Программа дополнительного образования «Защита информации»
Департамент образования администрации г. Томска Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи г.Томска | ||
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» ________ 20____г. Протокол № __________ | Утверждаю: Директор МАОУ ДО ДТДИМ _________________Гришаева Т.А. «___» ________________ 2019 г. | |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Защита информации» Возраст обучающихся: 6-9 класс Срок реализации: 1 семестр | ||
| Автор-составитель: Безрук Анна Викторовна, педагог дополнительного образования | |
г. Томск, 2019. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – «Защита информации»
Направленность программы – техническая
Возраст обучающихся – 6-9 класс
Срок обучения – 1 семестр
Форма обучения – очная, применением дистанционных образовательных технологий
По степени авторства – Использованы материалы сертификационных курсов по защите информации
Организационная модель – комплексная
Нормативная база
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность проблемы обеспечения безопасности информации.
Проблемы защиты информации от постороннего доступа и нежелательного воздействия на нее возникло с той поры, когда человеку по каким-либо причинам не хотелось делиться ею ни с кем или не с каждым человеком.
Ценной становится та информация, обладание которой позволит ее существующему и потенциальному владельцам получить какой-либо выигрыш.
С переходом на использование технических средств связи, информация подвергается воздействию случайных процессов (неисправностям и сбоям оборудования, ошибкам операторов и т.д.), которые могут привести к ее разрушению, изменению на ложную, а также создать предпосылки к доступу к ней посторонних лиц. С появлением сложных автоматизированных систем управления, связанных с автоматизированным вводом, хранением, обработкой и выводом информации, проблемы ее защиты приобретают еще большее значение.
Этому способствует:
Увеличение объемов информации, накапливаемой, хранимой и обрабатываемой с помощью ЭВМ и других средств вычислительной техники.
Сосредоточение в единых базах данных информации различного назначения и принадлежности.
Расширение круга пользователей, имеющих доступ к ресурсам вычислительной системы, и находящимся в ней массивам данных.
Усложнение режима функционирования технических средств, вычислительной системы (широкое внедрение многопрограммного режима разделения времени и реального времени).
Автоматизация межмашинного обмена информацией, в т.ч. и на больших расстояниях.
Увеличение количества технических средств и связей в автоматизированных системах управления (АСУ) и обработки данных.
Появление ПЭВМ, расширяющих возможности не только пользователя, но и нарушителя.
Индустрия переработки информации достигла глобального уровня.
Появление электронных денег. Создало предпосылки для хищения крупных сумм.
Появилось удивительное порождение научно-технических работников. Хакеры - прекрасные знатоки информационной техники. Кракеры. Фракеры - приверженцы электронного журнала Phrack.
В последнее время широкое распространение получило новое компьютерное преступление - создание компьютерных вирусов.
Образовательная программа технической направленности, ориентированная на развитие творческого и креативного мышления, способного принимать решения связанные с безопасностью и защитой данных. Способность решать проблемы, связанные с защитой информации.
Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно и на практике развивать исследовательские, прикладные способности обучающихся в области защиты информации.
Формы и режим обучения
Основная методическая установка — деятельностный характер обучения, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты своей деятельности.
Программа реализуется в очном и дистанционном формате, обучение подразумевает использование такого режима, при котором обучающиеся осваивают курс дистанционно на онлайн ресурсах.
Рекомендуемый режим занятий — 2 часа в неделю.
Основная форма занятий — чередование деятельности обучающегося: работа над проектами, практические занятия с использованием дополнительных материалов, онлайн порталах.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся в возрасте 6-9 класс).
Для качественного обучения необходимо, чтобы обучающиеся обладали
элементарными навыками работы с файлами в операционной системе, навыками работы в Интернете. Также необходимы готовность к индивидуальному обучению, умение учиться независимо от других, планировать и организовывать свою деятельность.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 семестр.
Общее количество учебных часов в год — 26 часов
1.2. Цель и задачи программы
Основной целью программы является формирование и раскрытие творческой индивидуальности обучающихся через расширение опыта творческой активности в разных сферах жизнедеятельности.
Следствием достижения этой цели видится адаптация обучающихся к изменяющимся условиям техническим новинкам программному обеспечению
Задачи программы
Обучающие:
усовершенствовать навыки владения техникой и технологиями и программными средствами, позволяющими осуществлять защиту данных.
Развивающие:
включить обучающихся в разнообразные виды деятельности;
создать условия для формирования осознанного интереса к данному направлению деятельности;
создать условия для повышения активности обучающихся в познавательной и исследовательской деятельности.
Воспитательные:
развить инициативность и самостоятельность.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Тема 1. Актуальность проблемы обеспечения безопасности информации Введение. Угрозы информационной безопасности: классификация, источники возникновения и пути реализации. Определение требований к уровню обеспечения информационной безопасности Видео лекция Компании, которые следят за нами | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Виды мер обеспечения информационной безопасности Виды мер обеспечения информационной безопасности: законодательные, морально-этические, организационные, технические, программно-математические. Специфические приемы управления техническими средствами. Методы защиты от копирования. Не копируемые метки. Видео лекция Цифровая эпидемия. Кибербезопасность | Основной элементhttps://www.youtube.com/watch?v=yR8nEvzcPxc Защита информации от копирования: Создание защищенных документов и архивов | 4 | 2 | 2 |
Тема 3. Биометрия на защите персональных данных Видео лекция О блокчейне и биометрииhttps://www.youtube.com/watch?time_continue=140&v=jqym2KUri5o Видео лекция Как и на кого работает биометрия https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=ktZamo4iS_M | 1 | 1 | 0 |
Тема 4 Безопасность в интернете (яндекс академия) Защита от вредоносных программ Безопасный аккаунт Безопасные онлайн платежи https://stepik.org/course/191/promo#toc Получение сертификата | 4 | 2 | 2 |
Тема 5. Антивирусные программы Рейтинг антивирусов на 2019 год. | 1 | 1 | 0 |
Тема 6. Работа с ресурсом Нод 32 для пользователей Изучение материалов получение сертификатов | 2 | 1 | 1 |
Тема 7. Работа с ресурсом Доктор веб для пользователей Изучение материалов получение сертификатов | 4 | 2 | 2 |
Тема 8. Работа с браузерами Настройка браузера. Антивирусная защита | 2 | 1 | 1 |
Тема 9.Работа с файлообменниками Файлообменник. | 2 | 1 | 1 |
Тема 10 Антивирусные сканеры Проверок флешек на вирусы | 2 | 1 | 1 |
Защита портфолио и работ | 2 | | |
всего | 26 | 13 | 0 |
Тема 1. Актуальность проблемы обеспечения безопасности информации
Содержание темы
Введение. Угрозы информационной безопасности: классификация, источники возникновения и пути реализации. Определение требований к уровню обеспечения информационной безопасности
Видео лекция Компании, которые следят за намиhttps://www.youtube.com/watch?v=WW1SFdivho8
Тема 2. Виды мер обеспечения информационной безопасности
Содержание темы
Виды мер обеспечения информационной безопасности: законодательные, морально-этические, организационные, технические, программно-математические.
Специфические приемы управления техническими средствами. Методы защиты от копирования. Не копируемые метки.
Видео лекция Цифровая эпидемия. Кибербезопасность | Основной элементhttps://www.youtube.com/watch?v=yR8nEvzcPxc
Защита информации от копирования: Создание защищенных документов и архивов
Тема 3. Биометрия на защите персональных данных
Содержание темы
Видео лекция О блокчейне и биометрииhttps://www.youtube.com/watch?time_continue=140&v=jqym2KUri5o
Видео лекция Как и на кого работает биометрия
https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=ktZamo4iS_M
Тема 4. Безопасность в интернете (яндекс академия)
Содержание темы
1. Что такое вредоносная программа
Типы вредоносных программ. Как защитить свой компьютер. Безопасный браузер. Правила безопасного поведения
2. Безопасный аккаунт
Что такое аккаунт. Как взламывают аккаунты. Как защитить аккаунт.Что делать, если вас взломали
3. Безопасные онлайн платежи
Вступительное видео. Выманивание смс. Выманивание денег
«Официальные» письма. Спам с выгодными предложениями. Поддельные магазины
Выманивание телефонного номера. Работа, которой нет. Обман под видом благотворительности. Что нужно знать о банковской карте. Безопасные покупки с онлайн-кошельком. Если со счётом проблемы
https://stepik.org/course/191/promo#toc
Получение сертификата
Тема 5. Антивирусные программы
Рейтинг антивирусов на 2019 год.
Тема 6. Работа с ресурсом Нод 32 для пользователей
Изучение материалов получение сертификатов
https://academy.esetnod32.ru/home/
Тема 7. Работа с ресурсом Доктор веб для пользователей
Изучение материалов получение сертификатов
Тема 8. Работа с браузерами
Настройка браузера. Антивирусная защита
Тема 9.Работа с файлообменниками
Файлообменник.
Тема 10 Антивирусные сканеры
Проверок флешек на вирусы
Защита портфолио и работ
1.4. Планируемые результаты
Умения:
применять организационные, технические и программные средства защиты информации
Знания:
источников возникновения информационных угроз
моделей и принципов защиты информации от несанкционированного доступа
методов антивирусной защиты информации
состава и методов организационно-правовой защиты информации
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Учебный период | Количество учебных недель | Дата начала учебного периода | | |
| | |||
1 полугодие | 13 недель | Дата открыта | | |
2.2. Условия реализации программы
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для занятий должен быть оснащён компьютерами с выходом в Интернет, интерактивной доской или проектором.
Для выполнения некоторых заданий могут потребоваться флеш носители.
Ссылки на необходимое программное обеспечение и материалы, необходимые на занятиях, размещены в навигаторах и онлайн-курсах.
Список другого оборудования, необходимого для проведения занятий, прописывается непосредственно в навигаторе проведения занятий по соответствующей теме.
Учебно-методическое обеспечение
Комплект дидактических материалов для организации занятий по курсу
Находиться на следующих порталах
https://stepik.org/course/191/promo#toc
https://academy.esetnod32.ru/home/
2.3. Формы аттестации
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Текущий контроль: Экспертная оценка практических работ и тестовый контроль.
Промежуточная аттестация:
Экспертная оценка по результатам текущего контроля
Главным результатом освоения программы является формирование у обучающихся интереса к данному техническому направлению. По окончании курса слушатели формируют портфолио сертификатов и практических работ. Портфолио может быть как электронным так и в бумажном варианте.
2.4. Список литературы
Основные источники:
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 1993. 25 декабря.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне"(с изменениями и дополнениями).
Основная литература:
Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. М. Информационная безопасность и защита информации. 6-е издание.- М.: Академия, 2012.
Нестеров С.А. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 126 с.
Цирлов Валентин, Основы информационной безопасности. Краткий курс. – М.: Феникс, 2008 . - 256 с.
http://nsecurity.ru/sitemap.html
http://ab-solut.net/ru/articles/problemi_zashiti/
http://nsecurity.ru/metody-zashity-informacii.html