Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС
Формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы в аспекте ФГОС Подготовила Ещенко А. Ю. учитель начальных классов МКОУ «Михайловская СОШ»
«Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят...» Шалва Амонашвили. Во ФГОС подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.
С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится объектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. В семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка
Цель моей работы с родителями: Создание эффективных условий взаимодействия семьи и школы. Задача учителя состоит в том, чтобы: -привлечь всех родителей к совместной работе; -формировать у родителей систему ценностных отношений; - ознакомить родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; - проводить психолого-педагогическое просвещение родителей; - организовать совместные мероприятия учителей, родителей и учащихся по нравственно-правовому воспитанию; - создать условия для взаимодействия с общественными организациями; - вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
Роль семьи. Семья – структурная единица общества, закладывающая основы личности; социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде как в семье сформированы быть не могут В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. Связь семьи и школы: Связь семьи и школы осуществляется через классного руководителя (родительский комитет, родительское собрание). Непрофессиональная работа с родителями подрывает авторитет педагога в школе. Сегодня стало сложнее воспитывать ребёнка в школе. Это зависит от ряда причин: В единых усилиях педагогов и родителей должно происходить формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей. Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями
Содержание сотрудничества классного руководителя: 3. участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом. 2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; психолого-педагогическое просвещение родителей;
Психолого-педагогическое просвещение родителей: индивидуальные консультации; круглые столы; беседы;
Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс направлено с помощью следующих форм работы: открытые уроки и внеклассные мероприятия; дни творчества детей совместные праздники; походы, экскурсии
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет: Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей; Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни; Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка; Сформировать общие подходы к воспитанию; Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей; Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка; Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
Участие родителей в праздниках. Проведены совместные праздники: «Мисс Осень» «Лучший чтец» «Самая милая и нежная» Военно-спортивная игра «Зарница» В классе в партнёрстве учителя и родителей провели открытые родительские собрания: «Виртуальная экскурсия по здоровому питанию» «Проектная деятельность» «Промежуточная аттестация в 3 классе» «Самооценка учащихся»