12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Л.С.168
Учитель технологии. Заслуженный учитель РФ
Россия, Владимирская обл., Владимир
Материал размещён в группе «Учителя технологии»

Программа элективного курса

«Питание и здоровье подростка»

Автор: Николаева Лариса Сергеевна,

учитель технологии МАОУ г. Владимира «СОШ № 36»

Возраст обучающихся 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка

Элективный курс «Питание и здоровье подростка», в первую очередь, ориентирован на учащихся 8-9-х классов предпрофильного естественнонаучного направления, а также на всех учащихся, заинтересованных данной темой.

Курс может быть отдельно рекомендован учащимся с ОВЗ с целью выработки ими собственных стратегий в отношении подбора продуктов для пищевого рациона. Для детей с признаками одаренности занятия по данной теме могут стать отправной точкой для разработки исследовательских проектов в области здорового питания.

Этот курс направлен на расширение представлений школьников о пище с научной точки зрения и предусматривает формирование основ здорового образа жизни.

Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи.

Питание должно быть рациональным, соответствовать не только основным положениям науки о питании, но и учитывать огромную информационную нагрузку на человека в 21 веке. С одной стороны, современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, лечения, рекламе пищевых продуктов, добавок и т.д., поступающей с экранов телевизора, страниц газет и журналов, прилавков магазинов. С другой стороны ребенок, подросток не умеет правильно воспринимать и использовать эту информацию.

Правильная организация питания требует знаний основ химического состава пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их получения, о превращениях, которые происходят при их получении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах.

Программа курса позволяет помочь ученикам в самоопределении профиля и сознательного выбора ими будущей профессии. Материал элективного курса доступен учащимся 8-9-х классов, знакомит их со спецификой таких профессий как врач-диетолог, технолог пищевого производства, лаборант, химик, биолог, эколог и т.д.

Содержание данного элективного курса рассчитано на изучение в течение 18 часов по (1 часу в неделю) и включает лекции, практические работы и элементы исследования. Программа курса состоит из трех разделов. В первом рассмотрены основные химические компоненты пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества), описаны свойства и их превращения, приводятся сведения об основных пищевых добавках и вредных веществах.

Второй раздел посвящен химическому составу пищевых продуктов. Учитывая современный уровень развития пищевой химии, в ней обобщены сведения о химических процессах, происходящих при производстве продуктов. В научно-популярной форме систематизированы знания о химических процессах при получении основных продуктах питания: хлеба, кондитерских изделий, жиров и масел, сахара, мясных, молочных и рыбных продуктов, напитков. Кратко описаны основы домашнего приготовления пищи и химические процессы, которые при этом протекают.

В третьей теме программы рассмотрены вопросы питания человека. Сформулированы основные положения рационального питания, приведены таблицы химического состава пищевых продуктов, описаны их свойства, представлены химические формулы важнейших соединений, превращения и наиболее важные реакции. Все эти сведения помогут подростку выявить закономерности, на научной основе организовать свое питание и сохранить здоровье.

Цель курса: формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового рационального питания

Основные задачи курса:

- показать важность химического состава продуктов питания в жизнедеятельности

- совершенствовать умения работы с литературой и средствами мультимедиа

- через исследование получить данные о характере домашнего питания школьников;

- определить уровень соответствия режима и рациона питания школьников требованиям, предъявляемым специалистами;

- обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья;

- создать условия для противостояния манипулированием со стороны СМИ и товаропроизводителя, научить выявлять недоброкачественные и опасные готовые продукты;

- обеспечить учащихся необходимой справочной информацией: по вопросам рационального питания подростков

Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью рассматриваемых тем, что способствует повышению интереса учащихся к изучению проблемы питания, ориентирует их на выбор определенных профессий.

Требования к усвоению учебного материала

Учащиеся должны знать:

- требования к качеству пищевых продуктов и их пищевую ценность;

- основные виды пищевых добавок и их влияние на организм человека;

- химический состав продуктов питания и его значение для организма

- правила рационального питания и энергетическую ценность продуктов питания

- физиологическую природу питания, процессов пищеварения и основные способы профилактики пищевых отравлений.

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи между качеством пищевых продуктов и здоровьем человека;

- проводить исследования качества продуктов питания;

- наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;

- обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

Структура курса позволяет осуществлять контроль достижений учащихся как текущий (семинары-обсуждения, защита практических работ), так и итоговый в виде защиты творческого проекта на Дне науки, экзамене, научно-практической конференции, олимпиаде или конкурсе. Универсальной формой отчетности учащихся по элективному курсу становится портфолио: для документов, работ и отзывов.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

В данном курсе промежуточный контроль достижений является инструментом положительной мотивации и своевременной коррекции работы учащихся и учителя.

В качестве форм промежуточного контроля рекомендуется использовать рефераты, тестовые задания, расчетные задачи с экологическим содержанием, творческие и исследовательские работы.

Планируемые результаты

В ходе осуществления познавательной деятельности учащихся при реализации программы курса предполагается

- формирование интегрированных представлений о принципах рационального питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

- осуществление исследовательской и проектной деятельности под общей тематикой «Рациональное питание».

Контроль деятельности каждого из учащихся осуществляется на протяжении всего курса в ходе подведения итогов отдельного занятия (промежуточный контроль достижений), так и при подведении итогов курса, при защите проекта (итоговый контроль достижений).

Учебно-тематический план


Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! Выбираем здоровое питание!

1

1

2

2


Химический состав пищи. Вода. Минеральные вещества». Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании.

2


2


4

3

Пять цветов здоровья. Пирамида здорового питания.

1,5

0,5

2

4

Калорийность пищи

1

1

2

5

Рациональное питание

1

1

2

6

Роль пищевых добавок в жизни человека

1

1

2

7

Особенности питания подростка

2

1

3


Итого:

9,5

7,5

17

Содержание

Тема I. Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! (2 часа)

Здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей. Роль человека в сохранении и укреплении собственного здоровья. Правильное питание как основная составляющая здорового образа жизни. Практическая работа: Работа с анкетой опроса учащихся по вопросу организации домашнего питания школьников (1 час)

Тема 2. Химический состав пищи (4 часа)

Основные химические компоненты продуктов питания. Белки, жиры, углеводы. Многообразие и роль витаминов в организме человека. Вода и растворы, их влияние на здоровье человека. Минеральные элементы. Макро- микро- и ультрамикроэлементы. Биологическая роль отдельных элементов (кальций, магний, натрий, калий, фосфор, железо и др.). Причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие минеральные элементы. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Структурированная вода (магнитная, талая и др.).

Практическая работа: Представление результатов анкетирования. Сообщения сведений о правильном режиме питания и норм потребления различных продуктов. (2 часа)

Тема 3. Пять цветов здоровья. Пирамида здорового питания (2 часа)

Презентация продуктов пяти цветовых групп:

Желтый цвет. Продукты из зерновых. Значение продуктов из зерновых для организма: обеспечивают организм необходимым количеством углеводов, белка, минералов (магний, фосфор, железо) Роль продукты из зерновых в улучшении деятельности желудочно–кишечного тракта, снижении риска развития сердечно – сосудистых заболеваний и опухолей, укреплении иммунитета организма.

Зеленый цвет. Овощи, грибы, фрукты, ягоды. Продукты этой группы - источник витаминов, минералов, пищевых волокон, фитонцидов. Их роль в улучшении работы желудочно – кишечного тракта; выведении из организма вредных веществ; снижении уровня холестерина; поддержании здоровья сердца и сосудов; нормализации обмена веществ; повышении защитных сил организма.

3) Голубой цвет. Молочные продукты. Молочные продукты – важнейший источник белка, кальция, фосфора, калия, витаминов А, D, B2, животного(молочного) жира. Кисломолочные продукты – источник полезных микроорганизмов.

4) Оранжевый цвет. Продукты животного происхождения, бобы, орехи. Эти продукты - источник белков, витаминов и микроэлементов. Их роль в повышении иммунитета, активности; предохранению от йододефицита: нормализации обмена веществ; улучшении работы сердца, сосудов и деятельности головного мозга, улучшении состояния кожи.

5) Красный цвет. Жиры, масла, сахар и кондитерские изделия. Продукты этой группы – источники жиров и углеводов. Нормы потребления продуктов данной цветовой группы. Пирамида здорового питания.

Практическая работа: Заполнение электронной пирамиды здорового питания. (0,5 ч.)

Тема 4. Калорийность пищи (2 часа)

Физиологический аспект рационального питания. Этапы пищеварения. Энергетический баланс питания. Как рассчитать калорийность рациона питания?

Практическая работа: Расчёт калорийности рациона питания с помощью мультимедийного издания «Счетчик калорий». Составление сбалансированного меню. (1 час)

Тема 5. Рациональное питание и здоровье человека (2 часа)

Рациональное питание и традиции, образ жизни, психическое состояние человека. Влияние пищевого выбора на наше здоровье, качество и продолжительность жизни.
Практическая работа: Знакомство с профессией «врач-диетолог» с помощью диска «Справочник диетолога» (1 час)

Тема 6. Роль пищевых добавок в жизни человека (2 часа)

Пищевые добавки. Маркировка пищевых добавок. Неоднозначная роль пищевых добавок в жизни человека. Практическая работа: Определение состава и наличия вредных, опасных и сомнительных ингредиентов в составе готовых пищевых продуктов:

«Чипсы картофельные», жвачка шоколадный батончик, «Московский картофель»

«Сухарики», «Лапша быстрого приготовления» и др. с помощью диска «Справочник покупателя. Продукты питания»

Тема 7. Особенности питания подростков (3 часа)

Принципы рационального питания школьника. Рекомендуемый суточный набор продуктов для подростка. Меню школьника. Практическая работа: Составление меню на 3 дня. 

Список литературы:

1. Аностасова А.П. «Человек и его здоровье». – М.: Просвещение, 1997 г.

2. Анохина В.С. и др. «Эксперименты и наблюдения на уроках биологии»: Методическое пособие. – Минск: Бел.эн., 1998 г 37с.

3.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования»: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. – Самара: «Учебная литература». – 2006. – 176 с.

4. Мамонтов С.Г. «Основы биотехнологии»: Учебные материалы для учащихся. – М.: НИИ содержания и методов обучения, 1991 г.305 с.

5. Суворова Н.Н. «Человек и его здоровье». – Н. Новгород, 2002 г.126с.


Опубликовано в группе «Учителя технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.