Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС
Пояснительная записка к презентации
Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС
Подготовила Ещенко А. Ю.
учитель начальных классов МКОУ «Михайловская СОШ»
«Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят...» Шалва Амонашвили.
Во ФГОС подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.
С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится объектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогом , учащимися и семьей в целом.
Задача учителя состоит в том, чтобы:
-привлечь всех родителей к совместной работе,
-формировать у родителей систему ценностных отношений;
- ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
- проводить психолого-педагогическое просвещение родителей;
- организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся по нравственно-правовому воспитанию;
- создать условия для взаимодействия с общественными организациями;
- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность
Говорим о семье
Семья – структурная единица общества, закладывающая основы личности; социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей
Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде как в семье сформированы быть не могут
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволяет им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.
О связи семьи и школы:
Связь семьи и школы осуществляется через классного руководителя (родительский комитет, родительское собрание).
Непрофессиональная работа с родителями подрывает авторитет педагога в школе. Сегодня стало сложнее воспитывать ребёнка в школе. Это зависит от ряда причин:
В единых усилиях педагогов и родителей должно происходить формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.
Основные направления сотрудничества
классного руководителя с родителями
Содержание сотрудничества классного руководителя
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений: врача, психолога. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитываю предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовываю с помощью следующих форм работы:
индивидуальные консультации;
круглые столы;
беседы;
Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы:
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
дни творчества детей
совместные праздники;
походы, экскурсии
игры-соревнования.
участие родителей класса в работе родительского комитета
При подготовке к родительским собраниям придерживаюсь следующих правил:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Мои принципы общения с родителями:
Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Результаты:
Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педагогического коллектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:
Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;
Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;
Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;
Сформировать общие подходы к воспитанию;
Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;
Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;
Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.
Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
Участие родителей в праздниках.
Создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности
Выводы
Активное участие в праздниках помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка, и на сам процесс образования в целом.
Участие помогает им:
Относиться к ребенку как к равному;
Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
Развивать способности своего ребенка.
«Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят...»
Шалва Амонашвили