; «Чудесный мешочек»; «Угадай, чего не стало» |
Текущий контроль | ||
В течение учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств бучения. | Педагогическое наблюдение, игровые контрольные задания, практические задания. |
Промежуточный или рубежный контроль | ||
По окончании изучения темы или раздела. В конце полугодия. | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Определение уровня сформированности умений детей расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям | Педагогическое наблюдение, контрольное занятие, игровые технологии, открытое занятие |
В конце учебного года или курса обучения | ||
В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их умственных способностей. Определение результатов обучения. Определение степени самостоятельности и успешности в процессе поиска решений поставленных задач | Педагогическое наблюдение, контрольное занятие,, итоговые тестовые игровые задания, ачет, открытое занятие, игра-испытание, переводные и итоговые задания. |
Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся
Диагностичкская методика | Форма проведения | Показатели |
Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования | ||
Восприятие формы Восприятие цвета Восприятие величины | Индивидуальное обследование | Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур |
Действие наглядного моделирования | Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Виды системы оценивания обучающихся: безоценочная
6. Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов: математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с блоками Дьенеша; открытое итоговое занятие для родителей;
коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Дидактическая игра |
2 | Цвет, форма, величина | 8 | 2 | 6 | Игра, игровые упражнения, игры с использованием интерактивного пола |
3 | Начальная геометрия | 8 | 2 | 6 | Решение проблемных ситуаций |
4 | Моделирование | 10 | 2 | 8 | Практическая самостоятельная деятельность |
5 | Конструирование | 7 | 1 | 6 | Игра, конструирование с использованием разного вида конструктора, игры с использованием интерактивного пола; |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Игра, игровые упражнения |
7 | Итого | 36 | 7,5 | 28,5 | |
8. Содержание программы (содержание учебно-тематического плана)
Тема | Теория | Практика |
Вводное занятие | знакомство с блоками, основными характеристиками: цвет ( красный, синий, желтый), форма (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), величина, толщина | Беседа, упражнение «Угадай, чего не стало», дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
Цвет, форма, величина | Классификация по одному признаку с последующим усложнением, классификация по двум и трем признакам. | Дидактические игры «Какой это цвет?», «Какой это формы?», «Что нам привез Мишутка?». Игры на внимание «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару», игры с интерактивным полом – «На что похоже», «Прятки», «Фокусники»; |
Начальная геометрия | Знакомство с карточками-символами и схемами, знакомство с символами отрицания, развиваем умения кодировать и декодировать информацию. Знакомимся с понятием пересекающихся множеств. | инсценировка сказок про геометрические фигуры, решение проблемных ситуаций.дидактические игры «Клад», «Магазин», «Веселый паровозик», «Угостим Мишку печеньем». Игра с двумя (а затем с тремя) обручами. |
Моделирование | составление дорожек и цепочек в соответствии со схемой, знакомство с таблицами | Дидактические игры и упражнения «Продолжи дорожку», «Цепочка», «Мы строители», «Расселяем жильцов в домики» |
Конструирование | Собираем дорожку (мостик) по заданным условиям, учимся анализировать и понимать графическую схему. | Дидактические игры «Построим домик», «Садовники», «Бусы для мамы», «Мы – конструкторы», «Хоровод». |
Итоговое занятие | - | Дидактические игры и упражнения по пройденному курсу, по выбору детей, решение проблемных ситуаций, решение задач с использованием методов ТРИЗ, задания на интерактивной доске или игры с использованием интерактивного пола «Magium» |
9.Календарный учебный график (3-5 лет)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе- ния занятия | Форма занятия | Коли- чество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контро- ля |
1. | 9 | | 16.00-16.40 | Беседа, дид. игра | 1 | Вводное | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
2. | 9 | | 16.00-16.40 | Игровое упражнение | 1 | Какой цвет? | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
3. | 9 | | 16.00-16.40 | Игровое упражнение | 1 | Цвет.Классификация по одному признаку | Группа ДО | Педагогический анализ |
4. | 10 | | 16.00-16.40 | Дидактическое упражнение | 2 | Цепочка | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
5. | 10 | | 16.00-16.40 | Дидактическое упражнение | 2 | Построй цепочку | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
6. | 11 | | 16.00-16.40 | Решение проблемной ситуации | 2 | Что нам привез Мишутка? | Группа ДО | Педагогический анализ |
7. | 11 | | 16.00-16.40 | Дидактические упражнения | 2 | Что изменилось? Чего не стало? | Группа ДО | Дидактическое упражнение |
8. | 12 | | 16.00-16.40 | Дидактическая игра | 1 | Найди пару | Группа ДО | Дидактическая игра |
9. | 12 | | 16.00-16.40 | Решение проблемной ситуации | 2 | Цвет,форма.Классификация по двум признакам | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
10. | 12 | | 16.00-16.40 | Решение проблемной ситуации, практическая деятельность, дидактические игры | 1 | Открытое занятие для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) | Группа ДО | Игровые методики |
11. | 01 | | 16.00-16.40 | Дидактическая игра | 1 | Чудесный мешочек | Группа ДО | Игровые методики |
12. | 01 | | 16.00-16.40 | Игровое упражнение | 2 | Продолжи дорожку | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
13. | 02 | | 16.00-16.40 | Игровое упражнение | 2 | Что лишнее? | Группа ДО | Игровое упражнение |
14. | 02 | | 16.00-16.40 | Игровые упражнения | 2 | Какого размера фигуры? | Группа ДО | Игровые методики |
15. | 03 | | 16.00-16.40 | Решение проблемной ситуации | 1 | Угости матрешек печеньем | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
16. | 03 | | 16.00-16.40 | Дидактическая игра, игровое упражнение | 1 | Какого цвета и формы? | Группа ДО | Игровые методики |
17. | 03 | | 16.00-16.40 | Игровое упражнение | 2 | Продолжи цепочку | Группа ДО | Игровые методики |
18. | 04 | | 16.00-16.40 | Решение проблемной ситуации | 2 | Посади цветы на клумбы | Группа ДО | Педагогический анализ |
19. | 04 | | 16.00-16.40 | Дидактическая игра | 2 | Магазин | Группа ДО | Игровые методики |
20 | 05 | | 16.00-16.40 | Игровое упражнение | 2 | Цвет, форма и величина. Классификация по трем признакам | Группа ДО | Игровые методики |
21. | 05 | | 16.00-16.40 | Игровое упражнение | 2 | Продолжи ряд | Группа ДО | Игровые методики |
22. | 06 | | 16.00-16.40 | Дидактическя игра, игровые упражнения | 1 | Чудесный мешочек. Работа в альбомах | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
23. | 06 | | 16.00-16.40 | Решение проблемной ситуации, практическая деятельность, дидактические игры | 1 | Открытое занятие для родителей (совместная деятельность взрослых и детей) | Группа ДО | Игровые диагностические методики |
9.1. Календарный учебный график (5-7 лет)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе- ния занятия | Форма занятия | Коли- чество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контро- ля |
1. | 09 | | 17.00 – 17.40 | Беседа, дид. игра | 1 | Вводное. . Давайте познакомимся | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
2. | 09 | | 17.00 – 17.40 | Игровое упражнение | 1 | Дружат – не дружат! | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
3. | 10 | | 17.00 – 17.40 | Игровое упражнение | 2 | Найди свой домик | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
4. | 10 | | 17.00 – 17.40 | Решение проблемной ситуации | 2 | Собери бусы для куклы. Знакомство со знаково – символическим обозначением свойств | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
5. | 11 | | 17.00 – 17.40 | Дидактические упражнения | 2 | Два обруча | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
6. | 11 | | 17.00 – 17.40 | Дидактическая игра | 1 | Хоровод. Классификация по двум признакам | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
7 | 11 | | 17.00 – 17.40 | Решение проблемной ситуации | 1 | Отрицание цвета. Знакомство с символикой отрицания. | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
8 | 12 | | 17.00 – 17.40 | Решение проблемной ситуации | 1 | Отрицание формы. Знакомство с символикой отрицания. | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
9 | 12 | | 17.00 – 17.40 | Решение проблемной ситуации | 1 | Отрицание размера и толщины. Знакомство с символикой отрицания. | Группа ДО | Игровые упражнения |
10 | 12 | | 17.00 – 17.40 | Игровое упражнение, решение проблемной ситуации | 1 | Загадки без слов | Группа ДО | Игровые упражнения |
11 | 12 | | 17.00 – 17.40 | Дидактическая игра | 1 | Открытый урок с участием родителей | Группа ДО | Игровые упражнения, проблемные ситуации |
12 | 01 | | 17.00 – 17.40 | Дидактическая игра | 1 | Найди клад | Группа ДО | Игровые упражнения |
14 | 01 | | 17.00 – 17.40 | Игровое упражнение | 2 | Цветок. (классификация по трем признакам) | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
15 | 02 | | 17.00 – 17.40 | Дидактическая игра | 1 | Угадай-ка | Группа ДО | Использование карточек-символов |
16 | 02 | | 17.00 – 17.40 | Решение проблемной ситуации | 2 | Засели домики | Группа ДО | Педагогический анализ |
17 | 02 | | 17.00 – 17.40 | Дидактическая игра | 1 | Где спрятался мышонок? | Группа ДО | Игровое упражнение |
18 | 03 | | 17.00 – 17.40 | Игровое упражнение | 1 | Найди пару (работа в парах) | Группа ДО | Взаимоконтроль |
19 | 03 | | 17.00 – 17.40 | Дидактическая игра | 1 | Дорожки | Группа ДО | Игровое задание |
20 | 03 | | 17.00 – 17.40 | Игровое упражнение | 2 | Два обруча | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
21 | 04 | | 17.00 – 17.40 | Игровое упражнение | 2 | Какую фигуру я загадал? | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
22 | 04 | | 17.00 – 17.40 | Решение проблемных ситуаций | 2 | Помоги фигурам выбраться из леса | Группа ДО | Проблемная ситуация |
23 | 05 | | 17.00 – 17.40 | Игровое упражнение | 2 | Построим дома | Группа ДО | Игровое упражнение |
24 | 05 | | 17.00 – 17.40 | Игровое упражнение | 2 | Что изменилось? | Группа ДО | Педагогическое наблюдение |
25 | 06 | | 17.00 – 17.40 | Решение проблемной ситуации | 2 | Рассели жильцов | Группа ДО | Игровое задание |
26 | 06 | | 17.00 – 17.40 | Решение проблемных ситуаций, дидактические игры | 1 | Открытый урок с участием родителей | Группа ДО | Решение проблемных ситуаций |
10. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, столы и стулья для студентов, магнитная доска, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога)
Логические блоки Дьенеша
Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
Серия альбомов «Для самых маленьких» (2-3 года)
Альбом «Лепим нелепицы» с 4-х лет
Альбом Блоки «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет,
Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)
https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839/
11. Список литературы
М.Фидлер. Математика уже в детском саду. М., «Просвещение», 1981;
Е.А.Носова., Р.Л.Непомнящая. «Логика и математика для дошкольников» методическое издание (Библиотека программы «Детство») «Санкт-Петербург». Акцидент» 2009;
Н.Захарова. «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет. ФГОС» Издательство: Детство-Пресс, 2019;
Н.Захарова. «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет. ФГОС» Издательство: Детство-Пресс, 2019;
З.А.Михайлова, Е.Д.Носова, А.А.Столяр, и др., «Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста» издательство «Детство-Пресс», Санкт-Петербург.
Б.Б.Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» комплект игр с блоками Дьенеша