Программа «Духовно – нравственное воспитание детей, проживающих в интернате ГБОУ НСО «СКК» «Разум сердца»
Программа
«Духовно – нравственное воспитание детей, проживающих в интернате ГБОУ НСО «СКК»
«Разум сердца»
2020 – 2023 учебный год
Составитель:
воспитатель интерната
Н.В. Штабная
Введение
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность духовно - нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают воспитанников к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в политической жизни государства и были способны многое сделать для своей страны.
Тема духовно - нравственного воспитания молодого поколения, актуальна на протяжении многих лет, даже веков.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие ребёнка определяется обучением, воспитанием и повседневной жизнью, средой, в которой он живет и действует, мысли и впечатления, которые у него возникают во время общения со сверстниками, родителями, педагогами. Это важный источник формирования ценностных установок духовно - нравственного характера.
Духовно – нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Целью программы является развитие духовно – богатой, интеллектуальной, богатой, здоровой, свободной, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к быстрой ориентации в решении сложных жизненных проблем.
Для достижения указанной цели, необходимо решать следующие задачи:
создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования коллектива группы и развития личности ребенка в нем;
способствовать развитию познавательных интересов воспитанников;
поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации воспитанников;
научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
утверждение в сознании и чувствах воспитанников духовно – нравственных ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 17 лет (5 – 11 класс).
Основная перспектива развития: достойный человек, сплоченный коллектив.
Деятельность воспитателя направлена на то, чтобы научить детей любить людей и жизнь, приобщить к национальным и общечеловеческим ценностям.
Ожидаемые конечные результаты программы:
-нравственное поведение;
-обогащенный эмоциональный и эстетический мир детей;
-здоровый образ жизни;
-патриотическое и гражданское самосознания;
-применение моральных норм;
-приобщенность к нравственным, духовным ценностям современного мира и историческому прошлому;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим
Основные направления Программы:
Личностное:
Мероприятия:
«Кто я? Каков я? – игра», «Двери в детство» - путешествие детей в детство родителей; «Мои интересы, мои увлечения – аукцион», «Я – в школе, я – дома, я – среди друзей – интерактивная игра»; «Мои «хочу» и мои «могу» - диспут; «Умею ли я любить? – аукцион мнений, «Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа»; «Я имею право на… - разговор на заданную тему».
- Тренинги нравственного самосовершенствования: «Добро – это…», «Главное в жизни – это…», «Мои ценности», «Мое лучшее Я», «К чему мы стремимся в жизни» и др.
- Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города, посещение музеев, театров, выставок.
- Организация собственных выставок творческих работ.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Мероприятия:
- Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;
- Встречи, беседы с интересными людьми «Люди и нравственность», «Интересная профессия» и др.;
- Семейные встречи, праздники: «День матери», «Новый год»; «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»;
- Беседы, экскурсии, оформление стендов, просмотр презентаций видеофильмов: «Моя семья – мои истоки», «Памятники – культурные символы России», «Новосибирск, Новосибирская область - моя малая Родина», «Традиции и обычаи народов стран мира и России», «Основы книжной культуры школьника», «Основы духовно-нравственной культуры», «Духовные ценности Древней Руси», «Культурные ценности России», «Есть такая профессия – Родину защищать!»
- Духовные беседы с воспитанниками.
- Просмотр фильмов, видеороликов духовно-нравственного содержания.
- Изучение народных традиций и обрядов, использование их в воспитательном процессе. (Рождество, Крещение на Руси, Светлый праздник Пасха, Масленица и т.д.).
- шефская работа с младшими ребятами, наставничество, взаимопомощь;
- создание и проведение познавательных игр, способствующих реализации целей Программы.
3. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
Мероприятия:
- Организация фотовыставок «Мой край», «Мир животных, мир людей», «Смешное вокруг нас» и др.;
- Творческие мастерские: изготовление атрибутов к мероприятиям, изготовление поделок на праздники, оформление группы к праздникам и мероприятиям;
- оформление стендов, выпуск поздравительных и тематических газет, праздничные поздравления одногруппникам, педагогам, сюрпризные моменты, развлекательные конкурсы, участие в творческих конкурсах.
4. Формирование коммуникативной культуры:
Мероприятия:
- Походы выходного дня парки города, зоопарк, Ботанический сад, кинотеатр, театр, концерты);
- КТД, «Спортивные традиции» и др.;
- Интеллектуальные бои, ринги и др. для воспитанников интерната;
- Проведение собраний группы, совместно с детьми решение текущих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению, труду, жизни:
- формирование у детей представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей подростков с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия социального бытия человека;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
Мероприятия:
ПХД, Трудовой десант, помощь ветерану труда, мастер – классы по созданию уюта в пространстве проживания, хранению и уходу (чистка, глажка, стирка и т.д.) за личными вещами, конкурсы на самую аккуратную, красивую, чистую комнату,
6. Интеллектуальное воспитание:
- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе воспитанников к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Мероприятия:
Памятки по подготовке домашнего задания, организация самоподготовки, контроль и помощь в выполнении домашнего задания, обучение работе с литературой, интернет ресурсами и т.д., собрание в группе по итогам успеваемости, индивидуальная работа по итогам успеваемости, взаимодействие с родителями, педагогами по предметам, воспитателями класса, поддержка инициативы, самостоятельности, наставничество (закрепление более успешных в учебной деятельности ребят над ребятами нуждающимися в помощи в процессе самоподготовки) и т.д.
7. Здоровьесберегающее воспитание:
- формирование у воспитанников культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у подростков навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе посещения спортивных мероприятий, секций и кружков.
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека.
Мероприятия:
- Беседы о ЗОЖ. «Декада ЗОЖ». Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов. Конкурс рисунков и плакатов «Здоровый образ жизни – что это такое?» и т.п.
- Посещение секций по различным видам спорта во внеурочное время. -- Спортивные мероприятия (шашки, шахматы, футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, плавание и др.)
- Участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях учреждения и за пределами учреждения.
- Проведение профилактической работы по профилактике вредных привычек у воспитанников: акции, диспуты, интерактивные игры.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование воспитанников. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка при реализации программы:
Методы экспертной оценки педагогов и самооценки воспитанников.
Педагогическое наблюдение.
Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” для определения нравственной направленности личности.
Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности.
Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.
Сформированность коммуникативного потенциала личности подростка.
Методика выявления коммуникативных склонностей. (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Педагогическое наблюдение).
Сформированность эстетического потенциала личности ребёнка. (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Педагогическое наблюдение).
Сформированность физического потенциала личности воспитанников. (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки воспитанников).
Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.