Программа элективного курса по биологии для обучающихся 11 класса профильного уровня «Микробиология с основами биотехнологии»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 12» городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО МО учителей биологии, географии, химии и экономики МАОУ «Лицей № 12» г. Стерлитамак РБ пр. №___ от ______ 2018г. ________ Л.А. Имангулова |
Согласовано на заседании Методического совета МАОУ « Лицей № 12» г. Стерлитамака РБ Протокол №___ от ____ 2018г. Руководитель МС _________О.Ю. Ишназарова |
УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ « Лицей № 12» г.Стерлитамак РБ ________Е.Н. Маркелова Приказ №_____ от «___»____ 2018г. |
Микробиология с основами биотехнологии
программа элективного курса по биологии
для обучающихся 11 класса
(52 часа, 1,5 часа в неделю)
Составитель: Ахтямова Н.Д.,
учитель биологии
первой категории
2018
Пояснительная записка
Программа элективного курса по биологии «Микробиология с основами биотехнологии» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе документов:
Федеральный закон «Об образовании» в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и науки Российской Федерации № 1697 от 17 декабря 2010 года;
Учебный план МАОУ «Лицей № 12» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2018– 2019 учебный год;
Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 12» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2018-2022 учебный год.
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, свойственных микроорганизмам, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков.
Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому введение элективного курса позволит углубить знания учащихся по данному разделу биологии, познакомить их с современными направлениями микробиологии, поможет сориентироваться в мире профессий, связанных с биологией.
Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой. Эти навыки необходимы для учащихся, которые выбрали химико-биологический профиль в старшей школе и планируют дальнейшее обучение в медицинских и биологических ВУЗах. Повышение уровня знаний в области микробиологии влечет за собой неизменно и повышение культурного уровня учащихся, т.к. на занятиях по микробиологии затрагиваются многие понятия из области знаний об инфекционных заболеваниях, вирусологии и микологии, методах их диагностики и лечения.
Курс «Микробиология с основами биотехнологии» является актуальным, так как к настоящему времени по уровню развития теоретических и практических исследований микробиология и биотехнология заняли ведущее место среди других биологических наук. Развитие микробиологии и биотехнологии идет в тесной связи с общим научным прогрессом и запросами практики.
Введение данного курса позволит раскрыть перед обучающимися путь решения глобальных проблем человечества - недостаток пищевого белка, дефицит природных ресурсов, антропогенное загрязнение окружающей среды.
В соответствии с этим, целями прохождения настоящего курса являются:
- дать учащимся глубокие современные представления о микроорганизмах;
- показать значимость микроорганизмов в природе и науках;
- ориентировать учащихся на получение профессий биологического профиля.
В ходе достижения целей, решаются следующие задачи:
- привить интерес учащихся к изучению проблем микробиологии клонирования генов, поиска причин возникновения злокачественных опухолей, направленного изменения наследственности
- формирование понятий о микроорганизмах как важных объектов биоценозов планеты и их роли в процессах трансформации основных элементов в биосфере;
- раскрыть связь микробиологии с генетикой, медициной, агрохимией, биотехнологией;
- познакомить с историей развития микробиологии;
- сравнить строение одноклеточных представителей различных царств:
бактерий, растений, животных и грибов;
- формировать умение пользоваться генетическими навыками при решении генетических задач.
- способствовать умению применять теоретические знания в различных жизненных ситуациях.
- создать условия для творческой самореализации обучающихся;
- формировать практические навыки работы с микроскопом лабораторным оборудованием;
- развить исследовательские умения.
- способствовать формированию негативного отношения к факторам снижающим здоровья.
- воспитывать основы здорового образа жизни.
- воспитывать культуру взаимоотношений.
Предлагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для обучающихся 11 класса химико-биологического профиля и рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.
Формы работы:
- лекции с изучением теоретического материала, составлением алгоритмов, опорных конспектов, схем, презентаций;
- семинары, защита рефератов;
- лабораторные работы и практикумы;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Методы обучения:
- По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
- По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Формами контроля по изучению данного элективного курса будут являться:
- устные и письменные тестовые работы;
- выполнение лабораторных работ;
- итоговая контрольная работа.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса
У учащегося будут сформированы:
- ценности здорового и безопасного образа жизни (в том числе усвоены правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей);
- основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования:
- чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления.
Учащийся получит возможность научиться:
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения элективного курса
Выпускник научится:
- объяснять современные методы исследования биологических свойств и явлений;
- объяснять особенности строения микроорганизмов, закономерности их размножения, питания, роста;
- понимать сущность и роль микроорганизмов в различных экосистемах;
- понимать сущность изменчивости и наследственности микроорганизмов, особенности регуляции работы генов;
- объяснять виды иммунитета, способы вакцинации;
- применять важнейшие открытия и труды Л. Пастера, Э. Дженнера, С. Н. Виноградского, И. И. Мечникова;
- анализировать современное состояние и достижения биотехнологии, селекции, медицины, агрономии.
- доказывать влияние окружающей среды на проявление признаков (фенотипа).
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии.
- делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни и сохранения здоровья.
Учебно-методический план
№ |
Тема (раздел) |
Количество часов |
Вид занятий |
1 |
Введение |
2 |
Лекция |
Раздел 1 Структурная организация и жизнедеятельность микроорганизмов |
36 |
||
2 |
Вирусы |
9 |
Лекция, сообщения, выполнение лабораторной работы |
3 |
Бактерии |
15 |
Лекция, выполнение лабораторной и практической работы |
4 |
Грибы |
10 |
Лекция, выполнение лабораторной работы |
5 |
Обзор организации микроскопических растений и животных |
2 |
Лекция, дискуссия |
Раздел 2 Роль микроорганизмов в биотехнологии |
12 |
Лекция, семинар, тестирование |
|
6 |
Обобщение |
2 |
Сообщения, дискуссия. Анализ работы и подведение итогов |
Итого |
52 |
Содержание курса
Общее количество - 52 часа
Введение (2 часа)
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.
Раздел 1 Структурная организация и жизнедеятельность микроорганизмов (36 часов)
Тема 1.1 Вирусы (9 часов)
История открытия вирусов. Луи Пастер, Пауль Эрлих, Илья Ильич Мечников. Строение вирусов. Генетический паразитизм. Взаимодействие вируса и клетки. Вироиды и прионы. Бактериофаг. Фитовирусы. Лизогенная конверсия. Трансдукция. Методы диагностики вирусных болезней. Профилактика и лечение вирусных болезней. Иммунитет. Костный мозг, вилочковая железа (тимус), виды иммунитета, механизм иммунитета, фагоциты, интерфероны, нормальная микробиота.
Вирусные болезни:
Растений - табачная мозаика, курчавая карликовость и скручивание листьев картофеля, кольцевая и бурая пятнистость яблони, каменистость плодов груши и айвы, некроз плодов черешни и вишни, оспа и полосатая мозаика сливы, морщинистость земляники, желтуха свеклы, огуречная мозаика,
Животных – ящур, бешенство, энцефалит, миксоматоз, птичий грипп,коровья оспа
Человека – желтая лихорадка, грипп, полиомиелит, СПИД, гепатиты А и В, энцефалит, оспа, геморрагическая лихорадка, краснуха, герпес, корь.
Практическая работа:
№ 1 «Диагностика вирусных болезней у растений»
Тема 1.2 Бактерии (15 час)
Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии. Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция. Вакцины и иммунные сыворотки, антимикробные химические препараты, химиотерапия, антибиотики.
Практические работы:
№ 2 «Микроскопическое изучение бактерий-возбудителей молочно-кислого
брожения»
№ 3 «Молочнокислое брожение»
№ 4 «Фотосинтезирующие бактерии»
№ 5 «Азотфиксирующие симбиотические бактерии»
№ 6 «Бактерии – возбудители болезней растений»
Тема 1.3 Грибы (10 часов)
Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов(фикомицеты, сумчатые, базидиальные и др.) Особенности плесневых грибов. Морфология и размножение грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.
Лишайники – симбиотические организмы. Строение лишайников. Классификация слоевища. Особенности размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды.
Экологические группы грибов: почвенные микробиоты, эндомикориза и экзомикориза, эндофиты, паразиты.
Грибные заболевания:
Растений – ржавчинные, головневые, мучнисторосяные, рак картофеля, кила капусты, плодовая гниль и парша яблони, серая гниль земляники, антракноз смородины.
Животных – парша, стригущий лишай.
Человека – аспергиллез, кандидоз, молочница, трихофития, стригущий лишай, парша, микроспория.
Грибы в биотехнологии – получение продуктов брожения, органических кислот, витаминов, белков, антибиотиков. Грибоводство.
Практические работы:
№ 7 «Грибница плесневых (мицелиальных) грибов»
№ 8 «Бесполое и половое размножение грибов»
№ 9 «Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами»
№ 10 «Симбиоз грибов с растениями»
Тема 1.4 Обзор организации микроскопических растений
и животных (2 часа)
Происхождение и значение водорослей. Теория симбиогенеза. Строение, размножение и питание водорослей. Систематические группы водорослей: зелёные, желтозелёные, золотистые, диатомовые, эвгленовые, криптофитовые. Простейшие. Общая характеристика простейших. Систематические группы простейших: саркодовые, жгутиковые, споровики, миксоспоридии, микроспоридии, инфузории.
Раздел 2 Роль микроорганизмов в биотехнологии (12 часов)
Биотехнология, её зарождение и развитие. Традиционная, современная и новейшая биотехнология. Вермикультивирование. Объекты вермикультивирования. Промышленное выращивание дождевых червей для получения биогумуса. Объекты биотехнологии. Использование грибов и бактерий в биотехнологии. Генномодифицированные клетки, питательные среды: простые, обогащённые, сложные. Современные методы биотехнологии: клеточная инженерия, генная инженерия. Методы клеточной инженерии: метод культуры тканей, гибридизации, реконструкции клеток. Клональное микроразмножение, гаплоидные растения, соматическая гибридизация. Культура клеток высших растений. Клонирование позвоночных животных. Клон. Антитела и антигены. Изготовление вакцин биотехнологическими методами. Интерфероны, их значение для организма человека и животных. Трансгенные растения, область их применения. Генномодифицированные растения и продукты питания.
Обобщающий урок 2 часа
Темы проектов
1) Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии.
2) Луи Пастер - основатель современной микробиологии и иммунологии.
3) Жизнь и деятельность Александра Флеминга.
4) «Влияние факторов среды на рост и развитие молочнокислых бактерий».
5) «Влияние температурных условий на рост развитие плесневых грибов».
6) «Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое».
7) «Изучение условий для жизнедеятельности дрожжевых грибков»
8) «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
Литература для учителя:
Бухар М.И. Популярно о микробиологии. – М.: Знание, 1989.
Бондаренко Н. В. биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. –М.: Агропромиздат, 1986.
Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Биологический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1990.
Воробьев А.А., Кривошеин Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарная микробиология: учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2003.
Вавилов Н. И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. – М.: наука, 1986.
Головин П. Н., Арсеньева М. В. Практикум по общей фитопатологии. – СПб.: Лань, 2002.
Дикий И. Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. – м.: профессионал, 2004.
Дорохина Л.Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. - М.: 1990г.
Егорова Т. А., Клунова С. М., Живухина Е. А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
Емцев В. Т., Мишустин Е. Н. Микробиология : учебник для студентов вузов. – М.: Дрофа, 2006.
Семенов А.М., Логинова Л.Г. Микроорганизмы. Особенности строение и жизнедеятельности. // Биология в школе. - 1991. № 6.
Семенов А.М., Логинова Л.Г. Селекция микроорганизмов и использование их в биотехнологии. // Биология в школе. - 1993. №1
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. - М.: Просвещение, 1982.
Янушкевич Л.В. Многообразие простейших //Биология в школе №4 2003г.
Литература для обучающихся:
Никишова Е. А. Основы биотехнологии: 10 – 11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Шапиро Я. С. Микробиология: 10 – 11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, Печатные пособия:
Комплект таблиц «Химия клетки»
Комплект портретов для кабинета биологии.
Настенные стенды: «Уровни организации живой природы», «Эволюция органического мира»
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
Слайд-альбом: «Цитология и генетика»
Слайд-альбом: «Экология», «Эволюция органического мира»
CD-ROM. Наглядная биология. Общая биология. Версия 2.0
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Технические средства обучения:
Ноутбук, стационарный мультимедиа проектор, многофункциональное копировальное устройство, интерактивная доска, классная доска. На доске при необходимости размещаются демонстрационные таблицы с помощью магнитов.
Экранно-звуковые пособия:
Видеофильм «Общая биология»
Учебно-лабораторное оборудование:
Комплект микропрепаратов «Общая биология»
Лупа ручная
Микроскоп школьный
Модель «Строение клеточной оболочки»
Модель объёмная «ДНК»
Модель-аппликация «Классификация растений и животных»
Модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов»
Модель-аппликация «Перекрёст хромосом»
Модель-аппликация «Деление клетки. Митоз и мейоз»
Оборудование класса:
Комплект ученических столов со стульями, регулируемые по высоте, в количестве 15 шт.; учительский стол; шкафы для хранения литературы, моделей, муляжей, в количестве 5 шт.